Алексей ФОМЕНКО: кадровый потенциал — главное богатство компании и страны

bossnom2Рубрика | Босс номера

Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Генеральный директор ООО «Трансстройинвест» (управляющей компании инвестиционно-строительного холдинга) Алексей Фоменко убежден, что формирование современного кадрового корпуса в бизнесе и государстве — ключевая проблема развития отечественной экономики и Российского государства.

Разомкнуть замкнутый круг

— Алексей Николаевич, как вы оцениваете систему профессиональной подготовки кадров по некоторым специальностям в нашей стране?

— Пока на тройку.

— Плохо учат в профтехучилищах, колледжах, вузах?

— Дело даже не в подготовке в этих образовательных учреждениях. Для многих выпускников вузов, колледжей и училищ затруднена дальнейшая работа по специальности — они не могут устроиться по профилю, потому что у них нет практического опыта. В силу этого они как специалисты не соответствуют требованиям бизнеса.

Только закончив учебное заведение, нельзя считаться специалистом. Постоянно обновляются технологии, методы производственной деятельности, законодательство и подзаконные нормативные акты, регулирующие такую деятельность. Подготовка в учебном заведении зачастую отстает от сегодняшнего уровня развития предприятий и организаций. Не секрет, что обучение зачастую происходит на старой производственной базе — вузам трудно угнаться за современными методиками и технологиями.

Получается замкнутый круг: выпускник вуза не может получить работу, потому что у него нет практического опыта, а практического опыта не может приобрести из-за того, что его не берут на работу. И это закономерно: чтобы стать профессионалом, нужен практический опыт — в реальных, а не в учебных условиях.

— У выпускников медицинских вузов существует обязательная ординатура, чтобы начать лечить людей…

— Совершенно верно. Но по неврачебным специальностям теперь нет такого этапа приобретения практических профессиональных навыков за счет государства.

В советское время существовало распределение, которое давало возможность получить такие навыки. Уже более 20 лет распределения нет, и это негативно сказывается на рынке труда.

Безусловно, крупные компании, в том числе строительные, стремятся подыскивать в вузах будущих специалистов: проектировщиков, технологов, энергетиков, экономистов, организаторов производства, еще на втором-третьем курсе профильных вузов и давать им возможность работать на практике, чтобы потом брать лучших из них на работу. Некоторые организации организуют даже базовые кафедры в вузах.

Но далеко не все студенты охвачены вниманием бизнеса — во многом из-за того, что возможности компаний, например, малых и средних, недостаточны, чтобы делать стратегические инвестиции в будущих специалистов. Проблема ждет системного решения — либо государство должно предоставить серьезные льготы, чтобы стимулировать бизнес брать студентов на обучение в практических условиях, либо в той или иной форме оно должно восстановить распределение: то есть финансировать работу молодых специалистов на предприятиях в течение определенного периода времени.

bossnom3— А какова ситуация с рабочими кадрами?

— Она даже более тяжелая, чем с кадрами ИТР. Дефицит по квалифицированным рабочим кадрам на рынке достигает 80%! Например, сегодня система профтехобразования практически не готовит механизаторов для работы на современной строительной технике, квалифицированных дорожных рабочих, каменщиков, плиточников, кровельщиков… Их приходится учить самим строительным организациям. Понятно, что это для бизнеса значительные дополнительные затраты.

Восстановление качественного профтехобразования — при этом ведомственного подчинения, с отраслевой специализацией, а не подведомственного органам образования — одно из первоочередных государственных решений.

Совершенно очевидно, что система управления формированием кадрового потенциала в стране не выстроена. Когда мы изучали кадровую проблему во время обучения в Академии госслужбы, мы столкнулись с тем, что переизбыток ИТР к 2015 году в ряде отраслей экономики будет составлять по нескольку десятков тысяч человек.

При этом у нас в стране колоссальное перепроизводство экономистов и юристов, которые просто в таких масштабах не нужны стране. Понятно, что в условиях рыночной экономики она должна управляться экономическими методами, а не административными, как раньше.

