Юлия АНТОХИНА: в первую очередь важны реформы, направленные на развитие национального образования, науки, промышленности, культуры, медицины, оборонно-промышленного комплекса

БОСС-профессия | Босс номера
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Архив ГУАП

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) доктор экономических наук Юлия Антохина относится к числу молодых, но уже опытных руководителей высшей школы. Ее подход к решению проблем высшего образования сочетает традиции советского образования и требования нынешней, постиндустриальной эпохи.

Кроме того, нас интересовала точка зрения Юлии Анатольевны как руководителя с опытом и современным видением на проблемы развития Российского государства.

Научить учиться

— Юлия Анатольевна, какой должна быть образовательная часть повестки нового президентского срока?

— Образование одна из самых важных сфер жизнедеятельности человека. С момента рождения до самых последних дней человек учится, постигает новые знания, разрабатывает и осваивает новые технологии, и все это для того, чтобы повышать качество жизни.

Современная государственная политика в образовании дает колоссальные возможности выбора направления подготовки по специальности. Действующие программы, поддерживаемые государством, с малолетства помогают раскрыть способности ребенка и в дальнейшем развивать и совершенствовать навыки. Основная задача, по моему мнению, сегодня — научить учиться.

Причем возраст совершенно не имеет значения. Все экономические условия, материальная база, возможность выбора открывают широкий спектр применения действенных методов обучения. Мы привыкли думать, что очень важно и нужно получать дошкольное, общее, среднее и профессиональное образование, и на этом останавливаемся.

И совершенно не задумываемся об обучении или совершенствовании навыков, приобретении новых компетенций в течение долгой жизни после двадцатилетнего возраста. И возникает вопрос: как и что надо сделать, чтобы любой человек чувствовал необходимость ежедневного обучения, желание получать дополнительное образование и повышать свою квалификацию.

Приведу пример из практики высшей школы. Практически 80% лекторов, читающих свой курс, связанный с приобретением специальности, не обновляет материал ежегодно. Конечно же, речь не идет о естественно-научных предметах (высшая математика, физика), хотя и методы подачи материала могут различаться.

А ведь нынешняя индустрия задает новые требования, внедряет новые разработки, материалы, оборудование. И естественно, что преподаватель просто обязан давать современный материал студенту, основываясь на требованиях промышленников.

С точки зрения сохранения и развития человеческого капитала умение совершенствовать свои знания и работать в команде дает возможность прививать с раннего детства национальную патриотическую идею, воспитывать гражданскую позицию и ответственность. Особое внимание следует уделить социализации молодежи, вовлечению в командную работу, где и проявляется лидер. Ведь все инновации всегда продвигаются только группой людей с ярким лидером.

Еще один весьма важный момент, на мой взгляд. Сейчас нужно в первую очередь провести анализ результативности всех мероприятий, проделанных в сфере образования, особенно в высшем образовании. Переход на новую систему обучения в профессиональном образовании требует оценки.

Ввод единого государственного экзамена, разделение форм обучения на бакалавриат, магистратуру, определение аспирантуры как четвертой ступени обучения существуют на протяжении последнего десятилетия. И вот теперь, чтобы определить успешность настоящей системы, можно снять некий срез, основываясь на выпускниках вузов, которые прошли уже эту новую систему. Конечно же, прежде всего это мнение работодателей, и особенно важно оценить процент трудоустроенных по полученной специальности.

Единство звеньев

— Какие реформы необходимы для поднятия уровня подготовки абитуриентов? Как должен измениться ЕГЭ?

— Я считаю, что вопрос о едином государственном экзамене надо наконец оставить в покое. Эта устоявшаяся за последние годы система оценки знаний на всей территории России, конечно же, дает возможность лучшему абитуриенту право выбора вуза в независимости от того, где он живет. Это современный мобильный подход к выбору профессии.

ЕГЭ — вопрос не только школьников одиннадцатых классов. Школьная программа с первого класса составлена таким образом, чтобы ребенок понимал и чувствовал, что результатом проверки качества знаний будет метод единого государственного экзамена.

Сегодня нужно говорить о совершенствовании принципов ЕГЭ, но никак не о его отмене. Следует сместить акценты ЕГЭ в сторону вариативной, творческой части, а не тестовой. Даже в точных предметах необходимо предоставлять шанс школьнику проявить свои возможности, пускай даже путем расклада методов решения задачи. Ведь это может отразить ход мысли и логику вопроса, а не просто принимать за результат правильный ответ.

