Александр РАЗУМОВ: санаторно-курортный комплекс России должен играть важнейшую роль в решении стратегической задачи здоровьесбережения

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото | Национальная курортная ассоциация

Известнейший российский ученый, организатор науки и создатель нового направления медицинской науки и практического здравоохранения — восстановительной медицины, президент Национальной курортной ассоциации (НКА), академик РАН, доктор медицинских наук, профессор Александр Николаевич Разумов — о том, чем живет сегодня санаторно-курортный комплекс России, его потенциале и перспективах развития, а также о том, какой вклад вносит санаторно-курортная отрасль в противостояние нашей страны пандемии COVID-19.

Развитие продолжается

— Александр Николаевич, как вы оцениваете сегодняшнее состояние санаторно-курортного комплекса России? Как бы вы определили вектор его развития?

— В России сегодня насчитывается свыше 1800 санаторно-курортных организаций. Отрасль развивается и, уверен, продолжит свое развитие и в дальнейшем. В условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 отечественные санаторно-курортные организации смогли адаптироваться к новым вызовам. Они работают и в полной мере продолжают выполнять все свои функции. Их работа очень нужна обществу.

Вектор для санаторно-курортного комплекса России был задан в 2016 году на проведенном 26 августа президентом Владимиром Владимировичем Путиным в Алтайском крае, на курорте Белокуриха, заседании Президиума Госсовета о повышении инвестиционной привлекательности российских курортов. Разговор шел о состоянии дел в санаторно-курортной сфере, был выделен ряд вопросов, требующих безотлагательного решения. Это в первую очередь совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы санаторно-курортной отрасли, создание благоприятной инвестиционной среды на курортных территориях, развитие механизмов привлечения инвесторов в отрасль и государственно-частного партнерства. Один из наиболее болезненных вопросов отечественного санкура — это износ и моральное устаревание материально-технической базы санаториев. Как было отмечено участниками заседания, с этой проблемой столкнулось порядка 70% российских санаториев вне зависимости от форм собственности. Решить ее можно путем развития ГЧП в санаторно-курортной сфере.

По поручению президента, выпущенного по итогам заседания Президиума Госсовета в Белокурихе, была разработана и в 2018 году принята Стратегия развития санаторно-курортного комплекса России до 2024 года.

— Как повлияла пандемия на санаторно-курортную индустрию?

— Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла коррективы в развитие санаторно-курортного комплекса. Все экспертное сообщество отрасли было не согласно с принятым весной прошлого года решением о временном прекращении работы санаториев. Впрочем, тогда же в некоторых регионах начали использовать санатории в качестве обсерваторов для граждан, потенциально зараженных коронавирусом, и этот опыт оказался удачным. По такому пути пошли, в частности, Республика Коми, Башкортостан, в эксперименте также приняло участие несколько санаториев Министерства обороны в разных субъектах Федерации. Мы приветствовали эту практику, однако с самого начала настаивали на том, что в сложившейся ситуации возможности отечественного санаторно-курортного комплекса, действительно обладающего уникальными наработками, можно использовать значительно шире.

Летом 2020 года по мере снятия ограничений российские санатории начали возвращаться к своей деятельности, следуя в своей работе рекомендациям по соблюдению санитарно-эпидемиологической безопасности Роспотребнадзора и региональных властей. Сейчас отечественные санаторно-курортные организации предлагают своим гостям большой спектр программ по реабилитации после перенесенной коронавирусной инфекции COVID-19, восстановлению здоровья при хронических заболеваниях, укреплению иммунитета, восстановлению психологического комфорта.

Пандемия и стресс

— Россия обладает уникальным опытом в области организации санаторно-курортного лечения. Насколько он оказался востребован в условиях пандемии COVID-19? Национальная курортная ассоциация, я знаю, выступила с конкретными предложениями по расширению применения этого опыта.

— Еще весной прошлого года на одном из симпозиумов НКА, прошедшем в онлайн-режиме, мы сформулировали антикризисные предложения, предусматривающие проведение ряда организационно-методических мероприятий в санаторно-курортной отрасли по профилактике устойчивости от воздействия коронавирусной инфекции COVID-19. Они были направлены в Администрацию президента, Правительство РФ, Государственную думу и Совет Федерации и ряд других ведомств.

Суть в следующем. Вызовом для нашей страны стала не одна пандемия COVID-19, но и стресс, который она принесла с собой, — сначала информационный, вызванный недостатком информации о новом заболевании, а потом и социальный (вспомните дефицит средств санитарной защиты и ажиотажный спрос на ряд лекарственных препаратов в аптеках в начале прошлого года, коррективы в режиме работы многих предприятий, переход на удаленный график, режим самоизоляции). И это не могло негативно не сказаться на общем самочувствии граждан. Доказано, что стресс является спусковым механизмом огромного числа заболеваний.

Мы считаем, что у отечественной санаторно-курортной отрасли есть все возможности, для того чтобы способствовать восстановлению здоровья нашего населения в сложившихся условиях. И в целях профилактики устойчивости от воздействия коронавирусной инфекции COVID-19 мы предлагаем использовать ее инфраструктуру, разделив санатории на три уровня.

Первый уровень — санатории, которые работают на повышение иммунитета и снятие последствий информационно-социального стресса у людей старшего поколения. Это в значительной степени профилактическое направление, которое, если его целенаправленно развивать, принесет хорошие плоды — и в части повышения культуры здоровья в стране, и в части загрузки мощностей санаториев, которые получат возможность исполнять традиционно присущую им функцию. Понятно, что для организации этого процесса потребуется в некоторой степени перестроить деятельность санаторных организаций, но я уверен, что перестройка не станет проблемой, ведь наши здравницы уже получили опыт эффективного переформатирования своей работы в условиях осложнившейся санитарно-эпидемиологической ситуации.

Второй уровень — санатории, чья деятельность направлена на реабилитацию людей, перенесших COVID-19. Под реабилитацией мы подразумеваем не только реабилитацию в ее классическом понимании, но и восстановление, и перспективные технологии, направленные на профилактику осложнений. Известно, что COVID-19 может привести к отсроченным осложнениям. Эти осложнения многообразны и в ряде случаев нозологически заранее не очевидны. Настораживает и тот факт, что люди, переболевшие коронавирусом в легкой форме, подвержены осложнениям в более тяжелой форме. Ученые прогнозируют, что скрытые последствия перенесенного коронавируса могут повлиять на работоспособность населения, усилят показатели смертности, а также могут негативно сказаться на рождаемости. Поэтому реабилитационно-восстановительные программы для пациентов, перенесших COVID-19, приобретают самостоятельное значение. Здравницы нужно использовать как санатории для выздоравливающих, и к этому наша санаторно-курортная индустрия готова в полной мере.

И третий уровень — санатории, оказывающие восстановительно-реабилитационную помощь медицинскому персоналу, работающему в специализированных инфекционных клиниках и отделениях. Здесь объединяется сразу несколько направлений санаторно-курортного лечения: и профилактика, и устранение последствий выгорания и синдрома хронического утомления и переутомления, и проведение восстановительно-реабилитационных мероприятий после перенесенного медиками COVID-19. Решить все эти задачи в комплексе способны именно санаторно-курортные организации.

Также мы убеждены: для того чтобы наши санатории могли полностью ответить на вызовы сегодняшнего дня, необходимо разработать комплексную и целостную концепцию развития санаторно-курортного комплекса России. Ключевой для развития отечественной санаторно-курортной отрасли документ должен вписаться в общенациональную стратегию здоровьесбережения населения России, которую провозгласил президент Владимир Владимирович Путин.

Курс на здоровьесбережение

— Стратегии развития санаторно-курортного комплекса России до 2024 года недостаточно?

— Стратегия создавалась, когда мы находились в иных с точки зрения глобальных вызовов для национальной безопасности и экономической стабильности условиях. Этот документ нужно расширить, добавив в него актуальные вопросы, соответствующие повестке дня и вызовам, стоящим перед страной, когда к и так уже тревожной демографической ситуации, к проблеме уменьшения и стремительного старения населения страны, к все повышающейся нагрузке на трудоспособное население, а также общего невысокого уровня здоровья наших граждан подключились вызовы пандемии и информационно-социального стресса.

Санаторно-курортный комплекс России, обладающий готовой инфраструктурой, высоким научным и практическим потенциалом и уникальными возможностями для оздоровления, профилактики заболеваемости и восстановления здоровья населения, может сыграть важнейшую роль в решении этой стратегической задачи. Тем более что, как показывает предыдущий опыт, отечественный санаторно-курортный комплекс в прошлом успешно выполнял задачи здоровьесбережения — в Советском Союзе, стране с самой развитой сетью санаторно-курортных учреждений, где показатели культуры здоровья находились на очень высоком уровне. И сегодня отечественные санаторно-курортные учреждения должны стать одним из базовых элементов системы здравоохранения. Это касается и их вклада в увеличение продолжительности здоровой, активной, полноценной жизни и восстановительное лечение старшего поколения. И в формирование нового уровня здоровья подрастающего поколения. И здоровья работающего населения, где у нас далеко не комплементарные показатели.

— В своих выступлениях вы неоднократно привлекали внимание к необходимости широкой интеграции санаторно-курортного комплекса в систему продления жизни и сохранения трудового потенциала страны. Почему это так важно?

— В современной мировой экономике здоровье нации признается ключевым элементом стабильности ее экономического потенциала, национальной безопасности, благополучного развития общества, а здоровьесбережение возводится в ранг международных и государственных приоритетов. Россия взяла курс на экономическое лидерство. Бороться за него нам предстоит отнюдь не на рынке энергоресурсов, как полагают многие, а на рынке труда. И знаете, что может стать нашим сдерживающим фактором в этой борьбе? Нехватка рабочей силы. Именно на нее указывает в своих прогнозах как на главный ограничитель экономического роста России большинство крупных инвестиционных компаний и банков, делающих долгосрочные прогнозы развития мировой экономики.

Согласно прогнозу ООН, при сохранении постоянного уровня рождаемости (1,33 ребенка на одну женщину фертильного возраста) к 2050 году в России будет жить менее 100 млн человек (98,2 млн по оптимистичному прогнозу и 92,4 — по пессимистичному), что означает сокращение численности нашей страны почти в полтора раза за полвека. Решить демографическую проблему не поможет ни повышение рождаемости, ни привлечение мигрантов. По оценкам академика Дмитрия Константиновича Львова, сделанным в 2006 году, при темпах роста ВВП в 6–7% убыль рабочих рук в России может обернуться потерей до четверти общих темпов экономического роста. Но сейчас мы видим, что темпы роста ВВП составляют лишь 2,4%, а значит, прогноз выглядит еще более удручающим.

Население Российской Федерации не просто уменьшается, но и стареет, что, как и в других развитых странах, характеризуется снижением числа трудоспособного населения. По статистике, население России каждый год сокращается почти на 900 тыс. человек. Доля тех, кому за 60 лет, составляет 21,3%, что вдвое превышает международный стандарт, согласно которому нация считается «старой». У нас крайне высока нагрузка на работающих граждан. По данным, озвученным недавно вице-премьером Татьяной Голиковой, на одного пенсионера в стране приходится 1,2 работающего гражданина, если взять в расчет только тех людей, которые работают официально и уплачивают страховые взносы. Для сравнения: в 1970-е годы в РСФСР на одного пенсионера приходилось 3,7 работающих.

Единственным верным и эффективным путем решения этой проблемы представляется разработка и повсеместное внедрение технологий здоровьесбережения. Состояние здоровья нации определяется снижением оттока из популяции здоровых лиц в популяцию больных. Это главный стимул к реконструкции профилактической медицины. Сейчас мы видим, что, для того чтобы правильно использовать весь ресурс здравоохранения в борьбе с пандемией, нужна смена философии, смена методологии подхода к здоровью. Здоровьесбережение в конечном счете зависит от способности своевременной и эффективной реабилитации, что является прямой задачей восстановительной медицины. Ее роль сегодня выходит на передний план. Во избежание пополнения армии людей с ограниченной работоспособностью за счет граждан, перенесших коронавирус, необходимо разрабатывать и внедрять универсальные и достоверно эффективные методики санаторных и амбулаторных восстановительно-реабилитационных мероприятий для здоровых и выздоравливающих людей.

Безусловно, переход к системе эффективного здоровьесбережения на платформе адаптационной и восстановительной курортной медицины требует фундаментального междисциплинарного подхода. По сути, необходима глубокая конвергенция таких наук, как медицина, системная биология, органическая и физическая химия, биофизика, физика диссипативных систем, хроматография, нелинейная математика и ее методы описания биологических процессов, а также современных теорий об управлении здоровьем, о функционировании человеческого организма как живой системы. С учетом этих факторов следует разрабатывать современные технологии оздоровления, реабилитации, восстановительного лечения работающего населения.

Задачи нормотворчества

— Основные законы, регулирующие отношения в курортной сфере, — это законы «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ и «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ, принятые еще в 1995 году. Не нужно ли актуализировать нормативно-правовое регулирование санаторно-курортной сферы?

— Принятые в 1995 году 26-й и 33-й законы, в разработке которых активно участвовала Национальная курортная ассоциация, сыграли решающую роль в сохранении объектов курортного богатства нашей страны. Однако с тех пор многое изменилось. В 33-ФЗ были внесены изменения, исключившие из категорий и видов особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительные местности и курорты. В результате этот закон перестал иметь какое-либо отношение к курортному делу в целом. Что касается 26-го закона, то начиная с 2000 года он претерпел 11 поправок и переработок, и, к сожалению, не все из них способствовали целям улучшения курортного дела в стране. Кроме того, за прошедшие 25 с лишним лет в Российской Федерации был принят ряд основополагающих законодательных актов, положения которых затрагивают санатории и деятельность на территориях лечебно-оздоровительных местностей, курортов и иных территорий, обладающих природными лечебными ресурсами. Это Гражданский, Градостроительный, Земельный, Водный, Лесной кодексы и другие документы. И, естественно, нормы, разработанные в 90-х годах прошлого века, следует привести в соответствие с ними. Государственная дума перманентно рассматривает поправки и дополнения, призванные актуализировать 26-ФЗ. Однако авторы этих изменений нередко плохо представляют последствия предполагаемых новаций и их влияние на состояние и развитие курортного дела в России. Изменение основополагающих законов, на которых строится существование и развитие курортной отрасли России, требует очень взвешенного подхода, учета всех возможных последствий, что реализуемо при участии профессионального экспертного сообщества. Отмечу, что эксперты Национальной курортной ассоциации держат эту ситуацию на контроле и принимают активное участие в заседаниях координационных экспертных советов законодательных и исполнительных органов власти и в работе общественных площадок, где обсуждаются предполагаемые нововведения.

— За какие законодательные новации ратует профессиональное сообщество отрасли?

— Предложений много. Вот лишь некоторые из них. Один из первостепенных с точки зрения законодательного урегулирования — вопрос о налогообложении санаторно-курортных организаций. Экспертное сообщество полагает, что по налогу на прибыль, имущественному, земельному и иным налогам в отношении всех санаториев вне зависимости от их форм собственности должны предусматриваться те же льготы, что установлены законодательством для медицинских организаций. Это было бы справедливо, ведь санаторно-курортные организации осуществляют свою деятельность на основании медицинской лицензии на санаторно-курортное лечение.

Также целесообразно внести ряд изменений в базовый для отечественной системы здравоохранения закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в том числе в части выделения санаторно-курортного лечения как ключевого (уставного) вида деятельности. Отсутствие такого положения в законе создает правовую неопределенность.

Необходимо совершенствовать нормативную базу в области охраны здоровья детей и их родителей. В частности, хорошо бы было вернуть в правовое поле отмененный приказ Минздрава РФ от 16 мая 2003 года «Об организации оздоровления беременных женщин в санаториях и санаториях-профилакториях». В нем речь идет о проведении комплекса лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности и родов у пациенток с угрозой прерывания беременности.

Управление и инвестиции

— Представители санаторно-курортной сферы довольно давно говорят о необходимости урегулирования системы управления отраслью. В чем суть их предложений?

— Механизм системы управления санаторно-курортным комплексом нужно совершенствовать. Экспертное сообщество ратует за создание единого федерального органа государственного управления санаторно-курортной отраслью, который бы проводил целенаправленную политику развития санкура как одного из столпов социально-экономической политики государства и координировал деятельность различных министерств и ведомств, чьи функции в той или иной степени затрагивают отрасль.

Сейчас немало ведомств, скажем так, интересующихся санаторно-курортной отраслью, но никто не готов взять на себя ее управление. Полномочиями в санаторно-курортной сфере обладают Ростуризм, Минздрав, Росимущество, Минэкономразвития, Минприроды, Минтруда, Минкультуры, Министерство по развитию Дальнего Востока и иные министерства, ведомства и организации, наделенные административными или контрольно-надзорными функциями, которые распространяются на санкур. В результате нет общего понимания сути и целей санаторно-курортного дела, нет комплексной стратегии его развития, не прослеживается связь между деятельностью санаториев и социальной политикой государства.

На рынке доминируют высокотехнологические санаторно-курортные организации, которые принадлежат или ведомствам, или частным лицам. Хорошо, что они есть. Но где же тогда социальная политика государства?

Наше общество социально расслоено. Стране нужны не только фешенебельные санатории, но и санатории для людей среднего достатка, и социальные санатории, где за счет государства могли бы получить помощь люди старшего поколения. Да, по работающему населению этот вопрос частично закрывают ведомственные санатории и санатории корпораций, но даже это направление начинает понемногу сворачиваться, потому что государство не занимает активную позицию по этому вопросу и недостаточно поддерживает работодателей. Вот, например, еще относительно недавно прекрасные санатории были у угольных компаний. Однако потом они стали сворачивать это направление. Это невыгодно. Или нефтяники и их санатории: ну, казалось бы, у них-то точно есть средства, чтобы содержать свои здравницы и отправлять туда своих сотрудников. Но нет, и нефтяные компании постепенно начали от этого отказываться. Им проще выделить работникам деньги на восстановление здоровья, а дальше они уж сами решают, куда ехать оздоравливаться. И это те, кто материально обеспечен. А что делать работникам, у которых недостаточно средств? Да, оплатить их санаторно-курортное лечение может и работодатель, включив, согласно недавним поправкам в фискальное законодательство, свои расходы на оздоровительную путевку в затраты при исчислении налога на прибыль. Но компенсация с учетом инфляции и всего остального будет невелика, поэтому позволить себе такую практику сегодня могут лишь стабильные компании.

— Однако даже при условии повышения социальной функции государства в реализации санаторно-курортной помощи населению санкуру не обойтись без частных инвестиций?

— Безусловно. Государство в полной мере не может нести всю нагрузку по содержанию санаторно-курортного комплекса страны. Как отмечал на заседании Президиума Госсовета по развитию санаторно-курортной отрасли Владимир Владимирович Путин, развитие санаторно-курортной сферы сдерживается низким уровнем материально-технической базы большинства санаториев. По этой причине не используется около 46% площадей государственных здравниц, большинство из них находится в региональной собственности. Тогда же прозвучала оценка, что для восстановления и модернизации существующих санаториев необходимо порядка 37 млрд рублей.

За прошедшие пять лет ситуация не улучшилась. И подчеркну: в пандемию вопрос модернизации и расширения мощностей наших здравниц приобрел особую актуальность.

— Есть интерес инвесторов к отрасли?

— Есть, как российских, так и зарубежных. Однако, для того чтобы стимулировать инвестиции, необходимы изменения в законодательной и нормативно-правовой базе санаторно-курортной отрасли, приведение ее в соответствие с Градостроительным, Земельным, Водным, Лесным кодексами.

И второе условие — настрой на сотрудничество с инвестором руководства того субъекта Федерации, в собственности которого находится конкретный санаторно-курортный комплекс. К сожалению, иногда случается так, что есть инвестор, который готов вложить деньги в здравницу, но региональные власти не готовы передать ее ему, встают в позу якобы защитника регионального достояния. И в итоге инвестор уходит, а санаторий продолжает разрушаться.

И, наконец, третье условие — заинтересованность в развитии санатория его руководителей.

И есть позитивные примеры инвестиционных проектов в санаторно-курортной сфере. Один из самых ярких — кластер «Белокуриха» и «Белокуриха-2» в Алтайском крае. Это очень удачный опыт государственно-частного партнерства в курортной сфере. Государство за свой счет сделало там всю инфраструктуру: подвело газ, воду, электричество, дороги. Инвесторы вложили деньги в строительство комфортабельных курортных, туристических и спортивных объектов. Результат впечатляет: сеть современных санаториев с высококлассной медицинской базой в «Белокурихе», уникальный лыжно-биатлонный комплекс и горнолыжная трасса в «Белокурихе-2», развитая инфраструктура для отдыха и туризма. И развитие санаторно-курортного кластера продолжается. Это плод сотрудничества федеральной власти, региона и руководителей туристского кластера, не просто профессионалов, но и энтузиастов, вкладывающих в свое дело всю душу.

Сообщество энтузиастов

— Какова кадровая ситуация в санаторно-курортной отрасли?

— Кадры есть. Сегодня в санаторно-курортных организациях Российской Федерации трудится более 600 тыс. человек. Сотрудники отечественных санаториев — профессионалы высочайшего класса. Это в полной мере можно сказать как о врачах и среднем медицинском персонале наших санаториев, так и о руководителях этих организаций.

Люди, много лет работающие в курортной отрасли, — энтузиасты и истинные патриоты своего дела, рассматривающие свой труд не просто как работу, а как служение. А работа у сотрудников санкура непростая. Приведу в пример работу руководителя санатория. Люди, не знакомые со спецификой деятельности здравниц, часто не представляют, насколько сложен этот труд. Я убежден: человек, проработавший главным врачом или директором санатория, после этого сможет блестяще управлять любой клиникой или больницей. Судите сами: санатории обычно располагаются за чертой города, часто вдали от центров, где есть развитая инфраструктура. И главный врач или директор такой организации несет ответственность за все, решая одновременно множество разноплановых вопросов. Он думает о том, как загрузить санаторий пациентами, как заплатить зарплаты сотрудникам, как поддержать бесперебойное функционирование инфраструктуры, как организовать снабжение клиники всем необходимым, как оформить территорию здравницы с точки зрения пользы и комфорта для пациентов, как, наконец, организовать их культурный досуг. И при этом он же следит за тем, чтобы во вверенной ему организации оказывалась квалифицированная медицинская помощь. И поверьте, медицинская помощь в наших санаториях оказывается на превосходном уровне. В здравницах ни одной страны мира нет такого высокого уровня медицины, как в российских санаториях.

— А что с подготовкой кадров для здравниц?

— Здесь назрел важный и требующий взвешенного подхода вопрос, решение которого отчасти лежит в правовой плоскости. Экспертное сообщество отрасли считает, что систему подготовки врачей, среднего медицинского персонала и иных сотрудников, работающих в санаторно-курортных организациях, нужно совершенствовать. Подготовка врачей, которая предусмотрена сегодня по направлению «Физическая и реабилитационная медицина», в полной мере не учитывает особенностей санаторно-курортного лечения. Также мы настаиваем на том, что подготовка специалистов санаторно-курортного комплекса должна быть более масштабной и ей требуется больше академических часов, чем выделено сейчас.

Научная работа

— Как чувствует себя медицинская научная дисциплина «курортология»?

— Достижения отечественной курортологии значительны и неоспоримы. И сегодня исследования продолжаются. В связи с пандемией COVID-19 считаю важным обратить внимание на работы наших ученых по применению молекулярного водорода и соединений водорода (в частности, сероводорода) как эффективных средств борьбы с этой страшной инфекцией.

В целом за последние десятилетия российская наука сделала серьезные открытия, часть из которых на много лет опережает достижения западной медицинской науки. Однако эти открытия по большей части были получены в инициативном порядке и эмпирическим путем и доказали свое право на жизнь, но для широкого внедрения и международного признания они нуждаются в дополнительных фундаментальных, порой финальных, исследованиях и соответствующем оформлении. И должен констатировать, что фундаментальные исследования в области курортологии в нашей стране не проводились с 1978 года. Четыре десятилетия без фундаментальных научных исследований — не правда ли совсем не юбилейный результат к 300-летию российского санкура, который мы отмечали в 2019 году?

— Почему не проводятся фундаментальные исследования?

— По совокупности причин. Но надо признать, что не последнюю роль играет профессиональная неподготовленность ряда представителей научно-медицинского сообщества и их предвзятое и довольно скептическое отношение к курортологии. Мол, бальнеология, бальнеотерапия, бальнеотехника, грязелечение, климатология и климатотерапия — все это не имеет отношения к настоящей науке. Этот скепсис, конечно, нужно рассеивать.

Курортология — серьезная медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их применения с лечебными и профилактическими целями на курортах и во внекурортных учреждениях, разрабатывающая показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, а также методы применения курортных факторов при различных заболеваниях. Курортология — междисциплинарная научная дисциплина, с которой связаны основные направления адаптационной, восстановительной медицины и медицинской реабилитации, а кроме того, некоторые аспекты адаптогенной медицины. Это направление сейчас активно развивается в Японии, а в советские годы оно было хорошо представлено у нас в стране: исследования проводились на Дальнем Востоке.

Многое, для того чтобы поднять престиж курортологии как фундаментальной науки, сейчас делает Российская академия наук. И с гордостью скажу, что РАН совместно с Национальной курортной ассоциацией удалось добиться того, что в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021–2030 годы) было внесено направление изучения и влияния природных факторов на организм человека в ряде климатических регионов. Это весьма важный шаг.

Четверть века на страже интересов отрасли

— В этом году Национальная курортная ассоциация отмечает 25-летие. Как бы вы оценили путь, который прошла НКА за эти годы, какие основные вехи в ее развитии выделили бы?

— 25 лет… много это или мало — трудно сказать, время, как и жизнь, определяется делами. Деятельность ассоциации началась с участия в разработке основополагающих для санаторно-курортной отрасли законов — «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ и «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ. Эта работа велась под руководством первого президента ассоциации заслуженного врача РФ Николая Афанасьевича Стороженко. Так были созданы правовые и экономические основы развития курортов в нашей стране.

Следующие годы деятельность НКА можно разделить на три периода сотрудничества, успешного и не очень, с органами исполнительной и законодательной власти по выработке механизмов регулирования отрасли. Период с 1999-го по 2009-й был весьма плодотворным с точки зрения взаимодействия с органами власти и профильными отраслевыми институтами. В эти годы при участии НКА были разработаны многие нормативные акты, в 2004 году в Геленджике было проведено первое заседание Госсовета по развитию курортной сферы. В 2009 году начался другой период, в Минздраве произошли изменения, санаторно-курортной сфере стало уделяться мало внимания. Но с 2014 года начались перемены, активизировалась работа по развитию санаторно-курортного комплекса, высветились новые проблемы, которые нужно было решать.

Результатом стало заседание Президиума Госсовета в Белокурихе в 2016 году, по итогам которого был выпущен ряд поручений президента по развитию курортной сферы. Одно из них — о разработке системы категорий для санаториев по аналогии со «звездами» у гостиниц в целях продвижения и популяризации отечественных курортов на внутреннем и внешнем рынках. И это поручение было выполнено одним из первых. Совместно с Минздравом России, Федеральным агентством по туризму, Российской академией наук Национальная курортная ассоциация подготовила ряд основополагающих документов, которые позволили создать стройную систему оценки санаторно-курортных организаций в РФ. При участии экспертов РАН, ФГУ ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения и Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ НКА разработала систему оценки санаторно-курортных организаций с присвоением категорий качества, которую высоко оценила Европейская ассоциация курортов ESPA — головная организация курортной отрасли в Европе.

— Каковы важнейшие направления деятельности НКА в части содействия совершенствованию санаторно-курортных организаций?

— НКА сегодня представляет новый формат взаимодействия — комплекс важных и востребованных решений для санаторно-курортных организаций в режиме «одного окна».

НКА ведет Национальный реестр санаторно-курортных организаций Sanatoria.ru. Он создан в 2003 году на основе отзывов посетителей. Информация уже 18 лет обновляется ежедневно в режиме онлайн.

