Неутомимый, работящий, влюбленный в музыку

БОСС-профессия | Культура
Текст | Анна АВДЕЕВА
Фото | Архив Г.А. ДМИТРЯКА

Геннадий Александрович Дмитряк — талантливый хоровой и симфонический дирижер, увлеченный просветитель, человек, по-настоящему влюбленный в свое дело, вот уже на протяжении 14 лет ведет за собой один из крупнейших хоровых коллективов страны — Государственную академическую капеллу России имени А.А. Юрлова. Теперь можно с уверенностью сказать, что работа в капелле стала главным делом его жизни: позволила воплотить накопленный жизненный и профессиональный опыт, реализовать творческий потенциал и организаторский талант. Вместе с прославленным хором — ярким символом отечественного музыкального искусства — народный артист России Геннадий Дмитряк сегодня напоминает широкому слушателю, что хоровая музыка — плоть и кровь отечественной культуры — художественная традиция, способная объединять людей по всей стране.

«Я очень многим в жизни обязан моим учителям. Встреча с яркими, талантливыми педагогами определила мою судьбу…»

Детство и юность Геннадия Дмитряка пришлись на противоречивые и в то же время счастливые 1950–1960-е годы. Это было время грандиозных проектов, великих открытий и больших надежд. Счастливым образом сложилось так, что первыми учителями Геннадия Дмитряка, кто не просто заразил его любовью к музыке, но показал пример высокого профессионализма, стали люди искренние и незаурядные.

Так, в молодом советском городе Магнитогорске (основанном в 1929 году), куда отца Геннадия Дмитряка, военного инженера, Министерство обороны направило в 1958 году, работал выдающийся музыкант Семен Григорьевич Эйдинов. Выпускник Московской консерватории, он отказался от должности хормейстера в Большом театре, других заманчивых предложений и отправился работать в «гремевшую» на всю страну Магнитку, музыкальная жизнь которой на тот момент была сосредоточена в музыкальной школе, представлявшей собой «барак с двумя классами и одним фортепиано». Уже через год усилиями Семена Эйдинова в городе возник симфонический оркестр при драматическом театре, открылось музыкальное училище, затем первый в РСФСР Дом музыки. Скоро музыкой в Магнитогорске стали интересоваться все. Музыкальные лекции и концерты проходили при домах культуры, в красных уголках, в бараках, на стройках; открывались фонотеки, где желающие могли знакомиться с аудиозаписями шедевров мировой классики. Преподавать в Магнитогорское музыкальное училище приехали выпускники Ленинградской консерватории: дирижеры Виталий Васильев, Владислав Чернушенко, Борис Ляшко.

Эйдинов работал с таким увлечением и самоотверженностью, что его горячий энтузиазм невольно передавался всем вокруг. Чернушенко создал детский хор при Дворце культуры металлургов, одновременно дирижировал оркестром училища; Васильев стал дирижером Магнитогорской хоровой капеллы. Эйдинов хотел, чтобы каждый хормейстер был не просто хорошим музыкантом, но и общественным деятелем, организатором, просветителем, чтобы он жил своим делом, беспрестанно творил и созидал. В училище он сам вел большинство предметов, немало сделал для разработки образовательной программы для дирижеров-хоровиков, настаивая, чтобы каждый студент едва ли не с первого курса отчитывался на экзамене по специальности показом работы с собственным хоровым коллективом.

Одним из его смелых образовательных экспериментов явился набор курса из талантливых, однако не учившихся в музыкальной школе ребят, с которыми он лично взялся заниматься теорией и историей музыки. Эксперимент удался: к концу года он выровнял их по уровню знаний с остальными студентами-первокурсниками. Волею случая Геннадий Дмитряк, до этого момента больше увлеченный мечтами о полетах в космос и занятиях в парашютном клубе, попал в уникальную группу. Всепоглощающая, заразительная любовь его наставника к музыке и к своему делу, сложившийся вокруг него молодой, деятельный коллектив преподавателей, потрясающая творческая атмосфера училища решительно изменили направление его мечтаний. Теперь он хотел стать только дирижером.

