Юлия СТРУГОВА: мой план, может быть, и далекий, и даже несбыточный — достичь идеала!

БОСС-профессия | Медицина
Текст | Юрий КУЗЬМИН
Фото | Медицинский центр «ИнтерМедикум»

Генеральный директор медицинского центра «ИнтерМедикум» (Зеленоград) — о преимуществах одного из лучших частных медицинских центров Московского региона.

Уникальное предложение

— Юлия Евгеньевна, почему «ИнтерМедикум» носит такое название? В понятие «интер» всегда закладывается смысл «международный», но ваш центр — это ведь местная организация. Только ли дело в международном опыте и философии?

— В название «ИнтерМедикум» заложено то, что мы не ограничиваемся работой одних российских специалистов — можем получить второе мнение от врачей, работающих в других странах. Мы — партнер медицинских центров Израиля, Германии, Франции, Испании, то есть у нас всегда есть возможность получить второе экспертное заключение и собрать консилиум из врачей других стран.

— Что уникального вы можете предложить по сравнению с другими платными клиниками?

— Несмотря на то что медицинский центр «ИнтерМедикум» многопрофильный, наше уникальное предложение состоит в том, что мы плотнее занимаемся онкологическими скринингами. Основное наше направление — раннее выявление и диагностика онкологических заболеваний. У нас работают онкологи высокого класса — кандидаты и доктора медицинских наук. А курирует наше онкологическое отделение заведующая кафедрой «Онкология и лучевая терапия» Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Гелена Петровна Генс. В «ИнтерМедикуме» работают еще и ординаторы с этой кафедры, а также доктора из специализированных онкологических отделений НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина, Университетской клиники МГМСУ (Клинический медицинский центр «Кусково»), Европейского медицинского центра.

— А с Национальным медицинским исследовательским центром радиологии Минздрава России вы сотрудничаете?

— В НМИЦ радиологии как федеральный центр мы отправляем пациентов по ОМС, если их туда принимают. Если нет — направляем туда на платные услуги и консультации. Наша отличительная особенность как частного медицинского центра в том, что если в обычной поликлинике онкологические пациенты проходят определенную маршрутизацию, то есть сначала идут к терапевту, потом терапевт направляет к онкологу, который может выписать направление лишь в определенный институт или больницу, то мы можем платно направить пациента в любое учреждение и к любому врачу. Это немаловажно. И главное — это происходит быстро!

То есть мы устранили многоступенчатость. Понятно, что если у пациента диагностировали онкологическое заболевание на первичном осмотре и диагноз подтвердился, то человеку даже сутки трудно прожить с мыслями об этом, он испытывает сильнейшее психологическое давление. И, хотя рак на ранних стадиях в большинстве случаев успешно лечится, все равно люди, услышав такой диагноз, теряются, расценивают его как приговор и не знают, куда бежать. Поиск нужного врача может затянуться, а у подобных пациентов время, к сожалению, идет не на месяцы и недели, а иногда буквально на дни. Поэтому мы сократили путь от постановки диагноза до начала лечения.

На переднем крае технологий

— В информации о вашем медцентре говорится, что он оснащен оборудованием экспертного класса, предлагает инновационные методы лечения и располагает лучшими врачами в регионе. Заявка серьезная. Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под всем этим.

— Во-первых, все оборудование, которое мы приобретаем, действительно экспертного класса: и рентгеновское оборудование, и УЗИ-сканеры, и дерматоскопы1. По разным нозологиям это разное оборудование, которое нам нужно для работы. Мы его меняем раз в три–пять лет, когда это необходимо. Как только на рынок выходит какой-то новый прибор, мы сразу же стараемся его приобрести, потому что чем выше качество оборудования, тем выше класс диагностики. В то же время я хочу подчеркнуть, что мы осуществляем амбулаторный прием, у нас не хирургический стационар. То есть мы укомплектованы всем, что требуется именно для амбулаторной помощи.

Во-вторых, что касается инновационных методов: благодаря нашему сотрудничеству с кафедрой онкологии и лучевой терапии МГМСУ имени А.И. Евдокимова у нас есть доступ к новым методикам, научным открытиям и новым препаратам. О них мы узнаем в числе первых. Сейчас мы начали активно пользоваться обучающими вебинарами именно этой кафедры, наши врачи проходят обучение у ее профессоров, в том числе по инновационным методикам, препаратам и другим новинкам, которые в дальнейшем мы будем активно внедрять в свою работу.

