Юлия АНТОХИНА: Расширение сотрудничества с технологическими лидерами – приоритетное направление развития для университета

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Ирина ОРЛОВА
Фото | ГУАП

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) доктор экономических наук, профессор Юлия Анатольевна Антохина убеждена: высшая школа существует не ради процесса обучения как такового, и не научно-исследовательская работа, которая проводится в ее стенах, ее цель. Миссия высшей школы — подготовка специалистов для индустрии. А для успешной ее реализации равно важны и трансформация образовательных программ вуза в свете вызовов новой экономики и реальных потребностей работодателей, и его кооперация с профильными предприятиями, и постоянная работа с педагогическим составом. Об актуальных проблемах подготовки инженерных кадров в свете задач четвертой промышленной революции, о сотрудничестве ГУАП с партнерами — ведущими высокотехнологичными предприятиями России — и о том, кто такие инженеры будущего, Юлия Анатольевна рассказала представителю нашего журнала.

 Вызовы цифровизации

— Юлия Анатольевна, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения — один из ведущих вузов в деле восполнения квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей российской экономики. Как ГУАП развивает свою систему обучения в свете современных технологических вызовов и какие новые программы внедряются в ваш образовательный процесс?

— Обучение наших студентов напрямую связано с их работодателями — крупными предприятиями, которые давно являются для нас постоянными партнерами. Конечно, во многом это предприятия, работающие на оборонную промышленность. Сегодня все, что происходит с промышленной индустрией, поглощено цифровой трансформацией. В связи с этим возникают так называемые профессии будущего, компетенции которых формируются уже сейчас. Приборостроение напрямую ложится в процесс трансформации производства и его цифровизации и с внедрением новых технологий требует от выпускника набора новых компетенций. В первую очередь мы ждем запросы работодателей, которых непосредственно затрагивают индустрия 4.0 и промышленная революция.

Процесс трансформации накладывается и на образование. Лучшая перспектива у тех вузов, где есть факультеты среднего профессионального образования. Это большой потенциал объединения учебных планов для подготовки именно специалистов будущего. Движение WorldSkills на сегодняшний момент — яркое олицетворение того, что связывает работодателя, среднее профессиональное образование и подготовку в вузе. Это проявляется в слиянии современных запросов промышленности и подготовки специалистов среднего и высшего звена. Между промышленными предприятиями и вузами встает технологический партнер, который дает возможность использовать свою базу студентам для внедрения навыков в промышленность, производство. Высшая школа существует не ради процесса обучения, она готовит специалистов для индустрии. А вот уже сама индустрия должна делать все необходимые запросы к качествам выпускника, которые будут востребованы на выходе. С точки зрения участия ИТ-направлений подготовки в движении «Молодые профессионалы» это, конечно же, FutureSkills (инициатива движения WorldSkills Russia, направленная на опережающую подготовку кадров с учетом новых требований, вызванных глобальными изменениями в сфере технологий и производства. — Ред.).

— В свое время в ГУАП был создан центр профессиональных компетенций, объединяющий среднее и высшее образование с промышленными заказчиками и партнерами. Какие задачи сегодня выполняет этот центр, как он развивается и каково его будущее?

— Действительно, в 2016 году в нашем университете была открыта Инженерная школа ГУАП, где стала осуществляться образовательная и проектно-исследовательская деятельность, направленная на внедрение новой модели инженерного образования, ориентированной на международные стандарты подготовки и использование сквозной проектно-ориентированной подготовки. Эту деятельность отличает гибкость и соответствие запросам рынка, высокая готовность выпускников к практической работе, тесная связь между наукой, промышленностью и образованием.

Школа представляет собой университетское структурное образование с наличием собственного помещения и всей необходимой материально-технической базы.

Рост компетенций строится на базе трех институтов: Института информационных систем и защиты информации, Института инновационных технологий в электромеханике и робототехнике и Института аэрокосмических приборов и систем.

