X Форум инновационных технологий InfoSpace


18 июня 2019 года в Управлении делами Президента ГК «Президент-отель» состоялся X Форум инновационных технологий InfoSpace.

Главными темами мероприятия стали стратегия научно-технологического развития России и национальная программа «Цифровая экономика».

Традиционно в Форуме InfoSpace приняли участие представители законодательной и исполнительной власти, руководители российских и зарубежных промышленных предприятий, известные ученые, ведущие эксперты, а также представители крупнейших отраслевых ассоциаций и общественных организаций.

Открыло Форум Пленарное заседание с участием ключевых экспертов, модератором которого выступил Агамирзян Игорь Рубенович, Вице-президент НИУ ВШЭ.

Основной темой заседания стало обсуждение реализации национальной программы «Цифровая экономика» и создание инфраструктуры для внедрения инновационных решений и технологий.

«Победить коррупцию в России можно с помощью введения цифровых рублей, которые нельзя будет украсть незаметно», – считает Советник президента Российской Федерации Сергей Юрьевич Глазьев.

Необходимо ввести цифровые метки для безналичных рублей, которыми кредитуются инвестпроекты или финансируются госзаказы. Тогда обращение этих денег будет прозрачным, его сможет видеть финансовый оператор, например, подразделение Центробанка или Казначейства. Также Сергей Глазьев уверен, что переход к цифровым денежным технологиям даст возможность уйти от валютной зависимости, а значит и от риска санкций. 

Насибулин Михаил Михайлович, Директор Департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, рассказал о том, как развивается программа «Цифровая экономика». «Мы планируем на конкурсной основе субсидировать цифровые проекты. И для нас важно, чтобы это были передовые цифровые решения, разработанные в России, чтобы они входили в приоритеты развития цифровых технологий, были инновационными, конкурентоспособными на мировом рынке. И мы хотим стимулировать внедрение тех решений, которые имеют потенциал к масштабированию», – отметил спикер.

В своем выступлении Сергей Геннадьевич Поляков, Генеральный директор Фонда содействия инновациям, обозначил основные направления деятельности Фонда в части цифровизации. «Последние пять лет Фонд активно занимался цифровой трансформацией бизнес-процессов, что в частности позволило перейти на грантовую систему поддержки проектов. С 2019 года Фонд полностью перешел на безбумажный документооборот с использованием электронной подписи. Теперь все документы заявителей и грантополучателей подписываются непосредственно в автоматизированной информационной системе Фонда». Также, по его словам, в ближайшем будущем Фонд запустит программы поддержки проектов в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика».

Берков Андрей Дмитриевич, Директор департамента программ стимулирования спроса Фонда инфраструктурных и образовательных ООО «УК «РОСНАНО», напомнил, что Фонд представляет собой инфраструктурную часть российской наноиндустрии. «Мы не занимаемся строительством производств – мы занимаемся их институциональной поддержкой. Наша основная задача – это модернизация основных отраслей экономики, участие в процессе их модернизации», – подчеркнул эксперт.

Унжаков Денис Витальевич, Вице-президент Блока инноваций и цифровой экономики ВЭБ.РФ, в качестве основной проблемы назвал то, что в России отсутствуют крупные инвестиционные проекты по цифровой экономике. По его мнению, в целях их появления необходимо заниматься не венчурным строительством, а строительством и сборкой проектов вручную. «Мы должны создавать проекты, используя кооперацию крупных корпораций со стартапами», –  пояснил докладчик.

Программу «Сфера» представил вниманию коллег Урличич Юрий Матэвич, Первый заместитель генерального директора по развитию орбитальной группировки и перспективным проектам Госкорпорации «Роскосмос». «Это системообразующий проект, фактически инфраструктура для цифровой экономики всей Российской Федерации. В рамках «Сферы» будет выделено финансирование, что поможет созданию новых бизнесов», – прокомментировал спикер. В рамках реализации программы планируется появление телекоммуникационных проектов, систем дистанционного зондирования Земли. «Это даст экспансию на международные рынки с глобальными космическими сервисами», – уверен Юрий Урличич.  