Медицинский центр «ИнтерМедикум» находится в Зеленограде. Считается, что вся основная помощь оказывается в столице или в крупных городах, тем не менее ее, и на весьма высоком профессиональном уровне, можно получить и у нас.

И действительно, в нашем медицинском центре работают лучшие врачи в регионе — и в Зеленограде, и в Московской области. Мы тщательно отбираем специалистов: по их специализации, по качеству работы, по отзывам. А в случае необходимости в конкретном специалисте и сами ведем переговоры, приглашая в центр тех врачей, которые нам нужны.


1Приборы для выявления образований на коже


— Какие специалисты у вас, если можно так выразиться, наиболее популярны?

— Онкологи, врачи ультразвуковой диагностики, терапевты, гинекологи и дерматологи. Это, наверное, самые востребованные наши врачи.

— А терапевты? Именно к ним чаще всего обращаются пациенты, потому что без них никуда не денешься, но именно их работа и вызывает больше всего нареканий. Бытует мнение, что сегодня они больше занимаются заполнением бумажек, нежели лечением.

— Здесь, опять же по сравнению с государственной медициной, мы можем позволить себе опустить какое-то количество ненужных бумаг (например, статистические талоны и подобные им документы) и уделить больше времени пациенту. Естественно, по приказам Министерства здравоохранения мы ведем всю необходимую документацию, но у нас нет такого жесткого регламента, как в государственных поликлиниках, где на одного пациента врачу выделяется 12–15 минут.

Мы можем себе позволить потратить на пациента и полчаса, и час, и полтора. То есть сколько пациенту нужно времени, столько мы ему и уделим.

При этом подчеркну: неправильно говорить о том, что в государственной поликлинике врачи плохие, а в частном центре — хорошие. Это не так. Хорошие врачи работают и там, и там. Просто из-за того, что врач государственной поликлиники ограничен во времени, он часто не успевает уделить пациенту должного внимания, ему не хватает тех 12–15 минут, чтобы как следует осмотреть пациента, задать ему вопросы. В итоге человек выходит от такого врача и заключает, что он «плохой».

Проблема в том, что, как правило, заболевший человек не понимает, что он должен делать и куда обращаться. К примеру, у пациента болит спина, и он хочет эту боль убрать. Задача врача — найти причину этой боли, а не просто ее снять и отправить пациента домой. К сожалению, в наших государственных поликлиниках нередко именно так и получается: за нехваткой времени врачи снимают боль и не ищут причину. Времени, чтобы пообщаться с пациентом, разобраться в проблеме и докопаться до ее сути, у них нет. А боль в спине между тем может быть спутницей серьезных заболеваний. Например, она возникает при раке предстательной железы. Но терапевт, вместо того чтобы насторожиться и обследовать пациента полностью, из-за недостатка времени направляет его к неврологу, на мануальную терапию, делать блокаду, проходить физиотерапию… И в итоге теряется бесценное время. И, когда человек приходит с такой не проходящей болью снова, выясняется, что у него четвертая стадия рака. Я, конечно, несколько утрирую. Однако мы часто сталкиваемся со случаями подобного рода, к сожалению. Следует дать врачам в поликлиниках больше времени на пациентов, чтобы они работали спокойно и не дергались из-за того, что выходят за пределы регламентов.

Главный врач «ИнтерМедикума» Татьяна Васильевна Ботина

Внимание ко всему

— Что вы предлагаете для женского и мужского здоровья во всех смыслах этих понятий?

— Для женского здоровья мы предлагаем первичный осмотр гинеколога со всеми обследованиями, которые нужны на первичном осмотре, включая онкологические скрининги. Онконастороженность у нас обязательно присутствует, то есть мы берем онкоцитологию, гормоны на онкомаркеры, делаем все мазки, проводим ультразвуковое исследование, проверяем кровь на гормоны и биохимию. Это все обязательно надо делать на первичном приеме у гинеколога.

По мужскому здоровью то же самое. То есть первичный прием и осмотр всегда с онконастороженностью. Обязательны кровь, биохимия, ПСА (онкомаркер), УЗИ, ТРУЗИ2, рентген, если нужно. Все делается в рамках требований по медицинским стандартам. К этому мы всегда добавляем еще что-то свое: то, что не входит в стандарт, но мы считаем, что сделать это необходимо, чтобы не пропустить у пациента каких-то серьезных заболеваний.


2УЗИ предстательной железы


— Какие лабораторные и инструментальные исследования у вас можно пройти?

— Мы предлагаем лабораторные исследования в полном объеме, потому что работаем с ведущими лабораториями Москвы. Это проверенные и давно присутствующие на рынке учреждения с большим стажем работы.

Все анализы, включая биопсию и генетические исследования, мы берем сами и отправляем их в эти лаборатории. И наши врачи обязательно отслеживают, есть ли ошибки в лабораторных результатах. Поскольку врачи у нас опытные, они понимают, когда клиническая картина не соответствует результатам анализов. И, когда такое случается, мы заново берем анализы и отдаем их в другую лабораторию либо консультируемся с врачами-экспертами, почему так получилось. Если лаборатории выдают нам более трех ошибок в анализах с несоответствием клинической картины, мы отказываемся работать с ними. Несколько таких случаев у нас было.

Что касается инструментальной диагностики, то в нашем медицинском центре это ультразвуковая и функциональная диагностики, рентген, ЭКГ, ЭЭГ, холтер-мониторинг, СМАД3. В общем, минимальный набор тех исследований, которые нужны на амбулаторном приеме. Если требуется что-то серьезное и дополнительное, то, как правило, это делается пациенту уже в стационаре. Мы же обладаем всеми методами диагностики и оборудованием, необходимым для поликлинического приема.


3Суточный мониторинг артериального давления


— Кроме предоставления отдельных услуг и процедур есть ли у вас программы медобслуживания на некоторый период, скажем, на год, включающие основные посещения врачей и определенное количество процедур и обследований?

— У нас нет годовых или квартальных программ, а есть направления по нозологиям. Допустим, программы «Женское здоровье», «Мужское здоровье», «Здоровый желудок», «Здоровое сердце». Эти программы не предоставляются просто на какой-то период времени, а направлены на количество процедур, которые пациенту удобнее купить сразу пакетом.

— А почему это удобнее?

— Есть такое правило: если ты берешь что-то оптом, это выходит дешевле, чем покупать те же продукты по отдельности. У нас разработаны подобные программы, и некоторые пациенты ими пользуются. Однако я бы не сказала, что это очень востребовано. И мы ни в коем случае не настаиваем, чтобы пациенты брали эти пакеты. Если человек хочет сделать какие-то обследования отдельно, он их делает. В общем, каждый выбирает то, что ему лучше подходит.

Клиника в Юрлово

Кадры и инновации

— В относительно небольшом медицинском центре вряд ли большой постоянный штат врачей. Так ли это и откуда вы приглашаете внештатных специалистов? Я имею в виду не только специалистов со степенями, а просто врачей, не представленных у вас в штате.

— Сегодня мы перешли на тот уровень, когда уже не приглашаем к себе врачей, а они сами к нам приходят, а мы их тщательно отбираем.

С теми врачами, которые нам нужны — неважно, где они работают, в городской поликлинике, в частном медицинском центре или в больнице, — мы стараемся вести переговоры напрямую. Однако мы не всегда стремимся взять врача к себе в штат. Скажем, флеболог у нас сейчас «приходящий». Поскольку флеболог — такая специальность, которая требует хирургического стационара. Флеболог-хирург не может работать на амбулаторном приеме и при этом быть хорошим врачом, ему нужно оперировать. У нас пока нет круглосуточного стационара с операционной, хотя это в проекте.

И все оперирующие врачи работают у нас по совместительству. Это специалисты из госпиталя Вишневского, из «Медси», из госпиталя ветеранов войн… Как видите, мы привлекаем врачей, которые нам нужны, и из государственных, и из частных центров. Наши оперирующие врачи: гинекологи, хирурги, ортопеды, урологи и онкологи, которые работают на амбулаторном приеме, имеют возможность забрать пациента на операцию в свои медицинские центры.

А на постоянную занятость мы стараемся брать врачей тех специальностей, которые обычно предусматривают амбулаторный прием. Это терапевты, врачи ультразвуковой диагностики, гастроэнтерологи, дерматологи. Все эти специалисты в штате.

— Сколько у вас сейчас человек в штате?

— Сейчас в нашем медицинском центре 52 штатных сотрудника, среди них около 40 врачей.

— Насколько я понял, хирургические операции у вас не проводятся. Никакие? Даже эндоскопические операции, обследования и микрооперации типа удаления полипов не делаете?

— Нет, эндоскопического отделения у нас нет. Это совершенно отдельная тема. Пациентов, которым требуется эндоскопия, мы отправляем к партнерам — в места, где это хорошо делают. Мы же в медицинском центре «ИнтерМедикум» можем удалить хирургическим путем липому, вросший ноготь, провести минимальные гинекологические операции. И только с местной анестезией.

— По поводу инновационных методов. Вы, в частности, предлагаете внутривенное лазерное облучение крови (ВЛОК), то есть фактически лазерное внутривенное облучение крови — высокоэффективный метод физиотерапевтического лечения, совместимый с медикаментозным. Что собой представляет ВЛОК? Достаточно ли эта методика проверена и утверждена и дает ли реальные результаты?

— Показания по ВЛОК и отзывы по нему свидетельствуют о широком терапевтическом воздействии этого метода.

В основе этой лечебно-оздоровительной технологии лежит воздействие световой волны определенной частоты на кровь, циркулирующую в сосудах. Терапия лазером стимулирует иммунитет, восстановительные способности организма. Световые волны оказывают комплексное действие на органы и системы человека, приводя в норму физиологические процессы. Метод применяется при лечении серьезных недугов совместно с медикаментозной терапией. В процессе применения данного метода достигаются следующие эффекты:

– активизация функций костного мозга;

– нормализация кроветворного процесса, улучшение состава крови;

– оздоровление лимфатической системы;

– повышение иммунитета, устойчивости к онкологическим, инфекционным заболеваниям;

– активизация транспорта кислорода к тканям и органам, выведение свободных радикалов, продуктов окисления;

– нормализация тонуса кровеносных и лимфатических сосудов, расширение русла, улучшение тока физиологических жидкостей;

– снятие спазмов гладкой мускулатуры внутренних органов;

– уничтожение патогенной микрофлоры;

– устранение избыточной реакции организма на аллерген;

– противоболевое действие;

– стимуляция обменных процессов в тканях и органах.

Теперь о том, как это происходит. Процедура начинается с введения в локтевую вену специальной иглы с проводником световых волн. Генератор излучения подает на оптоволоконный проводник волны определенной длины. Маленький прибор устанавливается на область запястья. Обработка крови происходит непосредственно в сосудистом канале. Медсестра выбирает нужную мощность излучения, время действия.

Жалобы со стороны пациентов на неприятные ощущения отсутствуют. Процедура лазерной очистки крови не требует специальной подготовки и характеризуется пациентами как абсолютно безболезненная. Длительность одного сеанса и продолжительность курса лечения подбирает врач в зависимости от состояния больного, характера и тяжести болезни. Применение ВЛОК обеспечивает лечебный эффект на срок четыре–шесть месяцев. Как правило, больным назначают от пяти до десяти сеансов. Один сеанс длится от пяти минут до одного часа в зависимости от назначенного врачом спектра облучения.

Клиника в Юрлово

Два региона

— Основная клиника вашего медицинского центра находится в Зеленограде, а филиалы — в Юрлово на Пятницком шоссе, что недалеко от Зеленограда, и в совершенно другом регионе — Рязани. Чем располагают филиалы и почему они открыты именно в этих местах?

— В Зеленограде «ИнтерМедикум» работал с самого начала. Медицинский центр в Юрлово мы открыли, для того чтобы пациенты могли получать стационарную помощь. Сейчас мы находимся на стадии лицензирования этого центра, и у нас там работает одно отделение — по уходу за пациентами с возможностью медицинского обслуживания по договоренности не только со своими медицинскими центрами, но и с другими. Когда мы получим медицинскую лицензию, я надеюсь, сможем проводить в нем и операции: есть и реанимация, и круглосуточный стационар. А стационар — уже совершенно другая тема и другие объемы.

Что касается Рязани. Там сильная медицинская академия, где трудятся преподаватели старой школы. Специалисты, которые работают в Рязани, а именно хирурги, не избалованы московскими зарплатами и не испорчены московским менталитетом. Там еще остались врачи, которые работают с пациентом персонализированно, при том что возможностей у них гораздо меньше, нежели у их столичных коллег.

В Рязани я познакомилась с сосудистыми хирургами, с которыми мы вместе организовали медицинский центр. Сначала он специализировался на сосудистой хирургии. Коллеги попросили назвать центр в честь их учителя — профессора Павла Григорьевича Швальба. Это очень известный врач, настоящий подвижник медицинского дела, который организовал в Рязани целую службу сосудистой хирургии. А теперь наш Центр современной медицины имени П.Г. Швальба разросся, и сегодня в нем представлены и сосудистая хирургия, и ортопедия, и гинекология. ЦСМ имени профессора П.Г. Швальба — это хирургический центр, в котором действует также амбулаторная хирургия и есть поликлинический прием. В центре проводятся все виды анестезии. Там можно проводить всевозможные малоинвазивные операции.

Вызов времени

— Как обстоят дела с госпитализацией в «ИнтерМедикум»? Она элитарная?

— Знаете, оценивая как спрос со стороны пациентов, так и наши предложения, я бы не сказала, что наша госпитализация элитарная. В нашем медцентре несколько категорий палат: одноместная вип-палата, двухместные и трехместные палаты, и расценки у нас ненамного выше, чем в других стационарах.

А вот обслуживание — да, я бы назвала его элитарным. У нас все по максимуму приближено к домашним условиям, чтобы человек чувствовал себя в нашем стационаре комфортно, как дома, а не как в больнице. Вот, например, питание у нас персональное, индивидуальное для каждого. Это не диетический стол, а именно питание по желанию пациента. У нас нет строгого режима: никто не разбудит человека в 7 утра, чтобы измерить ему температуру. У нас вы можете проснуться в 6 часов утра и в 7 часов уже получить свой завтрак. Мы вообще стараемся уйти от «медицинского» отношения. Поскольку считаем, что и в больничном стационаре человек должен чувствовать себя спокойно: да, он находится с медиками, но его не должны пугать белые халаты.

— У вас предусмотрена помощь на дому?

— Да, предусмотрена. Но эта услуга не очень востребована. Бóльшей популярностью пользуется услуга онлайн-консультаций после первичного приема у врача. То есть если пациент был на первичном приеме, то по анализам, по дальнейшему лечению, по тактике, чтобы ему лишний раз в нынешних условиях не приходить в медцентр, мы разрешаем врачам консультировать по телефону, по видеосвязи.

— Как вы справлялись с периодом ограничений, связанных с ковидом?

— Сейчас, конечно, тяжело — как врачам, оказывающим медицинскую помощь, так и бизнесу, занимающемуся медициной. Потому что, к сожалению, при всех мерах безопасности, которые мы используем (перчатки, маски, экраны, обработка всех поверхностей и прочее), медики все равно болеют. Они находятся на передовой. Люди идут на прием, среди них есть и бессимптомные носители коронавирусной инфекции, есть и переболевшие, но не выдержавшие карантина пациенты. Персонал, как следствие, болеет, причем это сказывается и на бизнесе в целом, поскольку в результате ограничивается прием пациентов.

У нас две бригады, которые работают посменно каждые две недели. Это сделано, для того чтобы наш медцентр не закрывался. Естественно, как только выявляется заболевший сотрудник, согласно требованиям, сразу приезжает Роспотребнадзор, и все закрывается. Слава богу, у нас такое было один раз. Но было.

Так что теперь в медицинском бизнесе сложно, да и людей жалко. Сегодня они болеют даже сильнее, чем весной, в первую волну коронавирусной инфекции.

— Как складываются отношения медцентра с медицинскими и прочими регуляторами? Какие пожелания вы могли бы высказать по взаимодействию с ними?

— Регуляторы выполняют свою работу, мы — свою. Естественно, кто-то должен контролировать, чем занимается медицинская организация. Да, у нас бывают проверки. Мы работаем много лет и знаем все требования. Сейчас регулирование нашей сферы вполне адекватное.

На первом месте — пациент

— Я знаю, что руководители «ИнтерМедикума» стали инициаторами создания некоего партнерства медицинских центров Зеленограда. Что это за сообщество? Расскажите немного о нем.

— Раньше медицинский центр «ИнтерМедикум» принадлежал другим собственникам, вступившим в Московскую торгово-промышленную палату, при которой была организована Гильдия здравоохранения, занимавшаяся вопросами объединений клиник и частных центров. Возглавив «ИнтерМедикум», я просто продолжила эту традицию: вошла в состав гильдии, приехала на собрание.

Мне понравилась эта работа, и я задумала ее немного расширить. Иногда нам требуется мнение сторонних врачей, которых в нашем медицинском центре нет, но они есть у партнеров, и наш медицинский центр давно пользуется их вторым мнением, отправляя своих пациентов к смежным специалистам. Я решила сделать этот процесс более открытым, чтобы не было такого, когда руководители клиник наказывают своих врачей за то, что они отправляются на консультацию в другой медицинский центр. И предложила объединить всех руководителей медицинских центров, которых знаю и которые пользуются уважением и лично моим, и пациентов, в одно партнерство. Мы собрались и приняли негласное джентльменское соглашение: будем работать вместе, тех специалистов, которых нет в одном медцентре, но есть в другом, будем направлять к коллегам.

Сегодня проще продержаться вместе, нежели поодиночке. В нынешней ситуации особенно. Одному выжить трудно: нужны деньги на рекламу, на новое оборудование, центру требуется добавлять услуги, а он сейчас не в силах это сделать. Когда у тебя есть надежный партнер, который занимается, допустим, эндоскопией, то можно не тратиться на собственное недешевое эндоскопическое оборудование. А у тебя имеется что-то другое, чего нет в партнерском центре. У каждого своя сильная сторона. У кого-то стоит МРТ, у кого-то КТ, кто-то силен в онкологии, кто-то в эндоскопии. Так мы и работаем.

То есть, по сути, мы создали большой многопрофильный медицинский комплекс, в который входят медцентры с разными собственниками. Это ассоциация для сотрудничества, а не для конкуренции. Ведь для каждого из нас на первом месте — пациент. Если пациенту нужна помощь, а мы в рамках своего медцентра оказать ее ему не можем, то отправляем пациента к хорошему специалисту в партнерский центр.

— И в заключение: какие планы развития вы строите для своего медцентра?

— Планы грандиозные. Однако прежде всего хотелось бы, чтобы пандемия коронавируса побыстрее закончилась. На нас она серьезно подействовала как финансово, так и морально.

Ближайшие планы: закончить с открытием нашего круглосуточного стационара с хирургическим блоком, чтобы мы могли оказывать пациентам, я бы сказала, полный комплекс медицинской помощи — от амбулаторного приема до хирургии и круглосуточного стационара. Возможно, нам удастся открыть еще и санаторий, в котором человек сможет получить хорошую реабилитацию, где-нибудь на море, в Испании или Италии, например. Пока, конечно, это лишь мечты. Но это был бы оптимальный путь, чтобы замкнуть цикл медицинских услуг.

В идеале хотелось бы также организовать много небольших амбулаторных медицинских центров, работающих по принципу «рядом с домом», — центров семейного типа, куда пациенты могли бы обращаться с первичными проблемами. На мой взгляд, в таких центрах должно быть несколько «стратегически важных» кабинетов: терапевт, гинеколог, уролог и лабораторная диагностика. Люди смогли бы проходить там первичное обследование, если нужно — получать направление на дополнительную диагностику, потом в случае необходимости проходить лечение в частном госпитале, а затем реабилитацию в санатории. Для пациента эта схема — идеальный вариант.

Так что мой план, может быть, и далекий, и даже несбыточный — достичь идеала!Б


Медицинский центр «ИнтерМедикум» основан в 2015 году в Зеленограде.

С 2018 года владельцы медицинского центра — Ю.Е. Стругова, генеральный директор, и Т.В. Ботина, главный врач.

В 2020 году открыт центр «ИнтерМедикум Плюс» в Юрлово, Московская область.


СТРУГОВА Юлия Евгеньевна, генеральный директор медицинского центра «ИнтерМедикум».

Из семьи потомственных медиков.

В 2000–2008 годах работала на различных должностях в частных медицинских компаниях.

С 2008 по 2018 год — совладелец медицинского бизнеса, генеральный директор медицинского центра «Мир женщины» в Зеленограде.

С 2018 года — владелец и генеральный директор медицинского центра «ИнтерМедикум» (Зеленоград); ЦСМ имени профессора П.Г. Швальба (г. Рязань), «ИнтерМедикум Плюс» (Юрлово, Московская область).