Аромат Сиу
БОСС-стиль | Попал в историю
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
В середине XIX века в многоязычный мир московских иностранцев влилась молодая французская чета. Глава этого семейства, Адольф Сиу, мечтал покорить парфюмерный рынок Российской империи, но так случилось, что публика запомнила его в первую очередь благодаря другим дурманящим запахам — шоколада, кофе, ванили, корицы. Правда, став хозяином знаменитой кондитерской фабрики, Адольф Сиу не отказался и от своей первой профессии.
О том, откуда был родом Адольф Сиу, кто были его родители и как прошли его детские и юношеские годы, увы, ничего неизвестно, кроме того, что появился он на свет в 1825 году во Франции. Выучившись парфюмерному искусству, Адольф обзавелся семьей, женившись на юной Клариссе Селестине Кристоф.
На родине дела молодого парфюмера, видимо, шли неблестяще, а семья между тем разрасталась: один за другим появлялись наследники и наследницы. Так, в один прекрасный день Адольф Сиу решился попытать счастья в неизвестной, далекой, но манившей в те годы своими большими возможностями многих иностранцев Российской империи. И вот в начале 1850-х семейство Сиу оказалось в Москве, где Адольф устроился на работу — то ли на небольшое местное парфюмерное производство, начатое одним из его предприимчивых соотечественников, то ли стал представителем одной из французских парфюмерных фирм в империи.
Мы не знаем, как прошли первые годы Сиу в Первопрестольной. Вероятно, Адольф тянул лямку служащего, а Кларисса занималась домашними делами и растила детей. Всего у супругов их было шестеро: три сына и три дочери. Младшие дети появились на свет уже в Москве. И, наверное, мадам Сиу являлась великолепной хозяйкой и умела блестяще готовить, иначе трудно объяснить, почему вдруг супруги решили начать семейный кондитерский бизнес.
«Сладкая» лавка
В 1855 году Сиу арендовали помещение на Тверской улице. Место было выбрано бойкое и респектабельное. Почти напротив особняка московского генерал-губернатора стоял доходный дом купца Василия Васильевича Варгина (одного из самых крупных в то время владельцев московской недвижимости), где размещались популярнейшие у гостей города меблированные комнаты, а также разнообразные магазины. Здесь, на первом этаже дома Варгина, Сиу открыли небольшую кондитерскую лавку, а в подвале — столь же маленькую мастерскую по изготовлению пирожных, тортов, печенья, конфет и прочих сластей. Своих первых посетителей кондитерская Сиу приняла 24 ноября 1855 года. С этой даты и принято вести отсчет славной истории компании, ставшей через несколько десятков лет одним из четырех самых знаменитых московских кондитерских предприятий.
Всего четыре человека — кондитер, его ученик, мадам Сиу да сам Адольф — настолько невелик был сначала штат нового предприятия. Впрочем, скорее всего, мсье Сиу в те годы не принимал слишком большого участия в деятельности фирмы. Он был связан служебными обязанностями, и все заботы по поддержанию бизнеса легли на хрупкие плечи его деятельной супруги. Зарегистрировано заведение было на имя Клариссы. Так первая буква ее имени на десятилетия закрепилась в названии предприятия — «С. Сiу и Ко» (C. Siou & Cie).
Дела у молодой компании заладились. Москвичи, как известно, большие любители почаевничать. Знали они толк и в том, что лучше всего дополняет ароматный чай, — в сладостях. Правда, и конкурентов у Сиу имелось предостаточно. Раз есть спрос, значит, есть и предложение. И Первопрестольная в те годы по праву могла считаться кондитерской столицей России. Десятки предприятий, относительно крупных цехов и маленьких кустарных мастерских, выпускали здесь свои пирожные, печенья, вафли, помадки, карамели, мармелады, пастилу и шоколадные конфеты. Уже набирало обороты дело умных купцов Абрикосовых, целеустремленно шел к успеху их в будущем основной конкурент Фердинанд Теодор (в России — Федор Карлович) фон Эйнем, тогда хозяин небольшой шоколадной мастерской на Арбате, уверенно развивалось одно из старейших кондитерских производств Москвы — мастерская купцов Леновых в Замоскворечье, из которой позднее вырос еще один крупный кондитерский завод (в советские годы он получил название «Рот-Фронт»). И, конечно, каждая московская кондитерская старалась выпускать качественную продукцию, ведь удивить гурманов-москвичей было весьма непросто, а потерять их доверие — легче легкого.