Галицкий Александр Владимирович, Соучредитель, Управляющий партнер Almaz Capital, напомнил, что в стране до сих пор нет четкого определения цифровой трансформации. «Цифровая трансформация понимает под собой не информатизацию, не использование цифровых технологий, чтобы улучшить что-то в бизнесе или стране, а изменение бизнес-моделей. То есть прежде всего надо смотреть, как улучшить бизнес-модели за счет новых технологий», – подчеркнул эксперт.

Говоря о таких технологиях, спикер отметил преимущества онлайн-касс – их повсеместное внедрение уже привело к уходу от «черного кеша» и помогло в борьбе с контрафактом. В качестве примера Александр Галицкий привел китайский опыт, где мощная государственная поддержка цифровых технологий привела к созданию различных онлайн сервисов – от стрижки собак и мытья окон до мгновенной выдачи кредитов – без сбора документов в бумажном виде.

Темы нормативно-правового регулирования коснулся Свинцов Андрей Николаевич, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи. Чиновник отметил, что многое в современной России делается на показ: создание государственных корпораций развития, фондов. При этом до реального бизнеса эти инициативы не доходят, потому что сохраняется печальная тенденция, когда бизнесу не выдают кредиты на развитие или выдают на таких условиях, которые могут привести исключительно к банкротству компании. «Без политической конкуренции мы никогда не поборем ни коррупцию, ни бюрократически централизованную государственную экономику», – убежден спикер.

Лебедев Антон Олегович, Директор Департамента правовых основ цифровой экономики Министерства  экономического развития Российской Федерации, продолжая тему нормативного регулирования, отметил: «Большое количество нормативных решений требует умения договориться – и бизнесу, и экспертному сообществу, и органам власти. Это, наверное, одна из причин, почему законы, которые должны были приниматься легко и быстро, все еще находятся на стадии обсуждения. Потому что очень много противоречивых интересов у государственного аппарата и у бизнеса».

«Есть несколько ключевых факторов, которые позволяют оценить, насколько та или иная технология действительно может привести к изменениям в вашем бизнесе, – заявил Идрисов Александр Борисович, Основатель и Президент АО «СтратеджиПартнерс Групп». – 1) Помогают ли ваши технологии создать дополнительную ценность для клиентов; 2) влияют ли они на создание прибыли; 3) создают ли технологии стратегический контроль». В бизнесе технологии должны увеличивать выручку, сокращать затраты или помогать более эффективно использовать активы. «И если у вас не происходит ни первого, ни второго, ни третьего, то значит, цифровизация у вас не удалась», – резюмировал спикер. 

Участники Пленарного заседания обсудили следующие вопросы:

  • несовершенство современной денежной системы: владельцы банковских счетов не являются собственниками денег и рискуют своими вложениями в случае банкротства банка. Из-за нехватки денег в экономике падает экономическая активность и не реализуются инвестиционные возможности;
  • российский рынок технологий слишком маленький; как следствие, разработчики технологичных проектов вынуждены уходить из страны;
  • сложная процедура получения кредитов на развитие бизнеса; большое количество обанкротившихся компаний;
  • необходимость отвечать на современные промышленные вызовы: использование альтернативных источников энергии, промышленное хранение энергии, создание технологий гибкой электроники, фотоники и наномодифицированных материалов;
  • внедрение инноваций часто встречает сопротивление со стороны крупных компаний;
  • отсутствие крупных инвестиционных проектов по цифровой экономике;
  • использование устаревших моделей управления и подходов к развитию бизнеса;
  • отсутствие рыночной инфраструктуры венчурных инвестиций.

