Сергей ЛАЧИН: жизнь подсказывает нам аналогии между эпохами

БОСС-стиль | Культура
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Из архива Продюсерского центра Сергея Лачина

История России не только вечный источник сюжетов, эмоций и по-настоящему высоких переживаний. Ею интересуются особенно остро, когда надеются найти в событиях прошлого опору и подсказку. Сверхусилие воина, мудрость дипломата, вера в удачу и свое высшее предназначение — то, что сейчас пригодилось бы стране в условиях стоящих перед ней вызовов. И вместе с тем каждое из названных качеств, олицетворенное истинными сынами Отечества, еще и сюжет из цикла историко-документальных фильмов Продюсерского центра Сергея Лачина. Продюсер, режиссер, сценарист, член Союза писателей Москвы Сергей Лачин — об актуальности исторической темы в документальном кино.

 — Сергей Викторович, кем вы осознаете себя в большей степени? Сценаристом? Автором и ведущим телепроектов? Продюсером?

— Продюсером в самом широком смысле, поскольку каждый из нас продюсирует постановку и достижение своих целей, отношения с миром и в конечном счете свою жизнь. До создания Продюсерского центра около пяти лет назад я успел примерить на себя одежды журналиста, теле- и радиоведущего, руководителя телеканала и PR-агентства, редактора журнала и даже «народного дипломата» в роли организатора международных экономических форумов и клубов. Но по мере роста, так сказать, общественного признания радость от всего этого куда-то запропастилась. И вот тогда я спросил себя: кто я? Отчасти писатель. Опубликовал десятка полтора сценариев и рассказов, выпустил несколько книг, другие остались неоконченными. Отчасти путешественник — не в смысле турист, а скорее кочевник. Здесь, возможно, сказывается детство, которое я провел в Монголии, и об этом можно почитать в главке моей повести «Пустое множество», которая вышла в издательстве «Планета» в 2016 году под моим литературным псевдонимом — Марк Лачин. Так вот ощущение себя кочевником, номадом — это когда в вашей крови аллерген на оседлый образ жизни с постоянной жаждой странствий вперемешку с тоской по оставленному дому. Но в первую очередь я автор и ведущий документальных фильмов и мини-сериалов, выходивших прежде на федеральных каналах, а в новейшее время и в интернете. Постепенно поняв, что не все еще занимавшие меня истории рассказаны, я в один прекрасный момент оставил разрозненные проекты, которые у меня на тот момент существовали, и как бы воссоздал свой Продюсерский центр, определив направлением документальное кино исторической тематики.

— Историческая тема — что это для вас прежде всего?

— Не представляю себе темы более значимой и в целом, и применительно к той эпохе турбулентности, которую сейчас проходит Россия вместе со всем миром. Эту проблематику случалось разрабатывать и прежде, а ныне просто считаю это для себя необходимым. И рассказывать об этом, по-видимому, лучше всего именно с позиции человека, прошедшего искушения и отвергшего их. Наше поколение много повидало, во многом разочаровалось. И когда Запад, наконец, стал близок так, что дальше некуда, вдруг стало понятно: то истинное, чем следует заниматься, все время находилось рядом, как говорится, на расстоянии вытянутой руки.

— Какая же история сегодня нужна зрительской аудитории?

— Наше прошлое — это в первую очередь послание от предков. В нем мы пытаемся найти ответы на современные вызовы, которые лишь на первый взгляд кажутся чем-то невиданным доселе. Сейчас, например, у нас на стадии запуска находится фильм о великом русском дипломате, последнем канцлере Российской империи Александре Михайловиче Горчакове. В этом сюжете парадоксальным образом политические события XIX века совпадают с реалиями сегодняшнего дня. Тут вам и ситуация «один против всех», и стремление страны покончить с неприемлемым геополитическим унижением после Крымской войны. А дальше — больше: и цветные революции, и двойные стандарты, и «мягкая сила» — все это, оказывается, придумано довольно давно. Причем жизнь что ни день подбрасывает новые аналогии между эпохами, настолько удивительные, что в принципе можно было бы вообще построить визуальный ряд фильма на одних кадрах современных выпусков новостей и в этом не было бы большой натяжки. Мы говорим зрителю: не пугайтесь, так уже происходило! И ничего, справлялись.

Анонс фильма о Лефорте

— Каковы истоки вашего обращения к исторической документалистике?