Одна из наиболее важных задач Инженерной школы заключается в интеграции промышленности, науки и образования, развитии целостной системы подготовки квалифицированных инженерных кадров всех уровней. Немаловажно и внедрение новой модели магистерской подготовки на основе подходов CDIO1, PBL (PDP)2 и Learning Factory3, а также развитие научно-инновационной деятельности в тесном контакте с ведущими технологическими компаниями.

Ядром инженерной магистратуры является интеграция обучающихся в процесс проектирования, создания и управления полным жизненным циклом сложных технологических продуктов. Обучение проходит по четырем основным направлениям: интернет вещей, защищенные киберфизические системы, робототехника и микроспутники. Образовательная деятельность включает в себя лекционные и практические занятия, научно-исследовательскую работу и построена по стандартам CDIO. На выходе выпускники должны быть способны к комплексной инженерной деятельности: планировать, проектировать, производить и применять инженерные объекты, процессы и системы в современной среде, основанной на командной работе специалистов. Они должны быть готовы участвовать в реализации инженерных процессов, вносить вклад в развитие инженерных продуктов и применять свои навыки при работе в производственной компании.

Обучение в Инженерной школе осуществляется силами профессорско-преподавательского состава ГУАП, приглашенных экспертов и индустриальных партнеров, которые становятся инициаторами проектов в практической части. Технологическим партнером может выступать промышленное предприятие, ассоциация или кластер, специализирующийся на одном из направлений инженерной школы. Индустриальные партнеры выступают в качестве заказчиков, спонсоров, экспертов и селекционеров проектов, а также консультантов в вопросе содержания образовательных программ.

Непрерывное обучение и партнерство

— В одном из прежних интервью вы говорили, что деление на бакалавриат и магистратуру не очень оправдано, что подготовка инженеров должна вестись пять-шесть лет, как в советские времена4. Это действительно так, поскольку бакалавра нельзя считать готовым инженером, и зачем он тогда нужен, если не будет продолжать обучение в магистратуре. Так-то оно так, но предполагаются ли какие-то изменения в этом отношении, и как ваш вуз предлагает решать данную проблему?

— Мы считаем, что подготовка инженера должна осуществляться на протяжении пяти-шести лет. Сейчас только специалитет, как первое высшее профессиональное образование, дает возможность подготавливать выпускников с набором компетенций, требуемых работодателями. Поэтому если говорить о бакалавриате и магистратуре, то использовать эти формы обучения можно лишь при сквозном подходе для подготовки инженера точечной специальности.

Именно поэтому мы работаем практически с каждым абитуриентом и говорим, что, приходя получать инженерную профессию, надо настраиваться на шестилетнее обучение. Не каждый готов учиться шесть лет, кто-то хочет остановиться на базовом инженерном образовании, но в этом случае мы готовим рядового инженера среднего звена, который не всегда удовлетворяет работодателя.


1 От англ. Conceive, Design, Implement, Operate — комплексный инновационный подход в инженерном образовании, направленный на установление консенсуса между теорией и практикой.

2 Проблемно-ориентированное обучение.

3 Проектная модель обучения, ориентированная на реальные задачи промышленных предприятий.

4 БОСС № 04-2018.


Такого человека приходится доучивать, повышать квалификацию, что создает отрицательный имидж для высшей школы.

Поэтому мы поддерживаем идею проектно-технологической модели образования: формирование разновозрастной команды студентов в рамках тематики конкретного исследовательского проекта. При этом исследовательские задачи на 90% формулируются индустриальными партнерами, ведь они работают на реальном рынке и знают, какие вопросы нужно решать сегодня, завтра, послезавтра. На выходе получаются проектные результаты, научные статьи, прототип изобретения и самое главное — инженерная команда. Немаловажно и то, что ребята должны работать в приближенной к реальным условиям инфраструктуре.

Обучение в магистратуре основано на принципе именно такой проектной работы. Выпускная квалификационная работа бакалавра является основанием для продолжения обучения в магистратуре, так как задачи для квалификационной работы с учетом дальнейшей разработки ставит работодатель. Именно такой подход мы развиваем в Инженерной школе, где используется принцип непрерывного обучения студента на протяжении шести лет по одной выбранной с первого курса специальности.

