МАИ — 90! История продолжается

БОСС-профессия | Спецпроект: МАИ – школа лидеров

20 марта 2020 года Московскому авиационному институту исполнилось 90 лет. За эти годы МАИ прошел трудный и интересный путь от небольшого отраслевого учебного заведения до крупного высокотехнологичного университета, выпустив в «большую жизнь» более 175 000 специалистов.

Начало

Взятый в 1928 году Правительством Советского Союза курс на индустриализацию народного хозяйства страны и, в частности, развитие отечественной авиации потребовал иного качественного подхода к подготовке инженерно-технических кадров. В связи с этим в начале 1930 года было принято решение о разделении Московского высшего технического училища (МВТУ) на пять специализированных инженерных вузов, в числе которых было и Высшее аэромеханическое училище (ВАМУ). От «семитысячника» МВТУ ВАМУ получило в наследство около 300 студентов и несколько аудиторий в бывших производственных помещениях на Ольховской улице (сейчас там арт-пространство «Авиатор»). Развернуться было негде, и 450 студентов трех отделений (самолетостроения, моторостроения и воздухоплавания) учились в две-три смены, часть учебных занятий была перенесена на производство, увеличены часы производственной практики.

20 августа 1930 года ВАМУ переименовали в Московский авиационный институт. К началу нового учебного года в МАИ насчитывалось уже 850 студентов: прошло два набора новых студентов, были переведены студенты профильных отделений вузов Томска и Ленинграда, и набрана первая группа аспирантов. Вслед за этим институту выделили новое здание — бывшую гимназию на 5-й Тверской-Ямской, однако и оно не позволяло создать необходимую учебно-производственную и лабораторную базу. И в 1931 году было принято решение о комплексном строительстве института на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе. Над проектированием комплекса МАИ и на его строительстве в первую очередь трудились его студенты и преподаватели, а само строительство МАИ получило статус всесоюзной комсомольской стройки. Зачастую в одну смену шли занятия в старых корпусах, а в другую — сооружались новые, и благодаря таким быстрым темпам в 1933 году на новой, еще вовсю строящейся территории начались первые занятия.

Первые годы института были трудными: постоянно появлялись новые учебные циклы, менялась организационная структура, модернизировался учебный процесс, одновременно с этим шло строительство корпусов института, проектные работы, приглашались новые преподаватели, появлялись новые открытия и технологии, стремительно менялась сама отрасль, ради которой жил и развивался Московский авиационный институт. С первых своих дней институт отвечал на вызовы, которые ставило перед ним не только правительство страны, но и само время.

Таким образом, к своему 10-летнему юбилею МАИ имел пять дневных факультетов, 38 кафедр, 22 лаборатории, четыре опытно-конструкторских бюро, учебно-производственные мастерские (УПМ), учебно-летный отряд. МАИ вел подготовку инженеров-механиков по специальностям: моторостроение, самолетостроение, вооружение самолетов, электро-, радио- и аэронавигационное оборудование самолетов, организация и планирование авиационного производства. Среди преподавателей института с первых лет работали такие выдающиеся ученые и конструкторы, как С. В. Ильюшин, В. Ф. Болховитинов, Н. Н. Поликарпов, А. Н. Туполев, Б. Н. Юрьев, А. М. Черемухин, Б. С. Стечкин, А. Н. Журавченко, а среди студентов учились многие будущие известные конструкторы авиационной и ракетной техники: М. Р. Бисноват, И. П. Братухин, П. Д. Грушин, В. П. Мишин, М. К. Янгель и другие. Одновременно с подготовкой кадров ученые МАИ в этот период выполнили ряд научных и конструкторских разработок, которые оставили заметный след в истории отечественного авиастроения.

На передовой

Новый этап в жизни МАИ начался с Великой Отечественной войной. В первые же ее дни институт оказался на передовой по практической помощи фронту. Большая группа преподавателей и сотрудников МАИ ушла на фронт добровольцами, многие работники института были откомандированы на предприятия авиапромышленности, более 200 студентов направлено для работы на авиазаводы, около 450 — на подмосковные аэродромы, более 500 человек работало на строительстве оборонительных сооружений. Осенью правительство приняло решение об эвакуации МАИ: в течение двух недель октября все оборудование кафедр, лабораторий, учебных кабинетов и производственных подразделений было эвакуировано в Алма-Ату. В институте осталась только небольшая группа сотрудников, обеспечивающая специальные работы.

