В Арктике мы ничего не проспали!


В Санкт-Петербурге 9 и 10 апреля в пятый раз прошел Международный арктический форум — 2019, который собрал на своей площадке около 4000 участников: представителей политических, научных, деловых кругов, общественности, ведущих СМИ.

Центральным событием форума стало участие Президента Российской Федерации Владимира Путина в пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика – территория диалога».

Тема встречи – «Арктика. Океан возможностей». В заседании также приняли участие: Президент Финляндской Республики Саули Ниинистё, Президент Республики Исландия Гудни Торлациус Йоханнессон, Премьер-министр Королевства Норвегия Эрна Сульберг, Премьер-министр Королевства Швеция Стефан Лёвен.

Дискуссия получилась довольно острой и злободневной. Обсуждались вопросы комплексного развития арктических территорий, включая рациональное использование природных ресурсов, экологическую безопасность, транспортное обеспечение, защиту интересов коренных народов Севера, а также другие аспекты устойчивого роста в Арктическом регионе.

В своем выступлении В.В. Путин напомнил, что в 2021 году Россия примет председательство в Арктическом совете. И предложил всем странам – участницам этой организации, а также другим государствам сотрудничество в Арктике.

Приоритеты нашего председательства – жизненно важные темы для развития Арктики: продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике.

Сегодня на основе самых современных экологических стандартов Россия реализует проекты в Арктике, в том числе глобального значения, например, комплекс по производству сжиженного природного газа на Ямале, освоение Бованенковского и Харасавэйского месторождений газа. Сейчас на долю Арктики приходится более 10% всех инвестиций в Российской Федерации. 

Уже в этом году мы намерены подготовить и принять новую стратегию развития российской Арктики до 2035 года. Она должна объединить мероприятия наших национальных проектов и государственных программ, инвестиционные планы инфраструктурных компаний, программы развития арктических регионов и городов.

По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского.

Президент особо обратил внимание на то, что такая задача должна быть чётко обозначена в новой стратегии развития Арктики и необходимо обязательно учесть специфику проблем, касающихся коренных малочисленных народов Севера.

Также необходимо уделить внимание и развитию транспорта и другой опорной инфраструктуры. Это основа, необходимая база для будущих инвестиций и бизнес-инициатив. Среди ключевых инфраструктурных проектов – строительство Северного широтного хода. Это железнодорожная магистраль, которая позволит приступить к эффективному освоению природных богатств Полярного Урала и Ямала, а в перспективе – и севера Красноярского края Российской Федерации. И конечно, будет продолжена работа по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично.

В Послании Федеральному собранию 2018 года уже отмечалось, что наша цель – существенно нарастить здесь объём грузоперевозок. Только по Севморпути – до 80 миллионов тонн уже к 2025 году. По итогам прошлого года объём перевозок по Севморпути уже достиг 20 миллионов тонн. А это втрое выше советского рекорда, поставленного в 1987 году. Тогда Советский Союз провёл по этому пути 6,5 миллиона тонн. А сейчас – двадцать.

Для того чтобы этот глобальный транспортный коридор работал на полную мощность,  планируется развивать коммуникационную и береговую инфраструктуру, включая портовые мощности, средства навигации, метеонаблюдения, обеспечения безопасности коммерческого плавания.

Приглашаем наших зарубежных партнёров к совместной работе по созданию портов-хабов в конечных точках трассы. Имею в виду Мурманский транспортный узел и портовую инфраструктуру в Петропавловске-Камчатском. Кроме того, намерены модернизировать гавани арктического побережья, включая возможности для организации перевозок «река – море».

Планируется также продолжать обновление ледокольного флота и наращивать выпуск судов ледового класса: к 2035 году Арктический флот России будет насчитывать не менее 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных.

Подчеркну: задача – сделать Северный морской путь безопасным и выгодным для грузоотправителей, привлекательным как по качеству услуг, так и по цене. В частности, конкурентной и обоснованной должна быть плата за ледокольное сопровождение судов. Государство потому и вкладывает свои средства в эту сферу, чтобы минимизировать тарифную нагрузку на перевозчиков, на бизнес.

