Михаил МУРАШКО: танец передается из рук в руки

murashkoБОСС-стиль | Событие
Текст | Анна ПЕТРОВА
Фото | Архив М. МУРАШКО

В апреле в Саранске состоялся юбилейный конкурс-фестиваль «Михаил Мурашко приглашает друзей».

Михаил Петрович, вы дарите жителям Республики Марий Эл замечательный ежегодный праздник танца «Михаил Мурашко приглашает друзей». В этом году он был посвящен вашему юбилею: 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности. Приехали ваши друзья, коллеги, ученики, было много цветов, ярких выступлений, красивых слов. Расскажите, как все это готовилось.

— Этот конкурс-фестиваль уже 6-й. Как быстро бежит время! Год назад по завершении 5-го конкурса министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл М.З. Васютин, директор Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности Т.В. Дмитриева (директор нашего конкурса) и я обговорили основные вопросы по проведению 6-го конкурса-фестиваля и моего юбилея.

Работа проведена большая, и я хочу поблагодарить всех, кто причастен к организации и проведению этого удивительного праздника. В первую очередь это организаторы — Т.В. Дмитриева со своими помощниками — и, конечно, хореографические коллективы, приехавшие из многих регионов нашей страны, а также Республики Марий Эл.

murashko2

Зрители и специалисты отмечают, насколько ярко и богато представлены все виды народного танца на конкурсе-фестивале «Михаил Мурашко приглашает друзей» в отличие от ряда других хореографических турниров. Например, высокопрофессиональными и совершенно уникальными по композиции в 2016 году являлись танцевальные номера обладателей Гран-при — студии танца «Импульс» из Санкт-Петербурга (руководитель — Яна Дынько) и заслуженного коллектива народного творчества РФ, ансамбля народного танца «Сибирские узоры» из Новосибирска (руководитель — Ирина Овечкина). На ваш взгляд, это связано с интересом балетмейстеров к народному танцу или перекликается с названием конкурса, любовью ваших коллег-друзей к народному танцу?

— Я думаю, что названные вами коллективы являются моими друзьями потому, что они влюблены в народный танец, и наши позиции в этом близки.

Студия танца «Импульс» из СанктПетербурга выросла буквально на моих глазах. Первый раз коллектив я увидел на конкурсе в Сочи. Это был ансамбль, начинающий свою творческую жизнь, причем ансамбль из Санкт-Петербурга, где народный танец не в большом почете и имеет свои особенности, а именно: элементы эстрадизации фольклора. Вот эти черты в некоторых танцах я заметил и на обсуждении деликатно высказал, отметив большую эмоциональность исполнителей, а у некоторых отличные актерские данные.

murashko3Яна Дынько и ее мама Ирина Борисовна на круглом столе внимательно слушали и что-то быстро записывали в блокнотах. После мы разговаривали с глазу на глаз, и я был приятно удивлен разными профессиональными вопросами, которыми они просто закидали меня.

Потом мы регулярно встречались на разных конкурсах, «Импульс» постоянно привозил новые танцы, все более и более углубляясь в фольклорность. В январе 2016 года я был приглашен на юбилей коллектива и оказался приятно удивлен огромным, разносторонним, оригинальным репертуаром. Но больше всего меня покорила та энергетика, которую артисты посылали зрителям. Концерт шел, и скоро сцена и зал стали одним целым. Такую же энергетику артисты «Импульса» привезли в Йошкар-Олу и покорили марийских зрителей. И здесь нужно сказать главное: каков руководитель, таков и коллектив. Яна Вадимовна Дынько человек огромной любознательности и трудоспособности, необычайной жизненной динамики, и именно от нее к артистам идет та энергетика, которая покоряет зрителей.

Ансамбль народного танца «Сибирские узоры» из Новосибирска — это, по сути, профессиональный детский хореографический ансамбль, заслуженный коллектив народного творчества РФ, победитель многих хореографических конкурсов, один из самых известных коллективов народного танца России. Руководитель Ирина Анатольевна Овечкина сумела выстроить творческую жизнь ансамбля аналогично профессиональному коллективу. В ансамбле много возрастных групп и много педагогов — это настоящий комбинат по воспитанию артистов народного танца.

murashko4В то же время классическому танцу здесь отводится огромная роль, и преподают его бывшие и действующие артисты балета Новосибирского театра оперы и балета. Именно отсюда та классическая точность и филигранность в исполнении каждого движения уже в народных танцах. Можно сказать, что у артистов есть культ единственно правильного исполнения танцевальных движений.

В коллективе большой репертуар, требующий большой репетиционной работы. Ансамбль постоянно участвует в различных конкурсах, и это мешает регулярным репетициям. Но Ирина Анатольевна каким-то чудом умудряется все успевать и показывать великолепные результаты.

