Евгений ЧЕКИН: моя задача — организовать процесс таким образом, чтобы система работала бесперебойно

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Николай ПЕТРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН; архив Правительства Республики Саха (Якутия)

Председатель Правительства Республики Саха (Якутия) Евгений Чекин работает CEO этой республики относительно недавно, но уже зарекомендовал себя как эффективный, неполитизированный руководитель, нацеленный на результат и вместе с тем учитывающий общественное мнение и готовый искать компромисс с разными политическими силами.

Господин Чекин рассказал нашему журналу о современном этапе социально-экономического развития республики, проблемах, которые уже решаются, и тех, которые еще предстоит решить. И о роли республиканского правительства в системе управления этим уникальным субъектом Федерации.

Республика опережающего развития

— Евгений Алексеевич, какие меры предпринимаются для сохранения в республике темпов экономического роста, набранных в прошлые годы?

— Мы являемся одним из самых динамично развивающихся субъектов Федерации. Экономический рост в республике не останавливался даже в период экономического кризиса, хотя темпы его были ниже, чем в докризисные годы, — примерно в полтора-два раза, но в 2018 году они восстанавливаются.

Из года в год Якутия укрепляет статус лидирующего региона в Дальневосточном федеральном округе, в том числе по темпам экономического роста. В конце прошлого года республика получила грант в размере 2,5 млрд рублей, так как по итогам 2016 года заняла 1-е место в рейтинге социально-экономического развития регионов страны, улучшив результат сразу на девять позиций.

Вообще рост в республике отмечается с 2000-х годов, как, впрочем, и в России в целом. Основной индикатор экономического развития — валовый региональный продукт — увеличился с 2000 года в 1,7 раза, промышленное производство — в 1,8 раза, инвестиции в основной капитал — в 5,7 раза. Реальная заработная плата за этот же период выросла в 3 раза, реальные располагаемые денежные доходы — в 2,1 раза, реальный размер пенсии — в 4,2 раза.

По итогам прошедшего года наблюдается опережающий рост основных макроэкономических показателей по сравнению со среднероссийскими. Якутия — единственный субъект в ДФО, в котором ВРП не сокращался с 2009 года. Рост интегрального показателя экономики республики за 2017 год на 2,2% сложился главным образом за счет роста в промышленности (102,2%) и инвестиций в основной капитал (135,4%). Увеличение промышленного производства обеспечено предприятиями по добыче алмазов (104,7% к 2016 году) и золота (102,9%).

Это результат системной работы по привлечению инвестиций в регион. За последние три года в республике начали работу крупные компании мирового уровня — «Газпром» и «Роснефть». Значительный рост инвестиций в основной капитал обеспечили освоение Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения и строительство магистрального газопровода «Сила Сибири».

Рост промышленного производства в январе-феврале 2018 года (105,9%) в основном сложился кроме добычи алмазов за счет увеличения добычи нефти на 10%.

Расширяется деятельность новых инструментов опережающего развития Дальнего Востока (территорий опережающего социально-экономического развития — ТОСЭР, приоритетных инвестиционных проектов и региональных инвестиционных проектов). На территории Республики Саха (Якутия) созданы две ТОСЭР: «Индустриальный парк „Кангалассы“» в Якутске и «Южная Якутия» — на территории Нерюнгринского района.

В настоящее время общее количество резидентов территорий опережающего развития достигло 18 («Кангалассы» — 12, «Южная Якутия» — шесть), численность их работников составляет около двух тыс. человек. Резидентами привлечено около 5 млрд рублей инвестиций.

В ТОСЭР «Южная Якутия» в декабре 2017 года завершено строительство центра технической поддержки «БелАЗ-24». В ТОСЭР «Индустриальный парк „Кангалассы“ » налажено производство котлов длительного горения и лакокрасочных изделий, выращивание овощей.

Особые усилия сконцентрированы на поддержке развития обрабатывающих производств, прежде всего ювелирно-гранильного производства, лесопромышленного комплекса и легкой промышленности. Мы работаем над тем, чтобы эти отрасли стали точками роста региональной экономики. В числе приоритетов традиционно находятся пищевая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции.