Но сегодня дела в этой сфере пущены на самотек — управления нет никакого. А это усложняет функционирование хозяйствующих субъектов. Новое руководство Минобрнауки должно вплотную заняться данной проблемой.

Еще несколько лет назад Российским союзом промышленников и предпринимателей были выработаны очень интересные предложения, программы по развитию системы профессионального образования. Но пока ни они, ни какие-то другие предложения к реализации не приняты.

Необходимо решать задачи и по срочному исправлению ситуации на рынке труда — здесь уже должны начать работать новое министерство, Минтруда, региональные власти. Не секрет, что значительная часть профессиональных кадров для строительства и промышленности сегодня привлекается из регионов и ближнего зарубежья. Там и система образования зачастую в лучшем состоянии, чем в столицах, и профессионалы еще не все «вычерпаны».

Следовательно, для специалистов, которые приезжают из других регионов, нужно предоставлять муниципальное жилье, давать льготы компаниям-работодателям, которые помогают своим сотрудникам решить жилищную проблему.

bossnom4Войны не будет

— Рынок профессионалов сжимается, и не за горами настоящая война за специалистов?

— Рынок специалистов в последние годы все-таки расширяется — но за счет подготовки профессионалов в самих компаниях. Компании, заботящиеся о качестве работы, о квалифицированном и эффективном использовании дорогостоящей техники, обучают и на рабочем месте, и в собственных учебных центрах. Нередко посылают учиться за границу.

Мы, например, проводим обучение всех специалистов, принимаемых на работу, — даже и с практическим опытом. Потому что этот опыт зачастую не подходящего нам качества. Не секрет, что во многих строительных организациях, особенно небольших, практикуется весьма вольное обращение с требованиями техники безопасности, требованиями ГОСТов и СНиПов… Во главу угла ставится прибыль — прибыль здесь и сейчас.

— Тем более что ГОСТы и СНиПы теперь необязательны…

— В нашем холдинге есть правило: для качественного выполнения работ ГОСТы и СНиПы обязательны. Оптимально, чтобы такое правило было для всей строительной индустрии: экономика и общество от этого бы только выиграли.

bossnom5Непрестижные производства

— Как мотивировать молодое поколение направить свои стопы в производственную сферу?

— Мотивацию могут создать карьерный и профессиональный рост, рост материального благосостояния в производственной сфере. Сегодня такая мотивация в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве создается.

Да, пока еще многие идут в торговлю, потому что там можно быстро заработать и реализовать свои предпринимательские и менеджерские амбиции. Но немало людей учится мыслить завтрашним днем: они понимают, что карьера в торговле быстрая, но потолок ее достигается также очень быстро.

— Какова роль государства и общества в формировании этой мотивации?

— Она очень велика. Государство и общество должны способствовать изменению отношения к профессиям строителя и инженера как непрестижным, создать мотивацию обратного толка.

Для этого требуется информационная политика: демонстрация в СМИ достижений промышленного, сельскохозяйственного, строительного производства, привлекательности интеллектуальной, инженерной деятельности.

Но сегодня мы по всем каналам, в том числе государственным, видим бесконечные парады звезд эстрады, программы о том, как стать звездой, ничего не зная и не умея, читаем об эпизодах из жизни «людей из телевизора». Стоит ли удивляться тому, что молодое поколение стремится к подобной же «красивой» жизни?..

bossnom6Учить фундаментально

— Как организовано обучение специалистов в вашем холдинге?

— Мы отбираем студентов профильного вуза, включаем в наши проекты и назначаем им куратора от компании — опытного специалиста с педагогическими данными, при этом владеющего новейшими технологиями.

— Каков объем затрат на подготовку персонала в холдинге?

— До 10 млн руб. в год. Это довольно ­серьезные издержки. Но они оправданы — компания не готова рисковать своим имуществом, допуская до работы с техникой непрофессионалов.

