Босс №12 2015 г.

Ориентироваться на передовые технологии

БОСС-профессия  | Спецпроект: Импортозамещение
Текст | Пресс-служба правительства РФ

13 ноября Аркадий Дворкович провел заседание подкомиссии по вопросам гражданских отраслей экономики правительственной Комиссии по импортозамещению.

Участники заседания рассмотрели во­прос о реализации проектов импортозамещения в сельскохозяйственном машиностроении и обсудили предложе­ния о механизмах и мерах, необходимых для дополнительной поддержки приори­тетных видов машиностроительной про­дукции.

Заместитель председателя правитель­ства Аркадий Дворкович отметил необ­ходимость ориентироваться на передовые и наиболее востребованные технологии в сельскохозяйственном машинострое­нии, в том числе на основе газомоторно­го топлива, а также скоординировать эту работу с соответствующими планами по смежным отраслям машиностроения и станкостроения. При этом особое вни­мание было обращено на необходимость применения системы оценки качества выпускаемой техники. 

По итогам обсуждения Минпромторгу, Минсельхозу поручено совместно с заин­тересованными ФОИВ (федеральными органами исполнительной власти) и ор­ганизациями актуализировать отраслевой план мероприятий в этой сфере.

Также был рассмотрен вопрос о ходе подготовки нормативных правовых актов правительства во исполнение положений Федерального закона от 13 июля 2015 го­да №249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юриди­ческих лиц” и ст. 112 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения го­сударственных и муниципальных нужд”».

Владимир АНТОНОВ, первый вице-президент ЗАО МПБК «Очаково»:

Со стороны государства какой-либо особой поддержки в рамках политики импортозамещения мы не почувствовали.

Компания стремится к сырьевой неза­висимости, у нас есть собственные соло­довенное и сельскохозяйственные пред­приятия. Зерно и солод для пива и кваса мы производим сами. В этом году на соло довне в Липецкой области у нас появилось специальное оборудование для обжарки солода, и теперь у компании имеется соб ственный карамельный солод, который во всем мире используется для варки элит­ных сортов пива. Собственные виноград­ники на Таманском полуострове обеспечивают сырьем наш завод «Южная винная компания». Словом, импортозамещением мы занимаемся самостоятельно и давно. А вот хмель мы пока используем в основ­ном иностранный, поскольку российское хмелеводство только возрождается.

В стране кризис, и наблюдается падение доходов населения. Люди стараются больше экономить, в том числе и на потребле­нии напитков. Соответственно, повыше­ния спроса на продукцию не происходит.

В стране инфляция, и на ценообразова­ние напитков влияют многие факторы, не просто стоимость компонентов. Например, тарифы на перевозку, стоимость тары, этикетки и прочие составляющие. Мы стара­емся держать наши цены на демократич­ном уровне, продолжаем предлагать покупателям качественную, натуральную, но доступную по ценам продукцию.

Владимир ДЕНИСЕНКО, генеральный директор АО «Обувная фирма «Юничел»»:

Импортные кожи занимают 50% объ­емов нашего производства. Основные поставщики кож — это Южная Корея и Турция. В этом году мы значительно сократили закуп сырья у них, но отказаться полностью пока нереально. Корейскую кожу трудно превзойти по качеству: она мягкая, деликатная, гладкая. В Турции закупаем, к примеру, кожу, тисненую под рептилию или мягкую лаковую кожу. Российские производители такую продук­цию, к сожалению, не предлагают. А главное, они не могут «переварить» наш объ­ем (3 млн пар обуви в год), мы бы и рады покупать больше. Тем не менее в этом го­ду заключили договоры с новыми отече­ственными поставщиками — «Артэкс» (Киров), «Кожа» (Санкт-Петербург), «Сафьян» (Казань).

Однако кожа — это еще не все! К сожа­лению, нельзя заменить на российский эквивалент, к примеру, клеевую химию. Это только Италия. Нитки — немецкое качество нашим поставщикам из России пока также недоступно. Но мы изучаем все новые предложения и надеемся, что в России появится в скором времени до­стойная замена.

Сергей КУКУШКИН, технический директор проекта Nowelle:

К сожалению, вокруг импортозамеще­ния очень много чисто пропагандистской шумихи, кампанейщины.

Импортозамещение не возникнет на пустом месте по мановению руки властей предержащих. Что было, то и есть.

Поэтому нынешние настоящие успехи импортозамещения — это, как правило, не результаты сиюминутных кампаний по развертыванию, а достижения, которые есть и были, просто о них в неимпортоза­местительные времена знал лишь узкий круг профессионалов. Теперь же место на сцене освободилось, и их представили ши­рокой публике.

То есть нынешнюю кампанию можно в определенном смысле считать презен­тационной. И в этом нет ничего плохого. Хорошо ведь, что место на сцене освободилось.

Сергей КУДРЯВЦЕВ, управляющий партнер PRIDEX:

Импортозамещению помогает общее стремление оптимизировать бюджеты и минимизировать затраты. В сегменте эко­ном- или бизнес-класса в 2014 году россий­ских и иностранных материалов использо­валось примерно поровну, а в 2015-м доля используемых материалов отечественно­го производства достигла уже 75%. Но в премиальном сегменте доля российских материалов в 2015-м составила всего 35% против 30% в 2014 году.