Реестр Sanatoria.ru содержит объемную информацию о санаторно-курортных организациях с фото- и видеоматериалами, также доступна интерактивная карта расположения представленных объектов.

Национальный потребительский рейтинг «Топ-100 лучших санаториев России» (https://sanatoria.ru/top100.php) формируется на основе отзывов потребителей. Пользователи проставляют свои оценки по нескольким параметрам, что повышает достоверность и точность результата.

Уже четвертый год, с 2018 года, санаторно-курортные объекты России проходят оценку экспертов профессионального сообщества на категорию. Более 40 отечественным санаториям присвоены категории профессиональной оценки по системе НКА-уровней: «Премиум», «Бизнес», «Стандарт». В этом году санатории проходят оценку уже во второй раз по завершении трех лет действия сертификата. Приятно отметить, что среди них есть объекты, которым присвоена категория выше, чем была в 2018 году. Свою задачу эксперты Экспертного совета НКА видят и в том, чтобы мотивировать санатории на развитие и совершенствование.

Коллаборация и тесное взаимодействие двух систем: системы оценки НКА на категорию и обязательной системы классификации средств размещения — позволяют санаториям и курортным отелям создавать необыкновенный туристский продукт, который несет в себе особый смысл и ценность, — здоровье.

Для долгосрочного и успешного развития клиентоориентированных санаториев и здравниц сегодня значимым условием является необходимость выстроить эффективную систему привлечения и удержания гостей. НКА предлагает комплексные подходы внедрения эффективных сервисных и коммерческих стратегий, обучение персонала искусству обслуживания клиентов для решения задач в области продвижения объекта и улучшения качества сервисного обслуживания.

Национальная курортная ассоциация как отраслевое профессиональное сообщество действует в интересах отечественной санаторно-курортной отрасли, предоставляет площадку для взаимовыгодного сотрудничества санаторно-курортных и оздоровительных организаций с разработчиками, производителями и поставщиками, работающими в курортном бизнесе и способствующими его процветанию и развитию в России.

Реестр маркированной продукции «НКА рекомендует» предлагает методы, технологии, товары и услуги, рекомендованные профессиональным сообществом для применения в санаторно-курортных организациях России, формирует условия и возможности актуального выбора надежного партнерства, содействует внедрению инновационных практик в деятельность санаторно-курортных организаций.

Внедрение системы пищевой безопасности ХАССП при организации услуг питания — стратегическое направление работы с санаториями. Развитие внутреннего туризма сейчас предъявляет санаториям требования и стандарты с ориентацией на гостиничный бизнес, мотивирует санатории проводить диверсификацию операционных процессов, настраивать форматы организации питания, в том числе и по типу «шведский стол», при этом обеспечивая соблюдение требований к организации диетического лечебного питания со всеми критериями пищевой безопасности. У нас есть решения самых проблемных вопросов организации безопасного питания в санаториях!

НКА организует полный комплекс консалтинговых услуг — от анализа текущей деятельности и разработки современной концепции курортного объекта или курортной территории до практической реализации бизнес-моделирования, бизнес-планирования, проектирования, строительства, оснащения, набора и подготовки персонала, обеспечения безопасности системы питания и постановки управления.

— У Национальной курортной ассоциации большой опыт международного сотрудничества. Расскажите о нем подробнее, пожалуйста.

— Первый президент ассоциации Николай Афанасьевич Стороженко долгое время был также президентом Всемирной федерации водолечения и климатолечения (FEMTEC). В настоящее время президентом FEMTEC избран профессор Умберто Солимене, а я являюсь вице-президентом от России. Всемирная федерация водолечения и климатолечения аккредитована при ВОЗ, с ее участием принимаются многие международные документы, касающиеся курортологии, и НКА не остается в стороне от этой деятельности.

НКА тесно сотрудничает с Европейской ассоциацией курортов ESPA, под эгидой которой компания EuropeSpa med & wellness GmbH реализует проект международной сертификации качества EuropeSpa. Напомню, что сертификация (аккредитация) российских санаторно-курортных организаций на соответствие международным стандартам качества медицинской деятельности Joint Commission International или курортного лечения, SPA и велнес-услуг EuropeSpa рассматривается как одна из актуальных задач, направленных на расширение экспорта медицинских и оздоровительных услуг.

С 2017 года НКА — эксклюзивный представитель EuropeSpa на территории Российской Федерации с правом применять торговую марку EuropeSpa и сопутствующие продукты. В 2019 году первые три российских санатория прошли процесс аудита независимых профессиональных экспертов ESPA и получили сертификат EuropeSpa. Сегодня мы продолжаем эту работу.