Ныне в ЕГЭ всех предметов включены «творческие» разделы, но мне кажется, этой части экзамена необходимо уделять большее значение. Тестирование не раскрывает разносторонний ум абитуриента, а лишь показывает знание правильного ответа.

— Согласны ли вы с тем, кто считает, что деление на бакалавриат и магистратуру уступает прежней советской подготовке специалистов с высшим образованием?

— Опираясь на свой опыт и как руководителя технического вуза, и как человека, получившего базовое инженерное образование, могу сказать: все-таки подготовка инженеров должна осуществляться на протяжении пяти-шести лет. Кстати, это касается не только инженерных специальностей.

Сейчас лишь специалитет как первое профессиональное образование дает возможность подготавливать выпускников с набором компетенций, требуемых работодателем. Поэтому если говорить о бакалавриате и магистратуре, то использовать эти формы обучения можно исключительно при сквозном подходе для подготовки инженера точечной специальности.

Развивая эту идею, в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения два года назад мы создали «Инженерную школу» для магистрантов. В школе действует принцип непрерывного обучения студента на протяжении шести лет по одной выбранной с первого курса специальности.

Обучение в магистратуре основано на принципе проектной работы. При поступлении на первый курс абитуриенту сразу предлагается задуматься о шестилетнем обучении на выбираемой специальности по системе «бакалавриат плюс магистратура». И выпускная квалификационная работа бакалавра является основанием для продолжения обучения в магистратуре, поскольку задачи с уверенностью дальнейшей разработки для квалификационной работы ставит работодатель.

Учебные планы специальностей бакалавриата не позволяют сегодня углубленно изучать основы профессии, так как срок обучения — четыре года, а объем часов на естественно-научные предметы сохранен в полном объеме (и это правильно, эти предметы составляют фундамент инженерных технических профессий), что приводит к сокращению часов на азы инженерного дела. При определении учебной нагрузки необходимо, по моему мнению, привлекать к учебному практическому освоению материала работодателя начиная уже со второго семестра обучения.

В связи с этим целевой набор должен иметь место в вузе. Сейчас, как мне известно, вносятся изменения в этом направлении и предлагается отказаться от целевого набора, оставив одно целевое обучение. Однако есть предприятия, которые задумываются о своем кадровом развитии, привлекая в том числе и школьников старших классов.

Существующая система бакалавриата и магистратуры дает шанс получить образование большому количеству молодежи, но нужно понимать, что профессионала можно подготовить, только используя обе ступени образования. Для обновления методов подготовки ныне успешно зарекомендовало себя движение Worldskills.

Отрадно, что с прошлого года это движение активно входит в нашей стране и в высшее образование. Его следует рассматривать как альтернативу действующих базовых кафедр. При стремительно развивающейся индустрии для подготовки кадров уже недостаточно связи «вуз — индустриальный партнер». Чтобы внедрить новшества на производстве, теперь требуется и привлечение технологического партнера. И движение Worldskills активно способствует этой связке.

Современной цифровизации производства нужен как высококвалифицированный конструктор, управленец, так и специалист среднего звена. И как раз выпускник, имеющий диплом бакалавра, способен удовлетворить промышленность. Появление новых профессий будущего в индустрии требует приобретения новых компетенций и навыков, которые среднее профессиональное образование не в силах дать. И здесь выходит на первый план бакалавриат, а вот подготовка лидеров должна остаться за магистратурой.

Сегодня важно поддерживать в вузах факультеты среднего профессионального образования. В ГУАП на базе среднего профессионального образования создан специализированный центр профессиональных компетенций, который объединяет среднее и высшее образование с промышленными заказчиками и технологическими партнерами. Работа этого центра напрямую связана с выявлением новых профессий будущего и компетенций к ним. Центр активно сотрудничает с движением «Молодые профессионалы („Ворлдскиллс Россия“)», и ныне ГУАП — лидер по компетенции «Корпоративная защита».

В советской системе подготовки специалистов активно применялась очно-заочная форма обучения. На мой взгляд, для гуманитарных, экономических, юридических наук сейчас эта форма обучения тоже была бы актуальной.

— Какие у вуза должны быть степени свободы, способствующие его развитию? Должны ли в отношении степени самоуправления государственные вузы отличаться от негосударственных?

— Что касается второго вопроса, конечно же, нет. Процесс лицензирования направления подготовки применяется одинаково что для государственных, что для негосударственных вузов. Принцип — соблюдение стандартов, утвержденных Министерством образования и науки РФ.

То же самое относится к процессу обучения и наличию материально-технической базы. Ведь если посмотреть, то кого в основном готовят негосударственные вузы? Это специалисты тех направлений обучения, которые не требуют больших материальных затрат (огромных площадей для лабораторной базы, большего количества в штате учебно-вспомогательного состава и т.п.). И это в первую очередь отличает государственные вузы от негосударственных.

А следом идет и различие в самоуправлении. Ведь негосударственные вузы регулярно не сдают учредителю такое огромное количество отчетов о жизнедеятельности вуза в различных направлениях. Я считаю, что правила игры в сфере образования должны быть одинаковыми для всех вузов. Любое высшее учебное заведение несет ответственность за предоставленные знания, выпускника и качество результата.

Что же касается степеней свободы в управлении вузом, одно могу сказать: если руководитель верно оценивает современную национальную и мировую обстановку, имеет сплоченную команду, дорожит имиджем университета, во главу угла ставит студента и преподавателя кафедры, любые инновационные идеи будут реализованы.

Сблизить профессиональные и образовательные стандарты

— Как программы обучения в вузах должны учитывать вызовы постиндустриальной эпохи, новые требования к кадрам?

— Сегодня очень много говорится о цифровизации производства и цифровой экономике. И это напрямую отражается на формах и методах подготовки кадров. Лишь совместно с представителями индустрии возможно скорректировать образовательные программы так, чтобы выпускники были востребованы в своей профессии. Для этого необходимо максимально сблизить профессиональные и образовательные стандарты.

— Как избавиться от вузов, торгующих дипломами?

— Только проведя анализ качества выпускников. Конечно же, трудоустройство. Ведь прославляют свою альма-матер выпускники! Однако сейчас, мне кажется, благодаря политике и контролю Минобрнауки России таких заведений уже нет.

Ведущий центр образования и науки

— Какой вам видится стратегия развития региональной образовательной сферы Петербурга?

— Санкт-Петербург всегда был и до сих пор остается одним из крупнейших научно-образовательных центров России. В городе сосредоточено свыше 10% научного потенциала страны.

Это около 300 научных организаций, в том числе 70 организаций Российской академии наук, 10 научных центров и 154 гражданских образовательных организации высшего и среднего профессионального образования. Кадровый потенциал науки в городе составляет 167 тыс. работников, из которых 25 тыс. кандидатов и докторов наук.

Правительство Санкт-Петербурга ежегодно реализует государственную политику в сфере науки и профессионального образования на основании Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, которая была принята в 2014 году. В соответствии со стратегией для развития образования и науки работают научно-технический совет, совет молодых ученых и специалистов, межведомственный координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики, ряд государственных программ, а также присуждаются премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники, премии за выдающиеся достижения в области высшего и среднего образования.

Активная совместная работа школ, вузов, организаций среднего профессионального образования, научных организаций и, конечно же, работодателей при поддержке правительства города позволяет сохранить статус Санкт-Петербурга как общероссийского центра развития науки и образования. Ежегодно в городе проводятся общегородские и международные мероприятия (неделя науки, ассамблея молодых ученых и специалистов, конгрессы, конференции, форумы).

Сейчас в городе созданы все условия для развития науки и популяризации образования начиная со школьного возраста. Дополнительным образованием увлечены 80% школьников Санкт-Петербурга, причем каждый четвертый занимается техническим творчеством. И это один из важнейших показателей конкурентоспособности города в научно-образовательной сфере.

Для того чтобы заниматься наукой всю жизнь, необходимо прививать любовь к естественно-научным предметам с детства, со школьной скамьи. Для интереса к математике, физике, химии, информатике, биологии в городе работает Академия талантов, с сентября 2018 года запускаются Академия цифровых технологий и Инженерно-технологическая школа, разрабатывается концепция Дворца творчества, предприятия и вузы проводят дни открытых дверей. Разумеется, хочется, чтобы каждый второй школьник занимался дополнительным образованием, связанным с инженерными специальностями.

В настоящий момент в Санкт-Петербурге 72 вуза, из них 43 государственных и 29 негосударственных. Из 43 государственных вузов 18 имеют технический и/или технологический профиль (в том числе и ГУАП), четыре национальных исследовательских университета. Один технический вуз имеет право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, три вуза — участники программы повышения конкурентоспособности российских университетов (программа «5-100»).

33 вуза ведут образовательную деятельность по программам среднего образования. Все это около 330 тыс. студентов, из них 27 тыс. — студенты-иностранцы. Санкт-Петербург занимает первое место в России по доле студентов, зачисленных на первый курс со средним баллом выше 70 (в 2017 году средний проходной балл составил 74,7).

Если говорить о концепции развития региона как мощного научно-образовательного центра, то заложенная стратегия и комплекс мероприятий с эффективным использованием финансовых ресурсов позволяют и в будущем удерживать Санкт-Петербургу лидирующие позиции в мире по доступности образования и развитию научной деятельности. Благодаря качеству образования и условиям, созданным для обучения, Санкт-Петербург в прошлом году впервые вошел в авторитетный рейтинг британской компании семейства QS и оказался на 78-й позиции в сотне лучших городов мира для студентов. Также наш город занял седьмое место в мире по доступности жизни в финансовом плане для студентов. Сегодня нужно поддерживать действующие в городе программы по привлечению талантливой молодежи в науку и образование, продвигать профессиональное образование и науку на международные рынки и обязательно содействовать формированию инновационной среды в городе.

Продвигать лучших из лучших

— Какие политические реформы необходимы для развития субъектов Федерации и Федерации в целом?

— Прежде всего это реформы, направленные на развитие национального образования, науки, промышленности, культуры, медицины, оборонно-промышленного комплекса, космической отрасли. Популяризация крупномасштабных отраслей в зависимости от региона. Субъекты Российской Федерации должны быть привлекательными и удобными в первую очередь для жителей страны.

— Как преодолеть кадровый голод в сфере госуправления вообще и в сфере реализации госполитики в области образования в частности?

— Проблема кадрового голода не решается в краткосрочном периоде. Лидерство — это уникальное свойство человека, присущее далеко не каждому.

Это как дополнительное профессиональное образование. В организации должны существовать программы развития, направленные на выявление и подготовку кадрового резерва. Это поможет продвигать лучших из лучших в государственные программы, действующие в стране в последнее время.


Юлия Анатольевна АНТОХИНА, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Родилась 13 июня 1976 года в Ленинграде.

В 1993 году окончила среднюю школу №377 Кировского района Санкт-Петербурга.

В 1999 году окончила Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения по направлению «Радиотехника» с присвоением квалификации «инженер». С этого момента вся профессиональная деятельность Юлии Анатольевны связана с ГУАП. В разные годы возглавляла отдел финансового анализа и мониторинга, управление финансового планирования и мониторинга ГУАП, занимала должности проректора по стратегическому планированию и управлению, первого проректора университета.

В 2006 году защитила кандидатскую, а в 2014-м — докторскую диссертации по специальности «Экономика и управление народным хозяйством». Успешно окончила программу «Управление проектами» Университета штата Индиана, США (2010–2013), и программу «Новые лидеры высшего образования» Московской школы управления «Сколково» (2013). 17 апреля 2014 года избрана ректором Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения.

Занимается активной научной и преподавательской деятельностью: автор более 100 научных трудов (в том числе 16 монографий), принимает активное участие в совместных исследованиях с Международным институтом планирования образования ЮНЕСКО, является заместителем руководителя кафедры ЮНЕСКО «Инженерное дистанционное образование».

Академик Международной академии наук высшей школы, академик Метрологической академии, член-корреспондент Российской академии космонавтики, член совета Шанхайского политехнического университета.

Ю.А. Антохина — лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности (2010), премии Правительства Санкт-Петербурга и СПбНЦ РАН (2011), премии Правительства Санкт-Петербурга в области высшего и среднего профессионального образования (2013), премии Правительства Российской Федерации в области образования (2015), премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники имени В.В. Новожилова (2017).

Имеет звания «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2013), «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (2016). Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006), а также почетной грамотой Ассоциации юридических вузов (2015).

Замужем, воспитывает дочь.