Путь спорта

БОСС-профессия | Главная тема
Текст |Мария ЗЕМЛЯНИКИНА

«Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие», — заметил мудрый Аристотель. А лучшее лекарство против этого пагубного недуга — спорт, верный спутник рода человеческого на протяжении всей истории его существования.

От Месопотамии до Америки

Благодаря археологическим находкам мы знаем, что спорт был важной частью государственной и общественной жизни первых великих цивилизаций Древнего мира. В Месопотамии, на территории которой в те давние времена сменило друг друга немало государственных образований, процветали военные спортивные искусства (борьба, метание копья, стрельба из лука, плавание), которым обучали будущих воинов. Значительную роль в обучающем процессе играли соревнования. Здесь стали проводиться первые ритуальные спортивные состязания в честь бога Мардука — верховного божества шумероаккадской мифологии. По мере доместикации лошадей в Древней Месопотамии начал развиваться конный спорт. Тут, в долине рек Тигр и Евфрат, зародились некоторые игровые виды спорта — игра в мяч с битой и конное поло.

Несколько сотен спортивных игр и физических упражнений знал Древний Египет. Это доказывают артефакты, найденные на раскопках пирамид. За три с лишним тысячелетия существования этой цивилизации спорт приобрел тут особый характер, в том числе эстетическую ценность. Бег и борьба, плавание и стрельба из лука, гребля, гимнастика и акробатика, гонки на колесницах и фехтование на палицах — эти и многие другие спортивные активности были радостью жителей страны Та-Кемет, как называли ее сами древние египтяне.

В начавшейся в конце III тысячелетия до н. э. эпохе Среднего царства, времени создания единого египетского государства, спорт стал частью повседневной жизни египтян, причем не только мужчин, но и женщин, спортивные игры — способом проведения досуга, а физическое воспитание — элементом образования не только тех, чей род деятельности был связан с хорошей спортивной подготовкой, например, военных или участников и участниц ритуальных церемоний, но и чиновников.

Новое царство (1552–1069 годы до н. э.) — эпоха наивысшего расцвета древнеегипетской цивилизации и время, когда в этой стране спорт превратился почти в искусство, а многочисленные состязания и показательные спортивные мероприятия — в яркие театрализованные зрелища, настоящий праздник для глаз.

Не были чужды спорту и Древний Китай, где со второй половины III века до н. э. начал складываться самобытный комплекс боевых искусств, были популярны гимнастические упражнения и игровой спорт, и Древняя Индия с ее ритуальной оздоровительной гимнастикой и единоборствами. И, конечно, загадочные цивилизации американского континента, где не позже II века до н. э. зародилась командная спортивная ритуальная игра в мяч, в разных формах распространившаяся во всех коренных культурах региона.

 

Человек идеальный

Без системы физического воспитания Древней Греции и ее соревновательной культуры современный спорт был бы невозможен. Блистательная и могущественная цивилизация, оказавшая огромное влияние на политическое, философское и религиозное мышление, литературу, искусство и социальные модели поведения всех народов Европы и мира в целом, по-особенному относилась к физической культуре и спорту, и, пожалуй, нигде прежде они не достигали такого расцвета. Здесь родилась система разностороннего воспитания подрастающего поколения, немаловажную роль в которой играла физическая подготовка. Здесь возникли виды спорта, которые сегодня считаются классическими. Здесь достигли своего апогея соревновательные игры античного мира. Здесь появились те, кто стал заниматься спортом профессионально, — атлеты, участники состязаний и в первую очередь Олимпийских игр, и тренеры, готовившие к победам спортивных звезд тех далеких лет.

Развитие спорта и физической культуры в греческих государствах-полисах шло рука об руку с военным искусством. Наиболее яркий пример тому — Спарта, грозное аристократическое государство, основой экономики которого были военные действия. Чтобы поддерживать свою некогда самую сильную армию в греческом мире и держать в страхе покоренное население других полисов, в Спарте создали жесткую систему воспитания подрастающего поколения, что считалось делом государственной важности. Неотъемлемой ее частью были суровые испытания, призванные закалить и укрепить в мужестве молодых людей, и их серьезная физическая подготовка. Обязательным элементом физического воспитания будущих воинов были соревнования по пятиборью: бегу, прыжкам в длину с гирями, метанию копья, диска и борьбе. Спартанская государственная воспитательная система предусматривала физическую подготовку не только мужчин, обязанных нести военную службу до преклонных лет, но и женщин. Девочки и девушки до определенного возраста обучались наравне с молодыми людьми и совершенствовали свое мастерство в метании копья и диска, беге, борьбе. Во-первых, государству были нужны здоровые дети, а их, по мнению спартанцев, могли родить лишь физически крепкие матери, а во-вторых, когда мужчины на войне, кто будет защищать дом и поддерживать в нем порядок?