Мне пришлось работать со старшей группой ансамбля, и это одно удовольствие: дисциплина, быстрое схватывание материала и манеры танца, физическая и эмоциональная отдача. Так работают профессионалы!

Творчество балетмейстера — очень сложная, кропотливая работа. Имена каких самобытных мастеров этого жанра вы хотели бы выделить?

— Балетмейстером быть действительно очень сложно. Профессия эта требует не просто таланта, что является неоспоримым условием, но и постоянной работы над собой, постоянной учебы, постоянного самосовершенствования. Ехать на достигнутых успехах не получается, потому что при сочинении нового произведения все приходится начинать сначала — другая тема требует другого решения, и поэтому все происходит как в первый раз.

Великий Новерр еще в XVIII веке утверждал, что балетмейстер должен быть энциклопедически образованным человеком, должен разбираться не только в хореографии, но и в музыке, и в изобразительном искусстве, и в драматургии, и в литературе, и в истории и т.д. и т.п. От себя скажу: чем эрудированнее балетмейстер, тем шире его интересы, тем разнообразнее его творчество.

В своей жизни я знал балетмейстеров, которые от природы были наделены талантом, но не имели профессионального образования, да и общее образование имели, мягко скажем, недостаточное для такой профессии. Так вот, благодаря таланту они создали несколько интересных работ, однако дальше пойти не смогли. Отсутствие широких и глубоких знаний не позволило раскрыть талант, данный от рождения.

murashko5Будучи студентом, я определил для себя образ идеального балетмейстера — мастера народного танца: высокий профессионализм И.А. Моисеева, народность (фольклорность) Т.А. Устиновой, изобразительность и тонкость чувств Н.С. Надеждиной, сюжетность и театральность П.П. Вирского. Это идеал, вмещающий в себя главные черты великих мастеров танца. Хотя может ли родиться человек, наделенный всеми этими качествами?

Нужно отметить и тот факт, что реальная действительность вносит свои коррективы и в жизнь, и в творчество каждого художника, поэтому из каждого получается то, что получается. К примеру, если бы И.А. Моисеев не ушел из Большого театра, неизвестно, что было бы и с самим Моисеевым, и с народно-сценическим танцем вообще, учитывая его влияние на развитие народно-сценического танца. Трудно представить, как пошла бы моя жизнь, если бы я не приехал в Республику Марий Эл и не окунулся в работу с марийским танцем. И так со многими творческими людьми, если не с каждым.

Михаил Петрович, в своей статье «Кризис русского танца» в журнале «Балет» вы описываете настоящее состояние дел в области русского танца. По сути, все это характерно в целом для сферы национального танца в России, и вашу статью, таким образом, можно было бы смело назвать «Кризис народного танца». Вы согласны с этим?

— Мне нравится ваше утверждение, потому что, говоря о кризисе в русском народно-сценическом танце, естественно возникает вопрос: а что с танцами других народов России? Ответ прост и ясен: кризис не только в русском танце, кризис в целом виде хореографии, который называется народно-сценический танец. Это не значит, что все безнадежно плохо.

Ансамбли народного танца пользуются успехом у зрителей — одни больше, другие меньше. Казалось бы, все хорошо, правда, нет новых идей и новых путей для решения старых (вечных) идей, а есть топтание на месте, когда у всех примерно одно и то же, — вот это и называется кризисом в искусстве. А как выходить из кризиса — это непростой вопрос, который требует большого профессионального разговора.

В современных условиях трудно существовать и профессиональным хореографическим коллективам: практически все испытывают не просто финансовые проблемы, но и творческий голод. Где же искать достойных, ярких и преданных своему делу балетмейстеров-постановщиков?

murashko6— Ваш вопрос состоит из двух частей. Первая часть — это экономическая составляющая существования профессиональных коллективов. В СССР гастроли государственных коллективов являлись делом государственным, и за их проведение отвечали Росконцерт — гастроли по России, Союзконцерт — гастроли по союзным республикам, Госконцерт — гастроли за рубежом. О финансах коллективы не думали. Финансы были заложены в дотацию, рассчитанную на год исходя из планов коллектива.

Я, например, будучи руководителем Государственного ансамбля танца «Марий Эл», своевременно подавал заявки в Росконцерт и Союзконцерт, и ансамбль обеспечивался гастролями на год-два-три. Сегодня все по-другому. Коллектив сам зарабатывает деньги и, исходя из этого, планирует и гастроли. Учитывая затраты на дорогу, проживание в гостинице, суточные для артистов и т.д., это совсем немалые расходы, и поэтому государственные ансамбли стали редко выезжать на гастроли.

