«Единая Россия» передала Медведеву доклад о совершенствовании контрольно-надзорной деятельности и проведении «регуляторной гильотины»


В настоящее время в России действует около 2 млн требований, 221 вид контроля и 541 вид разрешительной деятельности для предпринимателей. Реформирование контрольно-надзорной деятельности позволит существенно сократить требования к бизнесу, убрать лишние расходы. Это принесет ощутимый вклад в экономику страны и поднимет уровень жизни людей. Об этом заявила председатель экспертного совета внутрипартийной дискуссионной площадки Партии «Единая Россия» «Лидерство и развитие», член Высшего совета Партии, первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, комментируя общественный доклад внутрипартийной дискуссионной площадки «Единой России» «Лидерство и развитие», который был передан премьер-министру, Председателю Партии Дмитрию Медведеву.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности позволит существенно сократить требования к бизнесу, убрать лишние расходы, в том числе на различную разрешительную документацию, что приведет к удешевлению продукции для покупателей», — подчеркнула Блудян.

По ее экспертной оценке, около 12% стоимости плодово-овощной продукции приходится на обеспечение фитосанитарных мер и требований, 8% стоимости колбасной продукции тратятся для оформления ветеринарно-сопроводительной документации, а 5,6-9,5% стоимости молочной продукции приходится на оформление ветеринарной сертификации.

«Около 7,5% ВВП, т.е. 7,77 трлн. рублей составляют затраты на получение различной разрешительной документации контрольно-надзорной деятельности. Для сравнения, бюджет национальных проектов до 2024 года составляет 25,7 трлн. рублей (около 24,8% ВВП). Фактически перед нами сейчас стоит задача реализации еще одного национального проекта», — пояснила она.

По ее словам, каждый третий-четвертый предприниматель подвергается проверке со стороны контрольно-надзорных органов. При этом зачастую плановые проверки просто заменяются внеплановыми. По итогам 2018 года их количество превысило плановые проверки аж в 3,4 раза. В том числе по этой причине около 15 млн самозанятых до сих пор работают в теневом секторе, и лишь около 40 тыс. из них официально зарегистрировали свою деятельность.

«Единая Россия» предлагает сократить количество проверяющих, обеспечить их достойным уровнем заработной платы, пересмотреть их функционал и обновить штат инспекторов; направить деятельность контрольно-надзорных органов на профилактические мероприятия и помощь предпринимателям по организации их безопасной деятельности; создать условия для повышения активности потребителей. Также необходимо перейти к альтернативной форме контроля и надзора, которая заключается в страховании ответственности работодателя перед работниками, страховании ответственности перед потребителями, страховании рисков нанесения ущерба и вреда жизни и здоровья граждан, материального ущерба и ущерба охраняемых государством ценностей.

Нужно определить четкие параметры применения риск-ориентированного подхода; сделать простой и прозрачной систему ответственности предпринимателей с учетом нанесенного вреда; определить ответственность проверяющих контрольно-надзорных органов», — сказала Блудян.

В общественном докладе «Единой России» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и проведению «регуляторной гильотины» предлагается провести реформу работы отрасли инспекторов контрольно-надзорных органов. Для этого необходимо обновить и сократить штат инспекторов, повысить эффективность их деятельности, премировать за отсутствие случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, материальным ценностям.  В Партии считают, что это позволит повысить качество проверок бизнеса и в целом снизить давление на предпринимателей, а также необходимо для борьбы с коррупцией.

«Нужно сократить имеющийся штат инспекторов, дать достойную зарплату тем, кто будет нормально работать, и предъявить к ним требования не увеличивать количество проверок и штрафов, а сделать так, чтобы их вообще не было, как и не было потери жизни, здоровья. Они должны быть для бизнеса помощниками», – заявила один из авторов доклада Марина Блудян.

В документе указано, что сокращение численности инспекторского состава поможет увеличить размер фонда оплаты труда, повысить эффективность их деятельности, премировать инспекторов за отсутствие случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан, материальным ценностям и охраняемым государством ценностям, а также за отсутствие штрафов на закрепленной за ними территории. Более того, данное решение исключит коррупционные практики.

«Отобранных профессионалов необходимо постоянно обучать и повышать их квалификацию. С ними нужно работать. Мы готовы все это изложить в специальных подзаконных актах. Но в самом законе должно быть четко прописано, что нужно обновить штат», – подчеркнула Блудян.

Для этого «Единая Россия» предлагает создать специализированную школу или учебный центр при Правительстве для обучения и полного обновления штата инспекторов и их компетенций, соответствующих новой законодательной базе.