— Если говорить о личном пути… Кому пытаться разобраться в этом, как не нашему поколению, ведь современная история зачастую делалась прямо на наших глазах? Вот показательный момент, который теперь выглядит курьезом: мой литературный дебют в позднем СССР состоялся в жанре «деревенской» прозы. Притом что деревни никакой я сроду не видывал и знал о ней сугубо теоретически. Но тема казалась важной. Искали корни. А очень скоро увидели, как этот привычный мир гибнет, а мы и не думали сожалеть, настолько была велика тяга к новому. Упоительное чувство безграничных возможностей, открывшееся тогда перед моим поколением, лично у меня связано с редакцией утреннего вещания Первого канала, тогда, в конце 90-х, еще ОРТ. Вот где была площадка для творческого эксперимента! Мне посчастливилось посотрудничать с пионерами нового телевидения — Михаилом Борзиным, Андреем Малаховым, с Дмитрием Дибровым, который в тот период был не просто ведущим утреннего эфира, но и его фактическим продюсером. И, конечно, Эдуардом Михайловичем Сагалаевым в пору бурного развития МНВК (Московской независимой вещательной корпорации), более известной как канал ТВ-6. Это было счастливое время среди славных людей! Но и время большой наивности тоже. Именно тогда, на пути от журналистики к собственному телепроизводству, я взялся за документально-историческую тему. А поскольку тогда почти все каналы ринулись со съемочными группами в Европу с самыми разными проектами, не избежал этой участи и я. Тогда, в 1998 году, мне довелось стать действительным членом Королевского телевизионного общества Великобритании (RTS). Принадлежность к этому эпицентру современного европейского телепроизводства вдохновляла и многое подсказывала в профессиональном плане.

С Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Швейцарской Конфедерации С.В. Гармониным (в центре), продюсерами В.В. Лещенко (справа) и Г.И. Строковым (слева) на презентации фильма «Охота на фельдмаршала» в Центре Пауля Клее (Берн, Швейцария)

— Судя по тематике ваших проектов, именно с тех пор центральной для вас стала тема отношений России с Европой?

— Так действительно было весьма продолжительное время, и не только в сфере телепроектов. Мне довелось всерьез поучаствовать в налаживании международных экономических связей, организации площадок для общения наших и европейских менеджеров, создании бизнес-клубов. Но это, как говорится, совсем другая история. Если же говорить об Истории с большой буквы, то всем в телевизионных кругах хотелось мира без границ, и темы были соответствующие: если уж о России, то непременно в каком-то глобальном контексте. Я начинал с телевизионных мини-сериалов. И, к примеру, рассказывая о загадке библиотеки Ивана Грозного, считал правильным найти в сюжете европейскую линию. И ведь нашел! В Праге, у императора Рудольфа — современника Грозного.

Символом русско-европейской взаимосвязи стала для меня судьба немецкого археолога-самоучки Генриха Шлимана, первооткрывателя Трои. Тут уж у человека реально бóльшая часть жизни была связана с Россией, Троя раскопана фактически на русские деньги, а львиная доля найденных там сокровищ ныне хранится в Москве. Сначала об одиссее этого легендарного археолога был сделан мини-сериал «Завещание Шлимана» для телеканала ТВЦ, где его продюсировал Михаил Борзин, настоящий профессионал своего дела. Далеко не всем в теледокументалистике удавалось тогда обеспечивать такой географический охват в небольшом проекте: Греция, Германия, Турция, ну и, конечно, Россия. И именно после этого сериала стало понятно, что оставаться в рамках тележурналистики далее невозможно: этот подход имеет свои творческие ограничения, не всегда удобен для разговора на исторические темы и зрителем воспринимается как нечто однодневное. В итоге тот же Шлиман дал материал для дебюта в полном метре. Премьера фильма «Одиссей из Петербурга» состоялась в рамках официальной программы празднования 300-летия нашей Северной столицы в памятном 2003 году.

С президентом Всероссийской организации качества (ВОК) профессором Г.П. Ворониным в штаб-квартире Института инженеров-строителей, Лондон

— В эту концепцию вписывается и ваш фильм «Охота на фельдмаршала» 2019 года об Альпийском походе Суворова, премьера которого состоялась в Берне в Центре Пауля Клее при поддержке Посольства России в Швейцарии. Возможно ли было сказать что-то новое об этом всенародно известном персонаже?

— Со школьной скамьи нам известна картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Но спроси, что делал фельдмаршал осенью 1799 года во главе двадцатитысячной русской армии в заснеженных Швейцарских Альпах? Почему в конце своей блестящей карьеры этот великий полководец оказался на Чертовом мосту и кто на него и его солдат охотился? Далеко не все смогут ответить. Между тем генералиссимус спасал Европу! Однако стал жертвой чужих политических интриг, попал в ловушку и оказался на грани плена. Но он не был бы Суворовым, если бы не обернул критическую ситуацию в самый выдающийся из своих личностных подвигов, так и оставшись непобежденным. Экспедиция нашей съемочной группы прошла путь полководца от его родового поместья в селе Кончанско-Суворовском Новгородской губернии до Швейцарских Альп. Мы пытались воссоздать путь его армии по альпийским горным перевалам, который труден даже сейчас, а в военных условиях был просто нереален — и все же русская армия с доблестью прошла его с боями.

