Минэкономразвития и Минцифры обсудили план внедрения ИИ в сельском хозяйстве и транспортной отрасли


Министр экономического развития Максим Решетников вместе с Министром цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максутом Шадаевым провели стратегическую сессию по вопросу развития искусственного интеллекта в сельском хозяйстве и транспортной отрасли с представителями профильных министерств, руководителями крупных отраслевых компаний и ИТ-вендоров.

«Несмотря на сложившуюся политико-экономическую ситуацию необходимость масштабного внедрения технологий искусственного интеллекта в отраслях экономики сохраняется. ИИ-технологии позволяют достигать реальных результатов, обеспечивают экономическую эффективность процессов и имеют большой потенциал в части обеспечения технологического суверенитета» – сказал Максим Решетников.

По оценкам Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве технологии ИИ внедряют в аграрной отрасли только 12% компаний (экономический эффект – 2,7 млрд рублей), а в транспортной сфере около 18% предприятий (экономический эффект – 15,8 млрд рублей).

Максут Шадаев также отметил важность внедрения ИИ-технологий в отраслях: «Сейчас нет ни одной отрасли, где бы не внедрялись отечественные программные решения. Действующие меры государственной поддержки, как общего характера для ИТ-отрасли, так и по отдельным отраслевым направлениям позволяют обеспечивать широкомасштабное внедрение технологий».

По словам заместителя министра сельского хозяйства Елены Фастовой, в настоящее время крупные агрохолдинги уже используют в своей деятельности технологии и цифровые продукты с искусственным интеллектом – управление посевами и уборкой, спутниковый мониторинг сельскохозяйственных угодий, системы управления сельхозпредприятиями, сельхозтехникой и другие. Для замещения зарубежных разработок и повышения доступности таких технологий Минсельхозом России сформирован отраслевой комитет АПК и созданы 3 индустриальных центра компетенций по подотраслям «Растениеводство», «Животноводство» и «Пищевая и перерабатывающая промышленность». Кроме того, Минсельхозом России предоставляется государственная поддержка на приобретение и внедрение программных продуктов (в том числе с алгоритмами ИИ) для цифровизации производства и переработки сельхозпродукции. Максимальная ставка по льготному кредиту составляет не более 5%.

Говоря о внедрении ИИ в госуправление, Елена Фастова отметила, что в текущем году в рамках реализации Госпрограммы по вовлечению в оборот земель сельхозназначения Министерство приступило к созданию сервисов, предназначенных для сбора, накопления, обработки, анализа и предоставления информации о состоянии и использовании сельхозземель. В разработке будут применяться алгоритмы искусственного интеллекта, машинного обучения и компьютерного зрения. Сервисы позволят распознавать контуры полей и произрастающие на них культуры, такие как озимая и яровая пшеница, подсолнечник, кукуруза, сахарная свекла, гречиха и картофель. Разработанные эталонные сведения будут размещены в формате открытых данных.

Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов рассказал о текущем статусе и перспективах внедрения технологий искусственного интеллекта в транспортно-логистической отрасли. В числе приоритетных направлений, по которым ведется работа, он назвал беспилотники на воде, на земле и в воздухе; анализ больших данных в работе интеллектуальных транспортных систем; биометрическую идентификацию, в том числе для отслеживания психофизиологического состояния водителей/машинистов/летчиков/диспетчеров. Замминистра отметил, что внедрение ИИ в настоящее время ведется в рамках корпоративных программ прежде всего лидерами отрасли, такими как ОАО «РЖД», ОАО «Аэрофлот», ГК «Автодор», Яндекс.Такси, «Софттелематика» и другими.

«В отрасли создаются и государственные механизмы ускорения внедрения технологий искусственного интеллекта. В первую очередь, это экспериментальные правовые режимы и индустриальные центры компетенций. Минтранс России готов к предложениям со стороны бизнеса по новым механизмам государственной поддержки. Направление внедрения искусственного интеллекта будет усилено в рамках работы по актуализации Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации», – отметил Дмитрий Баканов.

Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин отметил, что Сбербанк проделал серьезную работу по определению приоритетных кейсов внедрения искусственного интеллекта и обозначил 5 ключевых решений в каждой подотрасли сельского хозяйства и транспорта: в растениеводстве, животноводстве, автоперевозках, ж/д, авиа и перевозках водным транспортом.

«Специалисты Сбера изучили мировой опыт, оценили влияние искусственного интеллекта на ВВП ведущих экономик мира и представили результаты собственного анализа влияния приоритетных кейсов в ключевых отраслях. Благодаря фундаменту, заложенному за три года федеральным проектом “Искусственный интеллект”, в России реализовано множество успешных кейсов внедрения ИИ, которые приводят к росту таких показателей, как скорость, качество, персонализация, экономическая эффективность, в 5–7 раз. Наша общая задача — обеспечить переход к повсеместному и масштабному внедрению апробированных ИИ-решений внутри различных отраслей экономики»,  отмечает Ведяхин.

Замминистра экономического развития Максим Колесников подвел итоги стратегической сессии, отметив, что Минэкономразвития и Минцифры проработают ряд мер, направленных на отраслевое внедрение искусственного интеллекта. Куратором федерального проекта «Искусственный интеллект» является вице-премьер Дмитрий Чернышенко.

Минэкономразвития вместе с Минцифры регулярно проводит встречи с профильными министерствами и бизнесом по внедрению технологий искусственного интеллекта в отраслях. Каждая сессия посвящена конкретным сферам экономики. Эти встречи проходят в рамках реализации сценария ускоренной адаптации экономики, который Минэкономразвития вместе с отраслевыми ведомствами разработал по поручению Председателя Правительства.

Справочно

По оценкам Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве технологии ИИ внедряют в аграрной отрасли только 12% компаний (экономический эффект – 2,7 млрд рублей), а в транспортной сфере около 18% предприятий (экономический эффект – 15,8 млрд рублей).

Источник

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте