Лариса и Евгений ГЕРТ

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Анна ДЫМОВА
Фото | Юрий ТЕРЕЩЕНКО, из архива ITC Coop

Лариса и Евгений ГЕРТ: развивая ITC Coop через концепцию потребкооперации, мы решаем глобальные задачи

ITC Group — международная кооперативная группа, представленная отдельными кооперативами под брендом ITC Coop в России, Казахстане, Беларуси и Швейцарии (ITC Swiss). В активе группы — социально направленные программы «Моя квартира», «Мой дом» и «Мое авто», цель которых — предоставить всем желающим возможность выгодно приобретать недвижимость и автотранспорт, а также прогрессивные финансовые инструменты, открывающие перед пайщиками ITC Coop большие инвестиционные и бизнес-возможности в рамках реализации концепции потребительской кооперации. В ближайших планах группы — реорганизация швейцарского кооператива ITC Swiss, являющегося эмитентом токена ITCM, в первый международный цифровой банк.

Основатели международной кооперативной группы — председатель Совета ITC Group Лариса Герт и ее супруг и бизнес-партнер, член Совета правления ITC Group Евгений Герт — рассказали нашему журналу о том, как группа ITC привносит опыт и возможности международной кооперации в экономики стран ЕАЭС, о принципах работы, а также поделились своими взглядами на место России в цифровом мире.

От производственного бренда к кооперативной группе

— Лариса Юрьевна, Евгений Михайлович, не будем скрывать, мы с вами знакомы давно. Свое первое интервью нашему изданию вы дали в 2015 году как основатели бренда GRS1, под которым выпускаются российская косметика премиум-класса, а также товары для здорового образа жизни. Тогда же вы рассказывали о другом красивом направлении вашего бизнеса — выпуске коллекций дизайнерской одежды для женщин под маркой Larisa Gert. Как развивается этот бизнес? Какое место он занимает сегодня в структуре международной кооперативной группы ITC?

Лариса Герт: Действительно, мы громко заявили о себе несколько лет назад, когда сосредоточились на организации производства российской косметики премиум-класса под собственным брендом GRS и ее продвижении на глобальном рынке. Мы доказали, что российская качественная и высокоэффективная косметика существует и нужна потребителю.

Сегодня бренд GRS — это одно из ключевых направлений в группе ITC. Мы постоянно занимаемся его развитием. В соответствии с новейшими разработками в области косметологии и космоцевтики совершенствуем формулы своих косметических продуктов. Развиваем линию продуктов функционального питания, направленных на восстановление естественных принципов здоровья и молодости. Несколько раз в год у нас выходят лимитированные коллекции дизайнерской одежды под маркой Larisa Gert.


1 См. БОСС № 10/2015


Этой осенью нашей компании исполнилось десять лет. В честь юбилея мы запускаем несколько новых линеек товаров под брендом GRS, которые, я уверена, вызовут огромный интерес у тех, кто хорошо знаком с нашими продуктами и знает их высокое качество. Что это будут за продукты, я пока не скажу, пусть это станет сюрпризом для наших клиентов и партнеров. Отмечу лишь, что каждый из них будет уникален. Ну а познакомиться с новинками и узнать об их особенностях можно будет уже в ноябре на официальном праздновании десятилетия нашей компании. Обещаем, что это будет грандиозное мероприятие! В его рамках состоится презентация не только того, что мы сделали за прошедшее десятилетие, но и будут представлены перспективы брендов GRS и ITC Coop. Также для гостей мероприятия предусмотрена великолепная развлекательная программа. Будет очень интересно и полезно!

— Как родилась кооперативная группа ITC Group?

Л.Г.: Мы убеждены, что в бизнесе, если вы нацелены на его развитие, нельзя останавливаться. Надо все время двигаться вперед. Есть хорошая народная мудрость: «Не стоит складывать все яйца в одну корзину». Она применима и к бизнесу — не только с точки зрения распределения финансовых ресурсов, но и с точки зрения распределения вашей креативности и энергии. Не стоит зацикливаться на чем-то одном. Ищите новые возможности, новые сферы приложения ваших сил и ресурсов — так в том числе вы сможете обеспечить стабильность вашего дела и защитить его интересы.

Занимаясь продвижением бренда GRS и стремясь масштабировать свой бизнес, мы внимательно отслеживали тенденции в экономике, анализировали потребности клиентов и то, как эти потребности может закрыть рынок. И, поскольку наша бизнес-модель предполагает тесное сотрудничество с людьми (продвижение бренда GRS изначально строилось на основе усовершенствованной модели сетевого маркетинга. — Ред.), общение с нашими клиентами и партнерами очень скоро подсказало нам нужное направление дальнейшего приложения сил.