Мешает то, что во многих сегментах у российских производителей предложение просто отсутствует.

Например, можно заменить фальшпол (стоимость иностранного фальшпола — $36, российского — $30 за 1 кв.м.), метал­лические потолки (разница в стоимости может достигать от 100–150%), керамогра­нит (российский по качеству не уступает импортному, однако его доля в общем бюджете отделочных работ незначительна и составляет около $0,5–1 на кв.м.). В про­ектах отделки среднего класса ($600–700 за кв.м) можно использовать решения российских производителей по освещению, что позволяет снизить стоимость данных затрат с $100–120 до $70–80 за кв.м., но в элитном сегменте отечественные решения неприменимы. В элитном и бизнес-сегменте нет возможности для за­ мены ковровой плитки и потолочных плит из минерального волокна на отечествен­ные, так как в России не производятся не­обходимые для отделки класса «А» и «В» материалы. Также отсутствуют возмож­ности для импортозамещения и по ряду разделов инженерных работ, например механике, электрике, СКС.

Поэтому часто оптимизация бюдже­тов проектов fit-out происходит не путем переориентации на российских произво­дителей, а за счет выбора более доступных европейских или китайских материалов и инженерного оборудования.

Сергей ШАТИРОВ, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, председатель Наблюдательного совета Ассоциации производителей радиаторов отопления АПРО:

Ассоциация производителей радиато­ров отопления АПРО совместно с Экс­пертным советом по импортозамещению Комитета Государственной думы по эко­номической политике, инновационному развитию и предпринимательству провели масштабную работу по оценке состояния рынка климатического оборудования в России и возможностей его импортоза­мещения.

Объем российского внутреннего рын­ка потребления алюминиевых и биме­таллических радиаторов отопления за последнее десятилетие вырос более чем в пять раз и в настоящее время составля­ет 100 млн секций в год на сумму свыше 60 млрд рублей. Отечественные компа­нии вкладывают значительные инвести­ции в создание новых предприятий, ре­ новацию основных фондов, расширение существующих производственных мощ­ностей. Однако из-за недобросовестной конкуренции со стороны импортеров и производителей более дешевой продук­ции из КНР отечественная продукция занимает лишь 10% российского рынка, хотя российские предприятия способны обеспечить более половины спроса на внутреннем рынке.

Вижу решение проблемы в налажива­нии системы сертификации отопительно­го оборудования. Из-за отсутствия чет­ко сформулированных стандартов для климатического оборудования на тер­ риторию нашей страны ввозится недо­ брокачественный импорт из стран ЮгоВосточной Азии. Должны быть сформу­лированы четкие, абсолютно сертифика­ционные требования к качеству климати­ческого оборудования, и эти требования должны делегироваться в строительные нормы и правила.

Василий РОМАНЦОВ, эксперт АО «Группа Оргсинтез»:

Процесс импортозамещения в хими­ческой отрасли начался на волне общего роста в отрасли, который наблюдается на фоне падающей экономики. Увеличился выпуск некоторых продуктов, чему спо­ собствовало снижение курса рубля, по­ зволившее увеличить объем экспорта. В то же время лишь в первом полугодии объем инвестиций в отрасль вырос на 8,4%, был дан старт некоторым проектам, которые могут быть осуществлены в течение не­ скольких лет. Это крупные проекты, и вре­мя требуется не только и даже не столько на строительство, сколько для разработки проектной документации, согласования, поиска финансирования, разработки ра­бочей документации.

Результаты деятельности не всегда мож­но увидеть сразу, но такие проекты важны в том числе и по той причине, что они по­зволяют более эффективно реализовывать планы по импортозамещению в других от­раслях. Например, проект строительства завода по производству гербицида глифо­ сат в г. Новочебоксарске на территории ПАО «Химпром» будет способствовать более эффективной реализации планов импортозамещения в сельскохозяйствен­ной отрасли.

Павел ТИМЕЦ, генеральный директор Управляющей компании ПАРК:

Меня часто спрашивают о функциони­ровании бизнеса в сложившейся эконо­мически нестабильной ситуации в стране. Многих интересует, сказался ли кризис на наших проектах и индустрии развлечений в целом.

Конечно, кризис сказался и на нас. По двум причинам. Во-первых, большинство оборудования, которое устанавливается в наших центрах, — импортное. При за­ купке мебели можно воспользоваться импортозамещением. Последний центр в Смоленске достраивался на отечественной и белорусской мебели. Остается малень­ кое «но»… Боулингов, игровых аппаратов и симуляторов почти не делают в России, «Союзаттракцион» умер много лет назад. Поэтому стоимость открытия новых клу­бов, даже с учетом импортозамещения, оказывается значительно выше, чем была до кризиса.

Вторая причина — условия кредитова­ния. Все-таки мы строим центры не толь­ ко на свои средства, но и с привлечением кредитов. Раньше мы брали займы под 13–15%, сейчас самая маленькая ставка составляет 19%. Это сильно меняет мо­ дель развития. Теперь бизнес с 5–6-летней окупаемостью переходит в 7–8-летнюю. Б