Люди и их цели

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ЗЕМЛЯНИКИНА

Целеполагание — концепция чрезвычайно многогранная, и у нее давняя история.

Дайте

человеку цель,

ради которой стоит жить,

и он сможет выжить в любой ситуации.

Иоганн Вольфганг Гете

Целеполагание как исходный элемент любого управленческого процесса прочно вошло в нашу жизнь. И, пожалуй, трудно найти сферу социально-экономической деятельности, где бы так или иначе не применялись различные системы определения и постановки целей и методы, способствующие их достижению. Целеполагание активно используется в государственном и территориальном управлении, на нем базируется отраслевое развитие, это одна из основ менеджмента и неотъемлемая часть многих направлений профессиональной деятельности. Да и в частной жизни многие из нас ныне осознанно прибегают к целеполаганию. Стремясь повысить личную эффективность, тысячи людей с помощью или специалистов — психологов и коучей, или же в одиночку, вооружившись всевозможными пособиями, стараются осознать свои потребности, сформулировать цели и выстроить индивидуальные стратегии на пути к ним.

Впрочем, концепция целеполагания, пользующаяся сейчас колоссальной популярностью благодаря методикам ее практического применения, не существует в границах лишь прикладного поля. Сущность и содержание этого многоуровневого процесса остается предметом осмысления философов, психологов, представителей управленческой науки и педагогики. Разность подходов к целеполаганию рождает множество толкований этого термина. И столь пристальное внимание научного сообщества к целеполаганию, одному из самых сложных видов человеческой деятельности, неудивительно, ведь корни этого понятия в том виде, в котором оно сегодня знакомо большинству наших современников, уходят в далекое прошлое. И началось все благодаря той сфере интеллектуальной деятельности, которую Марк Туллий Цицерон назвал матерью всех наук, — философии.

Считается, что понятие «цель» как философская проблема появилось в античной философии в эпоху Сократа. Философское осмысление цели мы находим у Платона. Телеология (от греч. telos — «результат», «цель», «завершение» и logos — «учение», «слово»; дословно — «учение о цели») Платона — это признание объективной целесообразности: над всем в мире главенствует «идея» блага, благо — высшая цель всего сущего. Гениальный ученик великого Платона Аристотель развил наиболее значительное в античной философии учение о цели. Он выдвинул концепцию о четырех причинах бытия вещей — материальной («то, из чего»), формальной («то, что»), движущей («то, откуда») и целевой («то, ради чего»). Целевую причину философ определяет как конечную, только это «не всякий предел, но наилучший». Конечная цель — наиболее совершенное состояние, достигаемое объектом в его развитии. Аристотелю, самому прославленному мыслителю древности, создавшему всестороннее учение о мироздании, заложившему основу многих современных наук, принадлежит и труд по осмыслению целесообразности человеческой деятельности, практики принятия решения и этического аспекта выбора цели.

Найдется ли кто-то, кто, бросая целый

день дротик, не попадет однажды в цель?

Марк Туллий Цицерон

Шли века, и новые философы предлагали свои трактовки целеполагания. Европейские христианские средневековые мыслители рассматривали его в теологическом аспекте, практичные интеллектуалы эпохи Возрождения задумывались о связи цели и способов ее достижения. Судя по всему, в это время и возникла крылатая фраза «Цель оправдывает средства», часто приписываемая итальянскому политику и писателю Никколо Макиавелли за ее близость к изложенным им идеям в трактате «Государь».

Потом наступило Новое время, которому сопутствовали не только кровопролитные войны и первые революции, но и Великие географические открытия, и стремительное развитие промышленности, а также зарождение доселе неведомого экономического уклада — капиталистического. Конечно, этот бурлящий и беспокойный период, который называют эпохой научной революции, не мог не оставить свой отпечаток и на философии. А она тогда шла рука об руку со стремительно идущими вперед естественными науками, открытия в которых побудили блестящего мыслителя и ученого-универсалиста Готфрида Вильгельма Лейбница, увлеченного идеей создания «всеобщей науки», внести свой вклад в философское осмысление понятия цели. На рубеже XVII–XVIII веков немецкий ученый вновь вывел на первый план понятие «цель» (после нескольких десятилетий забвения его философами-рационалистами). Он упрекнул своих предшественников и коллег, в том числе и Рене Декарта, в том, что в своих трактовках мироздания они пренебрегли принципом целеполагания, опираясь в объяснении жизненных явлений в первую очередь на механические причины. «Я обнаружил, что необходимо прибегнуть к конечным причинам, не зависящим от принципа необходимости (как это происходит с логическими, арифметическими и геометрическими истинами), они зависят от принципа соответствия, то есть мудрого выбора», — констатировал философ в своей работе «Начала природы и благодати, основанные на разуме». Телеологическую идею цели Лейбниц считал одной из основ своей монадологии (от греч. monados — «единица», «сущность»; по философской системе Лейбница — это простые и неделимые субстанции. Они служат основаниями существующих явлений). Целевым принципом Лейбниц также объяснял свой тезис о предустановленной гармонии действительного мира.

Рассуждения Лейбница, предвосхитившего начало эпохи немецкой классической философии, не оказались незамеченными самым ярким представителем этого направления и одним из крупнейших философов Просвещения — Иммануилом Кантом, мыслителем, имя которого по значимости заслуг нередко и не без оснований выделяют вслед за Платоном и Аристотелем. Пройдя свой первый период развития как ученого, который он сам определил как «докритический» (тогда мыслитель был сосредоточен на исследовании проблем бытия, природы, космологии и естествознания), Кант сформулировал знаменитые четыре вопроса философии: три в «Критике чистого разума» — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я смею надеяться?» — и заданный позже главный, по его мнению, вопрос, который вмещает в себя предыдущие: «Что такое человек?» Нет, природа как таковая больше не интересовала преподавателя Кёнигсбергского университета. Его манили другие бездны — человек и морально-нравственные законы его бытия. Так, поставив на втором, «критическом», своем этапе в центр размышлений человека, Кант создал комплексную философскую антропологию, дав ответ на все четыре вопроса. Основная задача философии, был убежден великий кёнигсбержец, — познание жизни, а «самый главный предмет в мире, к которому эти познания могут быть применены, — это человек, ибо он для себя своя последняя цель», — писал Кант в «Антропологии с практической точки зрения».

Размышляя о человеке и о том, что делает его человеком, границах человеческого разума, свободе его воли, Кант, конечно, не мог пройти мимо проблематики целеполагания, более того, это стало одной из главных тем его этических работ. Человек — это не пассивное создание природы, это активный субъект познания, целеполагания и практики, первым в истории европейской философии заявил Кант. Человек принадлежит двум мирам — «царству» природы (физическому миру, где действует принцип причин, и человек, познавая этот мир через закономерность и взаимосвязь природных явлений, не имеет здесь свободы воли) и «царству» целей (разума, свободы), которое он познает через нравственные законы и где его воля свободна. Как разумное существо, человек имеет волю, а значит, может совершать поступки исходя из принципов. Но, выбирая, как действовать, человек должен ориентироваться не просто на свои желания, но и, как существо общественное, на общечеловеческие правила, которые являются для него безусловным повелением (категорический императив — центральное понятие в этическом учении Канта).

Вслед за Кантом философским осмыслением цели и целеполагания занимались другие представители немецкой классической школы — Георг Гегель, Иоганн Готлиб Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, а также многие другие философы ХIХ века.

Для достижения поставленной цели

деловитость нужна не менее, чем знание.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше

В ХХ веке понятие «цель», оставшись в сфере внимания философов, привлекло к себе внимание новой социальной науки — об управлении, причем с точки зрения практического применения целеполагания для повышения эффективности компаний и организаций.

В 1950-х американский ученый Питер Фердинанд Друкер, ныне признанный одним из наиболее влиятельных теоретиков управленческой науки, в своей книге «Практика менеджмента» ввел термин «Управление по целям» (Management by Objectives, MBO). Предложенная им система MBO получила распространение по всему миру и до сих пор считается классикой целеполагания в менеджменте.

Суть системы МВО в следующем: управление компанией должно начинаться с определения ее целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса. Целей у бизнеса много, и это, как оспаривает Друкер постулат классической экономической теории, не просто максимизация прибыли, но и цели, связанные с удовлетворением потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне ее. Задача менеджера — установить цели, сбалансировать их, транслировать сотрудникам, предпринять действия по их выполнению и контролировать их исполнение.

