Секреты эффективной работы с дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность – неотъемлемая часть практически любого бизнеса в настоящее время. Методы отсроченных платежей практикуются в настоящее время все более часто. Среди экспертов существует консенсусная точка зрения, что наличие дебиторской задолженности – это абсолютно нормальное явление. Более того, если вовсе отказаться от работы с применением кредитования, бизнес может перестать развиваться, ведь таким образом отсекается существенная часть клиентской базы. Иными словами, дебиторская задолженность – явление в наше время неизбежное, к ней нужно относиться спокойно и не пугаться ее. Более того, существует целый  ряд приемов, которые помогут предпринимателю избежать ненужных проблем с возвратом долгов.

Многие бизнес-консультанты предлагают, по их мнению, простой и эффективный способ избежать проблем с «дебиторкой» – работать строго по предоплате. С этим можно согласиться лишь отчасти. Как уже отмечалось выше, такой подход чреват потерей значительной части клиентов, простоями на работе, снижением репутации у контрагентов – словом, такими темпами недалеко и до закрытия бизнеса. Контрагенты могут не согласиться на предоплату даже в тех случаях, когда взамен им предлагают более выгодные условия сделки, скидку или прочие «бонусы». А значит, успех в предпринимательстве сегодня зависит не от умения руководства и менеджеров по продажам избежать увеличения дебиторской задолженности, но от способности сотрудников компании эффективно с ней работать и способствовать тому, что вчерашние долги превращаются в поступления на счета компании.

Первая рекомендация может показаться весьма банальной, однако не сказать о ней нельзя – слишком уж много предпринимателей пренебрегают ею. Необходимо проверять каждого контаргента на предмет его платежеспособности с целью оценки финансовых рисков, возникающих при работе с ним. В настоящее время любому предпринимателю доступна масса способов узнать финансовые показатели компании, с которой он вступает в деловые отношения – для этого существует целый ряд интернет-сервисов. Наконец, нельзя пренебрегать и сложившейся в деловых кругах репутацией – зачастую информация о недобросовестных контрагентах может дойти до предпринимателя раньше, чем сами контрагенты появятся с предложением о сотрудничестве.

Второе. Документы – наше все! Каждый этап взаимодействия с контрагентом должен быть оформлен «на бумаге». Ни в коем случае нельзя пренебрегать юридической стороной сотрудничества. Необходимо не только досконально продумать сроки погашения платежей, но также юридически оформить санкции, которые ожидают контрагента в случае нарушения условий сотрудничества. Не лишним будет прописать в договоре конкретные суммы неустоек, которые он обязуется выплатить в случае просрочки платежей. Недобросовестного контрагента столь детальный подход с высокой степенью вероятности отпугнет, а вот надежного – вовсе не испугает, что абсолютно закономерно и логично.

Третье. Не стоит медлить с продажей долгов контрагента, если надежд на возврат долгов практически не осталось. Безусловно, далеко не все контрагенты отказываются платить по счетам из-за злого умысла или расчета. Никто не застрахован от кризиса или банкротства, в том числе и давно существующие и солидные компании. Вот только ваш бизнес от этого может пострадать не меньше, а значит, нужно заранее продумать способы снижения подобных рисков.  Если контрагент начинает банкротство или столкнулся с финансовыми трудностями, которые, по всей видимости, могут стать для него непреодолимыми, то следует поторопиться с заключением договора цессии, согласно которому права на задолженность переходят другому юридическому лицу.

Четвертая рекомендация – предприниматель должен считать деньги и анализировать экономическую ситуацию. Речь в данном случае идет о необходимости грамотно продумывать кредитные лимиты для контрагентов. Так, если кругом кризис, финансово-экономическая ситуация неустойчива, а число банкротств постоянно увеличивается, то пора задуматься о снижении числа товаров и услуг, продаваемых в кредит. Словом, требуется взвешенный и разумный подход.

Наконец, должна быть детально продумана и работа с дебиторской задолженностью и в рамках самой компании. В современных условиях вполне разумно нанять в штат сотрудников, на которых будет возложена ответственность непосредственно за работу с дебиторской задолженностью. Следует помнить, что необходимо всегда «держать руку на пульсе» – быть в постоянном контакте с должниками, напоминать о возможных санкциях (предусмотрительно прописанных в заключенном ранее договоре), предлагать способы мирного разрешения возникшей ситуации. Величину дебиторской задолженности предприниматель должен постоянно контролировать лично.

Следование данным простым рекомендациям повышает эффективность работы с «дебиторкой» в разы. Более того, грамотно спланированный комплекс мер по управлению ею может спасти бизнес даже в тяжелые кризисные времена.

Текст: Степан КОВАЛЕВ, руководитель пресс-службы Good Life Consulting