Вторая часть — это вопрос о кадрах, балетмейстерских кадрах и где их искать. Ответ прост: искать там же, где искали и раньше. Приехал же в свое время в Республику Марий Эл Мурашко и проработал целых 20 с лишним лет. Многое зависит от местных властей. Надо ценить талантливых специалистов, создавать им условия для работы, помогать им, и тогда все получится.

Вы с 1991 года работаете в Московском государственном институте культуры, являетесь профессором хореографии. Расскажите, пожалуйста, о своей работе в вузе.

— Я не только профессор Московского государственного института культуры, но и его выпускник, причем первого набора, и об учебе и моих учителях всегда вспоминаю с большой теплотой и благодарностью. Работать в институт меня пригласил ректор Леонид Павлович Богданов, человек удивительной образованности и интеллигентности. Наши устремления совпали, и, когда я стал заведующим кафедрой хореографии, было открыто заочное отделение, создан хореографический факультет, организован «Российский театр национального танца».

murashko7Появление театра повлекло за собой прием студентов — выпускников хореографических училищ. Образовательный и исполнительский уровень на кафедре намного повысился. Театр развернул большую концертную деятельность, начал выступать на ответственных площадках вместе с ведущими коллективами страны, такими, как ансамбль Моисеева, «Берёзка», Большой театр, и другими. Театр ежегодно гастролировал за рубежом, где пользовался большим успехом.

Многие выпускники, прошедшие школу театра, стали преподавателями, доцентами и профессорами в учебных заведениях (включая и наш факультет), руководителями профессиональных и любительских хореографических коллективов. Кстати, многие из них присутствовали на нынешнем конкурсе-фестивале и поздравляли меня с юбилеем.

В своих мастер-классах, лекциях и беседах вы неизменно затрагиваете очень важные проблемы в области народного танца. Среди них чрезмерное увлечение балетмейстерами стилизацией в хореографии и костюмах, использование эстрадных музыкальных аранжировок. Все-таки что такое стилизация народного танца?

— В понятии «стилизация» нет ничего плохого. Применительно к хореографии стилизация — это сочинение танца в определенном стиле. Народно-стилизованный танец — это танец, сочиненный на основе фольклорного материала какого-то народа.

Стилизация позволяет хореографу более свободно распоряжаться всеми составляющими компонентами танца: музыкой, хореографией, костюмом. Все зависит от знаний хореографа о народе, его отношения к народу, танец которого он решил поставить, и, конечно, от вкуса. Можно делать все что угодно, но искажать образ народа, его главные характерные черты нельзя!

На сцене же порой мы видим странных людей в странных костюмах, исполняющих странные движения. Особенно это касается русского народного танца. Что только не увидишь? В девичьих танцах девушки скачут по сцене так, как не могут скакать даже скоморохи, называя это новой хореографией. Девушки колотят кулаками парней непонятно за какие провинности.

Какая нормальная девушка пойдет замуж за такого парня? Смотришь на такие танцы и думаешь: этот хореограф знает, что такое русский народ? Имеет он представление о его истории, нравах, обычаях, об отношениях мужчины и женщины, о месте и роли мужчины в жизни русского общества?

Мне иногда говорят: ну почему нельзя взять эстрадную русскую музыку, а хореографию оставить народную? Можно. Сначала эстрадная музыка, потом эстрадный костюм, затем эстрадная хореография — и все, русский танец кончился. Ради истины следует сказать, что существуют отдельные интересные коллективы (и профессиональные, и любительские), работающие в номинации «Народностилизованный танец».

Замечу: отдельные! Повторюсь еще раз: на сцене можно делать все что угодно, но искажать образ народа, его главные характерные черты нельзя! Лучше воспевать свой народ независимо от номинаций, опираясь на традиции, которые народ вырабатывал веками, тысячелетиями.

Во время различных хореографических фестивалей или конкурсов мы слышим термины «конкурсный» или «неконкурсный » номер. Поясните, каким, на ваш взгляд, должен быть настоящий конкурсный номер?

— На конкурсах руководители часто показывают танцы, какие у них есть в репертуаре, не думая, конкурсные они или нет. Конкурсный танец — это танец, который отвечает условиям данного конкурса. Эти условия должны быть четко определены в положении конкурса.

murashko8Однако давайте выясним: по каким критериям жюри оценивает исполнителей? Танец и гармоничное сочетание его компонентов: содержание танца, музыка, хореография, костюм, исполнительское мастерство. Исполнительское мастерство — это уровень школы (уровень подготовки), техника (владение сложными движениями), слаженность ансамбля (кроме сольного танца), актерское мастерство, сценическая культура. Танцы, не позволяющие жюри дать оценку по перечисленным критериям, можно назвать неконкурсными. Именно поэтому выигрывает ансамбль (исполнитель), представляющий танцы, отвечающие условиям конкурса, т.е. дающие возможность жюри оценить его по вышеобозначенным критериям.

