Яков КЕДМИ: психологическая и информационная пропагандистская война против России никогда не прекращалась
БОСС-политика | Мнение
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото на заставке | pxhere.com
Когда Яков Кедми, ранее сотрудник спецслужб Израиля, выступает на российском телевидении, все внимание приковано именно к нему, поскольку известно, что выступление этого общественного деятеля опирается строго на факты, в основе лежит глубокий анализ ситуации, что он не вступает в политические перепалки, не несущие полезной информации. В общем, слушать Якова Кедми, да и читать его материалы в СМИ всегда интересно. Важно и то, что он относится к России непредвзято и с большим уважением. Наш журнал взял интервью у известного израильского политолога по некоторым актуальным темам современной международной повестки.

— Господин Кедми, в России вы сейчас пользуетесь большой популярностью как высокопрофессиональный и взвешенный политолог. Но первый вопрос — о службе, которую вы возглавляли семь лет. Что представляет собой «Натив» сегодня, ведь репатриация евреев в Израиль уже не является спецоперацией?
— «Натив» был создан в декабре 1951 года в рамках МОССАДа (разведывательное ведомство Израиля. — Ред.). В 1972 году стал отдельной службой, подчиненной премьер-министру. До 2000 года был одной из спецслужб в рамках израильского разведывательного сообщества. Ныне «Натив» формально относится к министерству премьер-министра Израиля.
Практически же служба подведомственна то одному, то другому не самому важному министру в зависимости от внутриполитической конъюнктуры и коалиционных соглашений.
В 1996 году в одном из своих документов я отметил, что если политические и демографические процессы на территории постсоветского пространства будут продолжаться так же, как они шли в тот период, то с начала 2000-х в существовании «Натива» не будет необходимости. И теперь я в этом более чем уверен.
— В последнее время у Израиля и России сложились вполне конструктивные и, я бы даже сказал, продуктивные отношения. Президент России Владимир Владимирович Путин и ваш премьер Биньямин Нетаньяху демонстрируют подчеркнутое взаимное уважение и желание понять политику друг друга. Так ли это, на ваш взгляд? Чего не хватает в наших взаимоотношениях? Есть ли разногласия и направления для дальнейшего развития?
— Сегодня государственные отношения между нашими странами наиболее тесные и положительные за всю историю Государства Израиль, кроме начального периода его существования, а именно 1948 года, когда они были еще лучше (в мае 1948 года, спустя несколько дней после провозглашения независимости Государства Израиль, Советский Союз первым признал де-юре новое государство и вскоре установил с ним дипломатические отношения. — Ред.).
Отношения между странами зависят от развития той или другой страны, открытости и взаимных интересов. Израиль — cтрана с высокоразвитыми научными и передовыми технологиями. В этой области между нашими странами есть взаимная потребность и потенциал сотрудничества. Но ограничения, накладываемые США на развитие контактов и взаимодействие в наукоемких сферах, как в научно-технологической, так и в сфере производства, не дают Израилю развивать это сотрудничество. Кроме того, возможности финансирования тех или иных проектов как у Израиля, так и у России довольно ограничены.
Разногласия по поводу происходящего в Сирии незначительны. И Израиль, и Россия против присутствия иностранных войск на территории Сирии, включая проиранские и турецкие.
Непризнание Россией тех или иных организаций, которые Израиль считает террористическими, хотя и нежелательно, с нашей точки зрения, все же не является серьезной проблемой для наших отношений. Есть и другие страны, которые не признают террористическими те организации, которые мы таковыми считаем. Пока Россия не оказывает им помощи в их террористической деятельности, это не препятствие.
— Известно, что Израиль, можно сказать, поддерживает Азербайджан, у которого сейчас активизировался конфликт с Арменией. Так ли это? Ведь на стороне Азербайджана явно играет Турция, склонная к нео-османизму, что Израилю никак не нужно. Как вы оцениваете действия Турции в этом конфликте и вообще на Ближнем Востоке? Каким видите исход азербайджано-армянского противостояния?
— У Израиля тесные отношения с Азербайджаном как в экономической сфере, так и в отношении продаж военной продукции. В то же время конфликт между Арменией и Азербайджаном должен решаться этими странами в переговорах.
К внешней политике Турции Израиль относится отрицательно. И видит в ней потенциал для угрозы мирному существованию на Ближнем Востоке.
— Об израильской армии. ЦАХАЛ всегда был символом непобедимости в ближневосточном регионе, славился высоким моральным духом и поддержкой общества. Сейчас так или иначе идут разговоры, что ЦАХАЛ уже не тот, что служат в нем с неохотой, в обществе стало много противников конфронтации с арабским миром. В общем, пацифизм на подъеме. Так что, ЦАХАЛ слабеет или это панические и дилетантские суждения?
— Израильская армия справедливо считается одной из лучших и профессиональных в мире. И готовность служить в Армии Обороны Израиля, и поддержка армии в обществе до сих пор остаются на высоком уровне.
Однако требования к повышению профессионального уровня и боеспособности все время возрастают. И в обществе, которое становится все более открытым, обсуждаются темы, которые раньше не были предметом публичной дискуссии.
Многие явления, которые раньше не привлекали внимания, теперь подвергаются критике. Сегодня армия намного сильнее и профессиональнее, чем в прошлом. Но и требования резко возросли. Внутриполитические споры о путях разрешения арабо-израильского и израильско-палестинского конфликтов продолжаются и будут продолжаться, пока эти конфликты не будут улажены, однако армия и ныне остается вне политических дискуссий.
— По «сделке века» Трампа1. Она вообще осуществима? Ведь, по правде говоря, эта сделка все-таки больше в пользу Израиля, и палестинцы вряд ли когда-нибудь согласятся ее поддержать. Хотя вот и арабские монархии Персидского залива уже «замиряются» с Израилем: ОАЭ, Катар, далее везде. Ваше мнение?
— Сделка Трампа отвечает внутриполитическим интересам президента США в предвыборной борьбе. Она не в состоянии разрешить арабо-израильский конфликт. Между тем наши отношения со странами Персидского залива начали развиваться еще с начала 1990-х годов. Теперь они созрели для более открытых. Но сегодня израильских дипломатических представительств в арабских и мусульманских странах меньше, чем было тогда: Марокко, Тунис, Мавритания, Катар, ОАЭ, Бахрейн.
— Крушение «Боинга» МН17 в 2014 году, «отравление» Скрипалей, теперь вот опять же «отравление» Навального, другие подобные дела. Вопрос здесь очевиден: «Кому выгодно»? Точно не Путину. Похоже, за границей большинство безоговорочно верит в вину России. Почему не включают логику? Какова, на ваш взгляд, цель всего этого? И есть какой-то выход для России в данной ситуации?
— Психологическая и информационная пропагандистская война против России никогда не прекращалась. Сейчас она проводится с возрастающей интенсивностью и направлена на полную делегитимацию России, ее государственного существования и государственной целостности. Агрессивность пропагандистской войны возрастает на базе уверенности, что Россия слаба экономически и внутриполитически, и достаточно еще небольшого давления, после чего она рухнет. Эти настроения подогреваются успехами антироссийских усилий на постсоветском пространстве, особенно на Украине, в Закавказье, Молдове, Белоруссии. Кроме того, со стороны России не наблюдается адекватной реакции, приносящей ущерб западным странам в этой борьбе. Россия удовлетворяется пассивной защитой, отражая время от времени те или иные агрессивные действия, но продолжая отступление по всему пространству.
— В заключение о политике России в от ношении Украины. На ваш взгляд, Украина окончательно потеряна для России? Культивирование русофобии дает свои плоды: уже и на востоке Украины многие говорят о России как о враге.
— Украина будет окончательно потеряна, если не будет сброшен майданно-бандеровский режим. Настоящая, самая опасная угроза — это использование украинской территории и воздушного пространства для военного, в том числе термоядерного удара по России. Развитие гиперзвуковых технологий может привести в течение ближайших лет к невозможности защитить Россию, ее военные и стратегические объекты от уничтожающих ударов. Это относится и к Украине, и к Кавказу, и к Средней Азии, и к Прибалтике.Б
1План администрации президента США Дональда Трампа по взаимному признанию Палестины и Израиля. Документ был презентован в Вашингтоне президентом Дональдом Трампом в присутствии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и опубликован на сайте Белого дома 28 января 2020 года.