Технологии в приоритете

«БОСС» в помощь | Исследование

Текст | Елена ВИКТОРОВА

Консалтинговая компания KMDA и Microsoft представили результаты исследования, посвященного анализу цифровой трансформации российского бизнеса.

Компания KMDA, один из лидеров цифрового консалтинга в России, партнер Microsoft, представила аналитический отчет по результатам исследования, посвященного анализу цифровой трансформации российского бизнеса. Это уже второе исследование KMDA по данной теме, задача которого — глубже проанализировать процессы трансформации, происходящие в российских компаниях, а также оценить вектор и динамику изменений. В рамках нового исследования, проведенного при поддержке компании Microsoft, было опрошено более 700 представителей российских компаний из 27 отраслей.

Основные результаты исследования «Цифровая трансформация в России — 2020»

  1. Российские компании инвестируют в цифровую трансформацию от 3 до 10% годовой выручки.
  2. 80% опрошенных компаний находится в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году.
  3. Ключевые препятствия для цифровой трансформации — нехватка компетенций и сопротивление изменениям. Так ответили 53 и 45% опрошенных соответственно.

«Наше новое исследование демонстрирует положительную динамику цифровой трансформации в России по сравнению с результатами 2018 года. Уже 80% опрошенных компаний находится в процессе реализации стратегии цифровой трансформации или отдельных цифровых проектов, что на 19% больше, чем в 2018 году. Это свидетельствует о формировании цифровой культуры в среде российского бизнеса и росте цифровой зрелости большего количества крупных организаций и холдингов по сравнению с 2018 годом. Для качественного и долгосрочного результата российским компаниям необходимо уделять внимание формированию комплексных бизнес-стратегий, включающих не только внедрение цифровых технологий, но и развитие новых компетенций и цифровой культуры самой организации», — отметил Владимир Рыжков, генеральный директор KMDA.

«Цифровая трансформация резко ускорилась. То, что раньше могло занять несколько лет, во многих организациях было реализовано за два месяца. И это, безусловно, непростая задача. Российские компании традиционно демонстрируют очень высокий уровень цифровых компетенций и готовности к внедрению инновационных решений. В частности, это касается искусственного интеллекта — комплекса технологий, которые, по нашему мнению, играют важную роль в цифровой трансформации предприятий», — подчеркнула Анна Кулашова, директор департамента по работе с крупными организациями и партнерами Microsoft в России.

Статус цифровой трансформации в России

На 19% больше компаний, чем в 2018 году, заявили, что уже запустили процесс цифровой трансформации и перешли от изучения возможностей к практическим шагам. Качественно изменилось отношение к цифровой трансформации: в два раза больше компаний, чем в 2018 году, подходит к вопросу системно и осуществляет преобразования в рамках специально разработанной стратегии. Так ответила почти половина (49%) опрошенных. По данным исследования, 64% респондентов считают цифровую трансформацию необходимым процессом для устойчивого развития в условиях современных вызовов.

Лидерами по цифровизации традиционно являются сферы ИТ и разработки ПО, финансовый сектор и телеком. Отрасли, которые показали рывок в развитии за последние два года, — нефть и газ, ретейл, госуслуги, ЖКХ. Наименее цифровизированными, по мнению респондентов, остаются компании агропромышленного сектора, автобизнеса и индустрии развлечений.

Инвестиции в проекты цифровой трансформации

Размер бюджета российских компаний на цифровую трансформацию варьируется от 3 до 10% годовой выручки.

Срок окупаемости инвестиций в цифровую трансформацию зависит от размера компании и может составлять от 1 года до 5 лет. В среднем стратегия трансформации рассчитана на 2–3 года реализации всех заложенных в нее проектных инициатив.

11% респондентов указали, что их компании уже увеличили свою капитализацию за счет цифровой трансформации.

Приоритет цифровой трансформации

Цифровизация бизнес-процессов, управление на основе данных, а также управление клиентским опытом — приоритетные направления трансформации в российских компаниях. Это отметили 61, 51 и 50% респондентов соответственно.

Все больше компаний использует данные не только для диагностики, но и для принятия стратегических решений, улучшения продуктов и повышения эффективности операционной деятельности.

Недооцененными остаются более «сложные» направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании, — развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов (R&D).

Цифровая трансформация стимулирует разработку новых решений внутри компаний, что укрепляет значение этого направления для их конкурентоспособности. Копирование практик с рынка (в том числе локализация) при создании собственных сервисов снизилось на 15%, при росте собственной разработки внутри компании (R&D) — на 6%.

 Препятствия на пути цифровой трансформации

Ключевые препятствия для цифровой трансформации — нехватка компетенций и сопротивление изменениям. Так ответили 53 и 45% опрошенных соответственно. Эти факторы перевешивают даже недостаток финансирования (37%) и возможные риски совершить ошибочные действия (40%).

В половине российских компаний отсутствует орган управления цифровой трансформацией, а ответственность неоднозначно распределена между несколькими менеджерами высокого звена. Это затрудняет управление процессом. Например, 42% руководителей в личных интервью описывают сценарий «навязывания сверху» стратегии, разработанной без достаточного участия команд на местах.

Эффекты от цифровой трансформации

Для большинства респондентов достигнутые положительные эффекты от цифровизации заключаются в снижении трудозатрат (34%), повышении эффективности процессов и производительности (30% и 25%), повышении скорости адаптации к внешним изменениям (24%), создании новых бизнес-моделей (24%), а также повышении конкурентоспособности (22%). 25% респондентов не заметили какого-либо положительного эффекта от цифровой трансформации.Б