Свое вино

БОСС – политика | Сюжет месяца/Отрасли
Текст | Ольга АНТОНОВА

Государственная дума приступила к рассмотрению новой редакции законопроекта о развитии отечественного виноградарства и виноделия. Базовый для отрасли документ депутаты рассчитывают принять в окончательном чтении до конца года.

В Государственную думу 16 октября поступил законопроект «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» — вторая версия (предыдущая была отклонена депутатами в третьем чтении 10 октября) специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере развития виноградарства и виноделия, производстве и обороте вина, а также закрепляющего государственные механизмы по поддержке и стимулированию отрасли.

От лозы до бокала

О том, что российская сфера виноградарства и виноделия нуждается в базовом законе, участники рынка говорят давно. В настоящее время в стране нет единого документа, учитывающего специфику винодельческого производства. Виноделие в России — это вотчина Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», фактически уравнивающего производство легкого напитка из винограда с производством крепкого алкоголя.

В то же время виноградарство и виноделие — особые отрасли в экономике нашей страны, для ряда регионов (Краснодарского края, Крыма, Севастополя, Ставрополья, Дагестана, Ростовской и Астраханской областей и других) являющиеся приоритетными. Общая площадь российских виноградников, по данным Союза виноградарей и виноделов России, сегодня составляет около 90 тыс. га и продолжает увеличиваться. По данным Минсельхоза, урожай винограда в 2018 году составил 530 тыс. т. Прогноз по урожаю на 2019 год — более чем 540 тыс. т винограда. Ежегодно отечественные виноделы производят 800 млн бутылок вина.

Ставить на одну чашу весов производство вина и крепких спиртосодержащих напитков неправильно, убеждены представители отрасли, поскольку эта продукция имеет существенные различия. Более того, выращивание винограда и преобразование его в вино должно быть законодательно определено как единый технологический процесс пищевого производства в агропромышленном секторе, настаивают они. В настоящее же время в России все, что связано с выращиванием винограда, относится к ведению Минсельхоза, а вот производство из него вина — это уже сфера Росалкогольрегулирования.

Наконец, отечественные производители уверены: России стόит взять на вооружение опыт стран, давно и успешно развивающих виноградарство и виноделие — отрасли высокозатратные, с большим периодом окупаемости и рискованные. Национальные производители везде окружены постоянным вниманием государства, получая от него льготы и субсидии.

Принятие специального закона, устанавливающего единые правила в сфере развития виноградарства и виноделия, закрепляющего технологические правила производства винодельческой продукции, а также обязательные требования к ее этикетке, предусматривающего государственные механизмы поддержки отечественных виноградарей и виноделов, по мнению представителей отрасли, позволит им увеличить объемы выращиваемого винограда и производства вина, создаст условия для массированного продвижения их продукции на внутреннем и внешнем рынках, будет способствовать вымыванию с рынка некачественной продукции.

Попытки первая и вторая

Работа над предыдущей версией проекта базового для виноградарей и виноделов документа велась более двух лет. Летом 2017 года законопроект «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации», инициированный группой депутатов от «Единой России», был зарегистрирован в Государственной думе, а в ноябре того же года единогласно принят в первом чтении.

Доработка документа ко второму чтению, сроки которого неоднократно продлевались, затянулась более чем на полтора года. За это время к нему поступило рекордное число (более 150!) предложений и поправок, в том числе от участников отрасли. Во втором чтении законопроект был одобрен лишь в июле 2019 года.

Однако к тому моменту многие представители профессионального и экспертного сообществ стали во всеуслышание говорить о том, что документ в том виде, в котором он подошел ко второму чтению, не отвечает задачам развития отечественных виноделия и виноградарства. Начали раздаваться предложения не просто о необходимости существенной доработки, но и о том, что документ надо переписать заново. Третье чтение проекта нормативного акта было перенесено на осень.

Среди основных претензий к законопроекту указывалось, что он в результате всех правок и согласований стал малосодержательным и совершенно бесполезным для отрасли. В частности, в нем плохо был разработан понятийный аппарат. Также заявлялось, что текст имеет фрагментарный характер и регулирует не все отношения по производству и обороту вина и винной продукции. Наконец, утверждалось, что окончательная редакция законопроекта недостаточно прописывает меры государственной поддержки отечественных производителей. К тому же за время работы над документом в стране были изменены или приняты некоторые нормативно-правовые акты, имеющие прямое отношение к регулированию сферы виноградарства и виноделия (к примеру, принят технический регламент ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», вступающий в силу с января 2021 года), и это тоже нужно учитывать в базовом для отрасли законе.

В сентябре уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей, председатель совета Союза виноградарей и виноделов России Борис Титов на встрече с председателем Государственной думы Вячеславом Володиным предложил рассмотреть новую редакцию законопроекта, поскольку, по словам бизнес-омбудсмена, законопроект за время его принятия устарел и перестал отражать современное состояние отрасли. «В связи с этим по инициативе делового сообщества и Союза виноградарей и виноделов мы предлагаем внести в Государственную думу новый закон „О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации“, который отразит все самые важные моменты отрасли, волнующие профессиональное сообщество. Новый закон призван стимулировать отечественное виноделие и убрать сдерживающие его развитие проблемы», — цитирует слова Бориса Титова пресс-служба бизнес-омбудсмена.

10 октября на третьем чтении в Государственной думе законопроект был отклонен.

Новую редакцию законопроекта, разработанную при участии бизнес-сообщества, внесла группа депутатов, представляющая все фракции нижней палаты парламента. Среди авторов инициативы — руководитель фракции «Единой России» и заместитель председателя Государственной думы Сергей Неверов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко («Единая Россия»), председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»), заместитель председателя Государственной думы Ольга Тимофеева («Единая Россия»), глава Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин (КПРФ) и другие.

В день внесения законодательной инициативы в нижнюю палату парламента на совещании, посвященном развитию отечественной отрасли виноградарства и виноделия, Вячеслав Володин поставил перед коллегами задачу рассмотреть и принять законопроект до конца года. «Это базовый закон, и если мы сможем принять его до конца года, то мы сможем с уверенностью говорить, что следующий год будет годом начала создания отрасли виноградарства и виноделия, а это, значит, новые рабочие места, доходы в бюджет наших регионов», — прокомментировал председатель Государственной думы.

Правила для отрасли

«Законопроект направлен на установление правовых, организационных, технологических и экономических основ в области виноградарства и виноделия, определение форм, условий и порядка осуществления государственной поддержки в данной области, установление полномочий, в том числе контрольных, органов государственной власти и местного самоуправления, а также правового положения лиц, осуществляющих деятельность в области виноградарства и виноделия.

На данный момент в России отсутствует систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в данной сфере. Отдельные нормы, содержащиеся в различных актах, зачастую противоречат друг другу, оставляют неурегулированными важные для функционирования отрасли вопросы. Законопроект вводит единое комплексное правовое регулирование в сфере производства и оборота продукции виноградарства и виноделия», — отмечается в пояснительной записке.

Документ, в частности, корректирует терминологию, используемую в виноделии для классификации продукции виноделия, с учетом состава такой продукции, способов ее производства и защиты интересов потребителей. Например, дается определение понятий «вино», «крепленое вино», «игристое вино», «виноградосодержащий напиток», «виноградное сусло», «виноградные насаждения», «виноградник», «виноградо-винодельческая зона», «винодельческое предприятие», «вино с защищенным географическим указанием» и других. Кроме того, вводится термин «вино России» — напиток (вино, крепленое вино, игристое вино), полностью произведенный из винограда, выращенного на территории страны.

Законодательно закрепляются технологические правила производства винодельческой продукции. Также определены разрешенные и запрещенные технологические приемы переработки винограда, предназначенного для использования при производстве продукции виноделия, и требования к сырью и материалам. К примеру, при производстве вина, крепленого вина и игристого вина нельзя применять вкусоароматические вещества для корректировки вкуса и аромата продукции, нельзя корректировать цвет (как натуральными, так и искусственными красителями) и добавлять воду на любом этапе производства.

Законопроектом вводятся обязательные требования к этикетке винодельческой продукции, позволяющие четко отделять вино, крепленое вино, игристое вино от иной винодельческой продукции. На бутылках виносодержащих напитков предлагается размещать надпись «Не является вином», занимающую не менее пятой части этикетки и контрэтикетки. Подобные предупреждения должны быть и в местах продажи алкоголя.

Также устанавливаются единые требования для отечественной и иностранной винодельческой продукции. Их отсутствие, как отмечают российские виноделы, играет против отечественных производителей, требования к качеству продукции которых в разы выше, чем к импортируемому вину.

Защита и поддержка

Меры, направленные на развитие виноградарства и на повышение качества отечественного виноградного сырья, включают в себя установление требований к учету и хозяйственному использованию виноградопригодных земель, ведение федерального реестра виноградных насаждений, осуществление инвентаризации и паспортизации виноградных насаждений, требования к безопасности продукции виноградарства. Кроме того, предполагается внедрить обязательное декларирование урожая винограда.

Законопроект предусматривает создание центральной дегустационной комиссии и специализированных дегустационных комиссий виноградо-винодельческих зон, которым предстоит проводить органолептическую оценку продукции виноградарства и винодельческой продукции, произведенной на территории соответствующей зоны местными хозяйствами.

Также в документе содержатся меры по защите отечественных производителей. В частности, вводится понятие российской национальной системы защиты вина по географическому указанию и наименованию места происхождения, в рамках которой предлагается учитывать территориальное деление виноградопригодных земель России, определить особенности производства, маркировки и розничной продажи российских вин защищенного наименования. В законопроекте изложены и правила борьбы с фальсифицированной, недоброкачественной и контрафактной винодельческой продукцией.

Кроме того, документ предлагает порядок создания саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов и определяет основные направления их деятельности. Предполагается, что СРО будут создаваться в соответствии с предусмотренным законопроектом территориальным делением виноградопригодных земель.

Что касается мер государственной и муниципальной поддержки отечественных производителей, то она, как отмечается в документе, будет предоставляться в финансовой (за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов путем предоставления субсидий, грантов, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов виноградарства и виноделия), имущественной (в виде передачи во владение и/или пользование государственного или муниципального имущества при условии его использования по целевому назначению), информационной и консультационной формах.

В случае принятия закон вступит в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, а ряд его положений — спустя три года.Б