MBO — иерархичная система. Цели формируются сверху вниз и от общего к частному (от глобальных — к локальным). Цели должны быть сложными, но достижимыми и выражены в конкретных показателях, которые можно измерить. Обязательны единые стандарты оформления целей (а также планов и отчетов по ним). Кроме того, цели в MBO разрабатываются не только для организации, но и для каждого сотрудника.

МВО — коллегиальная система. Диалог между руководителем и подчиненными — важный ее компонент. Необходимо активное вовлечение сотрудников в целеполагание организации, выбор направления действий и принятие решений. На пути к поставленной цели руководитель и подчиненный проводят регулярные встречи, в ходе которых определяется перечень понятных и посильных для исполнения задач с учетом навыков и способностей работников, согласовываются сроки их выполнения, а потом обсуждаются результаты, при оценке которых ставка делается на поощрение, а не на наказание.

МВО — цикличная система. В ее основе — регулярность и постоянство. Цели вырабатываются на определенный период, по прошествии которого оценивается результат и ставятся цели на следующий период.

Ты не можешь менять направление ветра,

но всегда можешь поднять паруса,

чтобы достичь своей цели.

Оскар Уайльд

Практики и теоретики менеджмента предложили корпоративному сектору и другие системы и методики управления, базирующиеся на целевом подходе.

В начале 1970-х система МВО Друкера вдохновила менеджеров тогда еще очень молодой корпорации Intel на создание инструмента «Цели и ключевые результаты» (Objectives and Key Results, OKR) — методологии управления проектами для синхронизации командных и индивидуальных целей, в котором силен элемент творчества.

ОКR состоит из списка сложных главных целей на определенный промежуток времени. Для каждой цели формируется несколько, не больше пяти, ключевых измеряемых результатов, которые имеют показатели результата или индикаторы прогресса. Цели задаются как для всей компании (иногда отдела), так и для отдельных сотрудников. Все цели должны соответствовать общей стратегии развития бизнеса и быть связанными друг с другом. Обязательное условие — цели должны быть амбициозными, но реально достижимыми. И вдохновляющими, потому что иначе они никому неинтересны.

Так же как в МВО, важный компонент ОКR — коллегиальность и вовлечение персонала, который участвует в формировании приоритетов компании, их обсуждении, установке и редактировании целей. Поощряются инициатива и предложения от сотрудников. Конечный список целей утверждается всем коллективом.

По истечении заданного промежутка времени оценивается степень готовности по каждому из ключевых параметров. И, если цель выполнена на 100%, — это в ОКR плохой результат. Значит, цель, которая была поставлена, недостаточно амбициозна. Успех — это показатель в районе 70%. Если же удалось выполнить менее 50% от задуманного — это повод для работы над ошибками, пересмотра цели, но никак не для наказания тех, кто «провалил» проект.

С легкой руки Джона Дорра, экс-сотрудника Intel, а затем советника одного из инвесторов Google и соавтора OKR, методика была взята на вооружение и этой, тогда тоже совсем юной, технологической компанией, а затем началось ее триумфальное шествие по миру. Сегодня OKR — любимица как крупных транснациональных гигантов, так и небольших компаний и стартапов.

С 1990-х годов пользуется популярностью система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC), разработанная профессором Гарвардской школы бизнеса Робертом Капланом и консультантом по вопросам управления Дэвидом Нортоном. BSC — инструмент стратегического управления результативностью компании, который позволяет организациям определять свои стратегические цели и контролировать их достижение через ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicator, KPI).

И, конечно, универсальная методика достижения целей SMART. Наиболее распространенная, но далеко не единственная расшифровка этой аббревиатуры, где «говорит» как и само слово (smart, англ. — «умный», «смышленый», «толковый»), так и первые ее буквы, характеризующие результаты целеполагания: S — Specific («конкретно»), M — Measurable («измеримо»), A — Achievable («достижимо»), R — Relevant («релевантно/уместно»), T — Time («время»). SMART очень популярна сегодня как в корпоративной среде, когда речь идет об управлении сложными проектами, так и у тех, кто ставит цели в личном саморазвитии.Б