Но не только военные нужды способствовали развитию спорта в Древней Греции. Это доказывает конкурент Спарты, другой мощный греческий полис — великолепные Афины. В Спарте не особо много внимания уделяли интеллектуальной подготовке молодых людей, делая ставку на физическое развитие своих граждан-воинов. В Древних Афинах, республике воинов и земледельцев, ремесленников и торговцев, философов, ученых и художников, полагали иначе. Идеал Афин, центра просвещения всего античного мира, — гармоничный человек с прекрасным телом, физически подготовленный, духовно и интеллектуально развитый. Так сложилась уникальная воспитательная и образовательная система, доступная свободным гражданам Афинской республики, направленная на умственное и физическое совершенствование человека.

Обучение молодых людей с семилетнего возраста происходило в школах, сначала низших (дидаскалейонах), потом грамматических и, наконец, в гимнасиях. На всех этапах наряду с обучением чтению, письму, счету, литературе, музыке, рисованию, риторике, знанию законодательства, а потом углубленному изучению предметов велось обучение физической культуре. Ее преподавал специальный педагог, педотриб — учитель гимнастики. Система физической подготовки включала в себя как игры и физические упражнения с предметами и без, тренировки в дисциплинах пятиборья, в плавании, гребле, кулачном бое, стрельбе из лука, верховой езде и прочем, так и орхестрику (выполняемые под музыку танцевальные и акробатические упражнения, которые и использовались в культовых обрядах). Подросшие мальчики занимались в специальных комплексах — палестрах, частных гимнастических школах, имевших открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы и бассейны. Взрослым вход туда был запрещен. Интенсивный курс физической подготовки юноши из состоятельных семей могли проходить до 18–20 лет в гимнасиях. А вот физическая подготовка женщин, учившихся дома, в Афинах была скудной — обычно их обучали лишь орхестрике.

О значении физической культуры размышляли многие великие афинские философы. Сократ, как передает историк и полководец Ксенофонт, упрекал своего ученика Эпигена, имевшего слабое телосложение, в нежелании заниматься спортом, мотивируя это тем, что он, мол, не атлет, и наставлял, что крепость тела важна в военном деле, и отсутствие в Афинах государственной системы военной подготовки не означает, что граждане должны ею пренебрегать. Кроме того, от физического здоровья мужчины зависит его душевное самочувствие, да и вообще глупо состариться, так по собственной небрежности и лени не увидев свое тело в полноте красоты и силы. Ученик Сократа великий Платон, кстати, в молодые годы — мастер кулачного боя, в своих «Законах» и «Государстве» предложил государственную систему физического воспитания, в чем-то близкую спартанской, с гимнастическими упражнениями, обязательными для всех мальчиков и девочек. И его ученик, блистательный Аристотель, очень много размышлений посвятил теме физического воспитания.

 

Вкус победы

Агонистика (от греч. agonistikos — способный к борьбе), стройная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам и подготовка к ним, — важная часть культурной и социальной жизни Древней Греции. Агонистика включала в себя как атлетические агоны — состязания, так и мусические (в области музыки, танцев, поэзии).

Самый древний, самый известный спортивный агон и самый значимый для греческого мира — Олимпийские игры, священное празднество, совершавшееся в честь бога Зевса. Легенды относят начало этого национального спортивного торжества всей Древней Греции к разным мифическим эпохам. А историки указывают на 776 год до н. э. как на первую документально известную нам дату проведения агона вблизи поселения Олимпия в северо-западной части Пелопоннесского полуострова. При этом оговаривается, что точное время первых Олимпийских игр установить невозможно и что, скорее всего, соревнования в Олимпии начали проводиться по крайней мере на столетие раньше 776 года до н. э., однако итоги их долго не фиксировались.

Олимпийские игры организовывались раз в четыре года, период между ними назывался Олимпиадой, и по нему велось летоисчисление. На Игры собирались представители всех греческих полисов. Во время Игр нельзя было вести войны, да и на любые враждебные действия накладывались табу. Для спортсменов действовали правила чести: победа должна была быть истинной, без использования запрещенных приемов и подкупа соперника.

Право на выступление на Олимпийских играх нужно было завоевать. И если поначалу в этих соревнованиях участвовали те, кого мы сегодня называем любителями, — просто хорошо физически подготовленные и спортивно одаренные люди, не занимающиеся спортом систематически, то потом в него пришли те, для кого специализация в определенном виде спорта стала делом жизни. Как и теперь, подготовка спортсмена к грядущим Олимпийским играм начиналась за четыре года до их старта и проходила под строгим контролем тренеров. Незадолго до начала Игр атлеты собирались в Олимпии и показывали элланодикам (судьям Игр) свое мастерство и лишь после этого получали допуск на соревнования.

Олимпийские игры сначала длились один день, а по мере их развития растянулись на пять дней. Расширялась и программа. Стартовали Игры с состязаний по бегу сначала на стадий (дистанция 192,27 м, или, если мерить по-древнегречески, 600 ступней Геракла), потом добавились двойной бег (на два стадия), длинный бег (семь стадиев), гоплитодром (бег в доспехах и с щитом), а также старты по кулачному бою, борьбе, панкратиону (рукопашному бою с минимумом ограничений), гонкам на колесницах и пятиборью (бег на стадий, метание диска и метание копья, прыжок в длину, борьба). По каждому виду спорта победитель был один — сильнейший, серебряных и бронзовых призеров не существовало. Чемпион удостаивался почетного звания олимпионика. Его голову увенчивали вожделенной наградой — венком из священной дикой оливы, которая росла возле храма Зевса и, как верили эллины, была посажена Гераклом. А материального вознаграждения за победу олимпионики не получали. Это, впрочем, компенсировали города. По возвращении олимпионику выплачивалась «премия» (к примеру, в Афинах была фиксированная сумма — 500 драхм), а еще нередко предоставлялись освобождение от налогов и прочие преференции. И, конечно, слава! Имя победителя заносилось в летопись, его славили ораторы и пииты, соотечественники стремились ему подражать, а ежели олимпионик располагал достаточными средствами или же представлял щедрый полис, то мог установить свою статую в Олимпии.

Участниками Игр были только свободные граждане — полноправные эллины. Рабы, чужеземцы, а также люди, находившиеся под уголовным преследованием, на соревнования не допускались. Не могли под страхом смертной казни появляться там и женщины. Действовало только одно исключение — для жрицы богини Деметры, единственной представительницы прекрасного пола, которой разрешалось присутствовать на стартах.

Вслед за Олимпийскими играми в Греции возникли другие общеэллинские агоны — посвященные богу Аполлону Пифийские игры в Дельфах, Истмийские игры в честь бога Посейдона в Коринфе, Немейские игры во имя Зевса у подножья горы Олимп и объединявшие атлетические и мусические состязания Панафинейские игры в Афинах в честь Афины Паллады. Есть сведения, что в Древней Греции, в той же Олимпии, проводились и соревнования среди женщин — Герейские игры, или Гереи. Их покровительницей считалась богиня Гера.

Сила тела

«В здоровом теле здоровый дух» (лат. mens sana in corpore sano) — эта крылатая фраза относится уже к следующей эпохе, когда тон всему античному миру задавал Рим, превративший в одну из своих провинций и Грецию, и испытавший сильное влияние культуры эллинов. Однако поэт и ритор Ювенал, из «Сатир» которого был вольно извлечен этот популярный девиз, вкладывал в свои слова иной смысл, нежели тот, что повсеместно распространен сегодня. Не здоровое тело гарантирует его обладателю здоровый дух. Напротив, наличие одного отнюдь не означает другого. Согласно тем строкам Ювенала, где присутствуют эти слова — orandum est ut sit mens sana in corpore sano, — надо молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здравый дух (разум, осознанность).

