Люди и технологии

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Мария ОЗЕРЦОВА

Четвертая промышленная революция, которую переживает сегодня мировая индустрия, предъявляет новые требования к профессии инженера. В условиях цифровой трансформации и стремительной смены технологических парадигм требуются специалисты, владеющие как системными знаниями в инжиниринге, информационных и когнитивных технологиях, так и навыками проектного управления, групповой работы со специалистами различных отраслей знаний, инновационного мышления. Обеспечение подготовки таких инженеров — важнейшая национальная задача.

Новый путь

Провозглашенный в России переход на инновационный путь развития вернул вопросы инженерного образования в сферу повышенного внимания государства. Мероприятия по укреплению отечественной технической школы начались еще во второй половине 2000-х, когда государство стало целенаправленно инвестировать в развитие материальной базы инженерных вузов и инженерных кластеров технических университетов. Был принят ряд решений, способствующих развитию инженерного образования, в том числе с использованием интеграции технических университетов с научной сферой и индустриальными партнерами.

В течение последних 15 лет произошли значительные изменения в структуре высшего образования РФ. В 2006 году в стране появились первые федеральные университеты — учебные заведения, созданные в рамках нацпроекта «Образование» на базе слияния нескольких действующих в регионе вузов. Миссия федеральных университетов — подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с экономическими и социальными потребностями тех федеральных округов, где они находятся, а также обеспечение своих регионов научными, техническими и технологическими решениями и внедрение этих решений в практику. В 2015 году эстафета развития региональных образовательных учреждений передана программе по созданию опорных вузов. На статус опорных могут претендовать университеты, также создающиеся на базе объединения нескольких высших учебных заведений (как правило, узкоспециализированного профиля) региона. Цель этих технологических центров — обеспечить местные рынки труда квалифицированными научными и профессиональными кадрами по тем направлениям, которые востребованы в регионе.

Кроме того, в 2008 году начался проект по созданию сети национальных исследовательских университетов. В настоящее время статус НИУ, который присваивается вузам на основе открытого конкурса на десять лет, имеют 29 образовательных организаций. Отличительные признаки НИУ — интеграция образования и науки и способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику.

Параллельно был запущен ряд государственных программ, призванных изменить подходы к подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики и максимально приблизить образовательный процесс к технологическому производству. Начались мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры инженерных вузов, поддержке кооперации университетов и высокотехнологичных предприятий, включению университетов в технологические платформы и инновационные территориальные кластеры.

«Лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и формировать собственную мощную базу. В связи с этим именно качество инженерных кадров — один из ключевых факторов конкурентоспособности государства, основа для его технологической и экономической независимости», — так обозначил цель этих мероприятий президент Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию в июне 2014 года.

Кадры для новой экономики

В 2015 году стартовала Национальная технологическая инициатива (НТИ) — объединение представителей бизнеса и экспертных сообществ для развития в России перспективных технологических рынков и отраслей. Минимизация разрыва между бизнесом, высшим образованием и наукой, стимулирование новых технологических разработок на базе университетов и их ускоренная коммерциализация в партнерстве с корпорациями, развитие проектов, направленных на подготовку нового поколения технологических предпринимателей и инженеров, которые смогут создавать прорывные технологии и продукты на новых рынках и выдерживать мировую конкуренцию, вошли в перечень задач площадки.

В декабре 2016 года была принята «Стратегия научно-технологического развития России до 2035 года», а весной 2019-го — новая госпрограмма «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019–2030 годы», ставшие ключевыми документами, обеспечивающими реализацию научно-технической политики, подразумевающими и трансформацию инженерного образования в соответствии с вызовами нового технологического уклада.

На подготовку специалистов, отвечающих реальным запросам рынка труда, в том числе и высокотехнологичной индустрии, направлены национальные проекты «Образование» и «Наука».

Обеспечить цифровую экономику квалифицированными специалистами призван федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который реализуется в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ».

 Архитекторы будущего

Отечественная система инженерного образования всегда отличалась высоким уровнем фундаментальной подготовки научно-технических кадров. Сегодня этот фактор хоть и остается одним из преимуществ нашей высшей технической школы, но одного его уже недостаточно.

Высокотехнологичная индустрия переживает процессы глубоких трансформаций, требующих новых форм образования и новых подходов к подготовке инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Технологические потребности экономики и цифровизация, проникающая во все сферы жизни, меняют характер инженерного образования и сам процесс обучения будущих специалистов.

Кто он, инженер в современном мире? Мире, к слову, построенном его предшественниками (ведь недаром же говорят, что история ХХ века написана инженерами). Они же и «драматурги» дня сегодняшнего, и демиурги дня завтрашнего. Уже давно это не узкий специалист, имеющий глубокие знания в своей научно-технической области. Мультидисциплинарный характер новых технологий, тесное взаимодействие фундаментальных и прикладных знаний требуют от инженера обладания гораздо более широким спектром ключевых компетенций. Где помимо базовых навыков (hard skills) важны также надпрофессиональные навыки и личностные качества (soft skills) — знания в области проектной деятельности, знания в области маркетинга и коммерциализации технологий, созданных на их основе продуктов, умение работать в команде, выстраивать отношения и гибкость. А еще — инновационное мышление, необходимое, для того чтобы предугадывать будущее и создавать прорывные инженерные решения.

Смещение акцентов

По мнению экспертов, главный вызов, который бросила цифровая революция системе инженерного образования, — это сокращение жизненного цикла технологий. Скорость изменения технологий ныне сопоставима со сроками обучения будущих инженеров. В этих условиях традиционная траектория, десятилетиями существовавшая в организации образовательного процесса отечественных инженерных вузов, когда профессиональная специализация будущих инженеров строилась на основе невариативного учебного плана, — тупиковый путь. То, что было эффективно тогда, когда образовательные организации обеспечивали кадровые потребности стабильно работающих отраслей промышленности, неприемлемо в непредсказуемых условиях стремительно меняющегося технологического уклада. Иначе может выйти так, что знания и навыки, полученные студентом, скажем, на первом-втором курсах, уже через два-три года, к моменту получения им диплома бакалавра, устареют и окажутся ненужными работодателю.

Выход для вузов один — ориентироваться на тренды в развитии передовых производственных технологий и на их основе выстраивать систему подготовки инженеров в тесной кооперации с ведущими предприятиями высокотехнологичной индустрии.

Изменив общий подход к инженерному образованию, цифровая трансформация привела к появлению в учебном процессе новых методов и технологий подготовки. Их уже внедрили в свою практику ведущие зарубежные учебные центры, а сейчас развивают и передовые российские университеты. Это, во-первых, проектно-ориентированные образовательные программы, реализующиеся через участие студентов в выполнении конкретных наукоемких и высокотехнологичных проектов, что существенно повышает эффективность образовательного процесса. Во-вторых, персонализация образования через проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащегося в рамках основной образовательной программы, а иногда и за ее пределами. Выявление талантливых студентов и организация их индивидуальной подготовки по выбранной специальности позволяет вузам выпустить штучного специалиста с уникальным набором компетенций, не просто конкурентоспособного на рынке труда, но и востребованного конкретным работодателем. В-третьих, создание университетами в своих стенах междисциплинарных площадок для сотрудничества образования, науки и промышленности, где студенты различных специальностей и сотрудники вуза работают над научно-исследовательскими и практико-ориентированными проектами, инициированными реальным сектором экономики.Б


МНЕНИЯ БОССОВ

Игорь МОРОЗОВ, ректор Академии АйТи, кандидат экономических наук:

Мы живем во времени, в котором происходит четвертая промышленная революция, известная как индустрия 4.0, рынок труда эволюционирует, изменяется быстрее, масштабнее, чем раньше. Потребность в IT-кадрах только растет, а цифровые навыки становятся необходимыми буквально для всех: от школьников до пожилых людей, от рядовых служащих до топ-менеджмента, от рабочих до ученых. И особенно ярко это сейчас показала нам пандемия, которая мгновенно увеличила спрос как на IT-кадры, так и на цифровые навыки во всех отраслях экономики.

Наша повседневная реальность уже невозможна без персонального компьютера, GPS, смартфонов, электронной почты, широкополосного доступа, Wi-Fi, поисковых систем, социальных сетей, дистанционного обучения и множества других цифровых сущностей. Все технологические изменения по-своему трансформировали государство, бизнес и людей. Изменились и рынок труда, требования к обучению, к навыкам специалистов.

Сегодня недостаточно окончить технический вуз и с этим багажом работать всю жизнь, так как технологии эволюционируют молниеносно и знания устаревают. Буквально со студенческой скамьи требуется повышение квалификации, развитие не только так называемых hard skills, но и гибких навыков, получение кросс-функциональных знаний. Это касается и состоявшихся специалистов, знания которых нуждаются в обновлении, в цифровой «прокачке». На помощь приходят дополнительное образование и перспективное партнерство вузов с ДПО. Учебные центры гибко и быстро реагируют на изменения, оперативно вводят и обновляют программы, с чем не может конкурировать ни один вуз.

Различия между высшим и дополнительным образованием делают их сотрудничество

исключительно интересным и необходимым для повышения качества образования. Партнерство вузов и частных центров ДПО, несомненно, может выводить уникальные образовательные продукты — пока примеров не слишком много. Однако в нашей практике есть такой опыт. Мы предлагали вузам вместе создавать новые образовательные продукты. Договариваться было сложно, а, уже договорившись, создавать эти самые продукты сверхсложно. Но мы научились находить возможности для партнерства.

