Управление и цифровая трансформация

БОСС-профессия | Спецпроект: МАИ – школа лидеров

Школа управления МАИ: сотрудничество университета и высокотехнологичных корпораций.

В эпоху цифровой трансформации экономики управленческие технологии эволюционируют во всех ее отраслях. Развитие систем управления в российской авиапромышленности, судостроении, производстве новых материалов и других высокотехнологичных производствах — такова конечная цель и тематика образовательных программ Школы управления Московского авиационного института. Управленческая подготовка инженеров нового поколения за последние три года стала одним из важнейших направлений работы университета.

Школа управления МАИ готовит кадровый резерв в условиях интеграции образования, науки и бизнеса. Школа стала «точкой сборки» новых образовательных программ и исследовательских проектов в интересах как корпораций, так и самого вуза. В них совместно работают специалисты ведущих высокотехнологичных предприятий, управленцы и инженеры, а также сотрудники и студенты МАИ.

Программы Школы управления стартовали в октябре 2017 года. Они ориентированы на переход к бизнес-модели жизненного цикла изделий для эффективного решения приоритетных задач корпораций.

Освоение современных управленческих технологий в цифровой реальности и цифровизация корпоративных систем управления являются главным содержанием обучения. Это горизонты будущего в управлении: организационная модель Stage-Gate, гибкая методология разработки Agile, метод Essential Unified Process и метод разработки динамических систем, а также другие новейшие методики.

Ключевая особенность программы Школы управления — проектно-ориентированный подход, возможность работать над приоритетными проектами промышленности в кооперации и при непосредственном участии первых лиц корпораций. Постоянные партнеры школы — ведущие российские корпорации: ПАО «ОАК», АО «ОСК», АО «ОДК» и АО «Вертолеты России». Также по программам Школы управления МАИ проходили обучение сотрудники технологических компаний ГК «Росатом» и АО «Роснано», а в 2019 году к программе присоединились сотрудники предприятия АО «Уральский завод гражданской авиации» (АО «УЗГА»).

На сегодняшний день обучение по программам Школы управления прошли 278 человек, из них 128 сотрудников корпораций, 105 студентов МАИ, 34 сотрудника центров компетенций МАИ и 11 сотрудников ЮУрГУ.

Первая программа Школы управления — «Управление переходом корпораций на бизнес-модель жизненного цикла. Выстраивание кооперации университетов и корпораций» (2017–2018 годы). Акцентом второй программы «Управление знаниями в процессе перехода корпораций на бизнес-модель жизненного цикла» (2018–2019 годы) стала организация процесса управления знаниями как ключевого для обеспечения связности остальных бизнес-процессов.

Третья программа «Трансфер технологий управленческого мышления в цифровой реальности для реализации проектов корпораций» (2019–2020 годы) состояла из семи модулей, в числе которых был мастер-класс ректора МАИ Михаила Погосяна по управлению проектами и программами в технологии Stage-Gate. Также в программу вошли курс старшего консультанта Aircraftfirst Ltd Джованни Симонетти по инструментам сервиса сложных технологических изделий; курс руководителя направления маркетинга МАИ Светланы Исаевой по технологиям захвата рынка; курс Lean главы Дирекции перспективных производственных проектов МАИ Валентины Сизиковой и ее деловая игра «Продукт — жизненный цикл»; курсы по бюджетированию и управлению компанией в условиях цифровой трансформации генерального директора Redamdrobot Алексея Макина и курс по управлению цепочкой создания ценности заместителя генерального директора IBS Михаила Белова. Участниками программы стали представители ПАО «ОАК», АО «Вертолеты России», АО «ОСК», АО «ОДК» и АО «УЗГА» со своими проектами.

По итогам третьей программы, завершившейся в мае 2020 года, команды продвинулись в собственных проектах. Группы ПАО «ОАК» и АО «Вертолеты России» предложили функциональную схему совместного исследовательского Центра ПКМ — производства изделий из полимерных композитных материалов в рамках новой индустриальной модели авиационного кластера ГК «Ростех». Группа АО «УЗГА» выстроила систему сервиса и ППО для легкого многоцелевого самолета. Группы АО «ОДК» представили предложения по необходимым изменениям в построении модели производства и сервисной модели двигателей ВК-1600В и ВК-650В, проработали сценарии внедрения бизнес-модели по жизненному циклу. В группе АО «ОСК» была сформирована структура контракта жизненного цикла и разработан типовой контракт среднетоннажного рыболовного судна. Группа МАИ проработала решение для логистических компаний с использованием беспилотных авиационных комплексов — стартап для перевозки грузов с использованием БПЛА, просчитав его основные финансовые показатели, предложив варианты кооперации и схему продажи стартапа.

«В новом учебном году мы по-прежнему будем обсуждать бизнес-модель по жизненному циклу, лучшие технологии управленческого мышления и цифровизацию систем управления, но при этом попытаемся сформулировать новую идеологию продукта, которая будет основана на том, что он должен быть инновационным и обязательно отвечать требованиям рынка, — отмечает глава дирекции перспективных образовательных программ МАИ Дмитрий Кайсин. — Темы будущих программ будут формулироваться вокруг тех проектов, которые будут определять вектор индустрии».

В МАИ уже выявили направления, которые будут активно развиваться и определять тренды отрасли в ближайшие пять–десять лет: это математическое моделирование, производство композитных материалов, роботизация технологий, сервис авиационной техники, беспилотные летательные аппараты, малые космические аппараты и перспективные авиационные двигатели. По всем этим направлениям в МАИ существуют центры компетенций, и их сотрудники участвуют в программах Школы управления в составе проектных команд, совместно с индустрией формируя задачи по ее развитию.

В 2018 году в МАИ был создан Центр компетенций «Сервис высокотехнологичной продукции», который разрабатывает управленческие и инженерно-технические решения для управления стоимостью эксплуатации продуктов авиационной отрасли, а также других видов сложных технических изделий.

В центре не только изучают и предлагают новые подходы к оптимизации затрат, но и проводят аудит текущей деятельности предприятий, предлагая пакетные решения для оптимизации расходов производителей и эксплуатантов высокотехнологичной продукции.

Среди разработок центра — консалтинговые проекты по управлению жизненным циклом изделия, которые позволяют эффективно управлять качеством, сокращать риски и систематизировать работу с Big Data за счет перспективной технологии прогнозирования состояния воздушного судна.

Разработка решений неотделима от задачи подготовки квалифицированных кадров, способных реализовать наработки и грамотно управлять ими. Поэтому Центр компетенций занимается подготовкой кадров в рамках системы высшего образования и системы профессиональной переподготовки. Еще в прошлом учебном году в МАИ стартовала Школа сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники в интересах ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Технодинамика» и АО «Вертолеты России» — эта образовательная программа уникальна для всего российского рынка. Впервые ведущие мировые и российские эксперты объединились на единой образовательной площадке для решения самых насущных задач российского авиастроения, таких как, например, внедрение новых сервисных бизнес-моделей и проектирование воздушного судна под заданную стоимость.

Вторая программа Школы сервиса начнется уже в октябре этого года. «Мы уверены, что совместное обучение сотрудников всех ведущих высокотехнологичных корпораций позволит выработать решения, которые помогут обеспечить стратегические цели развития авиационной отрасли», — уверен Дмитрий Кайсин.Б