— С какими предприятиями вы сотрудничаете в отношении производственной практики ваших старшекурсников и выпускников, идут ли они потом туда работать?

— У нас заключено более 700 договоров на практику с партнерами, причем это предприятия разных сфер деятельности: ГК «Инфовотч», ИнфоТеКС, ПАО «Ижорские заводы», АО «Завод радиотехнического оборудования», ФБУ Тест-С.-Петербург, АО «КБ Арсенал», ПАО «Сбербанк», ООО «Петербургтеплоэнерго», ПАО «ЛЕНЭНЕРГО», АО «Грузовой терминал Пулково», ООО «Силовые машины», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Авангард», СПИИРАН, ПАО «Пролетарский завод», ООО «БСХ Бытовые Приборы», ПАО «РИМП», ПАО «Техприбор», ОАО «НИИ Командных приборов», АО «НИИ «Рубин», ОАО «Климов», Ассоциация ГПК Корпорация «ТИРА», ОАО «Ленполиграфмаш».

На особом счету наши постоянные партнеры: ЦНПО «Ленинец», КБ «Электроавтоматика», Концерн «Гранит-Электрон», КБ «Арсенал», НПП «Радар ММС» и многие другие.

Исследователи, студенты и научно-педагогический состав ГУАП представляет большой интерес для крупных корпораций, таких как ГК «Роскосмос», АО «ОСК», ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей».

Университет гордится своими иностранными партнерами: DellEMC, Siemens, Huawei, Fanuc, РТС, Intel.

В первую очередь выпускников ГУАП можно найти на предприятиях оборонной отрасли. Именно эти работодатели берут наших студентов на практику, и именно туда идут многие наши выпускники.

При этом, например, в университете уже достаточно долгое время успешно работает опытное конструкторское бюро, с которым студенты на конкурсной основе начинают сотрудничать с третьего курса. Причем работают без отрыва от учебы, поскольку занимаются по индивидуальным учебным планам. Это полноценное промышленное конструкторское бюро внутри вуза, которое напрямую сотрудничает со многими ведущими предприятиями военно-промышленного комплекса: АО «Котлин-Новатор», ОАО «ЦНПО «Ленинец», КБ «Арсенал» и другими. И студенты, работавшие над конкретными проектами, после окончания вуза чаще всего уходят именно на те предприятия, для которых в процессе обучения ими и разрабатывался конкретный продукт.

Как найти инженеров будущего

— Как вы оцениваете качество базовой школьной подготовки ваших абитуриентов, участвуете ли вы в их подготовке для поступления в ГУАП?

— Первостепенные для нас предметы — физика и профильная математика. Конечно, мы стараемся брать лучших из лучших с высоким уровнем ЕГЭ, но, как показывает опыт, тот уровень знаний, который дается в школе, недостаточен. Школьник в системе ЕГЭ работает на результат и не всегда готов логически мыслить, раскладывать метод решения и разбираться, как дойти до правильного результата. В итоге мы сталкиваемся с тем, что в ряде случаев приходится давать математический материал «с чистого листа» и подтягивать уровень школьников по этим предметам, чтобы только к концу второго курса вводить их в профессию. На данный момент ведущие университеты, в том числе и ГУАП, могут позволить себе выставить высокий уровень баллов ЕГЭ по естественно-научным предметам. Любому техническому вузу очень не хочется «доучивать» студентов математике и физике! В этом смысле большое значение имеют университетские подготовительные курсы. В ГУАП такие курсы работают давно. Во-первых, у нас сильные преподаватели, а во-вторых, курсы — это мостик между школой и университетом. Это прекрасная возможность для абитуриента еще до поступления прочувствовать, что его ждет в техническом вузе, какой уровень компетенций необходим для освоения инженерной специальности.

Я уверена, что нам в принципе надо как можно раньше привлекать будущих исследователей, инженеров к научному творчеству. Эту проблему мы тоже пытаемся решать своими силами: на базе ГУАП уже 12 лет проходит крупнейший в Петербурге фестиваль школьников «Ветер Перемен», основная задача которого — популяризация инженерного образования. Ребята, начиная с 8–9-го классов, могут своими глазами увидеть и своими руками «пощупать» все, что их ждет в серьезном техническом вузе.

Думаю, нам и дальше следует развивать прямое общение с абитуриентами: проводить мастер-классы, экскурсии по лабораториям университета, открытые лекции. Поэтому мы осознанно движемся по пути популяризации инженерного образования в целом и аэрокосмической отрасли в частности. Так, в 2018 году ГУАП в третий раз выступил организатором крупнейшего в СЗФО форума космонавтики и авиации «КосмоСтарт». Начав с локального мероприятия в стенах университета, за три года мы превратили его в масштабное событие, которое теперь вышло на всероссийский и даже международный уровень.

Вот результаты «КосмоСтарта-2018» в цифрах: 677 участников из 11 регионов России, 35 иностранных участников из четырех стран, 19 лекторов и экспертов, 16 интерактивных площадок, 14 лекций и занятий в семи учебных заведениях города, 12 популяризаторов авиации и космонавтики, девять лекций и встреч на самом форуме, среди участников форума пять летчиков-космонавтов. А самое главное — большой интерес к этому событию как со стороны школьников и студентов, так и представителей аэрокосмической отрасли!

Сотрудничество с лидерами

— Сейчас едва ли не главным приоритетом экономики страны объявлено цифровое развитие. Вашему университету сам бог велел быть на его переднем крае. Как вы совершенствуете существующие специальности в данном направлении, открываете ли новые курсы по цифровым технологиям?

— По моему глубокому убеждению, расширение сотрудничества с технологическими лидерами — ключевое направление развития для университета. Именно поэтому в 2018 году вуз заключил сразу несколько важных партнерских соглашений. Одним из самых значимых стало соглашение со Сколковским институтом науки и технологий об открытии Центра компетенций Национальной технологической инициативы (ЦК НТИ) в СЗФО по направлению «Технологии беспроводной связи и интернет вещей». Повторюсь, для нас крайне важно повышать интерес работодателей к вузу, взаимодействовать с технологическими партнерами. Это, безусловно, поможет нам развивать профессии будущего, компетенции, которые нужны современному работодателю.

Благодаря созданию уже упомянутой Инженерной школы нам удается открывать новые современные лаборатории с мировыми партнерами и лидирующими российскими предприятиями. Только за 2018 год мы открыли три новые лаборатории: кибербезопасности, робототехники и интернета вещей.

Также нами ведется серьезная работа по активации на базе ГУАП специализированного центра компетенций в рамках движения WorldSkills Russia.

ГУАП одним из первых в стране и первым из петербургских вузов вошел в международную рабочую группу FutureSkills. Ее основная задача — поиск и выработка «профессий будущего», которые будут наиболее востребованы в ближайшее десятилетие.

У нас есть серьезные успехи по направлениям WorldSkills и FutureSkills, среди которых и победы в национальных чемпионатах 2017 и 2018 годов, и вывод востребованных на рынке новых компетенций будущего. На данный момент мы занимаемся развитием пяти таких компетенций.

Кстати, в 2022 году в Санкт-Петербурге пройдет чемпионат Европы по профессиональному мастерству EuroSkills, поэтому я думаю, что это направление в ближайшие годы будет бурно развиваться, и одним из локомотивов этого развития станет именно ГУАП.

Также в университете создан акселератор «Инженерный гараж ГУАП», и это тот случай, когда результат виден практически сразу. Ведь это не просто начало активной научной работы со студентами, но и то, что напрямую влияет на имидж вуза. В данном случае развитие студенческой научной деятельности в акселераторе дает нам возможность представлять себя на различных конкурсах, выставках и фестивалях.

Ну и не могу не упомянуть, что за последнее время нами получены новые лицензии на более чем 20 образовательных программ, и в 2018 году мы открыли три новые специальности среднего профессионального образования из списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (топ-50). Сейчас ГУАП ведет обучение по 123 направлениям подготовки, которые были аккредитованы в 2018 году.

— Несколько лет назад ваш университет возглавил Северо-Западный аэрокосмический кластер. Какие организации входят в этот кластер, каковы его функции и что это дает для повышения качества образования?

— В группу якорных предприятий кластера входят ФГУП КБ «Арсенал», холдинговая компания «Ленинец», ГНЦ ЦНИИ РТК, «Концерн «Гранит-Электрон», ВНИИРА, ФГУП «Электроавтоматика», НИИ Телевидения, «КБСМ» и другие научные центры и промышленные предприятия. Все эти организации обладают богатой историей и сильными традициями, что обеспечивает значительный потенциал для взаимного сотрудничества и дальнейшего роста.

Для ГУАП участие в работе кластера стало хорошим продолжением традиций. Университет задействован в целом ряде технологических платформ, в программах инновационного развития государственных корпораций: ГК «Роскосмос», РКК «Энергия» имени С. П. Королева, ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом», ГК НПЦ имени М. В. Хруничева. Также в кластер входят еще десять вузов России, связанных с авиационной и космической деятельностью.

Ключевая роль, отведенная университету в работе Северо-Западного аэрокосмического кластера, обусловлена широким спектром научно-исследовательской деятельности вуза, которая включает в себя множество научных направлений. Это исследование динамических свойств летательных аппаратов; создание систем навигации и пилотажных комплексов; работа в области акустоэлектроники, радиолокации, радионавигации, создание радиоэлектронных систем; разработка теории кодирования сигналов для различных радиоэлектронных систем; создание роботов с развитыми средствами адаптации и с устройствами визуальной информации и другие.

Для реализации амбициозных планов требуется перестройка образовательных процессов, их адаптация к современным условиям. И в этом плане уже сейчас в университете реализуется комплексный подход к решению указанных задач.

Мотивация и развитие

— Качество подготовки кадров напрямую зависит от качества преподавания в вузах. Современные технологии меняются быстро. В какой степени успевает перестраиваться за ними ваш преподавательский состав? Какие действия предпринимает ваш университет для повышения квалификации преподавателей?

— Развитие кадров для нас сегодня — задача номер один! В университете созданы весьма привлекательные финансовые условия для профессорско-преподавательского состава. И теперь наша цель — повышение качества работы. Для реализации этой задачи нами введены критерии эффективности для научно-педагогических работников.

При этом мы понимаем, что необходимо не просто мотивировать, но и развивать сотрудников, в первую очередь молодых специалистов. Именно поэтому в 2018 году в университете запущен новый стратегический проект — программа подготовки кадрового резерва «Школа ключевых исследователей ГУАП». Отмечу, что мы одними из первых в Петербурге запустили такую программу для работников вуза.

Что касается работы на перспективу, то ныне мы участвуем в образовании национального аэрокосмического университета. Эта структура будет строиться при участии российских университетов аэрокосмической направленности и зарубежных партнеров. В данный момент планируется разработка как магистерских программ, так и программ дополнительного образования, в которых каждый университет будет отвечать за свое направление.

Профессионал с широким кругозором

— Было, да, пожалуй, и остается много нареканий относительно того, что в технических вузах есть подразделения — факультеты, институты, где готовят специалистов по непрофильным дисциплинам: экономике, юриспруденции, иностранным языкам, политологии. В связи с этим многие такие подразделения были ликвидированы. Кроме того, было выявлено множество фиктивных филиалов вузов, фактически занимавшихся тем, что они просто выдавали дипломы. А зачем вообще техническим и естественно-научным институтам иметь непрофильные отделения? Что они дают вузам и каково там качество образования?

— Во-первых, начнем с того, что современный инженер — не узкий специалист, а творчески мыслящая, всесторонне развитая личность, способная решать самые разные задачи. Поэтому нам крайне важно формировать у студентов широкий кругозор, который позволит им работать в самых разных областях человеческой жизнедеятельности. Никто же не будет отрицать важность изучения иностранных языков для современных инженеров?

При этом в условиях технического вуза преподавание гуманитарных дисциплин зачастую сводится к формальности, причем хуже всего, когда эта формальность понятна самим студентам. Поверьте, такое отношение в первую очередь не способствует привлечению сильных преподавателей. Мало кому из востребованных специалистов интересно читать лекции для галочки «непрофильным» студентам, когда ни вуз, ни сами студенты не заинтересованы в этих знаниях. Это как раз к вопросу о качестве преподавания гуманитарных наук в технических вузах. И именно поэтому я утверждаю, что лишь наличие гуманитарных факультетов и институтов, имеющих выпускающие кафедры, позволяет сохранять высокий уровень преподавания гуманитарных специальностей для будущих инженеров, привлекать высококвалифицированные кадры, воспитывать эти кадры внутри вуза, создавать собственные научные школы.

Во-вторых, сейчас цифровизация проникает буквально во все стороны нашей жизни. А это значит, что цифровые технологии и, соответственно, специалисты в области цифровых технологий должны разбираться не только в своем направлении. Должен ли специалист, который планирует заниматься разработкой интерфейсов, направленных на работу с человеком, разбираться в психологии? Ответ очевиден.

Я уже не говорю о внедрении новых технологий в образовательный процесс. Скажем, развитие дистанционных форм образования — это то, чем мы занимаемся очень давно. И, безусловно, новые образовательные технологии невозможны без привлечения специалистов в гуманитарных науках — той же психологии, лингвистике и т. д.

Приведу простой пример: ныне полеты в космос стали если не обыденным, то довольно привычным делом. Достаточно скоро это станет еще более доступно, а в ближайших перспективах человечества значится освоение и колонизация ближайших к нам планет. Требует ли юридической проработки все, что связано с этими процессами? Безусловно, требует! Имеет ли «космическое право» определенную специфику? Конечно, имеет. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос, а нужен ли юридический факультет в аэрокосмическом университете?

— И к экономическим дисциплинам в технических вузах это тоже относится?

— Преподавание экономических дисциплин — это отдельная проблема. Мы все знаем, что у России огромный человеческий и интеллектуальный потенциал, который рождает большое количество интересных, перспективных, прорывных разработок. Но почему наша промышленность зачастую не способна конвертировать это в высокотехнологичную и конкурентоспособную продукцию? Да потому, что организация сложной производственной цепочки — от научно-исследовательских разработок и привлечения поставщиков до дистрибуции высокотехнологичной продукции — это задача на стыке инженерного образования и экономического. Поэтому нам просто жизненно необходимы инженеры-управленцы. Управленцы с инженерным образованием.

ГУАП носит звание университета, а это означает, что наличие разных направлений обучения в нем — абсолютно естественное положение дел. Тем более что деятельность гуманитарной, экономической и юридической школ вуза оправдана своей историей, качеством обучения и наличием известных выпускников.

Правила ректора

— Если посмотреть на систему отечественного высшего образования как бы со стороны, то можно отметить, что уровень управления вузами по стране очень разнится. Есть вузы, которыми руководят высокие профессионалы, а кое-где сидят откровенные конъюнктурщики. Как по-вашему: какими качествами должен обладать ректор высшего учебного заведения, чтобы оно соответствовало заявленным стандартам образования?

— Любой руководитель должен любить свое предприятие и коллектив, в котором он работает. Необходимо понимать современное состояние высшей школы, задачи министерства и соответствовать времени. Для руководства таким учебным заведением надо обладать лидерскими качествами, упорством и уверенностью в своих действиях. Нужно продолжать выбранный курс, принимать грамотные решения, прислушиваться к советам коллег. Безусловно, вуз не может быть отдельной единицей в регионе и существовать только ради своей основной задачи — ведения образовательной и научной деятельности. Вуз должен быть полностью интегрирован в экономику региона. Руководитель университета в первую очередь должен быть заинтересован в командной работе. Лишь в тесной связке с промышленностью региона можно добиться высокого качества образования, высокого процента трудоустройства выпускников и развития научных исследований.

— Вы один из самых молодых ректоров среди руководителей крупных высокотехнологичных вузов. При этом вы получили радиотехническое образование, а степень доктора вам присвоили по экономическим наукам. Разносторонность колоссальная. Какие профессиональные планки в своей карьере вы ставили? Благодаря чему достигли нынешнего положения?

— Всегда легче получить новую профессию, приобрести новые навыки, если базовое образование инженерное. А вот если базовое образование другое, то, конечно, это будет сложнее или даже невозможно.

После окончания вуза я поступила в аспирантуру по экономической специальности, работала ассистентом на кафедре, совмещая работу в планово-финансовом отделе, начала продвигаться дальше по финансово-экономической линии.

Как представитель инженерного вуза могу сказать, что на инженерные специальности обязательно надо поступать. А техническим университетам совершенно необходимо выделять из общего потока студентов 10–15% способных специалистов и воспитывать в них управленческие и лидерские качества.

В современном мире недостаточно развивать в будущих инженерах только узконаправленные, соответствующие выбранной специальности навыки. Повторю: современный инженер — это не узкий специалист, а профессионал с широким кругозором и большим набором компетенций, способный решать разные задачи.Б


АНТОХИНА Юлия Анатольевна, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), доктор экономических наук.

Родилась 13 июня 1976 года в Ленинграде.

В 1999 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения по направлению «Радиотехника» с присвоением квалификации «инженер». С этого момента вся профессиональная деятельность Юлии Анатольевны связана с ГУАП.

В разные годы возглавляла отдел финансового анализа и мониторинга, управление финансового планирования и мониторинга ГУАП, занимала должности проректора по стратегическому планированию и управлению, первого проректора университета.

В 2006 году защитила кандидатскую, а в 2014-м — докторскую диссертации по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». В июне 2018 года Юлии Анатольевне присвоено ученое звание профессора. Успешно окончила программу «Управление проектами» Университета штата Индиана, США (2010–2013) и программу «Новые лидеры высшего образования» Московской школы управления «Сколково» (2013). В апреле 2014 года избрана ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Занимается преподавательской и научно-исследовательской работой. Автор более 100 научных трудов, принимает активное участие в совместных исследованиях с Международным институтом планирования образования ЮНЕСКО, является заместителем руководителя кафедры ЮНЕСКО «Инженерное дистанционное образование».

Академик Международной академии наук высшей школы, академик Метрологической академии, член-корреспондент Российской академии космонавтики, член совета Шанхайского политехнического университета.

Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (2010), премии Правительства Санкт-Петербурга и СПбНЦ РАН (2011), премии Правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования (2013), премии Правительства Российской Федерации в области образования (2015), премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники имени В. В. Новожилова (2017).

Имеет звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2013), «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (2016). Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006), а также почетной грамотой Ассоциации юридических вузов (2015).

Замужем, воспитывает дочь.


Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Создан в январе 1941 года как Ленинградский авиационный институт. В феврале 1945 года преобразован в Ленинградский институт авиационного приборостроения.

В 1992 году — в Государственную академию аэрокосмического приборостроения. В 1998-м получил статус университета и свое нынешнее наименование — Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

За 78 лет своего существования из закрытого отраслевого института, выпускники которого внесли большой вклад в победы советской аэрокосмической отрасли, вуз превратился в крупный международный научный и образовательный центр, сохранив при этом все свои традиционные направления и уникальный в мировой образовательной практике профиль — аэрокосмическое приборостроение.

Миссия вуза — подготовка профессиональных кадров для высокотехнологичной индустрии, способных разрабатывать и внедрять передовые технологии, создавать и развивать современное промышленное производство.

Структура вуза сегодня — это десять институтов и четыре факультета, а также Ивангородский гуманитарно-технический институт (филиал) ГУАП.

Входит в число вузов Санкт-Петербурга с самым высоким конкурсом абитуриентов. Традиционно занимает высокие позиции в рейтингах вузов России и постсоветского пространства.