Благодаря интернету и видеозаписи мы сегодня имеем широкий доступ к творчеству и отдельных балетмейстеров, и хореографических коллективов. Как в таких обстоятельствах уберечь свою постановку от плагиата или же копирования? Как правильно должен поступить хореограф, который берет интернет-версию постановки чужого номера, чтобы не нарушить при этом авторское право?

— Здесь два вопроса. Как уберечь свою постановку от плагиата или же копирования? Отвечаю: от плагиата уберечься невозможно. Вы знаете, что мои танцы исполняют многие коллективы, но автора почти не объявляют. Нередко мои танцы переделываются и объявляются под своими фамилиями. Мне это неприятно, пытался объяснять, говорил, что, если вы взяли чужой танец, объявите автора, и вы будете чувствовать себя честным человеком. В итоге понял, что ничего изменить не могу, и больше никаких действий не предпринимаю.

По второму вопросу. Если вы (Иванов) берете чужой танец (Сидорова), объявите так: хореография Сидорова, постановка Иванова. Все правильно, все честно. Что касается авторского права, то в хореографии о нем как-то еще можно говорить применительно к профессиональным коллективам. В самодеятельности же авторского права не существует юридически. Поэтому о плагиате можно говорить лишь с чисто этической стороны.

Вы более двадцати лет трудились в Республике Марий Эл, по праву признаны основоположником марийской народно-сценической хореографии, основателем школы марийского танца и Государственного ансамбля танца «Марий Эл». Прошли годы. Хранят ли преемники все то, что вы по крупицам собирали, создавали, интерпретировали?

— Очень сложный вопрос. Я ведь работал, не думая о том, кем я останусь в истории марийского танца. Мне доставляло огромное, ни с чем не сравнимое удовольствие рождение нового произведения. Прошло 25 лет, как я не работаю в ансамбле «Марий Эл», но остались замыслы, которых хватит на постановку целой программы, и даже не одной.

Рад, что мои танцы вошли в золотой фонд ансамбля и по-прежнему радуют зрителей уже XXI века. Каждому художнику хочется, чтобы его произведения жили долго, лучше — вечно. В то же время ты понимаешь, что вечного нет ничего. В хореографии все еще сложнее. Танец ведь передается из рук в руки (из ног в ноги), и с течением времени, с уходом тех, на кого ставился этот танец, теряются нюансы и тонкости, может быть, составляющие главную ценность этого произведения.

При сочинении танца я всегда учитывал особенности артиста или артистов, которых привлекал к работе. Такой метод дает возможность создавать разные характеры, что делает концертную программу разнообразной и интересной, а в итоге позволяет рисовать народ не одной-двумя красками, а широкой палитрой. Хорошо, когда есть артисты с яркими индивидуальностями. Плохо, когда одна индивидуальность начинает превалировать, тогда постепенно все артисты становятся копиями одной индивидуальности. А это ужасно!

Один человек, пусть и большого таланта, — все же это не народ. Нормально, что в ансамбле сочиняются новые танцы. Это расширяет репертуар, дает артистам и коллективу в целом ощущение сопричастности к реалиям сегодняшней жизни. Из новых танцев что-то останется, что-то уйдет, и это тоже нормально.

Что меня смущает? Когда я вижу новый танец под новую музыку, но в костюмах от моего танца, у меня возникает внутренний протест— как будто меня обманули. Ведь костюм — это один из компонентов хореографического произведения, и он должен соответствовать замыслу нового произведения. И так для каждого нового танца. Иначе этот танец нельзя считать новым произведением.

Можно и еще говорить про какие-то нюансы, хотя главное в другом. Умный руководитель будет всегда хранить то ценное, что сделал его предшественник, и на этом развивать достижения ансамбля. Ну а неумный… Сами знаете, что бывает с такими руководителями. —

Все свои последние печатные исследовательские работы вы посвятили глубокому, скрупулезному анализу существующего положения в русском народном танце, представили свою авторскую классификацию русского танца. А над чем работаете сегодня?

murashko9— Только что закончил книгу «Русская сюита». Этой книгой завершается серия «Пляска как феномен русской танцевальной культуры», состоящая из 6 книг: «Классификация русского танца», «Русская пляска», «Русский перепляс», «Русский хоровод», «Русская кадриль» и «Русская сюита». Близка к завершению книга под условным названием «Русский танец», которая не входит в вышеназванную серию, но обобщает все мои изыскания в области русского танца.

С сентября месяца, с началом нового учебного года предполагаю начать работу над новой книгой. Тема — сочинение танца (искусство балетмейстера), то есть то, чем я занимаюсь всю свою жизнь, — сочинение и плюс преподавание. Как книга будет называться, пока не знаю, обдумываю аспект, с которого надо рассматривать этот далеко не простой предмет. Очень надеюсь, что такая книга окажется востребованной.