Крепкое, натренированное и сильное тело — это очень важно, считали римляне. Таким телом должен был обладать каждый воин огромной армии амбициозного государства, возникшего на территории Апеннинского полуострова. В Риме, где армия стала одним из основных общественных институтов, сложилась стройная система регулярной военно-физической подготовки. Полевые учения римского войска, распространявшиеся и на новичков, и на ветеранов, включали в себя как строевую подготовку, совершенствование навыков обращения с оружием (копьем, мечом, луком, пращой) и рукопашной схватки, так и тренировку физической силы и выносливости легионеров — продолжительные марш-броски и шагом, и бегом в полном боевом снаряжении, плавание (для новобранцев сначала без одежды, потом тоже во всем снаряжении). Были и прыжки, и скалолазание, и обучение верховой езде, в том числе и пехотинцев, составлявших ядро римской армии. Лишь на первый взгляд необязательный, в бою этот навык оказывался полезным.

А вот греческие идеи о гармонично развитом и красивом теле в Риме, скорее, не приветствовались, по крайней мере римские моралисты не уставали обличать тех сограждан, которые занимались физкультурой по греческому образцу, считая это недостойным для мужчины делом. Это, впрочем, не означает, что в Риме такие практики не были распространены. Еще со времен этрусков, чья цивилизация восприняла многое от соседей-эллинов, на Апеннинский полуостров проникла греческая гимнастика и очень быстро вошла в обиход высших классов как приятная и полезная забава. Ну а когда римляне, в очередной раз поддавшись обаянию греческих традиций, принялись устраивать свои знаменитые термы, то обязательным атрибутом этих центров общественной жизни того времени стали помещения для гимнастических упражнений — палестры.

Первые соревнования на Апеннинском полуострове, как и везде, носили сакральный характер. Они объединяли атлетические состязания, гонки колесниц, кулачные и звериные бои и театрализованные представления. Воинственный дух римлян послужил тому, что такие события нередко организовывались в память удачной войны или избавления от врага. Так, посвященные Юпитеру древнейшие Римские игры проводились в честь решающего сражения Первой Латинской войны — битвы у Регильского озера (496 год до н. э.), Капитолийские игры, впервые организованные в 387 году до н. э., — в честь избавления Рима от первого вторжения галлов.

Время от времени правители Рима пытались придать местным состязаниям греческий «привкус», но традиции агонов на римской почве не приживались. Спорт так и не стал в Римской республике, а потом и империи национальной идеей. Свободные граждане Рима не имели склонности массово заниматься спортом, не хотели подражать чемпионам, совершенствуя собственную физическую подготовку, да и участие в публичных соревнованиях здесь тоже не считалось престижным. Что действительно привлекало римлян, так это быть пассивными зрителями турниров и следить за выступлениями иностранных атлетов, гонками на колесницах и соревнованиями всадников, но особенно — за обожаемыми тут поединками в кулачном бою, борьбе и панкратионе, а с конца III века до н. э. — борьбе гладиаторов. Так, потакая вкусам жаждущей развлечений и острых ощущений толпы, Рим привнес в спортивную жизнь грубую зрелищность, превратив спортивные состязания в настоящие шоу, порой весьма жестокие.

Стоит отметить, что в период господства Рима над Грецией агоны там продолжили свое существование, хотя их значение стало совсем иным. Олимпийские игры, например, превратились из сакрального праздника, объединяющего всю Элладу, в яркие мультинациональные соревнования, участие в которых принимали как греки, так и римляне, а также атлеты из ближневосточных, африканских и азиатских государств. Многие римские правители покровительствовали Олимпийским играм. Самые расчетливые из них использовали эти состязания в своих политических целях, а один римский император, Нерон, и вовсе в 67 году н. э. стал олимпиоником. Его победа, впрочем, была совсем нечестной, ибо сумасбродному Нерону, чтобы заполучить венок из дикой оливы, потребовалось перенести год проведения Игр, изменить их правила, да и к финишу в гонке колесниц этот возница золотой упряжки пришел не первым. Однако большие деньги и безграничная власть, как известно, творят чудеса. И точку в истории античных Олимпийских игр поставил тоже римский правитель — Феодосий I, последний император единой Римской империи, издавший в конце IV века н. э. ряд указов по запрету языческих культов, из-за чего Олимпийские игры, в последний раз состоявшиеся в 393 году, уже не могли проводиться.