Какой вопрос волнует сейчас огромное количество людей? Помимо того что люди хотят достойно зарабатывать, чтобы содержать свои семьи и давать хорошее образование детям… Конечно, жилищный. Это первостепенный вопрос как для миллионов россиян, так и для граждан других стран, с которыми нашу страну связывают геополитические и экономические интересы, — Беларуси, Казахстана и других государств — членов ЕАЭС. Спрос на жилье ныне колоссальный, и рынок его пока удовлетворить не может. Согласно статистическим данным, порядка 50–60% граждан живет сейчас либо в арендованном жилье, либо в условиях, скажем так, некомфортных для проживания. Очень многие хотят купить собственную квартиру, дом, улучшить свои жилищные условия, но не могут этого сделать. И главное препятствие — недостаток собственных денежных средств для приобретения недвижимости и недоступность банковского кредитования для огромного числа граждан.

Проблема стала особенно острой после кризиса 2015 года. Мы поняли это, тесно общаясь с нашими клиентами и партнерами, и тогда задали себе вопрос: «Что мы сегодня можем предложить рынку, чтобы: а) внести свою лепту в решение жилищной проблемы; б) максимально заинтересовать потребителей?» Так родилась идея применить потребкооперацию в целях создания жилищной программы, делающей приобретение собственного жилья доступным для людей, которые по каким-то причинам не могут взять ипотеку либо не хотят ее брать.

Мы предложили эту идею своим партнерам и получили живую обратную связь. К ее реализации шли долго: проводили анализ рынка недвижимости, думали, как применить концепцию потребительского кооператива в рамках нашего бизнеса, как соотнести ее с уже существующими направлениями деятельности компании, как выстроить эти бизнес-процессы. И вот в 2018 году мы создали международную кооперативную группу ITC Group, где аббревиатура ITC означает Инновационные Технологии Кооперации. Наши кооперативы начали работать сразу в трех странах — России, Казахстане и Беларуси — под брендом ITC Сoop.

Инновационность предложения

— И что такое ITC Coop? В чем инновационность вашего предложения?

Л.Г.: ITC Coop — это бренд, под которым представлены наши кооперативы в разных странах. Мы реализуем три социально направленные программы: «Моя квартира», «Мой дом» и «Мое авто». Программы ITC Coop предоставляют всем желающим возможность выгодно приобретать квартиры, частные дома и автомобили. Кроме того, кооператив строит собственный коттеджный поселок в Подмосковье — Рождественно-Суворово.

Инновационность предложения международной кооперативной группы ITC заключается в совмещении социально направленных программ с преимуществами, которые дает потребительской кооперации цифровая экономика. Это стало возможным и благодаря созданию собственной цифровой валюты — токена ITCM. Программа ITCM — революционный способ инвестиций с высокой доходностью и защитой капитала. Эмиссия токена ITCM осуществляется входящим в ITC Group кооперативом ITC Swiss (Швейцария). В настоящее время токен ITCM — это цифровая валюта кооператива, которую может приобрести любой желающий с целью инвестиций и которой пользуются наши пайщики, в том числе для накопления средств для дальнейшего приобретения имущества на более выгодных условиях, а также товаров кооперативной группы с различными преференциями. И уже в текущем году будет совершен листинг токена ITCM на криптовалютных биржах.

— А как встроен в ITC Group бренд GRS?

Л.Г.: Под маркой GRS мы выпускаем большой ассортимент высококачественных товаров. Это и косметика anti-age, и продукты функционального питания, и товары для дома, и другие. Все товары производятся в России по самым современным технологиям. Все участники кооперативной группы наряду с особыми условиями участия в программах ITC Coop имеют возможность приобретать любые товары, представленные на нашей торговой площадке ITC Market, со скидками от 30 до 50%. На ITC Market представлена и линия одежды, выпускаемая под брендом Larisa Gert. Ее участники кооператива также могут приобретать на выгодных условиях.

— Что применительно к деятельности группы ITC Group означает слово «международная»?

Евгений Герт: Сегодня кооперативы ITC Coop представлены в России, Беларуси, Казахстане. Будем развивать работу в ЕАЭС и дальше.

Также, как мы уже сказали, в структуру группы входит цифровой кооператив в Швейцарии — ITC Swiss. Открытие этого кооператива стало очень важным шагом в развитии ITC Group. В настоящее время ITC Swiss осуществляет эмиссию токена ITCM, а в недалеком будущем мы планируем реорганизацию ITC Swiss в кооперативный цифровой банк.