Конечно, такие проекты невозможны без серьезной поддержки, и мы благодарны продюсерам фильма Виктору Лещенко и Геннадию Строкову, а также многим представителям российского дипломатического корпуса за их неизменную заинтересованность в том, что мы делаем. Кстати, своеобразной творческой благодарностью сотрудникам МИДа за эту неизменную поддержку станет фильм «Горчаков. Дипломатия эпохи турбулентности» к 225-летию со дня рождения Александра Михайловича, которое будет отмечаться в 2023 году.

С министром культуры РФ (1992–1997 годы), первым секретарем Союза писателей Москвы, профессором Е.Ю. Сидоровым. Презентация книги «Пустое множество», штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж

— Как можно определить жанр, в котором вы работаете?

— Нам близок жанр, который профессионалы называют «инфотейнмент». То есть в вольном переводе «просвещая — развлекай». Поскольку все истории хороши, кроме скучных, встает вопрос, как донести рассказ до аудитории, чтобы «по дороге» не растерять зрителей. Наша задача сродни задаче игрового кино — аккумулировать эмоциональный потенциал темы и создать у зрителя подспудное ощущение, что представленное ему действо суть та же пьеса, хотя и основанная на реальных событиях. В будущем неизбежно освоение техник так называемой докудрамы, иными словами, симбиоза документалистики с постановочными фрагментами. Поделюсь продюсерским замыслом: видится интересным эксперимент с созданием некоего клуба (его рабочее название — «Династия пикчерз»), который предложит нашему обширному кругу друзей и партнеров клубные «Путешествия в фильм» с возможным участием в съемочном процессе с элементами исторической реконструкции.

Будем пытаться и дальше экспериментировать отчасти в жанровом поле игрового кино. Если фильм о Суворове — это военная драма его последнего похода, а о Горчакове — документальный политический триллер, то в более легком, авантюрно-приключенческом жанре будет решен проект о Франце Лефорте, друге и наставнике Петра Великого. Мы расскажем об этой уникальной дружбе в фильме «Франц Лефорт. Танцующий адмирал», создаваемом нашим Продюсерским центром к 350-летию со дня рождения Петра I, которое будет отмечаться уже в следующем году. Вообще Франц Лефорт — уникальный персонаж отечественной истории. Казалось бы, легкомысленный искатель приключений из далекой Женевы — что ему Россия и что он России? А между тем без него история страны вполне могла бы пойти по совершенно иному руслу. Причем возникает ощущение своего рода высшего промысла, счастливой звезды, которая неуклонно вела Лефорта туда, где он должен был исполнить свое предназначение.

— Сохраняется ли ниша для традиционной документалистики в условиях информационного общества?

— Интернет вдохнул в документальное кино мощный импульс. Даже без гигантского блогерско-стримерского пласта, говоря только о профессиональных работах, палитра так богата, что возникает соревновательность. На тот же YouTube приходят профессионалы из телецеха, и это прекрасно. Есть шанс, что твой продукт обязательно найдет своего зрителя. Сошлюсь на личный опыт. У фильма «Охота на фельдмаршала» благодаря поддержке российского посольства в Швейцарии был свой классический премьерный показ в Центре Пауля Клее в Берне, потом его показывали и при посольствах, и в суворовских училищах. Однако главную аудиторию дал интернет, и не только такие ресурсы, как порталы «История» холдинга ВГТРК, «История.рф» или Russia Today DE, но и «зеркала», которые распространяли фильм без нашего участия. Фактически отправили в бесконечное путешествие, поскольку в интернете ничего не исчезает бесследно. Коллеги из игрового кино сказали бы «пиратство», а нам количество просмотров на хостингах, наоборот, в радость. Для того и работаем.

Съемки в Швейцарии

— Не предполагаете ли вы оттенить европейские сюжеты некоторыми новыми мотивами?

— Действительно, мир гораздо шире уютного Старого Света. И нас уже манит Азия с энергией ее просторов и экзотикой, Азия как площадка противостояния глобальных сверхдержав. Там есть о чем рассказать! Среди русских участников пресловутой Большой игры были блестящие игроки, буквально ходившие по лезвию бритвы. От ученых и исследователей наподобие легендарного Пржевальского до таких виртуозов дипломатии и разведки, как граф Николай Игнатьев, одним росчерком пера присоединивший к России нынешний Приморский край. Сейчас благодаря Русскому географическому обществу о некоторых из этих людей становится известно больше по снятым о них добротным фильмам. Но тема бездонна, и мы намерены внести в ее раскрытие свою лепту. Планируется большая экспедиция. Так что путешествие продолжается!Б