 

Люди и игры

В Средние века спорт, пусть и «позабыв» наследие античной физической культуры и став менее разнообразным, все же присутствовал в жизни общества. Люди продолжали воевать, а для этого им надо было тренировать и физически закалять воинов. Достигнув определенных результатов, воины хотели демонстрировать свою подготовку не только в бою. Отсюда появились своего рода соревнования — рыцарские турниры, удел исключительно дворянства. Не отставал и простой народ, практикуясь в доступных ему физических упражнениях — борьбе и беге (а жители холодных стран еще и в беге на коньках), метании предметов и фехтовании палками, разнообразных играх с битой и мячом — и устраивая по всем этим спортивным направлениям свои нехитрые состязания.

С таким «народным творчеством» безуспешно боролась религиозная власть, не без оснований подозревая во многих забавах языческие корни.

Некоторые игры со временем стали очень популярны. Во Франции, например, это был жё-де-пом (игра в мяч, который перебрасывался через сетку сначала руками, потом битой, а позже еще и ракеткой) — одна из самых демократичных игр Средневековья, в которую играли от мала до велика и все сословия в отличие от ее ближайшего «родственника» — реал-тенниса, превратившегося в соседней Англии в спорт королей и их придворных. А простонародье туманного Альбиона обожало суль. Это один из предков современных футбола и регби, как и более упорядоченный флорентийский кальчо, покоривший Италию и оттуда разлетевшийся по многим странам мира. Шотландия сходила с ума по гольфу. И, конечно, большое семейство игр с мячом на точность, чьи истоки — в античности. Итальянцы увлекались бочче, англичане — боулз, французы — петанком, в Шотландии придумали близкий им по принципам кёрлинг. Физические активности такого рода периодически запрещались, и основная причина была в том, что, по мнению властей, они отвлекали людей от более полезных занятий. Из-за жё-де-пома французские ремесленники и торговцы забывали про бизнес, из-за петанка дворяне забрасывали фехтование, из-за гольфа швейцарские лучники переставали отрабатывать навыки стрельбы, а суль мало того что не давал простолюдинам работать, так часто и вовсе заканчивался массовой дракой. Но запреты были тщетны — их либо обходили, либо просто игнорировали.

В эпоху Возрождения европейское общество обратилось к наследию античности, воздав должное и идеям древних греков о гармонично развитом человеке и его нравственно-физическом воспитании. Итальянский педагог Витторино да Фельтре открыл в Мантуе школу «Дом радости», где заботились не только об интеллектуальном развитии учеников, но и об их физическом воспитании. Итальянский врач и ученый Иероним Меркуриалис написал труд «Об искусстве гимнастики», считающийся первой книгой по спортивной медицине, где рассказал о системе античных физических упражнений и проанализировал их с точки зрения пользы для организма.

Вспомнили и об олимпийских традициях. Сначала итальянские гуманисты, а затем мыслители в других странах мира стали изучать историю древних Олимпийских игр. Раздались первые призывы возродить практику их проведения. Ведь, как полагали сторонники этой идеи, подобные состязания могут сослужить добрую службу в деле физического и нравственного воспитания молодежи. В XVII веке в некоторых западных государствах энтузиасты начали проводить соревнования по древнегреческому образцу, пусть еще не международного и даже не национального уровня, да и по характеру больше фестивали, нежели полноценные состязания. Первым турниром такого рода стали так называемые Олимпийские игры в Котсуолде, организованные в 1612 году королевским прокурором капитаном Робертом Довером при поддержке британского короля Якова I в графстве Глостершир. Этот спортивный праздник, участниками которого были как местные мелкопоместные дворяне, так и простой люд, проводился, хотя и с перерывами, в течение 40 с лишним лет. В последующие два века соревнования с претензией на преемственность от Олимпийских игр время от времени проходили и в других странах.

Новые веяния

В XVIII веке под влиянием идей философов-просветителей в ряде западных стран начали открываться образовательные учреждения, где интеллектуальное, нравственное и физическое воспитание учеников шли рука об руку и были призваны вырастить разносторонне развитого человека.