— В республике, как мы знаем, активно реализуются проекты государственно-частного и муниципально-частного партнерства?

— Да, в данное время идет реализация 18 соглашений ГЧП о строительстве 22 детских садов, четырех школ и одного центра детского творчества, одного дома культуры, одной детской библиотеки на общую сумму 13,2 млрд рублей. Для привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру в прошлом году заключены четыре концессионных соглашения.

— А используются ли налоговые льготы для поддержки развития?

— Да, безусловно. В области налоговой политики приняты решения, направленные на создание особых условий хозяйствования в рамках общегосударственной задачи по ускорению развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В частности, установлены пониженные ставки по налогу на прибыль организаций для участников региональных инвестпроектов и резидентов ТОСЭР. Для последних дополнительно установлена нулевая ставка налога на имущество для организаций.

Кроме того, в связи с большой территорией субъекта Федерации и принципиально различающимися условиями предпринимательства на уровне республики принят ряд мер в целях налогового стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Так, для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей введены двухлетние налоговые каникулы, суть которых заключается в установлении нулевой ставки по упрощенной и патентной системам налогообложения. Установлен дифференцированный подход к определению размера потенциального дохода налогоплательщиков в зависимости от территории действия патента по патентной системе налогообложения.

Новое сердце Якутии

— Какое значение для экономики республики имеет современная, надежная энергетическая инфраструктура?

— Переоценить ее значение для социально-экономического развития Якутии сложно. В современном мире невозможно представить жизнь без надежного энергоснабжения, тем более на Севере.

Знаковым событием 2017 года в нашей республике стала реализация одного из крупнейших энергетических проектов на Дальнем Востоке — первой очереди Якутской ГРЭС-2 мощностью 193 МВт. Запуск современного энергоисточника позволит обеспечить надежность снабжения изолированного Центрального энергорайона, охватывающего город Якутск и десять улусов, где проживает более половины всего населения республики. Новый объект, как мы надеемся, станет новым энергетическим сердцем Якутии.

Сегодня на стадии завершения — ВЛ220 кВ Нерюнгринская ГРЭС — Нижний Куранах — Томмот — Майя, проведены пусконаладочные работы на подстанции 220 кВ «Майя». Отремонтировано 775 км линий электропередач всех классов напряжения.

— А какое значение имеют для республики возобновляемые источники энергии?

— В последнее время мы уделяем им большое внимание. С 2011 года в республике введены в эксплуатацию 19 солнечных электростанций мощностью 1,6 МВт, три из которых запущены в 2017 году в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах. Ими уже выработано 1060 тыс. кВт. ч электроэнергии, экономия — 300 т дизельного топлива стоимостью 16,9 млн рублей. За весь период эксплуатации объектов ВИЭ сэкономлено почти 700 т дизельного топлива на сумму 37 млн рублей.

Совместно с японскими компаниями и «РусГидро» начато строительство ветропарка мощностью 900 кВт в поселке Тикси Булунского улуса. Ориентировочный срок завершения работ — 2020 год. Реализация данного проекта поможет повысить надежность энергоснабжения заполярного поселка и снизить его зависимость от дорогостоящего привозного дизельного топлива, а также позволит оценить перспективу строительства аналогичных энергообъектов в других районах.

Сегодня в республике реализуются 170 энергосервисных контрактов, энергосервисными организациями вложено 950 млн рублей, фактическая сумма экономии составляет около 1 млрд рублей. Большинство контрактов заключено в бюджетной сфере.

— Дефицит современной энергетической и коммунальной инфраструктуры населенных пунктов — одна из главных проблем Якутии. Каковы подходы к ее решению?

— Мы прекрасно понимаем, что дефицит соответствующей жизнеобеспечивающей инфраструктуры может являться сдерживающим фактором развития всех сфер деятельности: от экономики, промышленности до социальной сферы.

Республикой сейчас проводится большая работа по строительству, модернизации объектов электроэнергетики. Как я уже упоминал выше, в 2017 году введена в эксплуатацию первая очередь Якутской ГРЭС-2, которая позволит создать резерв мощности и повысить надежность энергоснабжения в регионе.

