Дресс-код без правил

БОСС в помощь | Этикет

Текст | Марина ТАРАКАНОВА, дизайнер, создатель модного бренда «Вода», Светлана КУЗНЕЦОВА, профессор кафедры дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Как одеваться эффектно, чтобы оказывать влияние на людей.

Еще в старину сказали, что по одежке встречают. И, несмотря на то что мы уверенно идем в прогресс и человек подчинил себе даже компьютерный интеллект, потребность в визуальной самопрезентации остается актуальной. Внешний вид — это первое влияние, оказываемое на окружающих. В данном случае под воздействием следует понимать не манипуляции, а только управление впечатлением. Некоторые компании, чтобы их имидж воспринимался правильно, прибегают к дресс-коду. Однако далеко не всем удается воспользоваться этим инструментом правильно. И понятие дресс-кода стало настолько избитым, что большинство из нас готово упасть в обморок от отвращения при упоминании о нем. В этой статье мы бы хотели разобрать плюсы и минусы пресловутого дресс-кода и выяснить, как можно извлекать из него пользу.

Банальный dress code

Классическое восприятие дресс-кода сводится к очень банальным вещам. Если кратко, то каблук должен быть устойчивым и низким, прекрасные дамские ножки должны быть облачены в телесные не слишком плотные, но и не тонкие чулки, а костюм может быть синим, серым или коричневым. Это самое общее описание соответствует современным реалиям разве что в пункте про чулки, и то исключительно в случаях личной встречи  с королевой Великобритании. Уже даже в обществе испанской королевы этого делать не обязательно.

А что тогда нужно и можно? Ответ простой: все зависит от того, какую задачу вы собираетесь решить.

И начнем с главного: стандартная формула дресс-кода безнадежно устарела. Важно понимать, что регламентация (пусть и эмоциональная) внешнего вида всегда идет следом за культурными метаморфозами. Простым языком: прогресс не стоит на месте не только с модой, но прежде всего с границами дозволенного в человеческих контактах. И да! Дресс-код — это не про офис. Это про жизнь.

Почему и для чего мы используем одежду?
Ученые любят систематизацию знаний и точные формулировки. Нам это тоже не повредит. С одной стороны, позволит избежать путаницы, а с другой — даст инструмент для взвешенного принятия решений.

Итак, чем же нам помогли господа ученые в вопросах одежды? Они выявили и описали функции одежды: защитная, информационная, презентационная и регуляторная. Рассмотрим каждую.

Защитная функция. По сути своей является изначальной. Мы пользуемся одеждой, чтобы защититься от воздействия окружающей среды. Будь то климат или опасные условия труда. К примеру, космонавты или сотрудники химической лаборатории нуждаются в особенной одежде. Мы в России переживаем все состояния погоды — от жары до холода. И не сможем перезимовать в купальнике. А вот жители Рио-де-Жанейро смогут.

Информационная функция. Мы помним, что по одежке встречают. Правда, критерии оценки меняются часто. За этим нужно следить. Скажем, раньше, лет десять назад, человек в строгом костюме воплощал собой успешность и респектабельность. Правда, совсем недавно Стив Джобс своими кроссовками и свитером изменил ситуацию и задал новую тенденцию. Теперь, встретив человека в деловом костюме, мы, скорее всего, подумаем, что он ищет работу или скован корпоративными обязательствами.

Презентационная функция. Среднестатистическая девушка в России выносит мусор на шпильках и при макияже. И делает это неспроста. Есть четкая цель — презентовать себя самой-самой.

Регуляторная функция. Именно она представляет для нас наибольший интерес. С помощью этой функции можно добиваться нужного результата. Хотя бы потому, что ученые выяснили: нашему мозгу требуется всего 4 секунды для обработки первого впечатления и принятия решения — доверять человеку или нет. Сколько слов мы успеем произнести за 4 секунды? В лучшем случае вежливое приветствие. И как же быть? Если мы не попали в ожидания человека за 4 секунды… Значит, в первой части нашей встречи мы будем концентрироваться на преодолении, а не на смысле, не на том, что предстоит обсудить. Поэтому, чтобы не тратить время встречи, надо попадать с точки зрения внешнего вида в ожидания аудитории.

Устаревшие стереотипы, которые нам мешают
Какие же постулаты «правильного» гардероба в соответствии с дресс-кодом смело можно считать устаревшими?

Один мы успели рассмотреть. Про чулки. Скажем больше: дело поменялось даже с мужскими брюками. Недалек тот день, когда в жаркую июльскую погоду наши мужчины будут браво вышагивать в укороченных (выше колен) брюках в обнимку со строгим портфелем. Как это делают итальянцы, сингапурцы, японцы и другие жители теплых широт. Кстати, летние рубашки с коротким рукавом тоже не были в почете до 2000-х.

