Хочешь мира — готовься к войне

«БОСС» в помощь | Коммуникации

Текст | Степан КОВАЛЕВ, руководитель пресс-службы Good Life Consulting

Информационные войны как феномен современной бизнес-конкуренции.

Современный бизнес в значительной степени опирается на работу с информацией и грамотное преподнесение компании в публичном пространстве. Осознавая это, каждый бизнесмен может создать себе нужный для успешного продвижения своего бренда имидж, что поможет ему достичь наибольших успехов в избранной им деятельности. Однако сегодня компании зачастую могут столкнуться с неожиданными препятствиями. Это целенаправленные информационные атаки, назначение которых состоит в нанесении
как можно большего ущерба бренду предприятия и его репутации.

Феномен информационных войн проявляется сейчас во всех сферах, от политики до бизнеса. Именно поэтому важно знать методы противодействия атакам недобросовестных конкурентов.

Способна ли информационная война нанести бизнесу действительно значительный ущерб? XXI век продемонстрировал, что ответ на этот вопрос положительный. Зачастую такие случаи остаются не известными широкой общественности, а обыватель может и не отдавать себе отчет в том, что в окружающем его публичном пространстве происходят полномасштабные информационные баталии. Однако представьте себе ситуацию, когда в преддверии важной сделки по привлечению инвестиций предприниматель обнаруживает на интернет-ресурсах ложную информацию о том, что его компания находится на грани банкротства. Такой информационный фон способен оттолкнуть потенциальных партнеров даже в том случае, если на самом деле никаких финансовых проблем у предпринимателя нет.

В российских реалиях данная ситуация усугубляется еще и тем, что наиболее часто используемым инструментом для начала информационной войны у нас выступают Telegram-каналы. Поскольку авторство опубликованной в них информации зачастую определить невозможно, у предпринимателей не остается никаких шансов на покрытие репутационных рисков путем обращения в суд. Более того, некоторые средства массовой информации уже неоднократно перепечатывали информацию из Telegram-каналов, а к публикациям периодических изданий, как известно, уровень доверия гораздо выше, чем к анонимным каналам.

Что же следует делать современному предпринимателю, чтобы обезопасить свой бизнес и свою репутацию от информационных атак?

Начать нужно с постоянного мониторинга публикаций СМИ и социальных сетей. Надо регулярно исследовать информационное поле на предмет как позитивных, так и негативных публикаций о вашей компании. Также необходим мониторинг социальных сетей, поскольку именно в них может начаться общественная дискуссия, затрагивающая
интересы вашего бизнеса. В настоящее время существует целый ряд специализированных компьютерных программ, позволяющих быстро и эффективно осуществлять мониторинг информационного поля. Если компания достаточно крупная, то есть смысл нанять несколько специалистов по мониторингу в штат ее пресс-службы. Если же бизнес сравнительно небольшой, то можно просто обратиться к проверенным мониторинговым компаниям.

Каждое утро современного руководителя должно начинаться с чтения дайджестов, в которых собрана информация о публикациях, затрагивающих важные для его компании темы.
Однако для эффективной работы в информационной сфере, а уж тем более для противодействия информационным атакам ежедневного мониторинга недостаточно. Необходим качественный анализ поступающей информации.

Помочь в этом могут как уже упомянутые выше специализированные компании, так и опытные менеджеры по связям с общественностью. Задача таких специалистов — глубокий анализ информационного поля, благодаря которому можно сделать вывод о потенциальных информационных рисках. В случае если такие риски будут выявлены, эксперты по связям с общественностью должны предложить эффективные способы того, как их купировать.

Если же информационная война застала вас неожиданно, то не стоит опускать руки. Необходимо эффективное противодействие конкурентам, которое может заключаться как в начале собственной кампании в СМИ и социальных медиа, направленной на создание более позитивного информационного фона, так и в организации «информационной контратаки».

Безусловно, последний метод следует использовать лишь в тех случаях, когда вы абсолютно уверены, что знаете, кто стоит за обрушившимися на ваш бизнес информационными бедами.

Молниеносная контратака может стать столь неожиданной для противника, что ему придется тратить ресурсы на улучшение собственной репутации, а не на уничтожение вашей.

Таким образом, в настоящее время любой успешный бизнес может столкнуться с информационной войной. Вряд ли данный феномен изживет себя в ближайшие годы. Напротив, с каждым годом появляется все больше средств и инструментов для коммуникации, а значит, растут и возможности для проведения информационных атак.

Поэтому сегодня, как никогда, актуальна древняя мудрость: «Хочешь мира — готовься к войне».Б