— Почему покорять Западную Европу вы начали именно со Швейцарии?

Е.Г.: Я думаю, что вопрос, почему выбрана Швейцария, скорее, риторический, поскольку на текущий момент это одна из самых стабильных экономик в мире, в которой практически отсутствует инфляция, а индекс потребительских цен не растет, а снижается. Кроме того, исторически Швейцария — страна с самой устойчивой банковской системой. Ну и, конечно, не стоит забывать о лояльном отношении правительства данной страны к блокчейн-технологиям в целом и криптовалютам в частности.

К тому же Швейцария — локомотив международной кооперации. Можно привести немало примеров потрясающих кооперативных проектов, реализованных в этой стране. Это и Migros, и COOP — крупнейшие торговые компании Швейцарии, и кооператив VIR, созданный в 30-е годы прошлого века и запустивший свою кооперативную валюту VIR, которая впоследствии была официально признана на уровне государства.

Народный бизнес

— Почему ставка была сделана именно на потребительскую кооперацию — модель, успешно работающую во многих странах мира, но в России, к сожалению, пока не слишком распространенную?

Е.Г.: Вы правильно заметили: потребительская кооперация очень успешно работает во многих странах мира. Сама идея этой концепции, когда объединение сил и средств участников внутри кооперации направлено на достижение общей выгоды, делает потребительскую кооперацию весьма привлекательной как с точки зрения выгодного приобретения каких-либо благ, так и с точки зрения построения различных бизнес-процессов внутри кооператива (или кооперативной группы). Именно поэтому международная кооперация за свою почти двухсотлетнюю историю достигла невероятных результатов практически во всех отраслях мировой экономики.

Кстати, у России тоже интересная история кооперативного движения. Давайте вспомним, например, о разнообразных кооперативных объединениях в Советском Союзе и об их успехах. К сожалению, опыт кооперации Советского Союза был практически полностью утрачен с распадом СССР, но сегодня руководство нашей страны — и президент России Владимир Владимирович Путин, и Правительство РФ, и Государственная дума, и Совет Федерации ФС РФ — поддерживает возрождение кооперации как на законодательном, так и на политическом уровнях.

Именно поэтому мы и решили создать кооперативную группу ITC Group, и привнести возможности и опыт международной кооперации не только в экономику России, но и в экономики Казахстана и Беларуси. Тем более что работа в этих странах была нам хорошо знакома — мы представлены в этих странах как российский производственный бренд, продвигающий собственную продукцию под маркой GRS.

Л.Г.: Добавлю, что в России потребкооперация сейчас развивается достаточно активно, просто об этом мало говорят и пишут. Средства массовой информации не выносят эту тему на повестку дня, не рапортуют об успехах потребительских кооперативов столь же громко, как об успехах коммерческих проектов. Наверное, так происходит из-за того, что потребкооперация сама по себе и не требует особого пиара или шумной рекламы в отличие от тех же коммерческих проектов. Потребительская кооперация — это, я бы сказала, народный бизнес, народная концепция, когда обычные люди, объединяясь, своими силами решают те или иные задачи потребления, в том числе приобретения недвижимости и приобретения автомобилей, как делают это участники кооперативов ITC Coop. То есть цели у потребкооперации по большому счету некоммерческие, однако она решает насущные задачи, возникающие фактически перед любой семьей.

Социальные программы

— Это и жилищная проблема, и вопрос приобретения личного автотранспорта. Расскажите, пожалуйста, о программах «Моя квартира», «Мой дом», «Мое авто». Для кого они предназначены?

Л.Г.: Как я уже говорила, программы «Моя квартира», «Мой дом», «Мое авто» решают важную социальную задачу, а именно задачу обеспечения доступным жильем и транспортом граждан России, Беларуси, Казахстана и других стран ЕАЭС. Предназначены они для людей, которые, во-первых, имеют потребность в улучшении жилищных условий или приобретении автотранспорта, а во-вторых, лишены возможности обратиться в банк по тем или иным причинам.

Среди таких причин может быть как низкий уровень дохода или плохая кредитная история, так и несоответствующий, с точки зрения банка, возраст, когда за кредитом обращается, например, человек предпенсионного и пенсионного возраста или, наоборот, молодой специалист, только недавно начавший свой трудовой путь. Есть в нашей банковской системе и проблема с кредитованием индивидуальных предпринимателей. Парадокс, но индивидуальным предпринимателям, людям, которые ведут свой бизнес, платят с его деятельности налоги, обеспечивают рабочими местами своих соотечественников, довольно сложно получить ипотечный кредит. А если банк и соглашается выдать его ИП, то либо с повышенной процентной ставкой, либо с очень высоким первоначальным взносом, который порой доходит до 50%. Также наше предложение выгодно и для граждан-нерезидентов тех стран, где представлены кооперативы ITC Coop.

