Единая информационная платформа позволит проследить путь леса от заготовителя до покупателя
Ситуацию в лесной отрасли в последние годы можно охарактеризовать как неблагополучную. Отсутствует достоверная информация о лесных ресурсах страны, контроль за их использованием неэффективен, в сфере лесного хозяйствования высокие коррупционные риски. Такую позицию Счетной палаты озвучил аудитор Михаил Мень на правительственном часе Совета Федерации. «Как следствие, незаконный оборот древесины и проблема охраны лесов от пожаров, а также восстановление лесов и кадровый кризис в лесном хозяйстве», – уточнил он.
Ситуацию в отрасли осложняют проблемы с планированием и управлением лесным хозяйством на всех уровнях. «Предусмотренный Стратегией развития лесного комплекса до 2030 года принцип интеграции лесного хозяйства и лесной промышленности в единый лесной комплекс страны не реализуется. Не обеспечена взаимоувязка целей, задач и целевых показателей, определенных федеральной госпрограммой «Развитие лесного хозяйства» и программами регионального уровня. Лесные планы субъектов не являются действенным инструментом по развитию лесного хозяйства в регионах», – добавил Михаил Мень.
Что касается переданных регионам полномочий, то они исполняются не в полном объеме и недостаточно эффективно. По словам аудитора, сложившаяся в 2016-2020 годах динамика роста бюджетного финансирования (из федерального бюджета увеличение на 42%, региональных бюджетов на 15%) не достаточна и не решает проблем отрасли.
Всего в 2021 году федеральный бюджет направит 43,2 млрд рублей на обеспечение лесного хозяйства. Около 70% из них – субвенции на исполнение регионами переданных лесных полномочий. При этом, как пояснил Михаил Мень, механизм определения размера субвенций непрозрачен.
«В ходе проверок мы неоднократно отмечали необоснованность расчета соответствующих субвенций субъектам. Методика расчета субвенций на приобретение регионами лесопожарной техники и оборудования в рамках федерального проекта «Сохранение лесов», в настоящее время вовсе отсутствует, – отметил аудитор. – Кроме того, объемы планируемых лесохозяйственных мероприятий, используемых в расчетах объемов субвенций регионам, ниже тех, что установлены Лесными планами субъектов, что формирует плановый характер невыполнения необходимых мероприятий в полном объеме».
Решить перечисленные проблемы должна цифровизация лесной отрасли.
Единая информационная платформа агрегирует всю информацию о лесных ресурсах и масштабах их использования. Это позволит обеспечить перспективное планирование, контроль и анализ деятельности как госорганов, так и лесопользователей. По словам Михаила Меня, полноценный информационный обмен между контролирующими органами на основе такой информационной платформы покажет полный жизненный цикл леса: от заготовки, транспортировки до таможенного оформления и вывоза за пределы страны.
«Впервые на эти цели в федеральном бюджете (на 2021-2024 годы) предусмотрены значительные бюджетные средства – 6,8 млрд рублей. Мы знаем, что Правительством формируются необходимые решения и инструменты», – резюмировал Михаил Мень.