Энергетика для малых

20Рубрика | Сюжет месяца / Деловой климат

Текст | Иван ОСЯНИН

На фоне усиления конкуренции и сжатия спроса на потребительском рынке для малого и среднего бизнеса появились перспективы в тепловой энергетике.

За последние 15–20 лет к слову «энергетика» у большинства россиян выработалась ассоциация — «поляна» для олигархов, приносящая колоссальные доходы, на которой простым смертным, не вхожим в высокие властные круги, делать нечего. Однако в связи со значительно увеличившейся в последние годы конкуренцией среди малого и среднего бизнеса на потребительских рынках перед многими предпринимателями все чаще встает вопрос: какие направления для инвестирования могут оказаться перспективными в текущих непростых рыночных условиях?

И здесь, несмотря на огромное количество сложностей, интересным полем деятельности постепенно становится теплоэнергетика — как благодаря тому, что в последние несколько лет государство выработало ряд механизмов, которые позволяют некрупному частному бизнесу осуществлять инвестиции в этот сектор, так и из-за относительно низкого уровня конкуренции в отрасли. Более любопытным и подстегивающим к широким обобщениям является и рассмотрение теплоэнергетики как сферы реализации механизмов ГЧП со всеми присущими такому партнерству структурными недостатками, подчас не позволяющими государству и бизнесу взаимодействовать в достаточной мере результативно.

Две подотрасли

Теплоэнергетика в РФ разделена на две подотрасли — это генерация тепла, которую в большинстве городов осуществляют ТЭЦ (во многом как побочный продукт выработки электроэнергии) и небольшие котельные, производящие, однако, до 60% тепла.

В теплогенерации компании с текущими уровнями тарифов работают на грани рентабельности и практически не имеют возможности своевременно обновлять основные фонды. Поскольку доля стоимости отопления в счетах на ЖКХ для населения составляет 50–70%, а рост тарифов в феврале был ограничен президентом Владимиром Путиным на этот год до 6%, перспективы доходности у генерации не самые радужные.

Но и до 2013 года цены на газ как основной вид топлива для котельных росли на 15% в год, в то время как тарифы для генерации утверждались с ростом 5–10%, то есть генерирующие компании оказались зажатыми в тисках между растущими затратами и отстающими от этого роста ограничениями выручек из-за требований социально-политической стабильности.

Тем не менее пока случаев массовых аварий котельных из-за недостаточности их модернизации не отмечено, да и в ТЭЦ, для которых производство тепла не основной вид деятельности, уровень износа оборудования критическим не является.

По причине того, что тарифы в каждом регионе регулируются государством и зачастую находятся на уровне ниже рентабельности, эта сфера не представляет интереса для частного бизнеса, и даже компании, у которых после приватизации на балансе в дополнение к прочим активам оказались котельные, воспринимают их как дополнительную социальную нагрузку на основной бизнес.

Иначе ситуация выглядит в другой под­отрасли теплоэнергетики — теплоснабжении, осуществляемом по распределительным сетям, износ которых, по официальным данным, составляет 68%, по экспертным оценкам — 70–75%. Такая ситуация является критической, что отражается на статистике аварий (см. график «Количество аварий на тепловых сетях в 2006–2011 гг. По данным Минэнерго»).

20-1По мере увеличения износа сетей каждый год количество аварий будет расти все более высокими темпами. При этом в отличие от сетей холодного водоснабжения, где проблему износа и протечек можно решить путем забора большего количества воды из рек и канализационных сетей, где на аналогичную проблему можно просто закрыть глаза, в стране с суровыми климатическими условиями оставить население без отопления чревато социальным взрывом.

А такие перспективы без масштабных инвестиций приобретают вполне реальные очертания. Потери тепла в сетях составляют 20–30% (в развитых странах — 6–8%), ежегодный план по перекладке сетей — порядка 2% от их протяженности (при необходимом уровне 4%), аварийность с 2006 по 2011 год выросла в 1,7 раза. Вопрос в том, кто будет финансировать не просто назревшую, а, скорее, перезревшую необходимость модернизации? Средние тарифы для населения находятся уже на уровне европейских, при этом разброс цен на тепло в зависимости от территориального положения населенного пункта может варьироваться от 700 до 6500 рублей (см. диаграмму «Тарифы и стоимость тепла для населения руб./м2 в сопоставимых ценах в разных странах. По данным Минэнерго»).

20-2Масштабное увеличение тарифов при текущем уровне доходов населения также невозможно. А значит, логичным шагом может выступить привлечение инвестиций со стороны бизнеса.

Высокий износ теплосетей, где и происходит основная часть теплопотерь, с одной стороны, является большой проблемой, но с другой стороны, любые действия, направленные на замену сгнивших труб, даже без применения инновационных технологий дадут ощутимый экономический эффект, который сократит себестоимость тепловой энергии. При неизменном уровне тарифа для потребителей инвестор сможет за счет эффекта экономии на теплопотерях с прибылью вернуть вложенные в модернизацию деньги.

