Измерить пульс бизнеса

62Рубрика | Что было

Текст и фото | Леонтий БУКШТЕЙН

2 сентября Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Агентство стратегических инициатив при поддержке ИТАР-ТАСС представили проект оценки инвестиционного климата в российских регионах «Пульс бизнеса».

Как пояснил на пресс-кон­фе­рен­ции в ИТАР-ТАСС генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, исследование уже стартовало. «Рассчитываем, что первый объем информации появится в октябре. Надеемся, что к концу октября — началу ноября мы сможем его представить», — сказал он.

Президент Фонда «Общественное мнение» Александр Ослон отметил, что исследование охватывает 79 регионов РФ, в каждом из которых будет сделана выборка в 500–800 человек. «Есть разные подходы к методике таких исследований. Один из них — получение максимального объема информации по разным аспектам того, что происходит в бизнесе. Это большие массивы данных, масса цифр и самые разные суждения. Все это собирается, и в конце концов таких рейтингов очень много, — сказал он. — У нас вырабатывается иной подход. Он основан прежде всего на ощущении той среды, в которой работает бизнес. Понятно: люди, работающие в бизнесе, чувствуют, что с ним происходит. Ведь это так и называется: бизнес-климат. И это не метафора, а далеко идущая аналогия. Наша работа будет состоять из двух частей, поскольку есть население и есть сами субъекты бизнеса. Сегодня мы говорим только о первой части, о населении». Александр Ослон рассказал, как предполагается вести такое исследование. Фонд «Общественное мнение» последние десять лет ежеквартально проводит огромный по масштабам опрос, который еще называют георейтингом. Для этого ФОМ берет практически все регионы и в каждом из них делает выборку, что позволяет получить оценку региона по разным параметрам. В итоге получается карта с окрашенными в разные цвета регионами. Темы самые разные: отношение к мировым лидерам, к партиям, к губернаторам, а также проблемы транспорта, образования, здравоохранения и многое другое. В этом проекте впервые появилась идея создать комплексную конструкцию, основанную на столь масштабном опросе.

В ходе очередного георейтинга в опроснике появились темы, связанные с бизнес-средой: хорош или плох бизнес-климат, как региональная власть относится к бизнесу, есть ли динамика в развитии бизнеса, какое количество людей начинает заниматься бизнесом. Эти вопросы в фонде считают ключевыми.

Для выводов имеют значение мнения самих предпринимателей, бизнесменов. Их в России совсем немного: по данным ФОМ, всего 4% трудоспособного населения страны занимается бизнесом. Но кроме бизнесменов есть категории населения, которые обычно не принимаются во внимание при проведении исследований на данные темы. Среди них находятся и такие, кто в ближайшие год-два планирует заняться предпринимательством.А также и те, которые «никак не относятся» к данной сфере деятельности, но их друзья, знакомые, родные уже работают на этом поле, и в силу этого такие люди «в теме», в курсе имеющихся вопросов. Есть и те, кто по работе связан с предпринимателями и хорошо представляет себе их проблемы.

По мнению Александра Ослона, примерно треть населения может иметь определенное мнение о состоянии бизнеса. «По итогам опроса мы в каждом регионе выделим этих людей и у них получим ответы на свои вопросы о состоянии бизнес-среды, об отношении власти к бизнесу и о динамике развития бизнеса в данном регионе», — сказал Александр Ослон. Это будет первая информация о бизнес-климате в регионах.