При этом, конечно, мы несем значительные риски: люди бывают разные, одни испытывают благодарность по отношению к компании, благодаря которой они получили соответствующую квалификацию, а другие тут же ищут, где им предложат больше денег, чем у нас… Хотя у нас хорошие зарплаты, значительные соцпакеты, мы предоставляем кредиты на приобретение квартиры, иногда предложения со стороны строительных организаций, работающих в спекулятивном стиле, оказываются более привлекательными.

Люди зачастую не отдают себе отчета в том, что подобные организации просто не могут существовать на рынке долго — у них нет здоровой экономической основы.

Кадровый потенциал — главное богатство любой компании и страны в целом. Если сотрудник фирмы мотивирован в неправильном направлении, «идет не туда», у него симптомы профессионального выгорания, апатия — результата не будет для всей компании. То же самое происходит в масштабах всей страны.

— Продолжается ли проект по созданию учебного центра холдинга?

— Да. Приобретен земельный участок под этот центр, в наступившем году мы планируем его открытие.

— Он рассчитан на спрос внутри группы, или это будет бизнес-линия по подготовке кадров для всей отрасли?

— Пока это проект по подготовке кадров для нашей группы, но не исключаю, что через некоторое время мы займемся подготовкой кадров и по заказам сторонних организаций. Особенно учитывая, что многие строительные организации не имеют возможности фундаментально обучать персонал.

bossnom7Строить для людей

— Развивается ли диверсификация вашего бизнеса?

— Да. У нас сегодня очень широкий круг направлений строительного производства: от строительства топливопроводов, в частности нефтепроводов, до строительства жилья. Конечно, это и транспортное строительство, которое было нашей первоначальной специализацией.

Мы также продолжаем работать в качестве генподрядчика по работам, связанным с АВК (Аэровокзальный комплекс) аэропорта Внуково, участвуем в строительстве еще ряда аэропортовых комплексов, объектов деловой авиации, плоскостных сооружений. Занимаемся дорожным строительством.

Действует дочерняя компания, которая занимается строительством метро. В составе холдинга — также инженерная компания, которая занимается строительством электросетей, электромонтажными работами.

Кроме того, «Трансстройинвест» занимается производством строительных материалов. В составе холдинга — завод по производству асфальтобетона, бетона различных марок.

Концепция развития «Трансстройинвеста» — единый консолидированный холдинг. Это снижает издержки на содержание административного аппарата, позволяет быстро принимать решения, прежде всего решения по вложениям средств в проекты в тех или иных сферах строительной индустрии. Учитывая жесткие условия по выполнению объемов работ, иногда приходится принимать молниеносные решения.

В начале 2012 года совместно с Межрегиональной инвестиционно-строительной компанией начали проект малоэтажного строительства в Новой Москве. Современного, доступного, энергоэффективного.

Это новый поселок европейского типа — как по используемым строительным технологиям и инженерным системам, так и по энергетической и ресурсной эффективности. Доступное жилье — и с точки зрения стоимости покупки, и с точки зрения коммунальных расходов.

Мы заранее понимали, для какой целевой категории покупателей строили, и стремились к приемлемым для нее параметрам. Стоимость квадратного метра — от 47 тыс. руб. При этом, по нашим расчетам, экономия на квартплате благодаря используемым технологиям составит до 2,5 тыс. в месяц. Квартплата ориентировочно будет составлять от 3,5 до 5 тыс. руб. в месяц.

— Это бюджетное строительство?

— Нет, инвестиционный проект. Бюджетные заказы по жилищному строительству мы пока не получаем.

— С какими сложностями вы сталкиваетесь в Новой Москве? Многие строительные организации жалуются…

— Сложности сопровождают любой проект. На мой взгляд, сложности, возникающие у многих строительных организаций, объясняются тем, что они живут сегодняшним днем и не умеют планировать. У них нет видения того, как они будут работать от получения разрешения на строительство до заселения жильцов в дома.