«Сейчас проверки одного и того же предпринимателя по ряду вопросов могут проводить сразу несколько ведомств. Например, требования по охране труда контролируют Роструд, Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Ространснадзор, Росздравнадзор и так далее. Более того, их требования противоречат друг другу», – объяснила она, добавив, что «Единая Россия» предлагает надзорным ведомствам проводить совместные проверки.

Блудян также отметила, что недостаток сегодняшних проверок заключается в том, что каждый надзорный орган имеет право прийти к предпринимателю один раз в год, но таким образом за год бизнесу предстоит выдержать от пяти проверок в любое удобное для проверяющих органов время.

«Один орган может приходить не чаще одного раза в год, но, на самом деле, они по одному и тому же вопросу ходят пять и более раз, например, так, — охрана труда проверяется пять раз в год. Мы предлагаем совместные проверки, перед проведением которых надзорные органы будут договариваться между собой, обсуждать план проверки и вопросы», – отметила Блудян.

Как отмечается в докладе, плановые проверки должны проводиться на основе использования чек-листов с ограниченным кругом вопросов, например, не более 30 пунктов, а их предмет должен быть ограничен обязательными требованиями, нарушение которых связано с наибольшим риском.

Кроме того, совместная проверка должна проводиться по согласованным планам, с одним руководителем, координирующим деятельность инспекторов контрольно-надзорных органов.

«Мы рассчитываем, что это положение о совместных проверках, которые сегодня дублируются, будет отражено в новом законе о контрольно-надзорной деятельности. Мы считаем, что это упростит жизнь предпринимателей, – убеждена она. – Этот законопроект уже принят в первом чтении в Госдуме. Сейчас между первым и вторым чтениями в него вносят правки. И мы готовим свои предложения, подготовленные на партийной площадке и основанные на докладе».

«Стоимость различных документов — например, подтверждающих расчетов, аттестации, всякого рода удостоверений, составляет 7,5% ВВП, предприниматели тратят на это более 7 трлн рублей в год. Это выброшенные деньги – они не в бизнесе, не в экономике, не в виде налогов у государства. Они потрачены на избыточные бюрократические процедуры. Сейчас в России более 25 трлн рублей направляется на нацпроекты, а мы каждый год выбрасываем триллионы рублей, которые могли бы заплатить страховой компании и покрыть свои риски», – сказала председатель экспертного совета площадки «Лидерство и развитие», первый вице-президент «Опоры России» Марина Блудян.

Так, в «Единой России» предлагают разработать и законодательно внедрить механизм страхования предпринимательских рисков и ответственности, которые освободят предпринимателей от нагрузок в сфере контроля, обеспечат своевременную компенсацию причиненного ущерба пострадавшей стороне, а также страхование работников. Помимо этого, страхование привлечет большой объем «длинных» денег в экономику страны на регулярной основе.

Речь идет о снижении категории риска для предприятий, застрахованных в трех важнейших формах: страхование ответственности работодателя перед работниками, страхование ответственности перед потребителями, страхование рисков от непредвиденного ущерба и вреда, наступившего вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Также в Партии предлагают законодательно закрепить возможность освобождения предпринимателя от планового контроля при наличии международных сертификатов и другой разрешительной документации аккредитованных организаций и лабораторий.

«То есть предприниматель может осуществить самоконтроль и предоставить его результаты надзорным органам, которые, в свою очередь, должны их учесть и не проводить проверку, так как безопасность задекларирована на основании независимого заключения», – пояснила Блудян.

Согласно докладу, в законе можно закрепить возможность снизить категории риска при наличии членства контролируемого лица в саморегулируемой организации, декларирующей и контролирующей деятельность своих членов. То есть надзор за предпринимателем-членом СРО предлагается сделать минимальным. «У саморегулируемых организаций есть множество независимых процедур. Когда предприниматель к ним вступает, они сообщают проверяющему органу, что контроль осуществлять не надо. В данном случае передаются лишь главные сведения», – отметила Блудян.

В качестве еще одного механизма она назвала постоянный мониторинг с помощью различных датчиков, устройств, видеокамер и передачи электронных счетов и документов. «В этом случае нет необходимости приходить к предпринимателю с проверками», – считает эксперт.

В заключение она подчеркнула, что предложения «Единой России» несут социальную значимость. «Мы обсудили их с Правительством, со специалистами, с Министерством экономического развития. И в том случае, если они будут реализованы, то это принесет ощутимый вклад в экономику страны и поднимет уровень жизни людей», — уверена она.

Следите за нашими новостями в Telegram, ВКонтакте