Изменить и измениться

«БОСС» в помощь | Лидерство
Текст | Андрей СИЗОВ, учредитель компании «Время не ждет», автор системы «Продавай.ПРО» и проекта «Второе дыхание руководителя», бизнес-тренер, консультант

Можно ли компании добиться легкой неизбежности успеха? Да, и «ключ» у ее руководителя.

Кто такой руководитель? Что это за пост в компании? Зачем точно он нужен? В чем его главная работа?

Ответ прост. Руководитель нужен, для того чтобы сотрудники выполняли свою работу. По-другому: чтобы работа была выполнена силами сотрудников. Еще по-другому: руководитель нужен, чтобы сотрудники самостоятельно добивались результатов и решали поставленные задачи. И это его главное предназначение.

Есть такие вещи, как постановка задач, координация действий и организация работы, но это все, чтобы добиваться результатов руками сотрудников. И, для того чтобы руководитель делал это легко и беззаботно, существуют специальные тренинговые программы. Это и считается состоянием «легкой неизбежности». Дела идут в гору, и это неизбежно, потому что есть такой руководитель. Это делается легко, когда есть навыки для этого. А если нет — им можно научиться.

Руководитель — «Ледокол». Да, такое встречается часто. Лед — это проблемы рынка. Рынок непростой, и работать нелегко. Руководитель идет на эти проблемы, испытывая мощное давление с их стороны. И вот в чем вопрос: «Кто у него сзади?». Те, кто тянет его назад, типа баржи с песком (да еще и работающие на задний ход, создавая проблемы там, где их нет), или мощные буксиры, которые толкают его вперед и снимают напряжение от работы со льдом? Видит он их? На самом деле руководитель своими ежедневными действиями либо создает себе больше барж с песком, либо буксиры. И это зависит только от его навыков и используемых инструментов. И им тоже легко обучиться.

Руководитель — «Генератор энергии», от которого «запитываются» все остальные. Да, и такое может быть. И это нормально. Но генератор тоже должен восстанавливаться. Если он не получает энергии от сотрудников, он иссякнет. Так часто и происходит.

Мы заметили, что после правильного обучения руководитель легко добивается того, чтобы энергию генерировали и давали в компании все сотрудники и уж по крайней мере не высасывали ее полностью из руководителя и из тех сотрудников, кто такой энергией обеспечивает. Зависит это от того, что руководитель делает каждый день, и того, как он это делает. Есть правильные инструменты. Этому тоже несложно обучиться.

Руководитель — «Герой, которого все ждут». Он придет, и все будет хорошо. Часто в компаниях слышишь: «Есть проблемы — звони шефу». Иногда это основное правило улаживания проблемных ситуаций. И что странно, как правило, руководитель сам ежедневно поддерживает эту систему.

Руководитель «знает все лучше всех». Да, так происходит довольно часто. Поэтому учиться в подобных компаниях никто не хочет. А зачем? Ведь подчиненные такого руководителя говорят: «Вот наша ходячая энциклопедия. Он пускай и учится!».

Все вышесказанное приводит к явлению, которое можно назвать «выгоранием». То есть весь потенциал руководителя, который должен быть направлен на расширение компании, «загружен» проблемами, приносимыми персоналом. Энергии для подпитки нет, и руководитель останавливается в своем движении. Он, как память у компьютера, полностью загружен. Теперь он осторожен, действует медленно, более нацелен на то, чтобы не потерять то, что есть, а не на новые достижения.

И все бы ничего, если бы такое положение дел можно было сохранить. Только сохранить его невозможно. Ведь сложившаяся ситуация оказывает влияние на состояние компании. Вот что происходит дальше: будучи нацеленным на работу с «проблемными» сотрудниками, руководитель их находит, привлекает и мотивирует на… новые проблемы и принесение ему трудностей. А когда в компании появляются продуктивные и самостоятельные люди, он их «не видит» и не умеет использовать их потенциал. Да и не даст такой руководитель быть им в компании, имея навыки, нацеленные на мотивацию «проблемных» подчиненных. И поезд «Моя компания» идет под откос, все более и более напрягая руководителя и требуя его личных усилий. Однако создает-то он это сам! А значит, и в силах сам изменить.


СИЗОВ Андрей Игоревич, профессиональный тренер и консультант с 1998 года.

Создатель системы обучения продажам «Продавай.ПРО». Практик бизнеса с восемнадцатилетним стажем. Прошел путь от торгового агента до владельца своей торговой компании. Ранее служил на морском флоте (был самым молодым капитаном Северного флота — командование судном принял в 27 лет). Автор семи книг по продажам и управлению, множества статей в журналах для бизнеса и личностного роста (Россия, США).

За 15 лет провел тренинги и семинары более чем для 100 тыс. человек в городах России, СНГ, Европы и Америки.

За вклад в усовершенствование человека и просвещение принят в действительные члены Всемирной академии науки, искусства и культуры.