Скажем, у нас была совместная программа с экономическим факультетом МГУ. Нам хотелось, чтобы наш проект был посвящен таким вопросам, как, например, определение экономического эффекта от внедрения IT на предприятии. Так появилась программа на стыке экономики и информационных технологий. Работая совместно с Государственным университетом управления, мы создали программу MBA со специализацией в области информационных технологий, предусматривающую обучение в дистанционной форме. Исходя из своего опыта мы считаем, что технологическим вузам при подготовке инженерных кадров важно работать в партнерстве с организациями ДПО, выстраивать совместные стратегии для подготовки современных инженерных кадров и отвечать на вызовы цифровой трансформации.

Денис ХИТРЫХ, директор по маркетингу АО «КАДФЕМ Си-Ай-Эс»:

Инженеры нового поколения должны не просто уметь разрабатывать инновационные технологии и изделия, но и быстро адаптироваться к новым требованиям, которые формируются под влиянием цифровизации промышленности. Кроме того, сегодня все больше профессий приобретает междисциплинарный характер. Это, в свою очередь, формирует новые базовые навыки, которыми инженеры должны обладать для успешного выхода на рынок труда в условиях цифровой экономики: креативность и структурность мышления, концентрация и управление вниманием, цифровая грамотность и способность работать в цифровой среде, подразумевающая активное использование современных компьютерных технологий в проектной и конструкторской деятельности.

Если сравнивать инженеров «цифрового» поколения с их предшественниками, то, наверное, главное отличие между ними будет заключаться в умении быстро приобретать новые навыки и брать на себя новые функции, что очень важно в условиях перехода большинства ведущих технологических компаний и компаний тяжелых индустрий (нефтегазовых, энергетических и других) на agile-операционную и организационную модель. Одна из отличительных черт agile-команд — кросс-функциональность. Они объединяют людей, обладающих непохожими навыками и знаниями, которые постоянно совершенствуются, а также способных решать задачи, выходящие за рамки их специализации. А поскольку agile-команды несут повышенную ответственность, то уменьшается потребность в формальных руководителях. Инженер, обладающий высокой квалификацией, превращается в лидера и начинает выступать в роли катализатора, сближающего все позиции и координирующего действия всех участников. Именно поэтому развитие лидерских навыков, способность распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других, умение вдохновлять команду — все это имеет огромное значение для инженеров «цифрового» поколения.

Главная задача, стоящая сейчас перед технологическими вузами, — необходимость научить будущих инженеров задавать себе правильные вопросы, размышлять, обучаться и развиваться. Однако достичь этого, используя лишь традиционные методы образования, невозможно. Новые экономические реалии подразумевают цифровизацию не только производства, но и образовательного процесса с помощью внедрения передовых образовательных технологий. Например, виртуальная реальность (VR) помогает создавать цифровые тренажеры, не зависящие от физических сущностей, что значительно раздвигает границы обучения, а дистанционное образование дает возможность получить его в любое время в любой точке земного шара.

Сегодня процесс цифровизации охватывает практически все сектора промышленности. И у большинства компаний производственного сектора практически нет выбора: выпускаемое ими оборудование обязательно должно оснащаться встроенным программным обеспечением, в противном случае оно будет неконкурентоспособным. Поэтому общие знания программирования и архитектуры программного обеспечения более высокого уровня становятся жизненно необходимыми современным инженерам, что обязательно должно учитываться техническими вузами при разработке учебных программ. Еще один тренд цифровизации в промышленности — широкомасштабное внедрение модельно-ориентированного подхода при проектировании новых изделий, позволяющего выявлять слабые места и нестыковки в конструкциях изделий на ранних стадиях проектирования и находить оптимальные конструкторские решения. А проведение «виртуальных испытаний» с использованием математических моделей и специального программного обеспечения для инженерного анализа дает возможность сократить количество натурных и сертификационных испытаний. Все это в совокупности значительно сокращает время и затраты на разработку новой техники. Практически каждый современный инженер-разработчик должен обладать знаниями основ автоматизации проектирования и уметь работать со средствами САПР различного целевого назначения. И именно в вузе при активной поддержке представителей промышленности должны закладываться основы подобных знаний.

Также надо учитывать, что современное поколение студентов и школьников — в своем большинстве «цифровое» поколение, и электронный способ получения учебной информации для них естествен. Однако до сих пор не все преподаватели технических вузов готовы осваивать новые форматы транслирования знаний, что существенно уменьшает привлекательность вуза для будущих специалистов инженерного профиля.

Развитие инженерного образования во всем мире происходит теперь на фоне развития смешанного и электронного видов обучения; классические образовательные модели трансформируются в е-Learning, а университеты — в e-Universities; предложены и проверены на практике рациональные соотношения онлайн- и офлайн-обучения. Кроме того, сегодня актуально использование в обучении удаленных и виртуальных лабораторий. Поэтому цифровизация инженерного образования, более тесное партнерство технических вузов с промышленными предприятиями, развитие предпринимательства в инженерном образовании, учет в учебной программе последних технических достижений, связанных с индустрией 4.0, и сетевое взаимодействие на всех уровнях — все это должно повысить привлекательность инженерно-технических специальностей среди талантливой российской молодежи.

Игорь ДМИТРИЕВ, директор Открытого молодежного университета (Томск):

Каждый год мы наблюдаем значительные изменения не только на рынке труда (появление новых техноспециальностей), но и в сфере образования, которое закономерно переходит в цифровую среду. Безусловно, образование (не только высшее, но и среднее, общее, дополнительное) должно быстро адаптироваться под запросы рынка. Появляется все больше сфер труда, находящихся на стыке базовых наук. Симбиоз химии, физики, информатики, биологии рождает новые направления (мы называем их треки): «Мобильная медицина», «Интернет вещей», «Автономный транспорт», «Экотранспорт». В результате чего рынок труда выдвигает новые требования к профилю компетенций востребованных специалистов.

Сегодня специалист должен быть мобильным и гибким. Плановая экономика давно позади — компании в любой момент начинают новый проект и быстро собирают под него команду. Поэтому специалист должен уметь быстро перестраиваться и обучаться. Теперь недостаточно быть профессионалом в одной сфере. К примеру, наш трек «Биоинформатика» вобрал в себя сразу пять направлений: биология, информатика, химия, медицина, физика. Или посмотрите на трек «Мобильная медицина», в котором появляются IT-медики, казавшиеся до недавнего времени чем-то фантастическим.

Как организовать подготовку таких «новых» кадров, регионы решают по-разному. В Томской области стартовал проект по развитию дополнительного образования «Территория интеллекта», который уже два года выстраивает в регионе совершенно новую модель подготовки «цифровых» кадров. Данный проект меняет стратегию образования, закладывая в ее основу новый компетентностный подход. Силами образовательного и профессионального сообществ были выделены 20 треков, востребованность которых растет с каждым годом, причем не просто на уровне региона и страны, но и мира в целом. Среди этих треков есть названия, уже знакомые обществу: робототехника, атомная энергетика, промдизайн; а есть и другие, только набирающие обороты: интернет вещей, data mining, AR/VR. Для каждого трека мы разработали матрицу компетенций. Всего на 20 треков насчитывается почти тысяча разных компетенций. А дальше встает вопрос: как и где молодежи их прокачивать?

В этих целях мы создали единое окно для входа в образовательное пространство — цифровую платформу Tintel.ru, которая выступает агрегатором всех возможных ресурсов региона (а в будущем и страны). На одной площадке школьники и студенты могут пройти различные курсы, обеспечивающие как начальную подготовку, так и углубленное изучение. Здесь же пользователь выбирает интересующие мероприятия из единой событийной сети: сегодня он идет на лекцию в вуз, завтра — на мастер-класс в режиме онлайн, а на выходных участвует в образовательной экспедиции на предприятие. Томская модель подготовки «цифровых» кадров объединяет на одной площадке всех участников — школы, вузы, допобразование, СПО и бизнес.

«Территория интеллекта» реализует новую цифровую модель образования «школа — платформа — бизнес». В школу передается серьезная методическая база и обеспечивается подготовка тьюторов. Таким образом, школа может реализовать качественную систему профориентации и помочь школьникам получить базовые компетенции по трекам. В центре модели стоит ребенок — пользователь цифровой платформы Tintel. Выходя из школы, он попадает в цифровое пространство, где самостоятельно (при помощи «цифровых» наставников) строит индивидуальную траекторию развития. Третья ступень — это компании, они же — поставщики образовательного контента на платформу: курсы, мероприятия и реальные бизнес-заказы для школьников. В такой модели сильно возрастает роль вузов и предприятий, ведь они участвуют в профориентации молодежи, предвузовской подготовке и формировании целевых кадров.

Кроме того, цифровая экономика изменила способ оценки, подтверждения и хранения компетенций. Рынок переходит на использование базы цифровых профилей. Эта функция уже реализована на платформе Tintel. Участвуя в активностях на платформе, пользователи прокачивают профкомпетенции. Подобным способом Tintel формирует цифровые портфолио, которые становятся доступными вузам и работодателям.

Опыт нашей компании дал нам уверенность в том, что молодежь сможет стать драйвером экономического развития лишь тогда, когда школа, вузы и бизнес образуют единое прозрачное пространство, в котором ребенок сможет пройти путь от школы до востребованного специалиста.