Спикеры и эксперты заседания внесли в резолюцию Форума следующие предложения:

  • внедрять цифровые технологии в денежном обращении, что даст возможность более эффективно бороться с коррупцией, а также уйти от валютной зависимости, а значит и от риска санкций;
  • внедрять подход применения цифровой платформы в различных отраслях с приоритетом отраслевых интересов;
  • рекомендовать малым инновационным компаниям и стартапам обращаться за поддержкой в Фонд содействия инновациям;
  • стимулировать бизнес-сообщество к совместной работе над государственными проектами, в том числе и в области оцифровки процессов;
  • в целях появления крупных инвестиционных проектов необходимо заниматься созданием проектов, используя кооперацию крупных корпораций со стартапами;
  • пересмотреть политику кредитования бизнеса в сторону упрощения всех процедур;
  • стимулировать создание экспертного сообщества по технологическому трансферу;
  • менять систему организационного управления, систему поддержки бизнеса, систему поддержки инновационных компаний, так как многие компании сегодня предпочитают не подавать заявки на получение субсидий, а уходить на зарубежные рынки.

В рамках работы форума прошли тематические секции в формате дискуссий и обсуждений, а также нетворкинг-сессия «Территория развития бизнеса» для поиска новых партнеров. На площадке состоялись встречи представителей институтов развития, госкомпаний и крупного бизнеса с предпринимателями – участниками форума, экспертные консультации по вопросам поддержки и развития бизнеса, а также возможностей доступа субъектов МСП к закупкам в госкомпаниях и корпорациях.

Резидентами Территории развития бизнеса стали:

  • ГК «Российские автомобильные дороги»
  • Фонд Модернизации и Развития Технологий
  • АО «Россельхозбанк»
  • ГБУ Малый бизнес Москвы
  • Представительство Правительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации
  • ГК «РОСТЕХ»
  • ПАО Банк ВТБ
  • ПАО «Россети»
  • ООО «УК «РОСНАНО»
  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»
  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы

Секцию Форума «Технологические вызовы. Модернизация производств в России» модерировали Гамза Владимир Андреевич, Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, и Шмаль Генадий Иосифович, Президент Союза нефтегазопромышленников России.

С докладами выступили: Зубарев Виктор Владиславович, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Ореханов Сергей Владимирович, Вице-президент  Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия», Руководитель Экспертного совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике; Казейкин Валерий Семенович, Председатель секции Экспертного совета комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Российской Федерации; Мостовщиков Алексей Александрович, Член генерального совета, Председатель подкомитета по цифровой экономике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Директор Интернациональной Бизнес-школы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; Папета Артем Владимирович, Советник руководителя Представительства Калининградской области при Правительстве Российской Федерации; Рогинко Сергей Анатольевич, Руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН; Богданов Михаил Игоревич, Президент Координационного совета НП «Ассоциация Инженерных изысканий в строительстве»; Шипицын Егор Андреевич, Исполнительный директор Национальной ассоциации трансфера технологий; Мастепанов Алексей Михайлович, Заместитель генерального директора Института энергетической стратегии; Миннибаев Евгений Кадырович, Ректор Академии ВЭГУ, руководитель рабочей группы Государственной думы по внедрению электронного образования

Среди вызовов, стоящих перед российской экономикой и промышленностью, участники Специальной Секции отметили:

  • нерациональное использование ресурсов при добыче углеводородов;
  • серьезное отставание российского нефтегазового сервиса от аналогичных зарубежных компаний. Объем сервисных услуг в России примерно 27-30 миллиардов долларов, из них 60% приходится на иностранные компании;
  • старение основных промышленных фондов;
  • технологическое отставание геологоразведочных работ;
  • низкий коэффициент нефтеизвлечения;
  • нехватка высокопрофессиональных кадров; IT-образование в большинстве современных вузов отстает от реальной практики и не соответствует гибкости и качеству запросов в отрасли;
  • тенденция на удорожание и сокращение строящегося жилья;
  • неумение предпринимателей привлекать инвестиции в свои проекты;
  • низкий уровень производительности труда; отстающий экономический рост;
  • международная климатическая политика, которая приводит к замедлению спроса на энергоресурсы и изменению их структуры;
  • использование иностранными государствами международных правовых механизмов в целях нанесения ущерба ТЭК России и дискриминации ТЭК России путем изменения международного нормативно-правового регулирования под предлогом реализации климатических соглашений;
  • низкая мотивация на предприятиях для внедрения инноваций;
  • фундаментальные проблемы в качестве управления экономикой страны, начиная от ценообразования и заканчивая планированием, прогнозированием;
  • отсутствие долгосрочной промышленной политики государства как цельного документа, содержащего взгляды руководства страны на пропорции, приоритеты, структуру промышленности;
  • высокий уровень технологической зависимости от импорта.