И, конечно, наша целевая аудитория — люди, привыкшие считать свои расходы и не желающие переплачивать банкам существенные суммы за услуги, которыми по факту никак не пользуются.

Программа «Мое авто» предоставляет пайщикам кооператива возможность купить абсолютно новый автомобиль стоимостью до 3 млн рублей. Программа «Моя квартира» — приобрести недвижимость в многоквартирном доме. А в рамках программы «Мой дом» мы реализуем собственные проекты загородной недвижимости и проекты в партнерстве с успешными застройщиками России. Также участникам программы «Мой дом», уже имеющим в собственности земельный участок, мы предоставляем возможность построить дом прямо на нем — на выгодных условиях, с гарантией качества и сроков.

— Каковы условия участия в этих программах?

Л.Г.: Более чем лояльные. Вам достаточно внести в кооператив по месту резидентства взнос в размере от 5% стоимости объекта программы (квартира, машина). Вы приобретаете статус пайщика кооператива и по мере накопления 35% от стоимости объекта будете включены в очередь ожидания. После того как ваша очередь подошла, для вас приобретается объект программы и передается в пользование на срок от трех («Мое авто») до десяти лет («Моя квартира» и «Мой дом»). Это время дается для внесения полной суммы. После погашения полной стоимости объекта собственность на него переходит к вам. При этом за такую рассрочку вы платите не более 9% годовых (программы «Моя квартира» и «Мой дом») и не более 12% годовых для программы «Мое авто».

Кстати, с оперативными результатами наших программ можно ознакомиться на канале ITC Coop на YouTube, где опубликовано множество видеоотзывов от участников программ. Ссылку вы всегда найдете на нашем сайте.

— Открытие цифрового кооператива ITC Swiss в Швейцарии расширяет географию социальных программ кооперативной группы?

Е. Г.: Безусловно. Цифровой кооператив в Швейцарии — это новые возможности для наших партнеров и клиентов, делающие для них доступным в том числе и участие в потребительских и жилищных программах приобретения недвижимости и авто по всему миру. Посредством ITC Swiss мы оказываем поддержку россиянам, гражданам Казахстана, Беларуси и других стран ЕАЭС, которые заинтересованы в приобретении недвижимости не только на территориях своих государств, но и в дальнем зарубежье. Также жилищные программы ITC Swiss интересны и иностранным гражданам, желающим приобрести недвижимость в России и странах ЕАЭС.

Это уникальный инструмент, и я думаю, что со временем он приобретет колоссальную популярность. Преимущество модели потребительской кооперации заключается в том, что она не привязана к той или иной стране мира. Люди, желающие купить недвижимость на территории государства, где они не являются резидентами, сталкиваются с рядом препятствий. Многим недостает средств для заключения такой серьезной сделки. Банковское кредитование не всегда выход… Предложения финансово-кредитных организаций, работающих на территории вашей страны, могут быть вам недоступны по тем или иным причинам, а обращение в банки той страны, где вы хотите приобрести недвижимость, невозможно из-за действующих в национальных банковских системах ограничений для нерезидентов. А потребкооперация стирает границы, такова ее природа. Став пайщиком международной кооперативной группы ITC Group, гражданин любой страны мира может приобретать недвижимость без территориальных ограничений.

Кооперация и цифровизация

— Кооперативная форма экономического сотрудничества — важный фактор развития национальной экономики, особенно сегодня, когда в условиях цифровизации формируются новые формы и инструменты социального взаимодействия, и кооперативное движение переживает свое перерождение. Сейчас перед Россией стоит несколько первоочередных экономических задач. Главные из них — вхождение нашей страны в пятерку ведущих экономик мира с сохранением темпов роста не ниже мировых и улучшение общего благосостояния населения. На ваш взгляд, какую роль в их решении может сыграть кооперация?

Л.Г.: Огромную. Развитие кооперации позволяет решить задачи занятости населения и вовлечения бoльшего числа граждан в предпринимательскую деятельность. А это означает, что в стране будет больше успешных людей, вносящих свой вклад в развитие отечественной экономики. Почему, например, теперь так динамично развивается Китай? Потому что огромное число его граждан занято в малом и среднем бизнесе, в том числе в рамках потребкооперации. И чем больше будет в России людей, способных начать свой бизнес, используя те возможности, которые предоставляет для этого кооперативная форма экономического сотрудничества, тем сильнее станет наша страна.