Следующим неактуальным ограничением назовем юбки и платья, открывающие колени. Разумеется, здесь речь не об экстремальном мини, но о благоразумном шарме, как у г-жи Макрон на прошлогоднем саммите НАТО. Почему нет? Или у г-жи Трамп во время недавнего визита в США первых лиц Франции? Мы ведь понимаем, что сами они не выбирают одежду. Значит, можно.

Цвет костюма. Помните рекомендации по выбору цвета и материала костюма для важных деловых мероприятий? К примеру, переговоров, Вusiness Вest? Есть ли в списке разрешенных красный, желтый, белый или голубой? А может быть, вообще в кожаном жакете прийти? Сегодня ответ: можно. Уже не стоит ходить в синих, серых и коричневых, чтобы не попасть в один визуальный ряд с банковскими операционистками.

И, наконец, любимые туфли, прическа и макияж. Тут долго искать примеры не надо. Известная своей коллекцией обуви и умелым обращением с ней в модной дипломатии Тереза Мей продемонстрировала все.

А длинные (ниже плеч) распущенные локоны Мелании Трамп на официальных дневных мероприятиях освободили офисных красавиц от запретов на укладку.

Единственное, в чем ограничения сохранились и следуют за здравым смыслом, так это в макияже. Разрисованные дамские лица, как у индейцев, вышедших на тропу войны, по-прежнему прерогатива шоу-бизнеса, Инстаграма и ночной тусовки.

У вас все же остались сомнения по поводу рамок дозволенного в одежде? Мол, это у них там, а у нас пока до этого дойдет… Обрадую вас. Уже дошло. Не верите? Посмотрите фотоотчет с майской церемонии инаугурации президента Владимира Путина.

Какие задачи помогает решать одежда?

• Важные переговоры.

• Международные переговоры.

• Посещение налоговых и иных официальных организаций.

• Мотивация подчиненных своим внешним видом.

• Публичные выступления (в зависимости от аудитории).

• Повышение доверия клиентов.

• Оправдание высокой ценовой политики компании в глазах клиента.

• Повышение заработной платы.

• Продвижение по карьерной лестнице.

• Получение нужных контрактов.

• Личная жизнь.

Как управлять своим внешним видом?

А теперь разберем, как оказывать влияние на людей при помощи внешнего вида.

Разумно ли одеваться для похода в налоговую так же, как на важные переговоры? Маловероятно. Нравится нам это или нет, столкновение с чиновным аппаратом каждый раз испытание. Попытка «задавить авторитетом» или «сразить красотой» чиновника с большой долей вероятности обернется нерешенной задачей, с которой вы пришли. Это все равно что к врачу голым прийти в надежде, что лечить он станет лучше. А как надо?

«Правильно поставленная проблема уже наполовину решена», — сказал Чарльз Кеттеринг. В нашем случае речь не о проблеме, а скорее, о задаче. Поэтому, собираясь на всякое мероприятие, важно ответить себе на ряд вопросов:

  • Какое это будет мероприятие по формату?
  • В каком месте оно пройдет?
  • Где расположено это место?
  • Когда запланировано мероприятие?
  • Как вы будете туда добираться?
  • Кто из присутствующих предполагается?
  • Что конкретно вам предстоит получить на выходе?
  • Кто принимает решение в нужном вам вопросе?
  • Какие у него/них предпочтения и ориентиры (самые общие)?
  • Что собираетесь донести своим внешним видом?
  • Кому именно адресовано ваше послание?

Пока вы будете отвечать на них, сформируется достаточно ясное представление о предстоящем событии и вашей роли в нем. На основании этого гораздо легче и яснее выбирается гардероб и определяется общий внешний вид. Попробуйте! Работает.

И помните: те, кто вам советует, как лучше выглядеть, невольно управляют вами. Разумеется, в соответствии со своими потребностями и задачами.

Подсказка

Если вы теряетесь в сомнениях, какой образ и одежду подобрать для предстоящего мероприятия, обратитесь к любимой медийной персоне (в данном случае соцсети нам в помощь). Найдите фотоотчет с события, по характеристикам близкого к вашему. Копировать облик не стоит. А вот уловить стиль и почувствовать «берега»… Почему нет? Лучше, конечно, для пользы дела завести себе «любимчика» из политической сферы. Там медийные персоны лишены огульной самостоятельности в выборе. Над их внешним видом работают целые команды профессионалов.

И помните, что идеальная одежда у каждого своя. Не получится создать универсальный гардероб для всех. Он сделает вас безликим, если только вы не работаете в какой-нибудь крупной авиакомпании. Ищите идеальный вариант, подчеркивающий вашу особенную красоту и индивидуальность. И доверяйте себе! Полагайтесь на собственное чувство меры. Б

фото: i.jauns.lv