По-настоящему судьбоносной стала встреча Геннадия Дмитряка с легендой хорового искусства 1960-х годов Александром Юрловым в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, где Юрлов возглавлял кафедру хорового дирижирования. Это был человек, до глубины души уверенный в том, что хоровая музыка — одно из главных сокровищ, которое есть у русского народа, и с фанатизмом, с непостижимой настойчивостью воплощавший свое убеждение в жизнь. Где бы он ни находился, за что бы ни брался, везде кипела жизнь, и совершались знаменательные преобразования. Александр Юрлов спас от закрытия Республиканскую хоровую капеллу, за пятнадцать лет сделав ее универсальным, совершенным инструментом исполнительского воплощения музыки любого уровня сложности. Под его руководством капелла впервые в Советском Союзе открыто исполнила сочинения русской духовной музыки XVIII века, русского барокко — песнопения из запрещенного, отрезанного, забытого на тот момент прошлого отечественной культуры.

А.А. Юрлов

В этот период расцвета юрловской капеллы никому другому не доверяет исполнение своих хоровых сочинений Георгий Васильевич Свиридов. Он сочиняет, ориентируясь на хор Юрлова, который своими невероятными возможностями подталкивает композитора к созданию смелых, новаторских, утонченных и красочных хоровых шедевров. «Поэма памяти Сергея Есенина» и «Патетическая оратория» становятся для Юрлова средством объединения, воспитания, приобщения к новейшим пластам русской музыкальной культуры огромных масс людей. Он объехал с капеллой почти всю Россию и практически в каждом городе давал концерты с местными хоровыми и оркестровыми коллективами, профессиональными и любительскими.

В разучивании и исполнении этих недавно созданных произведений принимал участие студенческий хор гнесинского института, которым также руководил Александр Юрлов. Студенты дирижерско-хорового факультета, среди которых был и Геннадий Дмитряк, учились у великого мастера и петь, и дирижировать, и интерпретировать музыкальные произведения. Благодаря Юрлову в институте открылся также факультет по подготовке дирижеров народных хоров, который по нынешний день остается одним из самых замечательных факультетов института — его отчетные выпускные концерты традиционно проходят в переполненных залах.

Особенно тесным было общение Геннадия Дмитряка с Александром Юрловым в период обучения в ассистентуре, когда молодой музыкант фактически стал его помощником: сопровождал на заседаниях кафедры, Всероссийского хорового общества, на репетициях в капелле. Филигранная, эмоциональная, захватывающая работа с хором, репетиции с участием Георгия Свиридова, изнурительные, кропотливые, где в мучительных многочасовых поисках единственно верного звучания рождались хоровые шедевры, — все это оставило глубокий, неизгладимый след в душе молодого дирижера. Покоренный этой титанической, подвижнической работой, он уже не мог желать иного профессионального пути.

После учебы в ассистентуре, которую после скоропостижной смерти Александра Юрлова Геннадий Дмитряк оканчивал у Владимира Минина, создателя хора совсем другого типа — хора камерного, молодой дирижер проходит и дирижерско-симфоническую подготовку — оканчивает курс Московской консерватории. Сначала он занимается в классе Кирилла Петровича Кондрашина, а потом одновременно с Сергеем Скрипкой, Михаилом Юровским, Павлом Коганом — у Лео Морицевича Гинзбурга. Еще одной, на этот раз театральной гранью его дирижерского образования можно считать работу ассистентом Геннадия Рождественского в Камерном музыкальном театре Бориса Покровского. Так что учился он у многих не похожих по своему творческому облику мастеров.

Это стремление учиться, ходить к другим дирижерам на репетиции, искать единственно верное, законченное воплощение музыкального образа, обогащать свой опыт новыми приемами работы, новыми средствами убеждения исполнителей — через сравнение хора с симфоническим оркестром или другие аналогии — вот что отличает Геннадия Александровича и поныне. Он каждый день и в свои семьдесят лет учится чему-то новому, продолжает стремиться к вершинам мастерства.

Разностороннее образование, многолетний опыт работы Геннадия Дмитряка в разных областях музыкального искусства (в Капелле мальчиков Вадима Судакова, в Государственном академическом русском хоре имени А.В. Свешникова, в Музыкальном театре К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, в качестве руководителя симфонического оркестра Центральной музыкальной школы при Московской консерватории и Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, на кафедре хорового и симфонического дирижирования в Высшем институте искусств на Кубе) объясняет современную способность капеллы с одинаковой легкостью и мастерством исполнять и хоровые произведения без сопровождения, и масштабные вокально-симфонические фрески, и сочинения сценического жанра.

Антология хоровой музыки Г.В. Свиридова

Сегодняшний репертуар капеллы поистине огромен. В первую очередь коллектив следует традиционной репертуарной политике, заложенной самим Юрловым: исполняет много произведений духовной музыки — старинной (Бортнянский, Березовский, Ведель, Титов), созданной классиками второй половины XIX — начала XX века (Рахманинов, Чесноков, Кастальский, Гречанинов), а также современной. Здесь кроме духовных сочинений Свиридова, которым композитор посвятил последние годы своего творчества, — а к свиридовскому наследию в капелле сохраняется особое отношение — можно найти и «Богородице Дево, радуйся» Арво Пярта, и Stabat Mater митрополита Илариона (Алфеева).

Другая важнейшая составляющая концертных программ капеллы — народные песни, которые коллектив преподносит как в традиционных, так и в современных обработках (творчество композитора Алексея Ларина — яркий тому пример). Складывается впечатление, что капелла поет все, когда-либо написанное для хора: и музыку эпохи барокко, и классиков, и романтиков, и модернистов. Не оставляет в стороне и массовые жанры: песни военных лет, музыку к кинофильмам, даже рок-оперу. Для постоянно развивающегося коллектива большое значение имеет исполнение современной музыки, требующей особого внимания и оценки широкого круга слушателей. Тут нелишне снова вспомнить о хоровых произведениях Георгия Свиридова: капелла их активно пропагандирует, не только включая исключительные по красоте и силе эмоционального воздействия хоровые шедевры в программы концертов, но и реализовав поражающий своим масштабом, смелостью и просветительским значением проект — аудиозапись всех (!) хоровых сочинений Свиридова. Многие произведения Свиридова и других композиторов ХХ–ХХI веков прозвучали в исполнении капеллы впервые: сочинения Д. Шостаковича, Я. Сибелиуса, Б. Бриттена, Дж. Адамса, Дж. Тавенера, Е. Подгайца, А. Чайковского, А. Ларина, Ш. Чалаева, А. Рыбникова, А. Караманова, Ю. Потеенко.

Подобно своим выдающимся учителям, многие проекты Геннадий Дмитряк осуществлял практически «с нуля», просто потому что «так велит его профессия дирижера». Первым «собственноручно» созданным в 1963 году коллективом стал самодеятельный хор воинской части №32413. Потом была детская хоровая студия «Огонек». Не без участия Геннадия Дмитряка она переросла в вечернюю музыкальную школу, для которой приходилось искать помещение в общеобразовательных школах, договариваться с директорами. Не сидел Геннадий Дмитряк сложа руки и в период работы на Кубе: основные обязанности в Институте искусств отнимали не слишком много времени, и дирижер на общественных началах взялся за постановку «Травиаты» Дж. Верди, «Паяцев» Р. Леонкавалло, «Петрушки» И. Стравинского в гаванском Большом театре имени Гарсиа Лорки; занялся организацией детского хора в школе, проведением грандиозных хоровых праздников, во время которых во Дворце съездов к Дню революции Кубы или к советским праздникам на сцену выходило по тысяче человек.

В начале 1990-х Геннадий Дмитряк в Москве создает хор «Русское Возрождение », а потом Капеллу имени Д. Бортнянского, которая впоследствии меняет название и становится 

Капеллой музея «Московский Кремль», готовит интереснейшие тематические и исторические музыкальные программы.

Так что к главному назначению в своей жизни Геннадий Дмитряк подошел с внушительным багажом накопленного опыта и знаний. В 2004 году он приходит, а точнее, возвращается в коллектив своего учителя Александра Юрлова, который теперь носит его имя, в капеллу, чья слава когда-то гремела по всему Советскому Союзу и далеко за его пределами. Приходит и засучив рукава начинает работать. Даже не работать, а с полной самоотдачей жить жизнью этого любимого им коллектива.

«День, когда у меня нет репетиций, кажется мне хмурым, серым и неинтересным…»

За годы работы в капелле в качестве художественного руководителя и главного дирижера Геннадий Дмитряк возвращает ей величие, мастерство и уважение слушателей. Во-первых, он, как некогда это делал Юрлов, заставляет артистов работать — практически еженедельно выходить на сцену с новыми программами: разных эпох, стилей и направлений. Если в 2004 году капелла дала 27 концертов, то к 2017 году эта цифра увеличилась почти в три раза — коллектив за год дает до 72 концертов. Причем выступает капелла не только в лучших залах Москвы, но также в разных городах России и за ее пределами. С 2004 года коллектив проехал более 100 000 км, побывал в 80 городах России от Магадана до Калининграда, в 50 городах ближнего и дальнего зарубежья — в Англии, Бразилии, Северной Корее, Польше, Испании, Греции, Катаре, Армении, Латвии, Литве, Эстонии, Украине и Беларуси.

Соответственно, увеличилась и зарплата артистов (с 2004 года она выросла более чем в 15 раз!), так что работать в капелле стало не просто престижно, но и материально выгодно.

Благодаря Геннадию Дмитряку жизнь в прославленном коллективе все время находится в точке кипения: друг за другом следуют новые планы и проекты. Студийные и концертные записи знаковых для капеллы сочинений отмечают современный творческий путь коллектива. Лишь за последние пять лет помимо уже упоминавшейся Антологии хоровых сочинений Георгия Свиридова коллектив выпустил 12 CD-дисков, среди которых «Всенощное бдение» С. Рахманинова и «Реквием» А. Шнитке, русские народные песни и духовная музыка. В числе записанных концертных программ — «Курские песни» Г. Свиридова и «Свадебка» И. Стравинского, дополненные народными песнями в обработке этих авторов: трепетное, утонченное прикосновение к народной песенности гения Свиридова и жесткая, истовая интерпретация Стравинским традиционного свадебного обряда. Еще одна яркая программа, записанная на диск, — «Наше Рождество». Это потрясающий вечер, объединивший прозу Ивана Шмелева с фрагментами церковной рождественской службы, народными песнями, духовной рождественской музыкой русских композиторов и хоровым циклом «Рождественские колядки» А. Ларина. Программу выносил и составил Геннадий Дмитряк, для воплощения ее литературной части пригласив замечательного актера Константина Хабенского.

IV Всероссийский музыкальный фестиваль «Любовь святая». Объединенный хор городов России

Сегодня капелла не только регулярно принимает участие во всероссийских и международных музыкальных фестивалях (за 12 лет их число превысило 60): Московском Пасхальном фестивале, фестивале «Московская осень», Международном фестивале русской духовной музыки в Вильнюсе и Каунасе, Средиземноморском фестивале искусств в Греции и других. Под руководством Геннадия Дмитряка она реализует собственные фестивальные проекты. Так, замысел фестиваля «Кремли и храмы России» родился в многолетнем опыте работы дирижера в Музеях Московского Кремля. В рамках этого фестиваля, прошедшего в 2016 году, русская духовная музыка звучала в храмах и монастырях Москвы, Великого Новгорода, Пскова, Нижнего Новгорода, Ярославля и Костромы. Люди, которым посчастливилось побывать на этих концертах, говорили о глубоких впечатлениях, которые остались у них благодаря единству первоклассного, тонкого хорового звучания и окружающей атмосферы намоленных древнерусских храмов. Следующий фестиваль русской духовной музыки капелла планирует провести в 2019 году.

Коллектив Капеллы

Еще один проект капеллы, приобретающий все больший размах, — Музыкальный фестиваль «Любовь святая». Впервые он прошел осенью 2012 года и посвящался памяти Александра Юрлова. «Любовь святая» — название хора из музыки Георгия Свиридова к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», написанной композитором для Малого театра и рассчитанной исключительно на исполнение капеллой и ее великим дирижером. На этом фестивале Геннадий Дмитряк в согласии с юрловскими традициями и при этом впервые в новейшей истории капеллы собирает сводные хоры, объединяющие от 200 до 350 исполнителей. На первом концерте фестиваля для исполнения финального хора «Поэмы памяти Сергея Есенина» были приглашены Академический хор Академии музыки имени Гнесиных, Камерный хор Государственного музыкально-педагогического института имени М.М. Ипполитова- Иванова, Академический хор МГУ имени М.В. Ломоносова, Мужской хор МИФИ, Концертный хор Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость». А на закрытии фестиваля в представлении грандиозного «Реквиема» Дж. Верди приняли участие Государственный академический московский камерный хор, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Камерный хор Московской консерватории и студенческий хор Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова. Первый же фестиваль прошел по-юрловски мощно и стал настоящим праздником как для слушателей, так и для самих участников. От фестиваля к фестивалю — в 2013, 2014, 2017 годах — Сводный хор городов России, выступающий на гала-концертах фестиваля «Любовь святая», пополнялся новыми коллективами. На концерте 2017 года, посвященном 90-летию со дня рождения Александра Юрлова, «Всенощное бдение» С. Рахманинова прозвучало в исполнении 300-голосного хора, объединившего певцов из Саратовского губернского театра хоровой музыки, Брянского городского академического хора, Академического камерного хора Государственной филармонии Костромской области, Тульского государственного хора, академического и народного хоров Российской академии музыки имени Гнесиных, Концертного хора Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, Смешанного хора Магнитогорской государственной консерватории. Фестиваль этого сезона насчитывал рекордное количество участников — свыше 1500 музыкантов.

Подобные масштабные проекты, а также сотрудничество с ведущими симфоническими оркестрами, дирижерами, солистами оперных театров, актерами свидетельствуют, что капелла переживает творческий подъем. А Геннадию Дмитряку, бесспорно, делает честь тот факт, что, находясь на вершине своей карьеры, получив (а точнее, заслужив) звание народного артиста России, он ни на мгновение не забывает о своем учителе, вновь и вновь напоминает окружающим о его великих, столь важных для русской культуры достижениях.

«У меня великолепные тенора, прекрасные сопрано, замечательные басы и очень хорошие альты…»

Так говорит Геннадий Александрович о своих хористах. И дело даже не в том, насколько тщательно он подбирает артистов для своего коллектива. Важно, что он сумел создать внутри капеллы атмосферу взаимопонимания, доверия и творчества. Ему удалось собрать команду единомышленников — молодых, увлеченных, целеустремленных, талантливых музыкантов, и он не жалеет ни времени, ни средств на создание для них комфортных условий работы. Поэтому так светло и радушно встречает гостей капелла на репетиционной базе, располагающейся в Марьиной Роще. Здесь одновременно функционируют и костюмерная, и библиотека, и музей капеллы, отремонтированный репетиционный зал при необходимости способен вместить симфонический оркестр, а может трансформироваться в зал для заседаний Всероссийского хорового общества, членом президиума которого является Геннадий Дмитряк. И все, абсолютно все сотрудники его дружного коллектива относятся к нему с теплотой и уважением, а это большая заслуга для человека, в обязанности которого входит решение множества творческих и административных вопросов.

В 2019 году Капелле Юрлова исполнится 100 лет. У ее руководителя вновь много планов: юбилейный концерт, организация и проведение двух фестивалей, гастрольное турне, подготовка книги-летописи об истории коллектива. Однако кроме работы с капеллой он успевает репетировать с 1000-голосным Детским хором России, выступает председателем и членом жюри многочисленных хоровых фестивалей и смотров. «Я не могу медленно ходить, не могу отдыхать, мне важно все время что-то делать!» — повторяет он. Подтверждает эти слова однокурсник Геннадия Дмитряка по гнесинскому институту знаменитый русский бас Владимир Маторин: «Он молод душой, и, что мне в нем особенно нравится, что он человек неугомонный, человек работящий, любящий свое дело!».

Пожалуй, при такой активной деятельности нет ничего удивительного в том, что он не ощущает себя на свои неполные 71. Лет на 35–40, не более!