Впрочем, Сиу знали, как завоевать сердца покупателей. Их изысканные и сделанные на «французский» манер кондитерские изделия стоили недешево, однако неизменно пользовались высоким спросом.
Новый рынок
Шаг за шагом маленький бизнес превращался в солидное предприятие. К 1860-м годам Сиу расширили производство, а в 1861-м, когда глава семьи, сделав карьеру в фирме своего работодателя, покинул службу и смог полностью посвятить себя семейному делу, в мастерской фирмы в дополнение к кондитерскому открылось новое отделение — парфюмерное. И, возможно, именно потому, что Адольф Сиу долгое время делал ставку именно на парфюмерное производство, его вполне стабильный и успешный кондитерский бизнес развивался не так быстро, как, вероятно, мог бы.
Парфюмерно-косметический рынок Российской империи в то время был мало освоен, хотя сулил большие перспективы. Правда, и здесь у Сиу нашлись конкуренты. Лидером московского рынка в те годы считалось основанное за полтора десятилетия до того французским подданным Альфонсом Ралле «Товарищество А. Ралле и Ко», к началу 1860-х уже гордо носившее звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и выпускавшее люксовую парфюмерию и косметику. В том же 1861 году в Москве появился еще один француз — энергичный и изобретательный Анри (Генрих Афанасьевич) Брокар. Не пройдет и трех лет, как он, пока технолог на парфюмерной фабрике купца Константина Гика, создаст собственную компанию, чей триумф сделает имя Брокара символом золотого века российской парфюмерии.
У Сиу, однако, не было ни амбиций Ралле и новых владельцев его фирмы (предприниматель в 1857 году продал свою долю в фабрике компаньонам и уехал на родину), ни дерзости Брокара. Поскольку кондитерское производство приносило стабильный доход, Сиу в отличие от двух своих конкурентов, начавших, как известно, с производства мыла (Ралле — с высококачественного и дорогого, а Брокар — с высококачественного, но вполне доступного по цене), в погоне за первоначальной прибылью не стал размениваться на выпуск товара массового потребления с гарантированным спросом. Он сосредоточился на так называемой высокой парфюмерии — в первую очередь на ароматах изысканных и дорогих, хотя и не исключил из производства другие косметические товары как приятное дополнение к его духам и одеколонам.
Город в городе
К концу 1870-х к делу Сиу присоединились два его старших сына, Шарль и Луи. Частые поездки братьев за границу и изучение лучших пищевых и парфюмерных производств Европы и Америки привели к тому, что предприятие стало стремительно перевооружаться. Старшие же Сиу постепенно отходили от дел, делегируя все больше ответственности своим наследникам.
Увы, в отличие от многих других иностранных предпринимателей, навсегда связавших свою судьбу с Российской империей, как, например, Эйнем (умерший в 1876 году во время деловой поездки в Берлин, он завещал похоронить себя в любимой Москве), для Сиу Россия не стала второй родиной. Здесь они просто жили и успешно вели свой бизнес. Все члены семьи сохранили французское подданство, сыновья Сиу отслужили во французской армии, все известные благотворительные инициативы предпринимателей в основном приходились на Францию. И свои последние годы Адольф и Кларисса Сиу, видимо, провели на родине. Адольф Сиу ушел из жизни в июле 1886 года, Клариссе же было суждено пережить его на 16 лет и умереть в 1902 году в Париже.