Е.Г.: Не только кооперация, но также и формирование новых инструментов — инструментов, которые находятся в абсолютных тенденциях нынешнего дня, имеет колоссальное значение для развития экономик России и других государств — членов Евразийского экономического союза. Почему я говорю об ЕАЭС? Потому что сейчас, в условиях глобализации мирового экономического сообщества и геополитической турбулентности, межгосударственная экономическая интеграция на постсоветском пространстве приобретает особую актуальность. От этого зависит и конкурентоспособность национальных экономик, и их стабильное развитие, и повышение жизненного уровня населения государств — членов союза. И мы очень благодарны руководству России, Казахстана и Беларуси за создание и постоянное развитие Евразийского союза и своей деятельностью привносим лепту в этот непростой, но важный процесс.

Однако, для того чтобы наша страна вошла в пятерку ведущих экономических держав мира, усиления экономического сотрудничества со странами евразийского пространства недостаточно. Нужно быть более открытыми для новых тенденций. Достаточно посмотреть, как это делают Швейцария, Китай, Южная Корея и многие другие страны мира, порой несопоставимые по своим размерам и возможностям с Россией. Они вырываются вперед, «оседлав» новые тенденции, открывая свои рынки для новых направлений в бизнесе.

На пространстве Евразийского экономического союза в этом плане позитивные шаги делает Республика Беларусь. Ее президент Александр Григорьевич Лукашенко дал зеленый свет для развития рынка блокчейна, криптовалют, токенизации бизнеса, ввел налоговые льготы для криптовалютных операций и оказал поддержку проекту по созданию криптовалютной биржи в Республике Беларусь.

— В России два года назад была запущена работа по определению правового статуса криптоиндустрии в рамках законопроекта по регулированию рынка криптовалют. Однако этот документ пока так и не принят, и цифровые финансовые технологии остаются за пределами правовой сферы Российской Федерации.

Е.Г.: Новая экономика связана с цифровыми финансовыми технологиями — факт неоспоримый, который ныне признают все экономисты. Поэтому полагаю, что в России в скором времени бизнесу также будут предоставлены широкие возможности использовать эти технологии.

Воспитание и свобода

— В регулировании должно быть меньше контроля?

Е.Г.: Здесь уместно привести в пример воспитание ребенка. Один из принципов современной педагогики, взятый на вооружение многими дальновидными родителями, — это предоставление ребенку возможности проявлять себя так, как он хочет. Пусть даже с точки зрения взрослых его поведение выглядит не совсем правильным и отличается от поведенческих моделей, принятых в социуме.

Этот подход позволяет ребенку быть самим собой, расти без страха, самому учиться на собственных ошибках и самому выбирать свой путь. В нем формируются качества характера, в основе которых лежат свобода, смелость, позитив. В итоге вырастает человек, открытый миру, творчеству, свободный от шаблонов и стереотипов. Согласитесь, этот метод воспитания значительно более позитивен, нежели, скажем, воспитание кнутом и пряником. Постоянный контроль со стороны взрослых формирует у ребенка определенные комплексы и блоки, что, безусловно, не способствует раскрытию талантов и творческой энергии будущего члена общества. То же самое происходит и в экономике. Бизнес любой страны мира переживает этап рождения, этап развития, и лишь потом он занимает на рынке определенные позиции, позволяющие говорить о его вкладе в национальную экономику. А чтобы бизнес мог рождаться и свободно развиваться в позитивном творческом ключе, конечно, условия должны этому способствовать.

— Какие именно?

Е.Г.: Опыт динамично развивающихся стран, чьи экономики ежегодно демонстрируют прирост ВВП, показывает, что новым тенденциям, в том числе и цифровым финансовым технологиям, сначала дают время, чтобы развиться, чтобы понять все их преимущества и использовать их на благо страны. Дают возможность раскрыться предпринимательским талантам, и только потом начинают этот процесс регулировать. Верю, что в скором времени в России на законодательном уровне будут введены условия для развития цифровой экономики.

Действовать!

— Вопрос определения правового статуса цифровых финансовых инструментов в России — это вопрос времени?