«Удалось приобрести земельный участок? Прекрасно, значит, будем думать, что бы на нем такое построить». «Удалось придумать, разработать проект? Отлично, займемся получением разрешения на строительство». «Удалось получить разрешение — значит, займемся геодезией, будем думать, как построить, кого нанять в качестве генподрядчика»…

— То есть решают проблемы по мере поступления?

— Да. Именно от этого большинство проблем. Из-за подобной бессистемности и внеплановости высокая стоимость строительства, низкое его качество, долгий возврат инвестиций.

А если компания сразу понимает, чего она хочет, для кого она строит, каких-то фатальных проблем не возникает: у нее заранее все продумано, она быстро строит и в срок возвращает средства инвесторов. У нее выстроен весь процесс от конечной цели строительства — например, удовлетворения спроса той или иной категории сограждан в жилье по определенной цене. Отсюда понятно, какой это должен быть участок, какая должна быть стоимость квадратного метра и накладные расходы жителей, каковы должны быть характеристики поселка — структурные и технологические…

Готовится план работ, формируется понимание объема ресурсов — персонала, техники, которые необходимо будет использовать, возможность обеспечения электричеством, теплом. И далее в соответствии с законом: подготавливается  проект планировки, генплан, затем ГПЗУ — разрешение на зонирование земельного участка, разработка проектов конкретных объектов и после прохождения экспертизы получение разрешения на строительство.

Параллельно подбираются источники инвестирования. Формируется бюджет со всеми возможными отклонениями, формируется график выполнения работ.

До выхода на стройплощадку формируется весь комплекс исходно-разрешительной документации, готовится оборудование, определяются поставщики строительных материалов и конструкций, исполнители отдельных видов работ. Организуется контроль ведения работ на объекте в режиме онлайн. И строительство происходит точно, четко, в срок.

bossnom8Акцент — на репутацию

— Какую роль в решении проблем строительной отрасли способны сыграть СРО?

— СРО не могут решить отраслевых проблем «по определению». Это институты, отвечающие за допуски строительных организаций к тем или иным видам работ. Причем они не наделены даже функциями постоянного контроля за тем, как эти допуски соблюдаются: только в период продления допуска и проведения проверок соблюдения требований саморегулирования СРО проводится контроль соответствия.

В сегодняшней системе контроля за строительной деятельностью нет постоянного мониторинга работы строительных организаций: соблюдают ли они требования, которые прописаны в допусках к выполнению тех или иных строительных работ, или нет. На мой взгляд, мониторинг необходим, но исключительно с надзорной точки зрения и уполномоченным на то государственным органом.

Практически единственным инструментом, с помощью которого клиент может обеспечить качество строительных работ, и их безопасность, является выбор строительных организаций по критерию репутации. Ведь забота о репутации на рынке заставляет компанию заботиться о качестве, о развитии, правильно работать с персоналом. Стимулирует закупать и использовать современную строительную технику. Заставляет руководство строительной организации действовать и в рамках поставленной собственником задачи, и в рамках российского законодательства. И формирует условия, чтобы тот клубок проблем, который возникает в деятельности предприятия: технологических, кадровых, финансовых, катился в правильном направлении.

Да, компании «с именем» стоят дороже остальных — но это плата за уверенность в том, что выполнение заказов не будет сорвано и не возникнет аварийных ситуаций на объектах.

— Кто должен формулировать идеологию развития строительной индустрии? Возрожденный Госстрой?

— Он обязан играть центральную роль в формировании этой идеологии. В этом процессе также должны участвовать соответствующие парламентские комитеты, другие органы исполнительной и законодательной власти.

Внятная идеология сегодня остро необходима строительной индустрии: накопилась масса проблем, которые мешают развитию отрасли, и они не решаются, а наоборот, усугубляются. Это и кадровая проблема, проблема контроля, проблема качества и соблюдения требований безопасности, о которых я сказал. Но самая острая — конкурсные механизмы в строительстве. Тендеры в том виде, в котором они сегодня проводятся, основной стопор развития строительного бизнеса в стране.