Участники заседания внесли в резолюцию Форума следующие предложения:

  • создать полигоны для испытания оборудования и технологий по добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе;
  • в целях полноценной реализации программы импортозамещения необходимо создание отечественных инжиниринговых компаний;
  • стимулировать развитие малоэтажного строительства в России; разработать специальную программу по развитию малоэтажного строительства и разработать ряд преференций, например, льготную ипотеку;
  • поддержать инициативу Экспертного совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике в части оказания помощи организаторам проектов в их реализации, в том числе, в привлечении инвестиций;
  • рассмотреть возможность создания института отношений послов из числа лидеров IT-отрасли, которые будут заниматься развитием отношений с транснациональными компаниями в сфере IT и инноваций – вести переговоры с гигантами рынка в целях рекламизации, привлечения инвестиций, а также обмена опытом и лучшими практиками между российскими и зарубежными компаниями;
  • необходимо привлекать талантливых зарубежных сотрудников, рекомендовать предпринимательскому сообществу поддержать разработку технологических или цифровых виз;
  • работать над совершенствованием законодательной базы в области международного и национального интернет-права и над повышением уровня юридической защиты как лицензионных продуктов, так и пользователей;
  • главными социальными трендами должны стать ответы на цифровые вызовы, противодействие интернет-угрозам, форумы массового повышения цифровой грамотности и цифровой культуры;
  • повышать эффективность управления и мотивацию управленцев на решение национальных задач;
  • модернизация российской экономики должна включать в себя две составляющие: 1) нейроиндустриализация и восстановление промышленного производства на новой технологической базе; 2) формирование инновационной экономики на базе промышленного развития;
  • в целях повышения уровня человеческого капитала и реализации постоянной переподготовки кадров внедрять в образовательную систему электронное обучение;
  • разработать актуальную программу по развитию новых технологий и цифровой экономики, которая позволит, минуя бюрократические барьеры, принимать пакеты своевременных законодательных актов.

Модераторами секции Форума «Потенциал российского агропромышленного комплекса: переход к высокопродуктивным и экологически чистым производствам» выступили Овчаренко Михаил Михайлович, Президент НП «Национальный Агрохимический Союз», и Семенова Елена Ивановна, доктор экономических наук, профессор, руководитель Всероссийского НИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве.

С докладами на секции выступили: Викулова Людмила Сергеевна, Директор Департамента испытаний Российской системы качества; Пронин Вячеслав Вадимович, Заместитель генерального директора Ассоциации «Росспецмаш»; Маслова Влада Вячеславовна, Заведующая отделом ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства»; Кузнецова Оксана Александровна, Временно исполняющая обязанности директора ФГБНУ «ФНЦ пищевых систем им. В.М. Горбатова»; Мисюра Андрей Васильевич, Генеральный директор АО «НПО автоматики»; Шустер Владимир Сергеевич, Начальник отдела Национального союза агростраховщиков; Терещенко Даниил Геннадьевич, Заместитель начальника Управления организации предоставления государственных услуг Федеральной службы по интеллектуальной собственности; Смелтерс Вигарис Петрович, эксперт Союза по содействию социально-экономическому развитию регионов «Евразийский инвестиционный союз».