Е.Г.: Мы оптимистично смотрим на вещи и действуем! Помимо новых экономических тенденций мы привносим свою лепту в развитие малого бизнеса России и других стран ЕАЭС. Каждый участник ITC Coop может делать свой бизнес, продвигая кооперативные программы, и здесь мы тоже создаем прогрессивные инструменты, позволяющие любому человеку легко начать свое дело, заменив инвестиции в него первоначальным взносом в кооперативную программу. Причем, и это немаловажно, несмотря на то что мы говорим о малом бизнесе, в нашем случае каждый участник кооператива может делать бизнес с перспективой международного развития, имея полную поддержку по всем вопросам с нашей стороны.

Л.Г.: Развивая ITC Coop через концепцию потребкооперации, через социально направленные программы, через площадку ITC Market, мы предоставляем нашим участникам возможность зарабатывать на продвижении тех или иных наших программ. Мы даем своим пайщикам возможность, начиная с малых форм, расширять свой бизнес, причем бизнес, работающий в современных тенденциях, который несет определенную культуру финансовой грамотности.

Внутри нашей кооперативной группы мы проводим обучение пайщиков. По большому счету люди получают профессию. Мы учим бизнесу, финансовой грамотности, работе в современном правовом поле, учим принимать решения. На сегодняшний день в нашем сообществе уже несколько тысяч человек. А это, значит, тысячи активных, крепко стоящих на ногах, грамотных и видящих перспективы людей. Это огромная армия сильных и энергичных членов общества, на которых может опираться государство. И каждый из них готов воодушевить своим примером еще несколько тысяч.

Особенный токен

— Хотелось бы узнать подробнее о вашей цифровой валюте — ITCM. В чем ее особенности и чем она обеспечивается?

Е.Г.: Собственная цифровая валюта ITCM — это уникальный с точки зрения блокчейн-технологий и цифровых активов инструмент. Ее основная особенность состоит в том, что она одновременно демонстрирует признаки не одного, а сразу нескольких типов токенов, поскольку, с одной стороны, это стейблкоин, обеспеченный активами компании, с другой — это утилити-токен, который может быть использован внутри компании как средство платежа. Когда мы говорим об обеспеченности ITCM, то подразумеваем, что данный токен не классический децентрализованный инструмент, а четко определен с точки зрения эмитента — ITC Group. В свою очередь, ITC Group работает в сфере недвижимости, транспорта, денежного обращения, то есть имеет так называемую рыночную капитализацию, что и создает платформу для стабилизации и обеспечения роста курсовой стоимости ITCM.

— Когда именно произойдет листинг токена ITCM? И можно ли уже говорить о том, на какой криптовалютной площадке будет представлен ITCM?

Е.Г.: Листинг токена ITCM планируется в ноябре этого года. С точки зрения площадки для проведения данной процедуры и размещения токена переговоры ведутся со следующими криптобиржами: itBTC, CoinExchange, Mercatox, EtherDelta, YObit, EXMO и другими. ITC Group сознательно выбрала для первичного листинга биржи второго эшелона, чтобы минимизировать издержки и максимально расширить географию присутствия.

— И еще один риторический вопрос: уверены ли вы в будущем криптовалют? Ведь, согласитесь, многие люди, не связанные с этой индустрией, по-прежнему относятся к криптовалютам с некоторым опасением, считают их не обеспеченными реальными активами и т. п.?

Е.Г.: Если говорить в целом о криптовалютах и связанных с ними блокчейн-технологиях, то уже сейчас мировое сообщество явно демонстрирует смену тренда от недоверия к осознанию и пониманию важности этих процессов. Во многих странах, в том числе в Швейцарии, законодательной властью разрабатываются законопроекты, направленные на регулирование процессов, связанных с блокчейн-индустрией.

Л.Г.: Вы знаете, тут вопрос не в уверенности, а в закономерности и неизбежности. Нужно учиться адаптироваться к изменениям, происходящим вокруг нас, и работать с новыми технологиями, которые они несут.

Что же касается нашей цифровой валюты — ITCM, то, для того чтобы она была стабильно растущей и вызывала интерес у инвесторов, мы выстраиваем процессы потребительской кооперации таким образом, чтобы ценность токена ITCM обеспечивалась квадратными метрами, автомобилями и производственными проектами, которые реализуются в рамках ITC Group. То есть, как уже сказал Евгений, за ITCM стоят реальные активы. И, чем больше наш кооператив приобретает квартир, машин, чем больше он расширяет линейку потребительских товаров, тем выше ценность цифровой валюты ITCM. Так что выгода для тех, кто приобретает ее, очевидна.

Кризис как вдохновение

— В этом году ваша компания отмечает десятилетие. Как прошли эти годы и были ли в истории компании кризисы?