Однако старики успели застать новый этап развития основанного ими бизнеса, начало которого пришлось на 1881 год. Тогда младшие Сиу учредили Торговый дом «А. Сиу и Ко» (видимо, одновременно существовала и компания «С. Сиу и Ко», маркировка которой также часто встречается на продукции фирмы в 1880–1917 годах). К этому времени конкуренты Сиу на кондитерском рынке уже существенно расширили производство, переведя свои мощности в более просторные и оборудованные по последнему слову техники помещения. Первым стал Эйнем, в 1867 году открывший вместе с партнером Юлиусом Гейсом свою «Паровую фабрику шоколадных конфетъ и чайных печений» на Софийской набережной. В 1880 году «шоколадный король» Алексей Иванович Абрикосов отстроил в Сокольниках гигантскую кондитерскую фабрику. Рассудив, что пришло время и им делать крупные инвестиции в производство, братья Сиу приступили к подготовке открытия своей фабрики. Так, в 1884 году на Петербургском шоссе началось строительство нового предприятия. Автором проекта выступил известный промышленный архитектор, еще один московский француз Оскар-Жан Дидио.
Красный кирпичный ансамбль, торжественное открытие которого состоялось в октябре того же года, довольно удачно вписался в ландшафт этого, тогда совсем не урбанизированного места. Строгие и элегантные формы главной контры с ведущей в него белокаменной лестницей и фонтаном у входа гармонично перекликались с находившимся напротив фабрики монументальным Петровским путевым дворцом и оттеняли меланхолическую красоту вольготно раскинувшегося вокруг него пейзажного Петровского парка. Однако главным, конечно, была «начинка» — современное электрифицированное производство, разделенное на добрых два десятка цехов пищевого направления (бисквитный, шоколадный, кофейный, карамельный, фруктоварный, мармеладный, конфетный, пирожный, вафельный, мороженый и другие), четыре цеха парфюмерного отделения. Плюс к этому — разнообразные вспомогательные производства и собственное писчебумажное производство с типографией. Год от года фабрика разрасталась, а Оскар Дидио методично достраивал там новые здания. В итоге получился целый «сладкий» городок с фабричными корпусами, складскими помещениями, домами для служащих и рабочих, больницей. Трудилось на фабрике около 1200 рабочих.
Шоколад и свежее сено
К началу ХХ столетия компания «А. Сиу и Ко» занимала позиции одного из лидирующих кондитерских предприятий страны. Ассортимент ее изделий включал шоколадные плитки и конфеты, десятки видов карамелей с разнообразными начинками, пастилу, нугу, мармелад, печенье, драже, вафли, всевозможные бисквиты, мороженое и, конечно, печенье. Ежедневно рабочие фабрики изготавливали до 1500 пудов сладкой продукции. Кроме того, фабрика Сиу выпускала и кофе, и порошок какао.
Несмотря на появление новых производственных мощностей, братья Сиу не отказались от того подвала в доходном доме Варгина, с которого когда-то их родители начали свое дело. Здесь помимо давно полюбившихся москвичам тортов и пирожных Сиу вручную делали изысканные дорогие конфеты. Купить продукцию Сиу можно было в фирменных магазинах фирмы — и в том, первом (правда, значительно выросшем с тех пор) магазине на Тверской, и в кондитерских, расположившихся в других частях Москвы, а также в магазинах Сиу в Санкт-Петербурге, Киеве, Варшаве и иных городах страны. Каждый магазин был красиво и дорого оформлен.
Также подобно многим другим мастерам «высокого» кондитерского искусства Сиу завели собственную кофейню. Это небольшое респектабельное заведение, оформленное с большим шиком в стиле art nouveau, разместилось при одной из их кондитерских в пассаже братьев Джамгаровых (бывшем пассаже Попова) на Кузнецком Мосту.
Парфюмерное производство Сиу и в начале ХХ века тоже процветало. Фабрика выпускала более 120 видов духов и около 40 видов одеколона. Парфюмерное сырье доставлялось из Франции и Италии, а создавали тонкие ароматы приглашенные из Франции специалисты. Сиу также радовали модниц тем, что мы сегодня назвали бы косметическими линиями, — духами, туалетным мылом и пудрой с таким же ароматом. Кроме того, они выпускали мыло, товары для зубной гигиены, средства для волос.