В такой работе есть еще один важный аспект. Те, кто примет участие в опросах и своими ответами заинтересует исследователей, останутся в поле зрения, и диалог с ними продолжится на специальном интернет-ресурсе. Подобный подход, который можно назвать активной социологией, будет практиковаться ФОМ впервые, он даст возможность получать постоянную и систематизированную информацию по актуальной теме. Это поможет вырабатывать новые идеи и предложения для улучшения регионального бизнес-климата.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин отметил, что в 2012 году изменился сам подход к оценке деятельности губернаторов в регионах. Были пересмотрены показатели оценки их эффективности, вышел Указ президента №1276 от 10 сентября 2012 года. Он в основном направлен на оценку того, насколько благоприятен инвестиционный климат в регионе. Усилия губернаторов в том числе теперь должны быть направлены на развитие того самого несырьевого сектора экономики, который обеспечит рост и развитие страны. Чтобы помочь регионам, разработан региональный инвестиционный стандарт, основанный на 15 лучших практиках, которые помогают регионам работать с предпринимателями, с инвесторами. На сегодня 68 регионов внедряют у себя этот стандарт.

Впрочем, стандарт только инструмент, пользоваться им можно и хорошо, и не очень. Здесь важен результат, какой эффект дает применение этого инструмента. «Предприниматель принимает решение об инвестициях или, наоборот, их сокращении на основании своего субъективного мнения о качестве ведения бизнеса в регионе, — отметил Андрей Никитин. — И нам как агентству очень важно понимать, как реально предприниматели оценивают динамику изменения инвестклимата. По сути дела, проект, о котором мы сегодня говорим, — это работа, позволяющая понять, насколько качественно улучшается инвестклимат. Насколько те усилия, которые предпринимаются с использованием разработанных нами инструментов, приводят к изменению ситуации, к выработке доверия между предпринимателями и органами власти. Потому что единственный способ развивать несырьевой бизнес — это возможность для предпринимателей участвовать в выработке решений, возможность донести свое мнение до тех, кто может влиять на ситуацию в бизнесе, на экономику региона и страны в целом».

Отвечая на вопрос об предполагаемой реакции на рейтинг представителей региональных властей, Андрей Никитин сказал: «Агентству важно, чтобы по итогам данного исследования губернаторы получили максимально подробную и достоверную информацию для принятия правильных управленческих решений. Практика работы с ними, практика внедрения стандартов показывает, что от команды, которая собралась вокруг губернатора, зависит существенно больше, чем от самого губернатора лично. Если есть люди, которые знают регион и болеют за дело, тогда и развитие идет в нужном направлении. Мы уже сейчас видим, что губернаторы оценивают деятельность руководителей департаментов, управлений и ведомств по тому, каков в регионе бизнес».

Также Андрей Никитин отметил, что порой возникают парадоксальные ситуации, когда есть разрыв между реальным положением дел и оценками, поставленными ему бизнесменами. Это происходит из-за неинформированности об условиях, которые создают для бизнеса администрации регионов. Такая ситуация выявлена была самими руководителями мэрии Москвы, когда оказалось, что бизнесмены оценивают инвестклимат в столице гораздо ниже, чем он есть на самом деле. Вывод был сделан однозначный: в данном случае вопрос коммуникаций между бизнесом и властью, информирования одних о действиях других имеет, можно сказать, решающее значение.

Генеральный директор ИТАР-ТАСС Сергей Михайлов, в свою очередь, выразил надежду, что нынешнее исследование не станет «разовым мероприятием». ИТАР-ТАСС имеет возможность во всех 56 городах и регионах своего присутствия спрашивать у региональных руководителей и предпринимателей о том, как они осуществляют обратную связь между участниками данного рейтинга. «Мне кажется, что одна из основных задач рейтинга — это стимул для здоровой конкуренции между регионами за привлечение инвестиций, — уточнил Сергей Михайлов. — Неслучайно и президент страны сказал, что губернатор должен ставить своей главной задачей инвестиционную привлекательность региона. Потому что от этого зависит, пойдет ли туда бизнес, а следовательно, и уровень жизни граждан». Сергей Михайлов заявил, что ИТАР-ТАСС будет всячески помогать этому проекту. При этом он отметил, что проект не требует больших затрат. «Мы рассчитываем уложиться в самую минимальную сумму, и эта сумма будет связана с организационным обеспечением», — под­черкнул он.