Мы вместе, мы – команда

«БОСС» в помощь | Управление персоналом
Текст | Екатерина ГРИШИНА, руководитель программы «Лидеры производительности», директор центра повышения производительности ВАВТ Минэкономразвития России

Элементы корпоративной культуры, которые повысят устойчивость компании в кризис. Советы эксперта по продуктивности.

Согласно исследованию Deloitte, 94% директоров и 88% работников видят прямую связь между сильной корпоративной культурой и успехом бизнеса. Люди трудятся продуктивнее и преданы компании, которая заботится об их благополучии даже в кризис. Сегодня некоторые предприятия перенаправляют часть маркетингового бюджета с внешних активностей на развитие внутренних коммуникаций. Чтобы сохранить лояльность и вовлеченность сотрудников нужно прилагать особые усилия. Каким составляющим корпоративной культуры стоит уделить внимание?

 

Трансляция видения развития компании в существующих условиях

Важная функция корпоративной культуры – вовлечение сотрудников в достижение стратегических целей компании. Они должны быть масштабными, но достижимыми. Слишком оторванные от реальности цели могут демотивировать уже на этапе найма. Например, в процессе собеседования на позицию единственного маркетолога на стартапе кандидату сообщают, что в ближайшие два года компания должна стать одним из мировых лидеров в своем сегменте. И надежда возлагается именно на нового сотрудника. Не удивительно, что на финальном этапе человек отказывается от заманчивого предложения. Он понимает – при наличии столь высоких ожиданий работать придется в постоянном стрессе, а все достижения покажутся мелкими. Другая крупная компания поставила амбициозную цель обеспечить доступность своей продукции во всем мире и сделала сотрудников партнерами в ее достижении. Результаты оказались очень хорошими – возможность влиять на ситуацию, проявлять инициативу и быть причастным к крупному успеху мотивируют человека совершать почти невозможное. Компания приблизилась к поставленной цели, а многие работники выросли с рядовых позиций до топовых должностей.

 

Совет дня. Понимание стратегии обеспечивает движение команды в одном направлении, слаженность работы даже в удаленном формате и в неопределенности кризиса. Сейчас усилия по коммуницированию персоналу стратегии стоит удвоить. В зависимости от ситуации посыл может быть: «Мы движемся к тем же целям, несмотря на сложности» или «Смена курса поможет нам выжить и быть успешными в новых условиях». Важно обеспечить постоянную доступность информации о развитии ситуации, транслировать значимость вклада каждого человека в достижение общего результата.

 

Готовность слушать и слышать сотрудников

Удовлетворенные жизнью и работой люди, как правило, трудятся усерднее. Тяжелый психологический климат в коллективе, высокая текучесть и недовольство сотрудников снижают продуктивность работы. Приказать людям стать счастливыми невозможно. Для начала необходимо дать им возможность высказаться и быть услышанными. Как показало исследование CultureIQ, сотрудники компаний с сильной корпоративной культурой на 16% чаще других считают, что руководство их слышит.

Пример: один из участников нашей программы, крупный производитель запчастей из Самарской области, нес серьезные убытки из-за выпуска определенного объема бракованной продукции. Появлялась она в основном из-за человеческого фактора. Как показал опрос, люди считали, что руководство их совершенно не слышит и достучаться до него невозможно. На нескольких производственных ячейках предприятия организовали оперативный сбор проблем и рацпредложений, провели «прямую линию» с генеральным директором, закрепили за бригадами кураторов из числа инженерно-технических работников, усилили систему мотивации. Результаты превзошли ожидания – на пилотном проекте количество брака снизилось более чем в четыре раза, на треть увеличился размер премирования за достижение результатов, более чем на 30% выросла выработка.

 

Совет дня. В ситуации неопределенности и стресса важно создать условия, чтоб сотрудники могли выговориться, донести до руководства свои мысли и предложения. Следует развивать каналы коммуникации, которые обеспечат возможность доверительного, в том числе неформального общения между руководителем и членами команды.

 

Демонстрация действительно важной для сотрудников заботы

Забота о благополучии и здоровье сотрудников (физическом и психологическом) – один из китов, на которых держится позитивная корпоративная культура. К сожалению, на практике формальное проявление заботы может оказать на мотивацию персонала обратный эффект. Например, веселая агитационная акция «Бросаем вместе курить» воспринимается частью коллектива как унижение. А теннисный стол, установленный в коридоре при наличии постоянных переработок, вызывает раздражение. В свою очередь компании Slack отказалась от комнат для йоги, столов для пинг-понга или настольного тенниса. Штаб-квартира компании оборудована подчеркнуто просто, а на стенах размещен слоган «Work hard and go home». Руководство исходило из того, что людям не хочется оставаться после работы ради занятий йогой или корпоративных коктейлей, им хочется иметь больше времени для личных дел. Корпоративная культура компании стимулирует работать продуктивно и уходить вовремя. Важно понимать, что действительно является ценностью для сотрудников.

 

Совет дня. В кризисной ситуации проявление заботы особенно ценно. Стоит донести до сотрудников, что главным для компании остается их жизнь и здоровье, рассказать, какие усилия прилагаются для сохранения социальных гарантий.