Появление таких школ стало предпосылкой возрождения гимнастики в качестве одного из самых популярных видов физической культуры и в будущем привело к появлению спортивной гимнастики. Правда, в те годы и до второй половины XIX века понятие «гимнастика» толковалось энтузиастами этого движения весьма широко. Она включала в себя как упражнения со снарядами и без, так и бег, прыжки, борьбу, и подвижные игры, и фехтование, и плавание, и бег на коньках, и многие другие физические активности. Так или иначе, но организаторы и преподаватели этих прогрессивных образовательных учреждений стали создателями первых гимнастических систем — комплексов специально подобранных физических упражнений, спортивных активностей и игр, которые использовались ими при воспитании подрастающего поколения. Так возникла элементарная гимнастика суставов швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Позже, вдохновившись ею, полковник Франсиско Аморос создал французскую гимнастическую систему, которая в отличие от концепции Песталоцци, видевшего в гимнастике прежде всего инструмент физического развития детей и воспитания у них бытовых и трудовых навыков, имела военно-прикладной характер.

В германских филантропинах (закрытых интернатах, где согласно идеям Жана Жака Руссо старались взрастить «естественного человека», живущего в гармонии с природой, обладающего морально-нравственной стойкостью и полезными для общества умениями) зародилась немецкая национальная гимнастика (турнен). Один из ее пионеров педагог Иоганн Гутс-Мутс, обобщив опыт и немецких филантропий, и античности, и народных спортивных забав, создал технически проработанную систему физических упражнений, многие из которых выполнялись группой, дал методические рекомендации к ним, предложил комплекс гимнастических снарядов (в том числе гимнастический конь, шест, турник), а также ввел в употребление греческое слово «стадион» — так Гутс-Мутс называл площадки для занятий спортом и беговые дорожки. Очень быстро турнен превратился из воспитательно-педагогического направления в общественное движение, а к концу 1810-х еще и приобрел некоторые политические амбиции. И это сослужило ему плохую службу. В 1819 году прусское правительство, опасаясь возрастающего влияния гимнастического движения на настроения в обществе, а также хорошо подготовленных отрядов турнеров — крепких молодых людей, выпускников германских университетов, ввело запрет и на турнен, и на его преподавание на долгие 23 года.

В начале XIX века зародилась шведская гимнастическая система. В Швеции в отличие от Германии, где турнен развивался как общественная инициатива, во главе процесса стояло правительство, давшее в 1813 году «добро» врачу и ученому Перу Хенрику Лингу на открытие в Стокгольме Королевского центрального института гимнастики. Так появился первый в мире институт, занявшийся разработкой прикладных и научно-методических основ физической культуры, а также подготовкой преподавателей по гимнастике.

Линг классифицировал гимнастику на четыре типа в зависимости от ее целей: педагогическую, военную, врачебную и эстетическую (то есть служащую для пластического выражения чувств и эмоций). Шведский подход к гимнастике отличался от других национальных гимнастических систем прежде всего тем, что Линг отталкивался от анатомии и физиологии человека и неестественные, с его точки зрения, движения считал неполезными. Линг и его последователи большое внимание уделяли тренировке отдельных частей тела и групп мышц. Для этого были придуманы специальные снаряды, в том числе и гимнастическая стенка, которую сегодня все мы называем шведской. Шведы не имели гендерных предрассудков. Их гимнастика в отличие от большинства других национальных систем фактически изначально была предназначена не только для мужчин, но и для женщин. И для представительниц прекрасного пола стали разрабатывать специальные упражнения, соответствующие женской физиологии. Кроме того, шведы первыми начали развивать лечебную гимнастику как самостоятельное направление.

В середине XIX века семейство национальных гимнастических систем пополнилось сокольской гимнастикой, основателем которой стал преподаватель Пражского университета Мирослав Тырш.

