Индивидуальные образовательные траектории в МАИ

БОСС-профессия | Спецпроект: МАИ – школа лидеров

Студенты Московского авиационного института проектируют свое профессиональное будущее вместе с вузом. Выбрать верный маршрут в образовательном пространстве университета помогают индивидуальные образовательные траектории (ИОТ).

Индивидуализация обучения — один из основных современных трендов в высшем образовании. В цифровую эпоху работодатели особо ценят в сотрудниках умение адаптироваться в условиях постоянно меняющейся среды, ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, обладание универсальным мышлением. От выпускников вузов ждут гибкости, умения быстро встраиваться в командные проекты и самостоятельно обучаться.

В отечественных вузах индивидуальные образовательные траектории только начинают встраивать в обучение. МАИ приступил к этому в 2019 году, когда университет принял участие в образовательном интенсиве «Остров 10–22». Главной темой обсуждения на нем стали вызовы, стоящие перед системой образования, для обеспечения потребностей цифровой экономики в высококвалифицированных кадрах. Выяснилось, что в МАИ уже есть элементы ИОТ, оставалось собрать их в единую общеуниверситетскую систему с единой точкой входа и активным вовлечением студентов всех курсов.

Следуя запросам рынка труда, университет предлагает целеустремленным студентам возможности для развития не только основных инженерных навыков, но и организационно-управленческих компетенций, Soft Skills, освоение иностранных языков. Реализованы четыре ключевые траектории: исследователь, инженер по компетенции, предприниматель и управленец. Это связано с тем, что современный успешный инженер — это не просто хороший специалист, но также инициативный командный игрок, лидер группы, эффективный управленец.

«Работа с молодыми людьми, мотивированными и настроенными на результативное обучение, начинается буквально с приемной комиссии, чтобы дать возможность студенту дополнительно развиваться уже с первого курса, — рассказывает директор перспективных образовательных программ МАИ Дмитрий Кайсин. — В первую очередь, конечно, тут важна инициатива студента. Наставник помогает ему раскрыться и начать использовать возможности на все 100%. А руководство института и кафедр поддерживает систему с административной точки зрения».

Внутри каждого из направлений молодой человек может сам создавать свой профиль при помощи гибкого учебного плана — добавить в него дополнительные курсы и программы МАИ. Со своим наставником (куратором) он систематизирует образовательный маршрут, определяет список курсов, практик, в том числе в центрах компетенций МАИ, дисциплин для углубленного самостоятельного изучения, стажировок и программ академической мобильности в ведущих университетах Европы и Азии, участие в хакатонах, Школе управления и многое другое.

«Наши талантливые студенты уже работают в передовых НИО и центрах компетенций, имеют своего наставника, помогающего делать осознанный выбор, изучают дополнительные дисциплины и участвуют в академическом обмене, — отмечает Дмитрий Кайсин. — Партнеры МАИ из промышленности дают реальные кейсы — задания студентам для проектов и хакатонов. Работа у партнера — тоже часть ИОТ. Так студент быстро погружается в среду практической деятельности, где черпает опыт и генерирует идеи».

Наибольшее распространение ИОТ получили в институтах № 1 и № 3 МАИ, занимающихся авиастроением и IT. Самое популярное направление — управленческое. Именно на него, по словам Дмитрия Кайсина, приходят самые инициативные студенты.

Для выявления заинтересованных ребят с задатками управленцев, предпринимателей, исследователей и инженеров по компетенции в МАИ запущены специальные программы. Например, «Траектория № 1» для студентов-первокурсников — программа, которая помогает им определиться со своей траекторией и уже на первом курсе реализовать собственный проект.

Тенденцию к увеличению доли дистанционного образования в высшей школе также используют во благо ИОТ. Появилась возможность проведения удаленных мастер-классов для студентов, повысился уровень цифровой грамотности всех участников образовательного процесса и использования IT-продуктов.

К настоящему времени в вузе реализован личный кабинет студента, позволяющий следить за успеваемостью и учебным планом из любой точки мира. Совсем скоро МАИ планирует запустить систему формирования ИОТ на базе цифрового следа студентов, что сделает процесс индивидуализации образования еще более эффективным.

«ИОТ нужна для того, чтобы ребята развивались не только как инженеры по своей специальности, посещая предусмотренные в расписании пары, но и совершенствовали свои знания и навыки в необычных для себя областях, — считает куратор развития ИОТ в МАИ Ольга Хомутская. — Это инструмент, за счет которого выпускники МАИ могут стать более востребованными и незаменимыми на конкурентном рынке».

Спрос на ИОТ в МАИ растет, в том числе среди абитуриентов. Нынешним выпускникам школ и студентам хочется не просто ходить на пары, но и развиваться дополнительно. При этом им важно получить от университета помощь в виде каких-то готовых предложений и возможностей, которые дает образовательное учреждение.

«Многие первокурсники заранее знают, где именно они будут работать или обучаться после окончания МАИ», — рассказывает Ольга Хомутская и приводит конкретные примеры. Один из абитуриентов приемной кампании 2020 года, дважды победивший в олимпиаде МАИ «Траектория взлета», Константин Цатурьян рассматривает университет как трамплин для дальнейшего обучения за рубежом на PhD или в магистратуре. А первокурсники-2020 направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии» получат на выбор три компетенции для углубленного изучения: искусственный интеллект, интернет вещей, мультимедиа-технологии — и смогут на основе этого реализовывать собственные проекты.

Такой подход помогает студентам, начиная с первого курса, создать образ личного будущего и приблизиться к достижению своих жизненных и образовательных целей. Благодаря ИОТ студент МАИ, зная свои сильные стороны, сам видит, в каком направлении ему развиваться, где он сможет достигнуть наибольших профессиональных высот, стать уникальным специалистом в конкретной области или на стыке областей.Б