На мой взгляд, необходима четко сформулированная структура проведения конкурсов, формирование определенного состава конкурсных комиссий, в которых главенствующую роль будет играть уполномоченный на то государственный орган. Принятие решений такими комиссиями и сами решения должны быть публичны, для того чтобы наглядно видеть предлагаемые варианты и позволяющие в дальнейшем как исправлять собственные ошибки, так и иметь пример достойного конкурсного предложения.

Кроме того, необходимо в корне изменить критерии конкурсного производства, сделать их в какой-то мере более жесткими, но и учитывающими современное положение дел в отрасли.

— Ввести репутационный критерий, о котором говорилось выше?

— В первую очередь! Конкурсы должны быть открытыми, но при этом очными. На них должна разворачиваться живая борьба — конкуренты должны видеть друг друга и предложения друг друга воочию. А не виртуальная, как на электронных торгах. Электронные торги, я считаю, вообще неприемлемы — по крайней мере в строительстве.

— Они непрозрачны?

— Да. И породили целую новую сферу коррупционного «бизнеса». Многие организации звонят, предлагают деньги за отказ от участия в таких торгах или, наоборот, шантажируют своим участием: «500 тысяч, и мы выйдем из конкурса».

Кроме того, убежден, пакет акций крупных строительных организаций должен принадлежать государству. Оно должно быть участником акционерных обществ, получающих серьезные заказы. Это средство контроля за ситуацией в крупном бизнесе, гарантия того, что соответствующая организация будет развиваться в правильном направлении.

bossnom3Менталитет не лечится

— Способно ли современное управленческое образование сформировать современную культуру предпринимательства и менеджмента в строительном бизнесе?

— Управленческое образование дает глубокое понимание экономических процессов, финансовой сферы, сферы организационных отношений, знания в области организационной психологии и корпоративного права. Формирует более широкий кругозор, системное видение. Дает универсальную методологию управления, позволяющую управлять любыми организационными структурами. Помогает избегать стратегических и тактических ошибок, в том числе в формировании кадрового потенциала…

Но сформировать культуру оно не способно. Основа культуры — менталитет человека. Он формируется прежде всего в семье, школе, в той социальной среде, где формируется личность. Если с младых ногтей в человека не заложено, что нельзя воровать, нужно уважительно относиться к людям, соблюдать обязательства перед партнерами, никакие MBA не помогут. К сожалению, если человек не обладает честностью и совестливостью, то такое управленческое образование может его только испортить. Личность первична, профессиональные навыки вторичны. Привить профессиональные менеджерские навыки можно почти любому, а вот изменить менталитет взрослого, сформировавшегося человека очень трудно, если вообще возможно…

С воровством, коррупцией бесполезно бороться только за счет «посадок» и конфискации имущества. Этими средствами можно добиться только того, что воры будут опасаться красть — что тоже очень важно. Но фундаментальной проблемы это не решит: при первой же возможности мошенники и коррупционеры примутся за старое.

Чтобы действительно излечить наше общество от вирусов воровства, необязательности, взаимного неуважения, нужно воспитывать молодое поколение в духовности, прививать ему нравственные ценности. Иного способа не существует…

bossnom9Чиновники без счета

— Как избавиться от случайных людей во власти?

— Когда чиновник назначается на должность, с ним заключается договор, в котором прописывается определенный функционал, задачи. Сегодня это, как правило, пустая формальность.

Нужно придать этому функционалу реальное значение и контролировать его с помощью определенной системы критериев — в режиме постоянного мониторинга, охватывающего все этажи исполнительной власти.

Абрис такой системы: оценка работы губернаторов с помощью широкого круга критериев. Этот метод контроля был разработан когда-то под руководством Сергея Семеновича Собянина в бытность его руководителем Администрации президента.