Л.Г.: Наверное, нет ни одной компании в мире, которая бы, просуществовав на рынке достаточно долгое время, не переживала те или иные кризисы. Важно другое: как компания их преодолела, и преодолела ли вообще. И, на мой взгляд, сила команды, которая стоит во главе того или иного проекта, заключается не в том, чтобы ни в коем случае не допустить кризис (потому что порой это не в ее власти), а в том, чтобы сплотиться и найти решение, как выйти из кризиса, если он случился.

Что касается нашей компании, то в ее истории было несколько кризисов. Собственно, наш проект — группа GRS Company, которая продвигала бренд GRS, родился в сложный для российской экономики период — шел 2009 год. Создать в то время проект с «нуля» было практически невозможно. И, конечно, когда мы начинали свою работу, многие говорили: «У вас ничего не получится, куда вы лезете!», «Кому нужен российский косметический бренд? Российское производство вообще сейчас не в фаворе!» и т. д. Но у нас получилось! Мы завоевывали рынок вопреки неблагоприятной ситуации, вопреки предубеждениям и насмешкам конкурентов. За достаточно короткий период мы развили свое присутствие более чем в 200 регионах мира, официально представлены в России, Казахстане, Беларуси (ранее и на Украине). Мы зарекомендовали себя как производители высококачественной продукции.

В 2009–2015 годах наш бизнес переживал подъем. А потом случился новый кризис. Евгений возглавлял проект, который входил в нашу группу и занимался девелоперскими проектами. На строительном рынке тогда сложилась тяжелая ситуация, к тому же партнер, с которым компания работала на одном из объектов, повел себя крайне непорядочно. И это был сложный момент… кризис частично распространился и на нашу команду: далеко не все оказались готовы пройти этот сложный период вместе с нами, многие предпочли уйти из компании. И, конечно, нашлись те, кто настойчиво советовал мне — партнеру Евгения — разделить бизнесы и оставить его одного решать проблемы. Словом, было немало внешних и внутренних проблем, много негатива, и все это стало серьезной проверкой на прочность для нашей команды.

И все же костяку нашего коллектива удалось выстоять: мы объединились, подняли планку и начали сообща решать проблему и искать новые возможности. И отчасти благодаря этому вызову вскоре родился новый уникальный проект — международная кооперативная группа ITC Group, в которую вошла и GRS Company.

— Кризисы способны объединять и вдохновлять?

Л.Г.: Безусловно. И наш опыт об этом свидетельствует.

Кризисы были и будут всегда. Но пройти их можно, если есть надежная команда. Я убеждена: ни одно глобальное свершение любой великой компании не обретало законченную форму только потому, что у кого-то когда-то возникала некая гениальная идея. За такими свершениями всегда стоят команды особых людей, способных проходить сквозь тернии к звездам, поддерживать друг друга и компанию в сложных ситуациях, людей, которые ставят идею команды выше личных сиюминутных выгод.

И еще я считаю, что ориентиром бизнеса должна быть не только прибыль. Во главе угла должна стоять определенная система ценностей, философия поддержки и сплоченность команды. Иначе нет смысла работать. Не деньги делают человека счастливым. Человека делают счастливым надежные люди, которые его окружают. А как проверить, надежные они или нет? Для этого жизнь и подбрасывает нам сложные ситуации. Если внутри бизнеса есть люди, с которыми можно разделить эти трудности и с которыми однажды захочется разделить успех, — это счастье. И это настоящая команда, с которой у вас реализуется любая концепция.

Сегодня, пройдя непростой период, мы знаем цену профессионализма нашей команды, не просто в плане компетенций в той или иной сфере, но и с точки зрения человеческого фактора. И я с гордостью могу утверждать, что с нами работают потрясающие лидеры и надежные партнеры, на которых можно опираться не только тогда, когда в компании все идет хорошо.

— Кто ваша команда?

Л.Г.: Председатель правления ITC Coop в России и Беларуси Александр Ясинский, руководитель нашего юридического отдела Антон Юрьевич Стуков и его сотрудники. Представители ITC Coop в регионах — Галина Стефкивская, Анастасия Ретинская, Алена Якушкина, Татьяна Воронецкая, Галина Киселева, Наталья Феськова, Елена Шитикова. Это люди, которые сильно проявили себя в сложное для компании время, а теперь с успехом развивают наш бренд и ведут кооперативную группу ITC Group к новым победам.

Семья и бизнес

— Вы супруги и работаете рука об руку. В чем, на ваш взгляд, преимущества семейного тандема в бизнесе и есть ли недостатки?

Л.Г. (улыбается): В этом году мы отметили 19 лет с начала совместной деятельности и 16 лет со дня свадьбы. То есть наши отношения с Евгением начались именно с бизнеса.

