Ицхак Адизес: «Проблема российских компаний в том, что работает только один „палец“ при принятии решений»


Легенда менеджмента Ицхак Адизес в конце марта провёл полнодневную лекцию в Москве. Ее посетило около 1400 человек. Делимся с вами наиболее интересными фрагментами его выступления.

Успех – это производная от внешней интеграции и внутренней дезинтеграции

Адизес говорит, что к разработке этой формулы он шел 50 лет. Разработкой своей методологии Ицхак Адизес занимается уже около 50 лет и опробовал её при работе с  с реальными компаниями и их генеральными директорами в 72 странах мира.

Эта формула справедлива для вашей собственной жизни и семьи, так и для целей организации и даже страны. В этой формуле, где внешняя интеграция находится в числителе, а внутренняя  дезинтеграция — в знаменателе, первична именно последняя. Чем она выше, тем больше энергии и сил расходуется на работу с ней и тем меньше сил остается для создания внешней интеграции. Самый простой и понятный путь стать успешнее — снизить внутреннюю дезинтеграцию.

Лучше иметь заурядную стратегию и воплотить ее в жизнь, чем великолепную, детально продуманную стратегию, которую вы не осуществляете

Когда Адизес только начинал работать бизнес-консультантом, он обратил внимание на то, что его решения мало что меняли в компаниях, с которыми он сотрудничал. Это происходило потому, что лишь немногое из предложенного действительно внедрялось в бизнес-процессы. Чтобы польза от вклада молодого Адизеса была более заметной, он стал изучать именно процессы внедрения решений. Свой нынешний подход Адизес называет «демократурой» — «демократия» на уровне принятия решений и «диктатура» на уровне их осуществления. Принять решение — недостаточно. Необходимо проконтролировать, что задуманное реализовано.

Ускорение изменений ведёт к тому, что мы чувствуем себя менее счастливыми

Скорость, с которой происходят изменения, увеличивается — и вместе с ней увеличивается и количество проблем, которые требуют решения. Поскольку эти проблемы возникли в результате изменений, решения будет неизбежно приниматься в условиях неопределенности и нести с собой определенный риск. Ведь вы имеете дело с чем-то новым — такой ситуации не было раньше. Наши предки были беднее, но счастливее. Мы богаче, но несчастнее — потому что мы испытываем гораздо больше стресса. Почему? Нам постоянно приходится принимать решения в условиях неопределенности и сталкиваться с риском. «Когда я еду в развивающуюся страну, я за один день слышу больше смеха, чем за целый год в развитой стране. И все это из-за стресса!» — подытоживает Адизес.

Проблема российских организаций в том, что работает только один «палец» при принятии решений

Адизес высоко оценивает российских руководителей: они хорошо образованы, умны. Но почему в мире так не так много великих российских компаний? Дело в том, что в российских компаниях традиционно работает только один палец: практикуется именно директивный стиль управления.

Адизес уверен, что «идеального руководителя» можно встретить лишь в бизнес-книгах, в реальной жизни его не существует. Для умелого руководства компаний лидер должен выполнять на достаточном уровне сразу четыре функции — PAEI (производство, администрирование, предпринимательство, интеграция). Но поскольку ни один человек не может выполнять все четыре функции на должном уровне, нужна взаимодополняющая команда. Задача лидера — создать такую взаимодополняющую команду руководителей, где каждый имеет возможность выражать себя. Адизес сравнивает эти функции с витаминами или с пальцами одной руки, где большой палец — главный руководитель компании.

Когда я работал с российскими компаниями, рассказывает Адизес, то проблема была в том, что собрания проходили в тишине. Говорил только главный руководитель. Выходило, что некоторые функции были заблокированы. Огромнейшие возможности не используются.

В русской культуре не одобряется руководитель-интегратор. Когда кто-то так делает, про него начинают думать, что он слабый. Людям нравится сильный руководитель с указующим пальцем. Но именно руководитель, который позволяет всем высказаться, в действительности нужен компании.

Зарплата и бонусы сегодня не эффективны

Человечество пережило четыре революции. Относительно недавно была индустриальная революция, а сейчас мы переживаем информационную революцию. В индустриальном мире зарплата работала хорошо: многие люди были легко заменяемы. Но денежная мотивация уже не работает в информационном обществе. Мускулы можно купить за деньги, говорит Адизес, но мозг нельзя.

Исследования показывают, что денежный бонус, повышение зарплаты мотивируют человека работать лучше только на 2 недели. Дальше человек привыкает к этому.

Что же мотивирует? Самый главный фактор — это наличие миссии, цели, ценностей! Люди готовы умирать ради ценностей, которые они разделяют. Например, для программистов деньги не так важны. Что на первом месте? Например, разработать такое приложение, которого еще нет в мире.

Дайте людям миссию. Мозгу нужна миссия. Если миссия вашей компании — заработать как можно больше денег, вам стоит её пересмотреть. Это не мотивирует. Не говорите про деньги, говорите про общие интересы. Почему вы вместе? Вы вместе не из-за денег, а с другой важной целью. Например, чтобы всем вместе было бы хорошо.