По такой же схеме нужно оценивать работу министров, руководителей департаментов, территориальных органов, и так до самого низа системы государственного и муниципального управления. Чиновникам всех уровней должны ставиться четкие задачи, согласовываться программы их решения — и затем контролироваться по определенным критериям.

Сегодня почти повсеместно в государственных органах внедрена система бюджетирования. Есть статьи доходов, есть статьи затрат на каждое направление. Именно на основе системы бюджетирования вполне реально наладить контроль выполнения тех или иных задач органов власти.

Однако нерешаемых проблем не существует. Решение любой проблемы конвертируется в конкретный перечень задач с конкретными критериями их выполнения.

Задачи не решены? Значит, налицо неумение и нежелание их решать со стороны того или иного должностного лица. Он должен тут же сниматься с работы.

Когда система контроля за чиновниками будет внедрена, непрофессионалы, коррупционеры, лоббисты если и окажутся во власти, то долго в ней не задержатся. Их нетрудно окажется выявить и убрать из государственного аппарата. Не нужны будут кампании по борьбе с коррупцией. И сам подход чиновничества к работе окажется принципиально иным.

На государственную службу будут идти не за тем, чтобы решить свои материальные проблемы, используя административный ресурс, открыть счет на Каймановых островах, а потом уйти, как зачастую происходит сегодня, а затем, чтобы работать на благо государства.

bossnom2Пора советоваться с практиками

— Как должно учитываться мнение представителей бизнеса при принятии государственных решений?

— Они должны составлять костяк общественных советов при министерствах и ведомствах, совещательных органов парламентских комитетов.

Самое главное, чтобы к деятельности органов власти привлекались практики, профессионалы — те, кто знает состояние дел в отрасли изнутри, понимает, как «отзовется» экономика отрасли на законы и постановления, касающиеся строительства.

Это могут быть руководители строительных организаций разного типа и разной величины (необязательно из крупного бизнеса), зарекомендовавшие себя с наилучшей стороны в плане решения государственных в широком смысле этого слова задач, социально ответственных. Государство должно советоваться, привлекать к выработке решений тех, кто пользуется доверием государства и общественности, разделяет государственную идеологию.

Они могут выступать в качестве экспертов при принятии законов и подзаконных актов, касающихся строительства: улучшения качества строительства, контроля за соблюдением требований безопасности строительных работ, охраны труда в отрасли, использования тех или иных финансовых механизмов. Ведь лучше руководителей строительных организаций никто не знает внутренней кухни стройиндустрии. И только в результате сотрудничества государственной власти с ними возможно исправление тех ошибок в регулировании отрасли, которые накопились сегодня.

— Какую роль в повышении качества подбора персонала на государственную службу может сыграть кадровый резерв?

— В кадровый резерв может попасть менеджер государственного аппарата, муниципальной власти или бизнеса, проявивший себя в решении тех или иных общественно значимых задач. Это хорошая мотивация для руководителей проявить себя в плане государственного и общественного служения.

Важно, чтобы резерв подбирался по понятным критериям, формировался не для галочки, а с серьезными намерениями. Подбирался прежде всего из практиков, тех, кто занимается реальной экономикой, имеет опыт управления в бизнесе.

ФОМЕНКО Алексей Николаевич родился в 1979 году в пос. Филимонки Московской области.

После окончания Марьинской средней общеобразовательной школы Ленинского района Московской области поступил в ПТУ №174 г. Москвы и окончил его в 1996 году.

В 2007 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики по специальности «Менеджмент организации», получив квалификацию менеджера.

В 2012 году окончил Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «Государственное и муниципальное управление», специализация «Государственная служба и кадровая политика». Также в настоящее время получает степень MBA.

В 2008 году назначен на должность генерального директора ООО «ДСК Внуково».

С 2009 года занимает должность генерального директора ООО «Трансинвест».

С 2011 года является генеральным директором компании «Трансстройинвест».

Женат, воспитывает троих детей.