Босс №06 2017 г.

Рубль раздора

Страница редактора

Правительство и ЦБ по-прежнему расходятся в оценке желательности ослабления национальной валюты. Кабинет министров — в лице как Минфина, так и Минэкономразвития — считает, что необходимо мягкое ослабление национальной валюты.

Первое министерство стремится к росту объемов налоговых поступлений за счет снижения стоимости национальной валюты, чтобы было больше финансовых ресурсов для исполнения государственных обязательств. А второе считает, что снижение стоимости рубля делает более привлекательным внутренний рынок для иностранных инвесторов и способствует привлекательности экспорта для российских компаний, что приводит к росту валютных поступлений в страну.

У ЦБ же совершенно «перпендикулярная» позиция, выраженная теперь и в виде концепции. Речь идет о вышедшей в мае аналитической записке департамента исследований и прогнозирования ЦБ «Валютный курс и прогнозирование экономики». В ней справедливо утверждается, что политика низкого курса ведет к специализации экономик на низкотехнологичных операциях, гонке на понижение заработных плат с бедными странами. И эффект от низкой стоимости национальной валюты элиминируется глобализацией производственных цепочек.

Однако главные аргументы ЦБ: укрепляющийся рубль, во-первых, тождествен снижающейся инфляции. А низкая инфляция — это рост привлекательности производственного бизнеса.

Читать полностью.


Маклюэн и олигархи

БОСС-политика | Взгляд на власть
Текст | Глеб КУЗНЕЦОВ

Правильно ли в России перевели книжку медиаэксперта?

Широко известно, что российская медиаполитика родилась в 1988 году, когда комсорг из института имени Мориса Тореза преподнес на партучебе своим товарищам из разных городов и весей большой страны дурное изложение книги Маршалла Маклюэна Understanding Media, которую он наискось просмотрел в библиотеке на первом курсе, обладая весьма школьным уровнем английского языка.

Основной упор комсорг сделал на мысли Media is a message, переведя ее как «Медиа — это сообщение», а не как «средства коммуникации есть сообщение». Уже через десять лет его слушатели и собутыльники — олигархи 90-х — как сумасшедшие скупали и создавали СМИ, будучи искренне уверенными, что само обладание лицензией на вещание, то есть медиа, делает из них хранителей философского камня «сообщения», практически ветхозаветными пророками.

Излишним было бы говорить, что Маклюэн вовсе не имел в виду ничего такого (как, впрочем, и Маркс за сотню с гаком лет до), во что скудные германские языки могут быть превращены плохо их понимающим, зато творческим русским интерпретатором. Его media — это вовсе не газета, или сайт, или телеканал. Это любой артефакт культуры, который может выполнять роль «средства коммуникации». Одежда, к примеру. Или архитектура. Или освещение. Он подробно рассматривает в роли медиа лифт и электричество как таковые, а вовсе не студию Russia today.

Читать полностью.


Ученик пророка

БОСС-политика | Взгляд на экономику
Текст | Дмитрий ГОЛУБОВСКИЙ

Почему на выборах во Франции победила Германия.

Центрист Эмманюэль Макрон, лидировавший в первом туре президентских выборов во Франции, ожидаемо победил и во втором. Выход Макрона во второй тур оказался возможным, потому что главный претендент на победу и в первом, и во втором туре Франсуа Фийон стремительно утратил лидирующие позиции после коррупционного скандала с фиктивным трудоустройством своей жены.

Что победа Макрона значит для Франции, ЕС и России? Обратимся к «послужному списку» Макрона, чтобы понять, что это за птица.

Макрон работал инспектором в Министерстве экономики с 2004 по 2008 год. С 2007 года занимал должность заместителя докладчика для Комиссии по улучшению французского роста во главе со знаменитым «пророком глобализации», публицистом, экономистом и политиком Жаком Аттали.

Согласно взглядам Аттали, глобализация порождает новую «кочевую» элиту, которая должна быть оторванной от своих национальных корней. Аттали — приверженец мондиалистской концепции, по которой человек будущего — это «кочевник» в глобальном разделении специальностей, профессий, без семьи и без родины. В апреле 1991 года Аттали стал первым главой Европейского банка реконструкции и развития, является членом Бильдербергского клуба. Таков бывший политический «заказчик» Макрона, и, вполне вероятно, его учитель.

Читать полностью.


Политический курс рубля

БОСС-политика | Взгляд на финансы
Текст | Богдан ЗВАРИЧ

Факторы роста и падения национальной валюты.

Динамика российского рубля определяется достаточно большим числом факторов, в основном экономических, таких как динамика цен на нефть, торговые потоки, бюджетные решения. Однако и политические факторы также могут оказывать влияние на национальную валюту. Обычно такое влияние краткосрочно, и после небольших просадок или, наоборот, роста рубль возвращается в экономически обоснованное русло.

Из политических причин наибольшее влияние на рубль оказывают те, которые связаны с внешней политикой, поскольку они во многом определяют отношение иностранных инвесторов к российским активам, в частности к российской валюте. Так, можно вспомнить события в Грузии, где российские войска в 2008 году проводили операцию по «принуждению к миру», ситуацию на Украине в 2015-м и введение санкций против России… Каждый раз на подобных новостях курс рубля падал.

Наиболее ярким примером в данном плане стал знаменитый разворот самолета премьер-министра РФ Евгения Примакова над Атлантикой в 1999-м, когда глава российского правительства решил отменить визит в США из-за событий вокруг Югославии. Тогда курс доллара к рублю в течение одной торговой сессии вырос почти на 10%.

Читать полностью.


К изменениям готовы!

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Евгений ЕМЕЛЬЯНОВ

Почему из «морских котиков» получаются консультанты по изменениям?

Пиком менеджерского мастерства не зря считается управление корпоративной культурой и проведение сложных организационных изменений. Конечно, непросто «с нуля» построить Фейсбук или Гугл. Но перестроить Крайслер, как это в свое время сделал Ли Якокка, с точки зрения менеджмента, гораздо более сложная задача.

Для проведения таких непростых изменений часто привлекаются внешние консультанты. Мы, что естественно, внимательно следим за их опытом. И из наблюдений последнего времени неожиданно сделали для себя странное на первый взгляд открытие. Консультанты по изменениям нашего времени, во-первых, «помолодели». Среди них все чаще встречаются не убеленные сединами и вековым опытом ветераны, а относительно молодые 35–45-летние специалисты. И, во-вторых, среди них с завидной регулярностью стали появляться отставные военные, и не просто военные, а спецназовцы, как, например, бывшие служащие подразделения «морских котиков» США.

Читать полностью.




Страница 1 из 3123