Активно продвигается проект по строительству ВЛ-220 кВ Мирный — Сунтар — Нюрба. Первый и второй этапы завершены, в настоящий момент проводится работа по определению источников финансирования третьего и четвертого этапов. Реализация предполагается в рамках комплексного инвестпроекта по обеспечению энергоснабжением Накынского месторождения. Кроме того, разрабатывается проектно-сметная документация строительства ВЛ-110 кВ Сулгаччы — Амга в целях замещения существующей линии ВЛ-35 кВ. Этот объект также позволит повысить качество и надежность энергоснабжения потребителей Заречной группы улусов.

На территории северных и арктических районов в соответствии с поручением президента Российской Федерации совместно с Минэнерго России и ПАО «РусГидро» разработана долгосрочная программа оптимизации локальной энергетики республики. Ее реализация позволит обновить существующее генерирующее оборудование, что, в свою очередь, благоприятно повлияет на качество, надежность и поможет снизить удельный расход топливно-энергетических ресурсов.

Говоря о планах и перспективах развития якутской энергетики, невозможно не отметить предстоящее объединение изолированных энергорайонов, которое запланировано на 2018–2019 годы. Центральный энергорайон будет объединен с Южно-Якутским, а Западный энергорайон Якутской энергосистемы — с соседней Иркутской. Реализация этого проекта позволит выровнять энергетический баланс Якутии, обеспечить надежность энергоснабжения, перетоков, оптимальную загрузку мощностей. Появится возможность резервирования электрических сетей, присоединения к централизованному электроснабжению новых потребителей.

В 2018 году мы планируем продолжить строительство заходов существующих линий 110,35 кВ на новую подстанцию 220 кВ «Майя», завершить строительство дизельной электростанции в поселке Оленек. Среди важных задач также — переход всех потребителей на фактическое потребление энергоресурсов и воды по данным приборов учета и внедрение комплексного энергосбережения, в том числе энергосервисных контрактов в жилищном фонде.

— А что по ЖКХ?

— К сожалению, из-за ограниченности средств госбюджета республики финансирование, направленное на модернизацию отрасли, сокращается, что отрицательно сказывается на надежности всей системы ЖКХ. Поэтому мы ведем работу по внедрению механизма концессии в целях привлечения частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру республики.

С 2012 по 2016 год в Якутии заключено три концессионных соглашения. В рамках Алданской и Намской концессий в объекты коммунальной инфраструктуры будет инвестировано 1,7 млрд рублей, а по Ленской концессии общий объем капитальных вложений составляет 1,3 млрд рублей. В 2017 году заключены 4 концессионных соглашения по созданию, реконструкции и модернизации 9 объектов ЖКХ с общим объемом инвестиций в размере 262 млн рублей. Эта работа продолжится и в текущем году.

Повысить транспортную доступность

— В какой помощи со стороны федерального центра нуждается программа строительства региональных и местных дорог в республике?

— Мы регулярно ставим вопросы развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства перед руководством страны и получаем существенную поддержку. Минтрансом России принято решение об опережающем финансировании строительства федеральных автодорог на территории республики. В 2017 году на развитие дорожного хозяйства направлено 20 млрд рублей, в том числе на федеральные автодороги — 14,6 млрд рублей, региональные — 4,2 млрд рублей, местные — 1,2 млрд рублей.

Республика участвует в федеральных программах для получения субсидий из федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий по строительству, реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием.

За период с 2015 по 2017 год из федерального бюджета было выделено 524,58 млн рублей, что позволило построить и реконструировать 66,72 км автомобильных дорог общего пользования местного значения в семи муниципальных образованиях.

В связи с тем, что в Якутске проживает менее 500 тыс. человек, мы не смогли попасть в приоритетный проект Минтранса России «Безопасные и качественные дороги». Тем не менее проводим работу по разработке паспорта проекта для включения республики в приоритетный проект и получения средств из федерального бюджета.

В Якутии насчитывается более 15 уникальных искусственных сооружений длиной более 100 м, которые имеют опасные дефекты и признаки потери устойчивости, разрушения или обрушения, влияющие на их безопасность и долговечность. Пять из них находятся в предаварийном или аварийном состоянии. Особое беспокойство вызывает мостовой переход через реку Нюю, построенный еще в 1963 году. Мы ведем переговоры с Минтрансом России по финансированию реконструкции данного объекта длиной 182,89 погонных метров. Необходимый объем средств составляет 1100 млн рублей. Надеемся, что наше предложение будет учтено при формировании проекта программы мероприятий по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту искусственных сооружений, находящихся в предаварийном или аварийном состоянии, развитию сети автомобильных дорог России до 2025 года.

— Важная инфраструктурная программа Якутии — строительство аэропортов в улусах. Как она развивается?

— Развитие региональной сети аэропортов — одно из важнейших условий повышения транспортной мобильности населения Якутии. Не секрет, что авиация является в республике единственным круглогодичным средством передвижения.

Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Севера» объединяет аэропорты в Центральной, Восточной и Арктической зонах Якутии. Устойчивая работа предприятия положительно сказывается на транспортной схеме республики. Полностью завершена процедура сертификации и лицензирования, инфраструктура аэропортов приведена в соответствие с нормативными требованиями Федеральных авиационных правил, приобретены средства обеспечения авиационной безопасности и установлены модульные контрольно-пропускные пункты. Обеспечено снижение аэропортовых сборов для уменьшения стоимости авиаперевозок.

При этом лишь девять из 32 аэропортов республики имеют искусственное покрытие взлетно-посадочных полос. В период межсезонья, с мая по август, аэропорты с грунтовыми покрытиями подвержены подтоплению, что фактически приостанавливает пассажирские перевозки в отдаленные районы.

На заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона глава Якутии Егор Борисов внес предложение о необходимости восстановления в полном объеме бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции аэропортов. По итогам этого выступления Минфину и Минтрансу России было поручено при подготовке проекта федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов обеспечить выделение дополнительных средств на реконструкцию 40 дальневосточных аэропортов, в том числе 15 — в Якутии.

Безбарьерная среда для предпринимателей

— Какое значение для экономического развития республики имеет снижение барьеров для бизнеса?

— В 2017 году нами проведена большая работа по снижению административных барьеров в сфере строительства и технического присоединения к объектам инфраструктуры, что имело ряд позитивных изменений. Срок получения разрешения на строительство сегодня составляет в среднем 84 дня (ранее 107 дней) при параллельном прохождении процедур с учетом технологического присоединения и электронного вида услуг. С августа 2017 года услуги по технологическому присоединению можно получить по принципу «одного окна» через МФЦ. Это была наиболее актуальная тема для бизнеса в прошлом году.

На сайте электронных государственных и муниципальных услуг www.e-yakutia.ru и на сайтах ресурсоснабжающих организаций есть возможность подачи заявки в электронном виде при подключении к сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газораспределения, электрическим сетям, получении градостроительного плана земельного участка, получении разрешения на строительство. Также предприниматели имеют возможность предварительного и контрольного расчета платы (калькулятор) на сайтах ресурсоснабжающих организаций за технологическое присоединение к сетям.

Приоритет — демография

— В Послании президента России Федеральному собранию Владимир Путин говорил о демографической политике как об одном из важнейших приоритетов развития России. Какое место занимает демографическая политика в Якутии?

— Государственная демографическая и семейная политика в республике направлена на развитие института семьи, сохранение семейных ценностей, профилактику и преодоление семейного неблагополучия.

Наша республика — единственный регион на Дальнем Востоке, который сохранил численность населения с 2000 года. В остальных регионах наблюдается снижение от 10 до 30%. При этом за два последних года отмечается увеличение сельского населения, что связано с улучшением ситуации по внутренней миграции.

Среди субъектов ДальФО Якутия занимает 1-е место по суммарному коэффициенту рождаемости. Коэффициент смертности снизился с 10,2 промилле в 2002 году до 8,2 в 2017 году. Данный показатель по республике ниже, чем по России и Дальнему Востоку в 1,5 раза. С 2012 года ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 67,9 лет до 70,84 (+2,94 года).

Мы также занимаем первое место в ДальФО по индексу развития человеческого капитала (комбинированный показатель, характеризующий развитие человека) — 121,9 баллов. На втором месте — Хабаровский край (118,2 балла), на третьем — Сахалинская область (117,6 баллов).

— А в чем причины роста рождаемости?

— Одной из причин стало учреждение в 2011 году республиканского материнского капитала «Семья» при рождении (усыновлении) третьего либо последующего ребенка. Размер маткапитала в 2018 году составил 139 716 рублей 68 копеек.

С 2011 года многодетным семьям выдано 24 827 сертификатов, выплачено 2 635 045,8 тыс. рублей, в том числе в 2017 году — 436,5 млн рублей.

Многодетные семьи получили возможность направлять маткапитал на улучшение жилищных условий, приобретение транспортного средства, развитие личного подсобного хозяйства, получение образования ребенком, оказание ребенку высокотехнологичной медицинской помощи.

Многодетным и приемным семьям, воспитывающим 10 и более несовершеннолетних детей, с 2013 года предоставляется единовременная денежная выплата для приобретения транспортного средства. Эту помощь уже получили 30 семей.

Мерами поддержки, стимулирующими повышение рождаемости, считаем социальные выплаты на улучшение жилищных условий многодетным семьям, в которых одновременно родилось трое и более детей. Социальная выплата производится за счет резервного фонда Правительства Якутии, ее размер зависит от количества членов семьи и площади имеющегося в собственности жилого помещения. За два последних года такой возможностью воспользовались пять семей.

С 2012 года 323 многодетных семьи с пятью и более детьми получили социальные выплаты на сумму 650 млн рублей на приобретение или строительство жилого помещения. Размер единовременной выплаты на строительство жилого помещения семьям, имеющим десять и более несовершеннолетних детей, составляет 25% от расчетной стоимости жилья. Средний размер финансирования — 2,5 млн рублей.

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» малоимущим семьям оказывается помощь на основе социального контракта о взаимных обязательствах при рождении третьего ребенка и последующих детей. Размер ежемесячной выплаты равен размеру величины прожиточного минимума для детей.

Предусмотрена социальная выплата на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Многодетным семьям выделяются бесплатные земельные участки и субсидируются жилищно-коммунальные услуги. В ноябре 2016 года принят указ главы республики об обеспечении таких участков инфраструктурой.

В 2017 году впервые указом главы республики был учрежден знак «Мать-героиня» с единовременным денежным вознаграждением в размере 1 млн рублей. Знаком награждены 14 матерей, родивших и воспитавших (воспитывающих) десять и более детей.

Знаком «Материнская слава» I, II, III степени с единовременным денежным вознаграждением в размере 100, 75 и 50 тыс. рублей соответственно награждены 47 матерей, родивших и воспитывающих семь, восемь и девять детей. Общий объем расходов на единовременное денежное вознаграждение составляет 1,8 млн рублей.

С 2016 года значительно увеличен размер премии главы Якутии 10 семьям — победителям республиканского смотра-фестиваля «Семья года» — по 300 тыс. рублей каждой семье.

В республике также реализуются мероприятия по улучшению репродуктивного здоровья, применению вспомогательных репродуктивных технологий, профилактике и снижению числа абортов.

Спорт как компонент качества жизни

— Какое значение для республики имеет развитие спорта высших достижений и массового спорта?

— Развитие физической культуры и спорта мы рассматриваем с позиций качественного улучшения жизни граждан, удовлетворения потребности в самосовершенствовании, следовании нормам здорового образа жизни. Здоровье отдельно взятого жителя республики — один из главнейших ориентиров в реализации мероприятий в сфере спорта, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий и т.д.

Приоритетным направлением является массовый охват населения занятием физкультурой и спортом. В 2017 году число якутян, систематически занимающихся физкультурой и спортом, по сравнению с 2016 годом увеличилось на 3,5% (10 989 человек) и составило 35,8% (323 341 человек) от численности населения республики в возрасте от 3 до 79 лет. В 2018 году этот показатель должен достигнуть не менее 36%.

Проведено 690 физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе 149 — по национальным видам спорта, 77 — по адаптивному спорту, 105 — по детско-юношескому спорту.

В республике реализуется План мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). В 2017 году проведено 254 мероприятия с общим охватом населения 8717 человек. Знаки отличия ГТО вручены 2224 участникам: 830 золотых, 899 серебряных, 495 бронзовых знаков. С начала работы Всероссийского портала ГТО по республике зарегистрировано более 79,8 тыс. участников.

В 2017 году подготовка спортсменов высокого класса велась по 11 олимпийским видам спорта, по которым якутские спортсмены входят в составы сборных команд России и успешно выступают на российских и международных спортивных аренах: вольная борьба, бокс, легкая атлетика, тхеквондо, лыжные гонки, стрельба из лука, пулевая стрельба, пауэрлифтинг, дзюдо, плавание, волейбол сидя.

Общая численность тренеров-преподавателей — 94 человека, учащихся — 668. В их числе 18 заслуженных мастеров спорта России, 25 мастеров спорта международного класса, 109 мастеров спорта России и 242 кандидата в мастера спорта России. 95 спортсменов входят в основной и резервный составы сборных команд России среди взрослых по 14 видам спорта.

За 2017 год на официальных соревнованиях якутскими спортсменами завоевано 190 медалей (81 золотая, 47 серебряных, 62 бронзовых). Одним из самых ярких спортивных событий в истории якутского спорта, безусловно, стала победа борца вольного стиля Василия Стрекаловского на XXIII летних Сурдолимпийских играх.

Во многом увеличение количества занимающихся физкультурой и спортом обусловлено динамичным развитием спортивной инфраструктуры. Сегодня в республике имеется 1754 спортивных объекта, в том числе 842 спортивных зала, 51 бассейн, 556 плоскостных спортивных сооружений, 22 лыжные базы, 22 стадиона.

В 2017 году на развитие инфраструктуры массового спорта было выделено 404,4 млн рублей: 338,4 млн рублей из республиканского бюджета и 66 млн рублей федеральных средств.

Экологическая ситуация: стабильное улучшение

— В этом году в России отмечается День эколога. Какое значение для Якутии имеют экологические программы?

— День эколога в России учрежден для привлечения внимания населения, общественности и подрастающего поколения к современным вопросам охраны окружающей среды.

В рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды» в республике реализуются проекты в области экологической безопасности, обращения с отходами производства и потребления, мониторинга окружающей среды, проведения государственной экологической экспертизы, обеспечения радиационной безопасности, функционирования особо охраняемых природных территорий, экологического образования и просвещения, водных отношений, охраны и использования объектов животного мира.

Реализация этих долгосрочных программ имеет большое значение для Якутии. Благодаря проводимой работе экологическая ситуация в республике остается стабильной.

В рамках приоритетного проекта «Чистая страна» в 2019 году начнется работа по ликвидации Куларского хвостохранилища. Кроме того, ведется работа по внесению в этот проект объектов накопленного металлолома в Арктической зоне республики. Планируется проведение инвентаризации объектов на территориях Центральной и Западной Якутии. Стоит отметить, что в 2017 году ряд предприятий убрал свыше 2800 т металлолома с территории арктических улусов.

Для широкого информирования общественности о состоянии окружающей среды внедрена информационно-аналитическая система «Природопользование и охрана окружающей среды», включающая открытый веб-портал «Экологический паспорт Республики Саха (Якутия)». Республика вошла в список 12 субъектов Российской Федерации для внедрения в тестовом режиме Федеральной государственной информационной системы «Наша природа».

Изменения делают люди

— Расскажите, пожалуйста, о республиканских программах подготовки и развития управленческих кадров.

— Обучение работников органов госвласти и местного самоуправления, резерва управленческих кадров — один из инструментов обеспечения и повышения эффективной работы государственной гражданской и муниципальной службы в республике.

В 2018 году на реализацию программы «Развитие кадрового потенциала Республики Саха (Якутия)» мы направим около 84 млн рублей. Средства будут выделены на дополнительное профессиональное образование государственных гражданских и муниципальных служащих, а также на подготовку кадров в области управления проектной деятельностью, инновационного менеджмента, обучение лиц, состоящих в резерве управленческих кадров.

Кроме того, с помощью федеральной субсидии республика участвует в государственном плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства, так называемой Президентской программе. Обучение в ведущих учебных заведениях России и Финансово-экономическом институте СВФУ прошли 474 управленца. После завершения подготовки участникам программы предоставляется возможность прохождения стажировки на профильных российских или зарубежных предприятиях. С 1998 года стажировку прошел 201 выпускник.

Работа по обучению кадров органов госвласти и местного самоуправления, резерва управленческих кадров проводится на базе Высшей школы инновационного менеджмента (ВШИМ) при главе республики, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Дальневосточного института управления — филиала РАНХиГС в Хабаровске. В настоящее время за пределами республики обучаются 42 якутянина, занимающих руководящие должности.

— Обучение проходит в основном в Якутии или за пределами республики?

— Основная часть госслужащих и лиц, состоящих в кадровом резерве, обучается в республике, что позволяет существенно снизить затраты госбюджета на оплату обучения и проездных расходов.

В ВШИМ можно пройти переподготовку на базе высшего и среднего профессионального образования по следующим программам: «Государственное и муниципальное управление», «Инновационный менеджмент», «Юриспруденция», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом» и «Проектное управление», «Управление в сфере государственных, муниципальных и корпоративных закупок».

Обучение ведется по заочной, очно-заочной и дистанционной формам. Для муниципальных служащих республики широко применяется дистанционное обучение с использованием информационных технологий, что позволяет без отрыва от работы получить диплом о профессиональной переподготовке.

Государственное управление — это прежде всего люди. От их навыков и компетенций зависят качество и результативность всей проводимой работы. Это подталкивает нас в настоящее время к более внимательному отношению в вопросах подготовки кадров, овладения новыми методами управления, готовности к изменениям, повышении ответственности за порученный участок работы. В том числе это вызвало необходимость начала системной целенаправленной работы правительства в соответствии с указом главы республики по созданию Центра управления изменениями.

Политика реальных дел

— Одним из своих приоритетов вы назвали повышение управленческой эффективности. Что удалось сделать, что предстоит?

— Современный уровень и динамика процессов, происходящих в мире и в стране, своевременная реакция на большие вызовы, деятельность в условиях неопределенности потребовали модернизации системы госуправления.

В 2016–2017 годах в республике начала меняться система стратегического планирования на государственном, муниципальном и корпоративном уровнях, стали внедряться проектные методы управления социально-экономическим развитием и механизмы антикризисного управления, бюджетирования учреждений госсектора, информатизации бюджетного процесса. Кроме того, стартовала перезагрузка системы дополнительного образования государственных и муниципальных гражданских служащих республики.

Об успехах пока говорить рано, но госслужащие точно стали понимать, что мы живем в совершенно иных, нежели два-три года назад, условиях. И меняться нам придется!

Усилившиеся условия неопределенности внешней среды подстегивают активизировать поиск сбалансированной системы управления, способной адекватно отвечать на вызовы времени. Готовность к трансформациям — неотъемлемый фактор успешной реализации стратегических программ развития.

В настоящее время деятельность госорганов, в том числе исполнительных, организована на базе линейно-функциональных вертикальных структур. В то же время современное государство — платформа, пользователями которой выступают граждане, бизнес и сами госслужащие. С этих позиций эффективность госуправления оценивается степенью удовлетворенности различных групп пользователей, а структура управления перестраивается от линейно-функциональной к процессной и проектной.

При этом мы понимаем, что проектным методом управления может быть реализовано не более 20–30% целей и задач, которые стоят перед органами власти. Таким образом, свыше 50% деятельности в госсекторе может быть выстроено в процессной логике. В ее рамках деятельность исполнительных органов власти ориентирована не на реализацию функции, а на получение заданных результатов.

Значительный потенциал связан с внедрением технологий управления изменениями, которые зарекомендовали себя в корпоративном секторе. Концепция создания региональных центров управления реформами/изменениями активно прорабатывается на федеральном уровне и в отдельных регионах под эгидой РАНХиГС.

Формирование системы управления изменениями потребует поэтапного изменения организационной культуры госуправления, корректировки и реализации конкретных первоочередных и пилотных проектов и мероприятий.

Рост эффективности госуправления в конечном счете будет обеспечен за счет, во-первых, повышения скорости и качества принятия и реализации управленческих решений, интеллектуализации контроля, во-вторых, ориентации текущей деятельности на достижение стратегических задач, в-третьих, роста производительности труда государственных гражданских и муниципальных служащих. И, в-четвертых, повышения доступности структурированной информации за счет информатизации процессов управления и интеграции информационных систем. Структурные изменения предполагают переопределение сфер компетенции ведомств, если для получения требуемого результата процесс задействует несколько органов власти, а по мере цифровизации отдельных процессов сформируется возможность сокращения численности государственных служащих.

— В январе 2018 года указом главы республики создан Центр управления изменениями Республики Саха (Якутия)…

— Его цель — регулярная генерация и запуск механизмов изменений в действующей системе органов исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на повышение эффективности государственного управления, улучшение качества предоставляемых услуг населению и бизнесу, повышение конкурентоспособности экономики и качества жизни населения.

Этот центр призван обеспечить формирование действенной системы управления изменениями в государственном секторе республики посредством соответствующей организационной и методологической поддержки и координации деятельности органов исполнительной государственной власти Якутии по реализации программы изменений.

Для достижения указанной цели предстоит решить ряд задач. Так, предполагается сформировать систему стратегического управления на основе единой взаимоувязанной системы документов и сбалансированной системы ключевых показателей эффективности исполнительных органов власти и органов местного самоуправления.

Планируется внедрить систему управления проектной деятельностью в исполнительных органах власти, провести реинжиниринг, отладку и совершенствование межведомственного взаимодействия и процессной деятельности. Также среди задач — формирование системы устойчивого территориального развития, в том числе на основе внедрения стандартов инфраструктурного обеспечения и повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных учреждений.

Большое внимание будет уделено формированию кадровой политики, отвечающей требованиям постоянного изменения набора профессиональных и личностных компетенций государственных и муниципальных гражданских служащих, единой интегрированной коммуникационной и информационно-аналитической ИТ-системы и единой системы электронного документооборота.

— Вы сами себя называете «техническим премьером». Почему республике потребовался «технолог» и в чем суть вашего технического премьерства?

— Говоря языком бизнеса, премьер-министр — это исполнительный директор. Моя задача — организовать процесс таким образом, чтобы система работала бесперебойно и решала ключевые задачи, поставленные руководителем.

Правительство должно четко проанализировать ресурсы и условия, в которых существует республика, четко понимать всю структуру, потребности населения и переформатировать наши возможности с точки зрения наилучшего их использования. Именно «технический премьер» в рамках работы правительства обязан искать и внедрять современные технологии и решения, которые в конечном итоге повысят результативность и эффективность госуправления, принесут максимальное удовлетворение качеством услуг и населению, и бизнесу.

Работа правительства связана с анализом текущей ситуации, прогнозом принимаемых решений для исполнения ранее взятых обязательств. Все ключевые и важные решения я обсуждаю с главой республики Егором Афанасьевичем Борисовым. Это позволяет синхронизироваться, в этом и заключается командная работа.

Глава республики принимает основополагающие решения. Правительство претворяет их в жизнь, предпринимая соответствующие меры.


ЧЕКИН Евгений Алексеевич родился 24 августа 1973 года в Ярославской области. Окончил Ярославскую государственную медицинскую академию, Всероссийский заочный финансово-экономический институт. В 1997–1998 годах учился в интернатуре в Ярославской государственной медицинской академии. В 1998–2002 годах — врач станции скорой медицинской помощи. В 2002– 2003 годах — главный врач санатория-профилактория.

В 2003–2005 годах — директор автономной некоммерческой организации «Региональный фондовый центр». В 2005–2007 годах — главный экономист финотдела, главный менеджер по лизинговым операциям, старший кредитный эксперт ОАО «БИНБАНК». В 2007 году — директор филиала ОАО «РК „Номослизинг“». В 2008–2009 годах — исполнительный директор обособленного подразделения ОАО «ВТБ-лизинг».

В 2009–2011 годах — начальник отдела ГЧП Департамента экономического развития Ярославской области. В 2011–2012 годах — руководитель департамента государственно-частного партнерства Министерства экономики и промышленной политики РС (Я). В 2012–2016 годах — заместитель министра экономики РС (Я).

С октября 2016 года — председатель Правительства Республики Саха (Якутия).