И, как и в первые свои годы, МАИ силами студентов и преподавателей стал отлаживать организацию учебного процесса. В исключительно трудных условиях — теснота помещений и разбросанность их по городу, нехватка аудиторий и мебели — были организованы лекционные, лабораторные и практические занятия, курсовое и дипломное проектирование. Помимо обеспечения производственного обучения студентов учебно-производственные мастерские в кратчайшее время наладили выпуск оборонной продукции: снарядов, мин, зажигательных бомб. Некоторое время в УПМ МАИ группа маёвцев помогала М. Т. Калашникову в разработке его пистолета-пулемета.

Был разработан учебный план с сокращенным сроком обучения — 3,5 года, не прерывалась научно-исследовательская деятельность, которая в этот период была в основном сосредоточена на решении практических проблем в интересах авиационной промышленности. По завершении кровопролитных боев за Москву в 1942 году МАИ одновременно с работой в Алма-Ате возобновил свою работу на московской территории. Здесь также, помимо занятий, студенты работали в УПМ, демонтируя и утилизируя сбитые немецкие самолеты. Ежемесячно мастерские отправляли на авиазаводы десятки тонн вторичного сырья.

За годы войны школами Осоавиахима при МАИ и военной кафедрой подготовлено около 1000 снайперов, 900 пулеметчиков, 380 минометчиков, 160 истребителей танков, подготовлено несколько тысяч специалистов для авиационной промышленности, которые сыграли большую роль в обеспечении Победы. В действующие части авиапромышленностью направлено более 125 000 самолетов, и в этом немалая заслуга выпускников МАИ. Эти заслуги коллектива МАИ отмечены высокой правительственной наградой — орденом Ленина.

К новым горизонтам

Послевоенный период в развитии МАИ связан с революционными изменениями в авиатехнике. Самолеты стали реактивными, скорости их полета приблизились к скорости звука, а впоследствии и превзошли ее. Комплексы самолетов усложнялись, произошел качественный скачок в электро-, радио-, приборном и автоматическом оборудовании, стали развиваться новые ракетные виды вооружения. Начался практический этап в развитии вертолетостроения. Советские и зарубежные конструкторские коллективы перешли к созданию серийных вертолетов, нашедших широкое применение на практике. Родились новые отрасли авиационной науки и промышленности, целью которых стало создание ракетной техники различного назначения.

В связи с новыми запросами авиационной науки и техники МАИ с первых же послевоенных лет взял курс на создание условий для подготовки кадров нового профиля. Именно в этот период были разработаны курсы лекций по реактивным и ракетным двигателям, аэродинамике сверхзвуковых скоростей, расчету на прочность новых типов конструкций, новым типам конструкционных материалов и технологии их обработки, созданы соответствующие им экспериментальные установки и другое. С учетом прогрессивных требований создан ряд новых кафедр и факультетов, в том числе на предприятиях и в проектно-конструкторских организациях.

Изменились и учебные программы: усилилась подготовка по физико-математическим наукам, обучение элементам автоматизированного проектирования и конструирования, электронно-вычислительной техники, углубилась конструкторско-технологическая подготовка. Итогом этого этапа стало превращение авиационного института, ранее ориентированного главным образом на самолетную и частично вертолетную технику, в авиационный политехнический вуз, обеспечивающий подготовку кадров для широкого круга научных и проектно-конструкторских организаций в авиационной и ракетно-космической отраслях.

Логичным продолжением этого этапа стала реализация программы «большого МАИ». Материально-техническая база, созданная преимущественно в 1930-е годы, уже не обеспечивала перспективного развития института, вновь созданных направлений подготовки специалистов и объемов научно-исследовательских работ. Был разработан генеральный план строительства 90 тыс. квадратных метров учебно-производственных площадей, куда вошли учебные и лабораторные корпуса, многоэтажное общежитие для студентов и аспирантов, Дворец культуры, жилой дом для преподавателей, столовая на 1000 человек, корпус в лагере «Алушта» на Черном море и другое.

Появились у МАИ и зарубежные учебные программы. Огромный вклад маёвский коллектив внес в создание и развитие Пекинского авиационного института, факультета авиационной техники Бомбейского технологического института. Маёвскими преподавателями и учеными были разработаны учебные планы и программы, документация на учебно-лабораторное оборудование, на протяжении ряда лет проводились все виды учебных занятий, обучался местный персонал.

Технический университет

Дальнейшие годы жизни института связаны с решаемой коллективом задачей превращения МАИ в технический университет. Эта идея впервые была высказана в начале 1970-х годов ректором того периода И. Ф. Образцовым и последовательно осуществлялась его преемниками — И. Т. Беляковым, Ю. А. Рыжовым и А. М. Матвеенко. Развитие этой задачи воплотилось в реализации программы национального исследовательского университета, в статусе которого институт действует второй десяток лет. За это время многократно выросла кооперация с предприятиями авиационно-космической промышленности, выросли объемы производимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, активизировалось международное сотрудничество. За трудные 1990-е и непростые 2000-е МАИ не только сохранил, но и в итоге смог приумножить свой интеллектуальный капитал.

С 2007 по 2015 год ректором Московского авиационного института был Анатолий Николаевич Геращенко. В 2009 году МАИ победил в конкурсном отборе программ развития университетов и вошел в число 29 вузов, которым Правительство Российской Федерации присвоило категорию «национальный исследовательский университет». Целью программы развития МАИ стало кадровое и научно-инновационное обеспечение развития авиационной, ракетной и космической отраслей и других высокотехнологичных оборонных секторов экономики Российской Федерации на основе интеграции науки, образования и производства для поддержания паритетности и создания технологического превосходства в данных отраслях на мировом уровне. За период реализации программы МАИ осуществил ряд крупных образовательных и научно-исследовательских проектов, продемонстрировал существенный рост по ключевым показателям деятельности.

24 марта 2015 года «МАТИ — Российский государственный технологический университет имени К. Э. Циолковского» вернулся к МАИ: приказом Минобрнауки России МАТИ был реорганизован путем присоединения к Московскому авиационному институту.

Формируя будущее

Новый виток развития институт получил в июне 2016 года с приходом нынешнего ректора — Михаила Аслановича Погосяна. Сегодня под его руководством в МАИ реализуется комплексная программа развития. Она позволила университету стать глобальным современным научно-образовательным центром и впервые войти в рейтинг лучших университетов мира THE World University Ranking.

Сегодня МАИ — один из ведущих высокотехнологичных вузов страны с развитой инфраструктурой. Комплекс МАИ составляет 13 институтов и 5 филиалов, объединяет в себе учебные аудитории и корпуса, более 140 научно-исследовательских центров и лабораторий, 20 конструкторских бюро, экспериментально-опытный завод, аэродром Алферьево, центр управления полетами, современные коворкинг-зоны и многое другое.

На базе МАИ создаются новые технологии в области конструирования авиакосмической техники, перспективных двигательных и энергетических установок, беспилотных летательных аппаратов, технологий гиперзвука, сверхпроводимости, систем искусственного интеллекта и математического моделирования, IT и систем управления, технологий BigData, Machine Learning, Internet of Things, управления жизненным циклом изделий, электрификации инженерных систем, композиционных материалов, 3D-конструирования и аддитивных технологий, а также роботизации и другие.

Успешно развиваясь на всех основных высокотехнологичных рынках, МАИ бесспорно удерживает те лидирующие позиции, которые на протяжении 90 лет занимал в сфере подготовки кадров для авиационной отрасли. Происходящие в жизни университета изменения, темпы цифровой трансформации МАИ делают его одним из самых динамично развивающихся вузов. «Создаем будущее вместе» — эти слова как нельзя лучше отражают тот потенциал для успеха и развития, который сложился сегодня в стенах МАИ.Б