Планы на будущее

БОСС-профессия | Главная тема
Текст | Ольга РУМЯНЦЕВА

Владимир Путин вновь будет баллотироваться на пост президента России. Какие основные темы могут и должны войти в предвыборную программу действующего главы государства?

К новой шестилетке

В марте 2018 года Владимир Путин в четвертый раз будет участвовать в президентских выборах. Об этом он сообщил 6 декабря на встрече с работниками Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Как и в предыдущие годы, старт президентской кампании Владимира Путина оказался довольно поздним — за исключением 2011-го, когда действующий президент Дмитрий Медведев еще в сентябре предложил «Единой России» поддержать кандидатуру Владимира Путина, тогда главы правительства, на выборах 2012 года.

Официально свою предвыборную программу на 2018 год действующий глава государства пока не озвучил (на середину декабря 2017 года. — Ред.). И это тоже в русле традиции. Все предвыборные программы кандидата в президенты Владимира Путина публиковались в сжатые сроки: в 2000 году и 2004-м — в феврале, за месяц до даты выборов, в 2012 году — 12 января, когда до выборов оставалось менее двух месяцев.

На своей Большой пресс-конференции 14 декабря Владимир Путин не стал подробно говорить о предвыборной программе, ссылаясь на не подходящий для этого формат мероприятия, заявив, что она у него практически уже есть, но представлена будет позже. Однако тогда же президент рассказал о том, какой хочет видеть Россию: «Она должна быть устремлена в будущее, она должна быть очень современной, политическая система должна быть гибкой, экономика должна быть построена на высоких технологиях, производительность труда должна многократно возрасти». Также он отметил вопросы, на которых «необходимо сосредоточить внимание и власти, и всего общества»: развитие инфраструктуры, здравоохранение, образование, высокие технологии, повышение производительности труда.

С большой долей вероятности можно сказать, что эти темы займут центральное место в предвыборной президентской программе Владимира Путина. Тем более что те же приоритеты он озвучивал в октябре 2017 года на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай». Тогда, отвечая на вопрос о задачах будущего президента России на 2018–2024 год, Владимир Путин сказал, что необходимо сделать Россию гибкой и в высшей степени конкурентоспособной. «Гибкой с точки зрения форм и методов управления, гибкой с точки зрения развития экономики, устремленной в будущее с точки зрения внедрения новейших технологий, оценки этих возможностей и их применения», — подчеркнул он. «Мы должны, безусловно, укреплять свою обороноспособность, совершенствовать свою политическую систему, чтобы она тоже была как живой организм и развивалась в соответствии с тем, как весь мир развивается», — добавил Владимир Путин.

Кроме того, можно утверждать, что одним из лейтмотивов предвыборной программы станет поддержка института семьи, материнства и детства. Неслучайно незадолго до официального заявления о своем участии в президентской гонке Владимир Путин объявил о перезагрузке политики демографического развития и о новых мерах по социальной поддержке семей. Среди мер, которые заработают с 1 января 2018 года, — выплата ежемесячного пособия на первенца до достижения ребенком 1,5 лет, продление программы материнского капитала до конца 2021 года и дополнительные возможности его использования (в том числе ежемесячные выплаты из маткапитала нуждающимся семьям при рождении второго ребенка и возможность использования его средств на уход и присмотр за ребенком с момента достижения им возраста 2 месяцев), расширение числа регионов, получающих софинансирование из федерального бюджета на ежемесячное пособие на третьего ребенка, старт специальной ипотечной программы для семей со вторым и третьим ребенком. Также намечены меры по ликвидации очередей в яслях и программа по строительству, реконструкции и ремонту детских поликлиник.

Ожидания и страхи

Однако в целом предвыборная повестка Владимира Путина пока остается предметом предположений экспертов. И, по мнению многих, прежде всего в ней найдут отражение темы, волнующие массовый электорат.

Политолог, эксперт АНО «Центр прикладных исследований и программ» Николай Пономарев считает, что предвыборная программа Владимира Путина, очевидно, должна быть выстроена в соответствии с настроениями той части электората, которая потенциально готова поддержать действующего президента. «Ее авторы должны учесть основные потребности, страхи и ожидания большинства „среднестатистических“ россиян. Соответственно, документ во многом будет сосредоточен на теме роста благосостояния рядовых граждан в краткосрочной перспективе. Наверняка широко будет использоваться риторика относительно достижения социальной справедливости, тесно сопряженная с обсуждением положения молодежи (ставшей движущей силой массовых протестов 2017 года). Последнее будет означать обещания разнообразных преференций для особо опекаемых обществом социальных групп (по аналогии с ранее заявленной программой ежемесячных выплат молодым семьям при рождении первого ребенка)», — поясняет он.