Участники Специальной секции обсудили такие проблемные вопросы, как:

  • низкое качество почв, на которых производится большая часть пищевой продукция (30 млн га кислых почв, в которых не хватает кальция, 10 млн га засоренных почв; 20 млн га – почвы с низким содержанием фосфора);
  • Федеральным законом не предусмотрен государственный контроль в плане оценки маркировки и права наносить на упаковку продукции такие знаки, как «эко», «био» и подобные;
  • ГОСТ «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации» не содержат исчерпывающие требования к техническим характеристикам органической продукции, в нем также не определены способы подтверждения соответствия требованиям органического производства;
  • 40% мяса крупного рогатого скота и молока производится в личных подсобных хозяйствах, объемы производства в которых год от года сокращаются;
  • высокий уровень импортной зависимости по фруктам и овощам закрытого грунта: внутренних объемов производства недостаточно для обеспечения продовольственной безопасности страны по этим позициям;
  • низкий уровень экспорта товаров с высокой степенью переработки (14% в общем объеме экспорта агропродовольствия), доля импорта товаров с высокой степенью переработки более 30%;
  • в государственной программе нет рычагов по регулированию ценовой ситуации на агропродовольственном рынке;
  • сокращающиеся доходы населения; как следствие, объемы торговли продовольствием за последние 4 года сократились на 10%;
  • около трети продукции теряется при хранении и транспортировке;
  • более 70% сельскохозяйственной техники находится за пределами амортизационного срока;
  • на уровне страны отсутствуют стратегические программы поддержки по разработке прикладных решений для агропроизводителя;
  • небольшое количество программ поддержки переработчиков пищевого сырья;
  • количество патентов, как в общем в России, так и в части АПК, снижается, и Россия в настоящее время находится на 8 месте в мире по подаче заявок на изобретения. Связана эта тенденция с недостаточным финансированием научно-исследовательских работ и отсутствием надежных гарантий вознаграждения ученых-изобретателей.

Эксперты и спикеры заседания внесли в резолюцию Форума следующие предложения:

  • вывести экологическое земледелие в систему космических наблюдений в режиме онлайн;
  • ввести законодательные меры, предупреждающие введение в заблуждение потребителя относительно натуральности происхождения продукции, и ввести государственный контроль за нанесением маркировки (при использовании таких знаков, как «эко», «био» и подобных);
  • рассмотреть возможность создания межгосударственного комитета по стандартизации органической продукции, проработать вопросы стандартизации в системе ISO и включить в программу национальной стандартизации на плановый период актуализацию действующих и разработку новых национальных стандартов на органическую продукцию, предусматривающих технические требования к конкретным видам органической продукции, предусмотренных ГОСТом на производство органической продукции;
  • стимулировать достижение оптимального соответствия между двумя приоритетными национальными целями – развитием экспорта и обеспечением внутренней продовольственной безопасности страны;
  • на федеральном уровне создать технологическую платформу, чтобы с помощью субсидирования и поддержки в проведении исследований создавать прикладные решения для агропроизводителя, внедрение которых приведет или к заработку, или к экономии;
  • разработать программу развития дополнительных способов технологической обработки, потому что термическая обработка как важный технологический процесс в пищевой промышленности уже достигла своего предела.

На секции «Инновационные технологии в системе здравоохранения России» обсудили национальный проект «Здравоохранение». Заседание прошло под руководством Саверского Александра Владимировича, Президента Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов».

В рамках секции спикерами выступили Крашенинников Анатолий Евгеньевич, Генеральный директор АНО «Национальный научный центр фармаконадзора»; Тарасов Вадим Владимирович, Директор Института трансляционной медицины и биотехнологии, заведующий кафедрой фармакологии ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России; Осипов Лев Васильевич президент Международного объединения разработчиков, производителей и пользователей медицинской техники; Плясунова Елена Викторовна, Генеральный директор ООО «Медтроник»; Хабриев Рамил Усманович, Научный руководитель ФГБУН «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко»; Свято Ирина Евгеньевна, Руководитель группы стратегического консалтинга Центра экономики и управления в здравоохранении Московской школы бизнеса СКОЛКОВО; Натензон Михаил Яковлевич, Генеральный директор ООО Научно-производственное объединение «Национальное телемедицинское агентство»; Мальцева Олеся Альбертовна, Управляющий директор по внешним связям АО «Технополис «Москва»; Пастухов Борис Иванович, член Генерального совета Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Председатель совета директоров ООО «Национальная медицинская компания».