Есть хороший афоризм: «Бизнес, построенный на дружбе, — это плохой бизнес. Дружба, построенная в бизнесе, — это хорошая дружба». Бизнес как лакмусовая бумажка! В нем за короткий период времени человек проявляет все свои качества — и положительные, и отрицательные. И в бизнесе весьма важно, чтобы рядом был человек, которому ты доверяешь. Найти такого человека довольно сложно. Нам с Евгением это удалось. И, конечно, для нас обоих это огромное счастье. Наш союз проверялся на прочность в разных ситуациях… были и взлеты, и падения, но, как бы ни складывались обстоятельства, мы всегда выбирали общий путь — в бизнесе и в семье.

Согласитесь, 19 лет совместной деятельности — это много. Мы вместе поднимали успешный бизнес. Вместе проходили и очень сложные этапы. И в кризисные времена то, что мы — семья, сыграло огромную роль. Это давало нам силу, поддерживало и заставляло идти вперед и продолжать работать вопреки всем трудностям.

Недостатков в семейном бизнес-тандеме я не вижу. Да, бывают споры, несовпадение мнений по каким-то вопросам, но это абсолютно нормально. Главное — чтобы были взаимопонимание, общая система ценностей, совместные цели. А всякие шероховатости — они есть в любом бизнесе и в любой семье. На это мы смотрим философски, ценя и уважая друг друга за то, что каждый из нас привнес в нашу совместную жизнь и в бизнес.

— А как распределяются обязанности в вашем партнерстве? Кто главный в бизнесе?

Л.Г.: У нас все гармонично — и в бизнесе, и в семье. Мы дополняем друг друга. Евгений талантлив в создании проектов, в разработке концепций, в их продвижении. А я талантлива в общем управлении, управлении финансами, в коммуникациях, в создании сильных лидеров и команд.

Конфликтов по поводу того, кто главный на работе, у нас не возникает. Мы достаточно взрослые люди, чтобы отбросить эти тинейджерские комплексы. Мы умеем договариваться и слышать друг друга и работаем в партнерстве. За эти 19 лет мы многому научились (улыбается).

— Лариса, вопрос к вам как представительнице прекрасного пола, имеющей большой управленческий и бизнес-опыт. Отличаются ли методы и стратегии женщин-руководителей от тех, что свойственны их коллегам-мужчинам?

Л.Г.: Конечно, отличаются. Женщины мудрые и терпеливые. Они более гибкие, умеют слушать оппонента. У женщин хорошо развита интуиция. Женщины сильны в коммуникациях. Там, где многие мужчины-руководители будут рубить с плеча, женщина-руководитель выдержит паузу, постарается разрешить ситуацию миром. Она поговорит, выслушает, попробует убедить, может пойти навстречу. Во многих случаях такой подход на пользу бизнесу. А вот там, где необходимы решительные действия, сильнее мужчины.

В целом сочетание мужской и женской энергий весьма позитивно сказывается на бизнесе. И мне кажется, что в нашем случае это одна из причин столь удачного семейного бизнес-тандема. Это усиливает наши позиции.

— Каков ваш рецепт гармоничного объединения двух столь разных, но требующих одинаково большого внимания ролей — бизнес-лидера и жены, мамы, хозяйки дома?

— О, этот вопрос мне задают многие женщины, которые занимаются бизнесом в рамках нашей кооперативной группы (улыбается). Вы знаете, я с юности привыкла много работать, и, пожалуй, в моей жизни не было периода, когда бы я сидела без дела. Да и девочкой я несла на себе большую нагрузку: училась, десять лет профессионально занималась балетом, участвовала в агитбригадах. То есть я очень рано заняла активную жизненную позицию и уже не могу припомнить времени, когда бы я была на вторых ролях. И при всей насыщенности своего графика я не разделяю свою жизнь на бизнес и семью. На работе я руководитель, фокусируюсь на решении сложных вопросов. А дома просто переключаю тумблер и становлюсь женой и мамой. Я готовлю, занимаюсь бытом, благоустройством и дизайном дома, и все это мне нравится.

Так что мой рецепт прост: не нести работу в дом и не нести дом на работу. Я стараюсь не переносить личные и семейные отношения в офис, хотя, согласитесь, искушение, когда муж тоже в бизнесе, велико (улыбается). На работе мы с Евгением на равных — он предприниматель и собственник бизнеса, и я тоже. А дома я снимаю корону лидера, потому здесь Евгений — муж и глава семьи, а я — заботливая жена.Б

http://www.itc.coop/