Были ли у Сиу парфюмерные хиты? Да, однако меньше, чем у их основных конкурентов — компаний Ралле и Брокара. Так, успехом у красавиц прошлого пользовались их духи «Идеал», «Снегурочка», «Запах женщины», но значительно больший фурор произвели духи Сиу «Свежее сено». Они дерзко бросили вызов цветочным и пряным ароматам того времени нежным запахом свежескошенной травы и полевых цветов.
Переменчивое «Юбилейное»
Реклама — двигатель торговли. Отечественные кондитеры ХIХ века, пожалуй, поняли это много раньше, чем другие их российские коллеги по предпринимательскому цеху. Качественное сырье, разнообразие вкусов — это, конечно, хорошо, но, чтобы клиент решил раскошелиться и порадовать себя заветной сладостью, надо сначала доставить ему эстетическое удовольствие. Так, в обиход российского общества вошла яркая и задорная реклама производителей сладких изделий и стильные и запоминающиеся упаковки их конфет, печенья, мармелада и прочих сладостей.
Сиу, конечно же, не остались в стороне от этой борьбы. Нарядная и дорогая упаковка их конфет подчеркивала изысканность своего содержимого и неизменно радовала приверженцев входившей в моду филолидии (коллекционирование упаковки). Роскошные жестяные коробки, в которых продавались самые дорогие конфеты, картонные коробочки и фантики, украшенные рисунками известных художников, лимитированные упаковки конфет, выпуск которых был откликом на значимые события или приурочен к историческим юбилеям, и, конечно, вкладыши — все это радовало и детей, и взрослых. Следуя красивой традиции того времени, Сиу часто выпускали целые линии вкладышей к своим кондитерским изделиям, призывая покупателей собирать коллекции. «Азбука», «История», «География», «Естествознание», «Пушкин», «Кабинетный портрет», «Русский романс» — вот самые знаменитые серии этих вкладышей.
В 1913 году Российская империя отмечала 300-летие царствования дома Романовых. Праздновали как «виновники» торжества — представители венценосной фамилии, так и все российское общество. Не остался в стороне и деловой мир, особенно постарались производители товаров массового потребления. Многие из них поспешили выпустить к юбилейной дате что-нибудь этакое.
Сиу решили отметить значимое событие как на парфюмерном фронте, так и на кондитерском. В честь матери первого русского царя династии Романовых Михаила Федоровича они выпустили духи «Инокиня Марфа» (при Борисе Годунове родителей будущего правителя насильно постригли в монашество). А любители сладостей получили другой подарок — печенье с говорящим названием «Юбилейное». Это тающее во рту сахарное печенье вскоре стало хитом. Кроме того, именно этому бренду Сиу посчастливилось заслужить очень долгую народную привязанность. В 1967 году, когда в России давно не существовало ни Романовых, ни Сиу, а национализированная фабрика французских предпринимателей много лет носила название «Большевик», «Юбилейное» вдруг вышло из небытия и снова было пущено в производство. Правда, в этот раз печенье с торжественным названием оказалось приурочено совсем к другой знаменательной дате — так фабрика «Большевик» решила отметить 50-летие Октябрьской революции.
Время перемен
В том же 1913 году Сиу впервые получили звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», и сначала его удостоилось кондитерское производство. А вскоре предприниматели получили право украшать двуглавым орлом и свою парфюмерную продукцию.
С началом Первой мировой войны предприятие включилось в оборонный заказ и начало изготовлять кондитерские изделия для армейских пайков, а также гигиенические средства для армейских нужд. В это беспокойное время компании удалось не просто выстоять, но и увеличить свои годовые обороты. Они с 1913 года выросли почти в два раза и превысили 4 млн рублей. К этому времени на фабрике близ Петровского парка работало более 1,5 тыс. рабочих.
Октябрь 1917 года положил конец славной истории Торгового дома «А. Сиу и Ко». Предприятие национализировали.
Его хозяева навсегда покинули Российскую империю. Фабрика на Петербургском шоссе (а с 1924 года — на Ленинградском проспекте) начинала новую и тоже весьма долгую и насыщенную событиями жизнь.