Механизмы реализации масштабных программ социальной помощи, по мнению Николая Пономарева, вряд ли попадут на страницы избирательной программы. «С одной стороны, это приведет к перегрузке текста, усложнению его содержания для понимания рядовым избирателем. С другой стороны, на фоне дефицита бюджета многих регионов, наметившихся проблем с реализацией „майских указов“ и явной избыточности фискального бремени для бизнеса вопрос о том, за счет каких средств будут оплачиваться новые проекты, обретает, скорее, риторический характер. И власти явно не заинтересованы в том, чтобы провоцировать у избирателя сомнения относительно способности Кремля воплотить в жизнь обещанное», — говорит Пономарев.

Эксперт отмечает, что разработчики программы также постараются максимально нарастить доверие к фигуре Владимира Путина за счет обращения к теме прежних заслуг главы государства. Ключевое значение при этом будет иметь внешнеполитическая составляющая. «В ее контексте Кремль сможет использовать как позитивные (память о присоединении Крыма, заявленная победа над террористами в Сирии), так и негативные стимулы (образы внешних врагов, в борьбе против которых нация должна сплотиться). Весьма вероятно, в тексте программы будут эксплуатироваться также страхи, связанные с наличием внутренней угрозы. В качестве последней могут быть представлены как оппозиционеры — „сторонники майдана в России“, так и террористы». Скорее всего, считает Николай Пономарев, выбор в качестве «пугала» для обывателей будет сделан в пользу первого варианта. «В Кремле наверняка учитывают, что немалая часть россиян всерьез опасается „падения“ страны в „новые девяностые“. Эти страхи подпитывают как события на Украине, так и прокатившаяся по России в текущем году серия протестных акций. Теракты же представляются актуальной опасностью преимущественно для жителей мегаполисов. Помимо того, чувство реальности террористической угрозы в последние месяцы было существенно нивелировано волной „телефонных минирований“. Регулярные сообщения о возможной опасности взрывов запустили защитные механизмы массового сознания: спасаясь от постоянного стресса, люди перестали реагировать на предполагаемую угрозу терактов столь остро, как прежде», — резюмирует он.

К реформе экономики?

Руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович выделяет экономические задачи, решение которых может быть обозначено в предвыборной программе действующего президента.

«Предстоящие выборы — весьма подходящее время для анонсирования долгожданных институционных реформ, по крайней мере для озвучивания планов их реализации на ближайшие годы. Не секрет, что на протяжении последних десяти лет проблема реформирования экономических отношений внутри страны была главной. О ней говорили экономисты и России, и зарубежных стран. Однако ни адекватного ответа со стороны властных структур, ни каких-либо ощутимых подвижек в сторону развития специальных институтов, которые могли бы либерализовать экономические отношения, заниматься защитой прав инвесторов и частной собственности, сделано не было», — сетует она.

Эксперт полагает, что основной макроэкономической задачей, которая будет поставлена в ходе предвыборной кампании Владимира Путина, станет снижение роли государства в экономике и ограничение возможностей госкорпораций, которые последние пять лет называют главным источником высоких цен на внутреннем рынке. «Когда-то они явились ключевой экономической темой его предвыборной кампании, и тогда это было более чем актуально: разгоралась борьба с олигархическими структурами и излишней централизацией частного капитала в руках людей, близких к предыдущему президенту. Сейчас же госкорпорации, выполнившие свою как политическую, так и экономическую функцию, вполне могли бы сами подвергнуться процессам децентрализации», — поясняет она.

Евгения Абрамович напоминает, что один из ключевых тезисов, которые переходят из одной предвыборной кампании действующего президента страны в другую, — проведение структурных изменений в системе российской экономики, главное из которых — снижение влияния сырьевого сектора и развитие внутреннего товарного производства и обрабатывающей промышленности. Думается, в рамках текущего предвыборного периода в качестве декларативных целей будут объявлены именно они, предполагает руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA.

«Не стоит забывать и о внешнеэкономической деятельности, которая в последние четыре года переживает не лучшие времена, — продолжает Евгения Абрамович. — Возможно, для того чтобы привлечь западноориентированный электорат, еще одним экономическим тезисом предвыборной кампании Путина станет смягчение риторики по отношению к Западу и открытое участие в торговых инициативах, которые наконец начал претворять в жизнь Дональд Трамп. Также не исключено, что деятельность Администрации президента будет направлена на скорейшее снятие санкций с России».

В отношении налоговой политики, в особенности в части регионов, как считает эксперт, скорее всего, ничего не изменится, однако готовность их снизить, вероятно, будет озвучена. «Россия — страна с одной из самых низких налоговых ставок, при этом с одним из самых высоких косвенных налогов. И для развития тезисов об улучшении благосостояния населения, скорее всего, этот феномен будет озвучен как цель для предстоящих экономических реформ. Четкого плана действий в этом экономическом аспекте у Путина, чувствуется, нет, хотя в этот раз он вряд ли проигнорирует эту тему», — добавляет она.