Значительную роль в становлении спорта в XVIII–XIX веках сыграла Великобритания. Среди джентльменов из высших слоев общества стало модным предаваться различным физическим активностям не для совершенствования физической формы, не для отработки военно-прикладных навыков, а просто для получения удовольствия, приятного времяпрепровождения, эмоциональной и физической разрядки. И появились закрытые клубы, объединявшие таких «спортсменов» — любителей кататься на коньках, стрелять из лука, гребцов, игроков в крикет, верховой езды, фехтования и прочего. Их наравне с обществами поклонников турнена в Германии можно считать первыми спортивными организациями. Также в Англии широко распространилась практика проведения соревнований, причем она довольно быстро встала на коммерческие рельсы (зрители делали ставки на участников турниров по скачкам, боксу, бегу и другим играм). Это предопределило появление профессиональных спортсменов, выработку правил и регламентов состязаний. И именно в Соединенном Королевстве в начале XIX века легкое перо пастора Томаса Арнолда, педагога и реформатора образования, считавшего, что регулярные тренировки и командные игры способствуют формированию позитивных и нужных для общества качеств в молодых людях, ввело в обиход термин sport (от старофранцузского слова desport — развлечение, приятное времяпрепровождение, отдых от труда, забава).

Спорт без границ

Вторая половина XIX века и начало XX стали решающими для современного спорта. Десятилетие за десятилетием спорт вовлекал все большее число населения все большего числа стран и континентов, преодолевая сословные, а потом и гендерные границы.

С середины XIX века от гимнастического движения отделились и начали развиваться отдельно другие спортивные активности. Сама гимнастика сделала существенный прорыв. В ней с расширением научных знаний об анатомии и физиологии человека произошла модернизация существующих национальных гимнастических систем и возникли новые передовые концепции, в том числе гимнастическая система французского физиолога Жоржа Демени и системы его многочисленных последователей. Благодаря этому гимнастика стала не просто обязательной частью системы физического воспитания детей и юношества и одним из самых распространенных типов массовой оздоровительной физической культуры, но и сделала шаг к тому, чтобы со временем дать рождение нескольким самостоятельным видам спорта.

К концу XIX века спорт окончательно разделился на профессиональный и любительский. К этому времени были сформированы основные правила популярных спортивных игр, действовали первые национальные спортивные общества и открывались международные федерации по отдельным видам спорта, велась работа по унификации правил проведения соревнований и фиксации технических результатов и рекордов.

Расширение масштабов спортивного движения разрушило границы. С середины XIX века начали проводиться международные состязания, а на рубеже XX — первые чемпионаты по видам спорта. И, конечно, спортивное сообщество не оставляло надежды возрождения Олимпийских игр в новом формате. Такие попытки предпринимались энтузиастами с 1840-х годов. Ну а тем, кому, наконец, удалось это реализовать, стал французский общественный деятель барон Пьер де Кубертен, впервые публично озвучивший идею проведения мультиспортивных интернациональных состязаний, возрожденных Олимпийских игр, на конференции «Физические занятия в современном мире» в Сорбонне в 1892 году. Спустя два года здесь же на очередной конференции представители 12 стран (Франции, Великобритании, России, США, Греции, Швеции, Италии, Аргентины, Бельгии, Богемии, Венгрии, Новой Зеландии) приняли решение о проведении Олимпийских игр современности и их периодичности (как и в древние времена, раз в четыре года), был создан МОК, подписана Олимпийская хартия, и назначены год проведения первых Игр — 1896-й — и их место, которым стала, конечно, столица Греции Афины. С 1924 года в дополнение к летним Играм стала проводиться зимняя Олимпиада. С тех пор Олимпийские игры прошли долгий и насыщенный событиями путь, расширился состав их стран-участников, неоднократно дополнялся и корректировался перечень видов спорта, по которым производятся состязания в Играх, было немало громких побед и тяжелых поражений, и, увы, слишком много политики там, где ей совсем не место. Ведь истинное предназначение современных Олимпийских игр, равно как и древних, все то же — служить мирному соревнованию между представителями разных стран и укреплению взаимопонимания.

Что же касается спорта, то он стал частью нашей повседневной жизни — и как прекрасное занятие для укрепления здоровья и физической формы, и как шоу, за которым мы можем наблюдать с трибун или на экранах. О том, какую роль спорт играет в современном обществе, не устают дискутировать социологи и культурологи. И пусть большой спорт вырос и стал очень серьезным, растеряв в погоне за результатами когда-то присутствовавший в нем игровой элемент и спонтанность, понятие «спорт» по-прежнему держит невидимую связь с тем старофранцузским словом, от которого оно произошло. Это приятное времяпрепровождение, дарующее радость телу и духу, и есть надежда, что таким он останется навсегда.Б