В качестве вызовов, стоящих перед российской системой здравоохранения, участники Секции отметили:

  • низкий объем вложений в основные фонды здравоохранения в России на душу населения;
  • отсутствие четко определенных терминов “терапия прорыва”, “инновационные препараты”;
  • в работе на российском рынке инновационные компании сталкиваются с высокими рисками, связанными с законодательными изменениями, нестабильным курсом валют;
  • закон о телемедицине не доработан; тарифы по оказанию телемедицинских услуг появляются, но тарифов на устройства с удаленным мониторингом до сих пор нет;
  • нехватка высококвалифицированных кадров и среднего медицинского персонала;
  • недостаточный уровень защиты интеллектуальной собственности приводит к низкой конкурентоспособности России в области привлечения инвестиций. Основные проблемы здесь – правоприменение, коммерциализация интеллектуальной собственности, низкая эффективность взаимодействия с государством;
  • применение механизма принудительного лицензирования способно привести к резкому сокращению прямых инвестиций и репутационным потерям;
  • инновации зависят от уровня защиты интеллектуальной собственности и объективно коррелируют с ожидаемой продолжительностью жизни. При этом в рейтинге стран по уровню защиты интеллектуальной собственности Россия занимает 29 место из 50;
  • неэффективное расходование бюджетных средств на здравоохранение;
  • сложившаяся поведенческая модель населения подразумевает невнимательность к здоровью, несвоевременное лечение, самолечение, недоверие к врачу в сочетании с вредными привычками.

Участники заседания внесли в резолюцию Форума следующие предложения:

  • на рынке лекарственных препаратов необходимо внедрять контроль со стороны пациентов, что повысит безопасность самих пациентов; позволит выявить врачебные ошибки; обеспечит экономию бюджетных средств благодаря использованию эффективных информационных технологий;
  • перенять зарубежную практику консенсусных форумов по новым медицинским технологиям для формирования согласованного мнения профессионалов по инновационным направлениям;
  • простое импортозамещение высокотехнологичных медицинских изделий приведет к гарантированному отставанию от развитых и развивающихся стран. Приоритетом должен стать курс на создание инновационной отечественной экспортоориентированной продукции;
  • локализация должна осуществляться на паритетных началах на основе использования российских ноу-хау и отечественных международных патентов с ориентацией на экспорт. При этом следует принять меры для защиты интеллектуальной собственности и предоставить приоритетную государственную поддержку отечественным предприятиям, готовым поставлять свою продукцию за рубеж;
  • внедрить систему принятия решений и актов по поддержке инновационных проектов после обязательного согласования с профессиональными сообществами медиков и отечественных производителей медицинских изделий;
  • разрабатывать тарифы на использование инновационных технологий и внедрять их в систему ОМС. Таким образом возможно ликвидировать барьер по доступу к высококачественной медицине;
  • разработать государственную программу по ликвидации кадрового дефицита;
  • разработать государственную программу по обеспечению доступности первичной медицинской помощи;
  • стимулировать вовлечение пользователей в процесс взаимодействия с цифровыми медицинскими технологиями, разработать программы по популяризации базовых цифровых механик;
  • разработать соответствующее распоряжение о сборе унифицированных, верифицированных для различных нозологий данных для наполнения big data.

X Форум инновационных технологий InfoSpaсe ежегодное мероприятие, зарекомендовавшее себя авторитетной дискуссионной площадкой для совместного поиска государством, бизнесом и научными кругами конструктивных решений в области формирования благоприятного «инновационного климата». Цель форума – расширить возможности инновационного партнерства государства, российской науки, бизнеса и зарубежных компаний, раскрыть стратегические задачи сотрудничества по модернизации экономики России, найти способы максимального привлечения предприятий и частных инвесторов к совместному осуществлению государственных программ по развитию инновационной инфраструктуры на территории Российской Федерации.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте