Комитет по бюджету и налогам рассмотрел госпрограммы в рамках работы над проектом бюджета

В заседании Комитета в рамках подготовки проекта федерального бюджета на предстоящие три года к первому чтению приняли участие депутаты ГД, представители профильных министерств и Счетной палаты.

Развитие здравоохранения

Заместитель Министра здравоохранения Наталья Хорова отметила, что госпрограмма «Развитие здравоохранения» направлена на реализацию национальных целей и приоритетов национальной политики — в частности, на снижение смертности трудоспособного населения, укрепление общественного здоровья, заботу о старшем поколении и т. д. По итогам 2020 года Министерство видит риски недостижения некоторых плановых показателей в связи с ситуацией вокруг коронавируса. 

При этом расходы на лекарственное обеспечение в бюджете на трехлетку, отметила Наталья Хорова, предусмотрены в 100% объеме, без сокращения. Планируется постройка больниц (в том числе детских) и центров оказания высокотехнологичной медицинской помощи. «Предусмотрен рост расходов на 1,5 млрд рублей в связи с вводов в эксплуатацию детского корпуса НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина — средства будут направлены в виде трансферта в Фонд обязательного медицинского страхования на оказание высокотехнологичной медицинской помощи», — также рассказала заместитель Министра.

Кроме того, в бюджете предусмотрены расходы инвестиционного характера. В целом по Министерству здравоохранения на реконструкцию объектов здравоохранения предусмотрено 47,3 млрд рублей на 2021 год, 43,3 — на 2022 год и 30,3 млрд рублей — на 2023 год. 

Среди наиболее значимых объектов — федеральный детский многопрофильный реабилитационный центр на 300 коек в Новосибирской области, Институт экспериментальной кардиологии Минздрава России, комплекс зданий Центра онкологии имени Н.Н. Петрова в Санкт-Петербурге и другие.

Председатель Комитета по охране здоровья Дмитрий Морозов отметил: «Эта государственная программа, по нашему мнению, не является госпрограммой быстрого развития, но тем не менее основные позиции удалось сохранить». Принципиально важно то, что сохраняется и даже увеличивается обеспечение лекарственными препаратами в амбулаторных условиях, сохраняется финансирование лечения орфанных заболеваний. Депутат также заявил, что нужен рост финансирования и расширение национального календаря вакцинации в ближайшие годы.

Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что удовлетворенности населения здравоохранением нет, и такого показателя в госпрограмме нет, хотя он, возможно, является основным. Может быть, такой показатель должен быть в программе, обратился он к заместителю Министра здравоохранения. О вопросе оценки людьми, напомнил Андрей Макаров, говорил Президент. Он предложил дать поручение включить это в заключение Комитета при оценке программы. 

«Просьба к профильному комитету вместе с нашим комитетом подготовить соответствующее предложение, и будем выходить с этим на пленарное заседание ГД», — сказал он.

Развитие физической культуры и спорта

Первый заместитель Министра спорта Азат Кадыров отметил, что в составе госпрограммы реализуется федеральный проект «Спорт — норма жизни», на него в текущем году выделено 33 млрд рублей, в 2021 году — 23,3 млрд рублей, в 2022 – 23,5 млрд рублей.

Повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, включая строительство новых сооружений, является одной из задач этого федерального проекта, входящего в нацпроект «Демография».

Заместитель Председателя СП Галина Изотова отметила необходимость корректировки госпрограммы исходя из складывающейся динамики ее выполнения.

Председатель Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Борис Пайкин обратил внимание на низкий уровень взаимодействия Правительства при работе с Комитетом по проекту федерального бюджета. «Это было отмечено всеми депутатами», — подчеркнул он. «Отмечу, что в прошлом году федеральный бюджет на 2020 год с первого раза не был одобрен Комитетом, в связи с чем Правительству было рекомендовано повысить уровень взаимодействия и прозрачности работы при распределении денежных средств в рамках профильных программ по объектам спорта. В этом году произошло то же самое», — сказал Борис Пайкин. 

Он также указал на важные объекты строительства, на которые средства в новом федбюджете заложены не были. В частности, сейчас в России отсутствует ледовая арена для подготовки сборной по керлингу. «Комитет предлагает включить в проект указанного федерального закона следующие предложения: на 2021 год предусмотреть денежные средства в размере 300 млн рублей для реализации прямого поручения Президента РФ по строительству ледовой арены в Приморском крае», — сказал Борис Пайкин.

Андрей Макаров предложил профильному комитету и Минспорта провести встречу и обсудить до первого чтения федбюджета все вопросы, которые вызывают проблемы.

Развитие образования

Аудитор Счетной палаты Дмитрий Зайцев отметил, в частности, недостаточное внимание цифровизации общего образования. «В целом мы видим риск недостижения 41 из 107 показателей — это около 40%. На уровне госпрограммы существует риск, по нашему мнению, недостижения четырех показателей из шести», — указал он. Ранее СП сообщала, что в 27 субъектах России есть проблемы с созданием условий для обеспечения школьников горячим питанием.

Вячеслав Никонов, Председатель Комитета ГД по образованию и науке, согласился с замечаниями аудитора Счетной палаты. Он также отметил: «Мы по сути сталкиваемся с сокращением расходов, запланированных на цели образования, что вызывает у нас большой вопрос, вопрос приоритетов».

У профильного комитета есть опасения, связанные с возможным невыполнением плана по увеличению количества мест в образовательных организациях и с достижением других целей в этой сфере, поднятых, в частности, на больших парламентских слушаниях по вопросам общего образования. 

«В сложных условиях пандемии, когда многие дети находятся на дистанционном образовании, естественно было бы предусмотреть рост расходов на обеспечение цифровизации образования. Может быть, они где‑то предусмотрены, но точно не в этой государственной программе», — добавил Вячеслав Никонов.

По его словам, у образовательных организаций также выросли расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологических требований, таких как ежедневная санитарная обработка классов, комнат общежитий и т. д. Но эти средства также не предусмотрены в программе, отметил Председатель Комитета по образованию и науке.

Вопрос изучения языков народов РФ – создание учебников, программ и стандартов – также не отражен в программе. «В целом мы видим, что проект представлен, но не окончательный», — заключил Вячеслав Никонов.

Заместитель Министра просвещения Андрей Николаев представил госпрограмму и ответил на вопросы депутатов ГД. В частности, он отметил, что Министерство активно занимается решением проблемы с обеспечением детей горячим питанием в школах.

«Основные риски, которые мы видим, — это создание новых мест [в школах и яслях]», — сказал Андрей Николаев. Риски связаны в основном с приостановкой строек.

Комитет по бюджету и налогам хочет поднять вопрос о целесообразности отказа от госпрограмм как механизма регулирования, заявил Андрей Макаров в ходе обсуждения. 

Комитет по образованию и науке поддержал эту точку зрения. «Чаще всего это просто текущие расходы», — сказал Вячеслав Никонов.

Научно-технологическое развитие РФ

«Государственная программа состоит из шести подпрограмм и одной федеральной целевой программы, каждая из которых нацелена на решение задачи, необходимой для достижения национальных целей в области научно-технологического развития страны», — отметил заместитель Министра науки и высшего образования Алексей Медведев.

Это, например, создание возможностей для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, пояснил он.

«Хочется отметить, что около 40% всех расходов напрямую нацелены на достижение лидерства в приоритетных областях научно-технологического развития в соответствии со стратегией научно-технологического развития», — подчеркнул заместитель Министра.

Заместитель Министра науки и высшего образования Андрей Омельчук заявил: «Мы понимаем, что по ряду параметров необходимо движение более быстрое». Поэтому, в частности, усиливаются мероприятия, связанные с работой с патентами.

«Шаг за шагом мы стараемся наши подведомственные учреждения подвигать к тому, чтобы у нас, во‑первых, росло качество публикаций. Мы понимаем, что нам нужно обеспечить и количество публикаций, исследований», — добавил Андрей Омельчук.

По его словам, также важно, чтобы в регионах России было доступно качественное образование.

Аудитор СП Дмитрий Зайцев акцентировал внимание на продолжающемся уменьшении расходов на 2021, 2022, 2023 год. «Сам подход говорит о том, что есть тренд по финансированию науки», — сказал он. СП видит риски практически по всем целевым показателям. «Параметры, которые заложены в госпрограмму, не отвечают вызовам, которые стоят в сфере науки и высшего образования», — подчеркнул Дмитрий Зайкев.

Вячеслав Никонов указал на сокращение расходов на науку и образование: «Это, на мой взгляд, очень тревожная тенденция». 

«В программе не предложено ни одной меры, направленной на повышение инвестиционной привлекательности научно-технологической сферы со стороны предпринимательского сектора экономики», — также указал Вячеслав Никонов. Он подчеркнул, что наука недофинансирована.

Управление государственными финансами

«Госпрограмма «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» предусматривает реализацию пяти подпрограмм, которые охватывают основные направления деятельности Министерства», — сказал заместитель Министра финансова Андрей Круглов. Он отметил, что значительная часть основных мероприятий внутри программы безденежные, то есть бюджетные ассигнования на них не предусмотрены. При этом из предусмотренных на реализацию программы средств 75% — это расходы на обслуживание госдолга РФ. «К 2023 году это соотношение вырастет до 85%», — отметил он.

У Счетной палаты нет замечаний к госпрограмме, заявил аудитор СП Алексей Саватюгин.

Заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова назвала эту госпрограмму одной из самых проработанных.

Социальная поддержка граждан и доступная среда

«Цель госпрограммы – повышение доступности социального обслуживания и создания условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки. Она состоит из шести подпрограмм», — сказала заместитель Министра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова.

Она заявила, что на выплаты семьям с детьми от трех до семи лет включительно из федерального бюджета было выделено 166 млрд рублей в 2020 году и предусматривается, что в следующем году выплату получат около 3,5 млн человек — на это пойдет порядка 199 млрд рублей. 

«Это самое значительное увеличение в рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан», — отметила Елена Мухтиярова.

По ее словам, в программе заложены средства на выполнение поручений Президента, появляются новые направления расходов, связанные с государственно-частным партнерством.

Важным изменением является также то, что в 2021–2022 годах планируется реализовать механизм социального контракта во всех регионах, что также учтено в госпрограмме.

Аудитор Счетной палаты Сергей Штогрин заявил, в частности, что «при значительном увеличении в 3,7 раза в 2021–2023 годах объемов финансирования из федерального бюджета расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи гражданам на основе соцконтракта — есть надежда, что именно этот инструмент поможет гражданам выйти из тяжелой жизненной ситуации — численность граждан, которые улучшат свое положение остается на одном уровне».

Кроме того, он считает, что в госпрограмме нужны показатели отношения людей. Его поддержал Андрей Макаров.

«Вас Президент ориентирует по всем программам, что главным индикатором должно быть отношение людей. Они удовлетворены тем, как делается то, за чем они обращаются? Мы говорили об этом год назад», — указал он. 

Этот индикатор необходим, чтобы оценивать работу, потому что сейчас, заявил Андрей Макаров, «в программе нет реальных индикаторов, которые говорили бы о качестве ее выполнения и нет главного индикатора — удовлетворенности граждан».

Председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов обратился с просьбой поддержать Комитет, когда будет рассматриваться вопрос, связанный с дополнительным финансированием для решения жилищного вопроса инвалидов и ветеранов.

«Мы констатируем, что, учитывая предоставленные льготы для структур, которые направляют свои взносы в социальные фонды, прежде всего в Фонд пенсионного страхования, образуются выпадающие доходы, что серьезно влияет на размер средств, которые необходимо перечислить из федерального бюджета, и, наш взгляд, это является неким дисбалансирующим страховую систему элементом», — добавил он.

Также в ходе обсуждения было указано, что нет важных показателей и в госпрограмме «Доступная среда». 

Содействие занятости населения

Представляя госпрограмму «Содействие занятости населения», Елена Мухтиярова обратила внимание на объем финансирования: в текущем году это 180 млрд рублей, на 2021 предполагается 136 млрд рублей, на 2022 – 92 млрд рублей и на 2023 – 93,7 млрд рублей. Это связано с тем, что основное мероприятие по денежным объемам – это субвенция на выплаты безработным. «Мы закладываем выполнение тех поручений Президента, которые поставлены нам в части достижения к концу 2021 года уровня занятости и уровня безработицы на уровне конца 2019 года», — объяснила Елена Мухтиярова.

«В целом у Комитета нет принципиальных замечаний по представленному документу, мы его поддержали. Мы считаем, что необходимо усилить контроль за расходованием тех средств, которые выделяются прежде всего на переобучение и предоставление возможности получить допобразование, повысить квалификацию как действующим работникам, так и лицам предпенсионного возраста и женщинам с детьми», — заявил Ярослав Нилов. В регионах, по его словам, расходование часто идет некачественно. 

«Мы полагаем, что сегодня особое внимание должно быть и к этой госпрограмме, и к целесообразности и эффективности расходования средств», — заключил он.

Источник