Глава государства заявил, что будут использованы все инструменты поддержки инвестиций, в том числе успешно апробированные в рамках программ развития дальневосточных регионов России, для наращивания капиталовложений в регионе и запуска новых проектов. Сюда входят:

-льготные ставки на прибыль,

-понижающие коэффициенты по налогу на добычу полезных ископаемых,

-заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость,

-упрощённый порядок предоставления земельных участков,

-неизменность условий реализации инвестиционных проектов.

При этом, преференции для инвесторов должны быть и будут ещё более продвинутыми, более устойчивыми.

Правительству России – здесь я уже обращаюсь к своим коллегам – вместе с экспертами, представителями бизнеса уже дано поручение разработать проект специального федерального закона об особой системе преференций для инвесторов Арктической зоны. И прошу провести эту работу оперативно, с тем чтобы закон был принят Государственной Думой Российской Федерации уже в осеннюю сессию.

Еще для комплексного развития региона, для решения уникальных, нестандартных задач в высоких широтах нужна мощная научная, кадровая, технологическая база. В регионах страны уже создаются  научно-образовательные центры, которые интегрируют возможности университетов, исследовательских институтов, бизнеса, реального сектора экономики. Такой центр должен быть и в одном из российских арктических регионов и должен будет обеспечить как развитие фундаментальной науки, так и решение прикладных, практических задач освоения Арктики.

При этом считаем, что будущее – за активными академическими и университетскими обменами, за созданием международных исследовательских команд, альянсов высокотехнологичных компаний. И приглашаем всех заинтересованных коллег к совместной работе в области судостроения, связи, безопасности мореплавания, в сфере экологии, добычи полезных ископаемых и биоресурсов.

Арктика ставит перед Россией колоссальные вызовы. Один из таких вызовов – обеспечение баланса между экономическим развитием и сбережением арктической природы, сохранение её уникальных, хрупких биосистем и, конечно, ликвидация ущерба, накопленного в ходе порой экстенсивной, потребительской хозяйственной деятельности в прошлые десятилетия. Вот уже несколько лет ведется «генеральная уборка» арктических территорий. Начиная с 2012 года вывезено и утилизировано более 80 тысяч тонн отходов.

В ближайшие годы в рамках федерального проекта «Чистая страна» будет ликвидировано шесть крупных объектов накопленного экологического вреда в Архангельской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе, Карелии и Якутии. Также предстоит очистить акваторию Кольского залива на площади свыше 200 квадратных километров.

Будет развита и система особо охраняемых природных территорий, заповедников. Прежде всего имеется в виду национальный парк «Русская Арктика». Важно предусмотреть дополнительные меры по развитию здесь цивилизованного экологического туризма и созданию необходимой инфраструктуры.

Президент также отметил, что в Арктике идёт оттепель, причём оттепель в изменении температуры. В Арктике она идёт более быстрыми темпами, чем в целом на планете. Температура в Арктике повышается в 4 раза быстрее, чем на планете в целом.

На вопрос о том, не упустила ли свой шанс и не проспала ли Россия расширение своей энергетической инфраструктуры в Арктическом регионе и использование ресурсов Арктики в качестве альтернативной энергетики, Президент РФ ответил, что ресурсы Арктики колоссальные, общепланетарного масштаба (по предварительным оценкам, здесь сосредоточено около 13 миллиардов тонн нефти и 95 триллионов кубических метров газа) и что Россия уже начала разработку.

Насколько быстро человечество двигается к замене углеводородного сырья на альтернативные источники – это ещё вопрос. По экспертным данным, потребление энергии в ближайшие десятилетия в мире будет расти, а соотношение между углеводородом, между возобновляемыми источниками, ядерной энергетикой, гидроэнергетикой примерно сохранится.

Сегодня – к счастью или к сожалению, но так происходит – это взаимоотношение между различными источниками не меняется. Общий объём растёт. Но мы не будем забывать, что Россия – это огромная страна с возможностями гидроэнергетики, мы развиваем и будем развивать атомную энергетику. У нас всего 16 процентов генерации атомной энергетики. Вот во Франции уже 90 с лишним, а у нас всего 16. Мы должны хотя бы до 25 добраться. Наши соседи, Финляндия, собираются строить. И так далее.

Так что здесь мы ничего не проспали…

Источник

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте