Банкиров отделят от страхователей

БОСС-политика | Финансы
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Банкам ограничат заработки на страховании заемщиков.

Профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Цыганов подчеркивает, что банк должен выбрать, на чем он хочет сделать акцент: на минимизации рисков при помощи страхования или заработке на нем. «Если речь идет о первом, — говорит эксперт, — то главное не в комиссии, а в передаваемых на страхование рисках и исключениях из страхового покрытия. При этом чем меньше тариф, тем более конкурентоспособным выглядит предложение банка. Однако в значительном количестве случаев банк формально занижает кредитную ставку в рекламных целях и компенсирует это снижение ростом комиссионного вознаграждения от страховой компании. При этом либо растет страховая премия, либо снижается качество покрытия».

Как правило, выбирается второй вариант, уточняет Цыганов. Проблемы возникают, когда в почти предопределенном случае отказа в страховой выплате банк начинает требовать с заемщика все равно рассчитаться по кредиту. Заемщики в этих случаях жалуются в Банк России и ФАС, указывая, что страховой полис был им навязан, и практически на безальтернативных условиях.

«Несколько лет назад, — рассказывает эксперт, — в пользу потребителей разрешился прецедент, когда банк навязывал заемщикам и лизингополучателям услуги своего дочернего страховщика, который предлагал мини-каско (выплата только по ущербам, когда страхователь не виноват) по цене полного (различие в тарифе как минимум в два раза). В настоящее время регулятор решил упорядочить практику банковского страхования и указать, что минимизация кредитных рисков не должна подменяться способом сокрытия дополнительного дохода. В то же время в банке можно организовать предложение различных страховых продуктов для вкладчиков и клиентов, в данном случае получение комиссии вполне уместно. Потребители получают необходимую им и никак не связанную с кредитованием страховую услугу в удобном месте и легко могут сравнить тарифы, что препятствует завышению комиссии. Это эффективная практика финансового супермаркета, распространенная в мире».