Инвестиции — под госгарантии

Государство предлагает частному сектору инвестировать в сетевое хозяйство. Планируется, что за счет малого бизнеса в ближайшие годы должно быть профинансировано до 30% мероприятий по обновлению сетевого комплекса с перспективой довести этот показатель до 70%. При наличии должных гарантий со стороны государства бизнесу это под силу — суммы, на которые могут быть заключены контракты, будут предполагать замену ограниченных участков трубопровода и начинаться от 3–5 млн. рублей.

При этом предприниматель может не только осуществлять инвестиции, но и самостоятельно закупать материалы и выполнять монтажные работы, по сути, выступая в роли подрядчика.

Владимир Путин на заседании Гос­со­вета по вопросам ЖКХ в конце мая 2013 года заявил: «Инвестиции в ЖКХ должны быть выгодными, и это справедливый, оправданный подход, никакого другого пути эффективной модернизации отрасли нет и быть не может при таких обстоятельствах». И государство сегодня предлагает ряд механизмов для осуществления инвестиции со стороны частного бизнеса, наиболее перспективным из которых является заключение концессионных соглашений между муниципалитетами и бизнесом, в рамках которых предприниматель-концессионер будет нести обязательства по ремонту и обновлению сетей, одновременно получая право управления имуществом, осуществление и продажу услуг на долгосрочной основе.

Пилотные проекты по передаче в концессию теплосетей уже запущены во Владимире, Воронеже и Перми. С привлечением частных инвестиций планируется осуществить реконструкцию инфраструктуры в Красноярском крае, Саратовской, Свердловской, Новосибирской, Ка­луж­ской, Ростовской, Курганской областях. Кроме того, с 1 января 2014 года вступает в силу Закон «О концессионных соглашениях», призванный более четко регламентировать взаимоотношения между концессионером и государством.

К сожалению, должным образом схема привлечения частных инвестиций в теплоэнергетику пока еще не отработана, и текст законопроекта, посвященный в основном детализации обязанностей концессионера перед государством, вряд ли поспособствует прорыву в этой сфере. Одной из очевидных проблем, требующих решения, является формирование механизма ценообразования: сейчас тарифная сетка устанавливается сроком на 1 год, и предпринимателю, за свой счет восстанавливающему сети, приходится принимать на себя политические риски снижения тарифа.

В секторе тепловых сетей это может привести к увеличению срока окупаемости вложенных инвестиций, а, учитывая, что по новому закону срок концессии ограничен 10 годами, изначально оценить прибыль на выходе из проекта представляется затруднительным. И это не говоря о том, что массово не предусматривается переход сетей в частное владение.

Игра стоит свеч

О видении рынка, проблемах, с которыми приходится сталкиваться представителям малого бизнеса, отважившимся работать в непростой сфере теплоэнергетики, нам рассказал коммерческий директор одной из компаний, которая ведет свою деятельность на территории Костромской области и занимается внедрением инновационных технологий в сферы ЖКХ, ТЭК, строительства, Никита Бабенко:

— Последние четыре года мы сосредоточили свою деятельность на вопросах внедрения энергосберегающих материалов и технологий. Одним из ключевых и опорных направлений бизнеса компании на сегодняшний день является деятельность по реконструкции тепловых сетей с применением современных композитных предизолированных трубопроводов.

Стратегия компании не подразумевает вхождения в зону стопроцентного инвестирования в тепловые сети муниципальных образований региона, так как это связано с высокими рисками и недостаточностью гарантий возврата денежных средств.

Энергосервисный контракт невыгоден тем, что в том случае, когда мы показываем экономию от внедрения, на следующий год нам могут урезать тариф на основании этой же экономии. Тарифы зачастую регулируются не из экономической сообразности, а из политической ситуации.

Предложение государства о внедрении концессионных методов взаимодействий выглядит, конечно, более привлекательно, поскольку инвестор получает возможность держать руку на пульсе. Фактически он может управлять процессом, но, опять-таки, с учетом специфики нашего государства никто не застрахован от зловещей политической воли: сегодня ты якорный инвестор для региона, а завтра у тебя могут отнять все то, на чем ты даже не успел толком заработать.

С другой стороны, именно сетевое хозяйство несет на себе меньше накладных расходов по сравнению с генерацией, поэтому даже при учете рисков снижения тарифов игра стоит свеч. При разовом вложении средств в глобальную реконструкцию сетевого хозяйства с применением инновационных материалов инвестор минимизирует ежемесячные затраты на содержание тепловых сетей. Поэтому желающих работать в сетевом хозяйстве с каждым годом становится все больше и больше — на рынок приходят как крупные инвесторы, так и предприниматели, желающие вложить 4–7 млн рублей.

Государство на сегодняшний день расписалось в собственном бессилии в решении проблем реконструкции сетей, на помощь зовут предпринимателей. Это первый знак к тому, что постепенно будут выполняться требования частных инвесторов.

Тяжело, медленно, но мы уверены в том, что действующие механизмы взаимодействия государственно-частного партнерства будут совершенствоваться, будут разработаны и нормы сметной документации, и гарантии возвратности инвестиций. А значит, направление перспективно, и на этом рынке в будущем будут чувствовать себя комфортно те предприниматели, кто начинает работать уже сейчас.