Возвращаясь к 25-летию Национальной курортной ассоциации, считаю нужным отметить, что 2021 год стал для НКА юбилейным вдвойне. В июне мы в 20-й раз провели Всероссийский форум «Здравница» — главный форум санаторно-курортной отрасли России.

Завершая интервью, я хотел бы поблагодарить всех участников Национальной курортной ассоциации и вообще всех членов санаторно-курортного сообщества за их служение и самоотверженную работу на благо общества. Дорогие коллеги, вы делаете важное и нужное дело! Желаю вам радости и здоровья, ведь именно эти две категории определяют суть санаторно-курортного дела. Успехов вам, дорогие друзья! А Национальная курортная ассоциация будет и дальше продолжать работу по развитию отечественного санаторно-курортного комплекса, созданию эффективной системы санаторно-курортного лечения и отдыха граждан разных категорий, повышению конкурентоспособности организаций, оказывающих услуги по санаторно-курортному лечению на международном уровне.Б


РАЗУМОВ Александр Николаевич, президент Национальной курортной ассоциации, академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Президент ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы».

Крупнейший отечественный ученый, организатор науки и создатель нового направления медицинской науки и практического здравоохранения — восстановительной медицины.

Родился 24 августа 1944 года в деревне Шеперово Чаусского района Могилевской области. В 1960 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков-инженеров. В 1963–1968 годах — студент Гродненского медицинского института. В 1970 году окончил военно-медицинский факультет Саратовского медицинского института. С 1970 по 1990 год служил в рядах Советской армии — в Институте авиационно-космической медицины Министерства обороны, где прошел путь от младшего научного сотрудника до заместителя начальника института. В 1978 году стал кандидатом медицинских наук, в 1988 году защитил докторскую диссертацию по специальности «Авиационная и космическая медицина». При личном участии и под руководством А. Н. Разумова выполнены крупные научные проекты по медико-техническому сопровождению и созданию 12 изделий современной авиационно-космической техники медицинского назначения, разработаны стандарты к электронным приборным панелям, системам сигнализации, системам психофизиологической подготовки к экстремальным ситуациям, учебные программы тренажерной подготовки, руководство по государственным испытаниям летательных аппаратов с учетом человеческого фактора. А. Н. Разумов внес существенный вклад в развитие инженерной психологии и моделирование аварийных ситуаций в качестве инструмента объективизации расследования и установления причин летных происшествий. Является первопроходцем в разработке программ подготовки летного состава при освоении посадок самолетов на палубу авианосцев. В 1990–1992 годах — директор научно-практического центра «Работоспособность» Миннефтегазстроя СССР. С 1992 по 1998 год — генеральный директор Московского центра проблем здоровья при Правительстве Москвы. В этот период А. Н. Разумовым разработаны теория, методы и аппаратурно-программное обеспечение системы индикации, экологических факторов и психофизиологических показателей в осложненных условиях среды и профессиональной деятельности. Под его руководством впервые в стране создана оперативная сеть инструментального контроля и прогнозирования эффектов экологических факторов риска, угрожающих профессиональному здоровью человека; осуществлены научно-практические исследования по обеспечению мер экологической безопасности при строительстве и эксплуатации газопроводов в различных экологических и климатических условиях, в том числе в зоне аварии на Чернобыльской АЭС. В 1998 году А. Н. Разумов возглавил ФГУ «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава». В том же году назначен главным специалистом Минздравсоцразвития России по восстановительной медицине и курортному делу (также возглавлял секцию ученого совета Минздравсоцразвития России и научный совет РАМН и Минздравсоцразвития России по восстановительной медицине, курортологии и физиотерапии). Разработал две основополагающие концепции — Концепцию охраны здоровья здорового человека, поддержанную Всемирной организацией здравоохранения, и Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации. Благодаря А. Н. Разумову в отечественное здравоохранение была введена новая научная и врачебная специальность — «восстановительная медицина». С 2011 года возглавляет ГБУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины Департамента здравоохранения города Москвы». А. Н. Разумов совмещает научную работу с педагогической деятельностью. С 1993 года руководит созданной им кафедрой восстановительной медицины Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. А. Н. Разумов — член бюро профилактической медицины РАН, комитета «Экологическая эпидемиология» Центра международных проектов, Российско-германского совета, Европейского комитета ВОЗ по проекту «Политика глобального оздоровления», почетный профессор Ливерпульского университета, вице-президент, председатель медицинской комиссии Всемирной федерации климато- и водолечения FEMTEC, эксперт Открытого Правительства РФ. Главный редактор журнала «Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры». Автор более 600 научных работ. Имеет 12 патентов. А. Н. Разумов — лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники (2004 год), а также ряда государственных и общественных премий. Награжден орденом «За службу Родине в ВС СССР» III степени, орденом имени Ярослава Мудрого «Гордость науки и образования России», орденом Дружбы, медалью «За боевые заслуги» и другими.