Что же касается микроэкономического блока, которому традиционно в предвыборных кампаниях Владимира Путина отводилась второстепенная роль, вероятно, им будет анонсирован переход от выполнения социальных обязательств государства к повышению благосостояния работающей части населения. «Едва ли пенсионная реформа, которая так до конца и не проведена, вообще как-то будет фигурировать в предвыборной кампании. Напротив, по логике вещей он всеми силами должен обращать внимание электората на готовность обеспечить достойную оплату труда и стремление повышения производительности труда граждан. Не исключено, что за основу будет взят опыт развитых стран, стремительный экономический рост которых в XX веке начинался именно с роста производительности труда и роста числа высококвалифицированных специалистов в самых разных областях. Этот тезис упирается в реформы в образовании, но в рамках предстоящей предвыборной кампании Путина эта тема, предположительно, получит освещение в меньшей степени, нежели обычно», — подытоживает Евгения Абрамович.

Предприниматели хотят поддержки

Пока не ясно, какое место в экономическом блоке предвыборной программы действующего президента будет уделено теме поддержки бизнеса и стимулирования деловой активности. Хотя она занимала одно из центральных мест в предыдущей предвыборной повестке Владимира Путина. Тогда как вопросы поддержки малых и средних частных компаний, в сегодняшних условиях испытывающих как негативное влияние экономических трендов, так и гнет старых и до сих пор не решенных проблем (административные барьеры, налоговое давление, ограниченный доступ к финансовым ресурсам), продолжают оставаться актуальными для предпринимательского сообщества.

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава Комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко считает, что предложений по улучшению делового климата в предвыборной программе президента ждать не стоит.

«На мой взгляд, в предвыборной кампании Владимира Путина будут темы, касающиеся каждого гражданина. Не зря объявление об участии президента в очередной предвыборной кампании было сделано на одном из заводов. В связи с этим, несомненно, предвыборная программа будет обращением к основной электоральной массе, поскольку именно до их сердец Владимир Путин должен достучаться. Предприниматели в общей массе не являются целевой группой этой предвыборной кампании. То, что они испытывают на себе в последнее время, идет в разрез с удовлетворением их интересов как электоральной группы», — говорит он.

Поэтому, полагает Алексей Головченко, речь пойдет о том, что нужно поднимать уровень жизни, зарплату, снижать проценты по ипотеке, строить больше детских садов, делать школы комфортнее, снижать цены на лекарства, увеличивать материнский капитал и т.д. «Предпринимателям же больше интересны такие вопросы, как: формирование справедливости со стороны судебной системы (поскольку сегодня многие споры «предприниматель — государство» априори выигрывает государство), создание справедливой системы работы налоговых органов (сейчас же существует множество абсурдных требований к предпринимателям). Однако таких тем мы, скорее всего, не увидим», — заключает он.

Между тем экспертное сообщество готово выдвинуть свои рекомендации по развитию бизнеса, которые могут войти как в предвыборную программу президента, так и стать планом действий властей в этой сфере на ближайшие шесть лет.

Доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Виктор Солнцев убежден в необходимости изменения системы государственных приоритетов в пользу малого и среднего бизнеса. Для этого потребуется пересмотреть стратегию социально-экономического развития России и регионов, а также ограничительные положения и нормативные акты, высвободив скрытый потенциал роста экономики. «Реальный, а не учитываемый статистикой годовой оборот МСП может составлять более половины общероссийского», — отмечает он. Другая мера — обеспечение реального доступа всех МСП к госзакупкам благодаря упрощению процедуры участия в тендерах и обеспечению своевременной оплаты выполненных работ без задержек и «откатов». На среднесрочный период, три–пять лет, эксперт предлагает снизить налоговое бремя, освободив МСП от уплаты части налогов на прибыль, имущество, НДС, в два раза снизить ставку страховых взносов.

Также, считает Виктор Солнцев, следует обеспечить защиту МСП от незаконных поборов «и прочих „сборов“ на нужды муниципальных служащих и внутренних органов (рэкет, вымогательство, силовой захват бизнеса). Необходимо создать систему учебных центров и бизнес-акселераторов, обучая и вовлекая активную часть молодежи в приоритетные направления экономического развития, технологическое и социальное предпринимательство. Важное значение будет иметь упрощение таможенных процедур и стимулирование внешнеэкономической деятельности МСП (при условии исключения административных барьеров). Нужно осуществлять и реальную финансовую поддержку бизнеса, предоставляя льготные беззалоговые кредиты при государственных гарантиях и страховании ущерба, поддерживать формирование общественного финансирования МСП через краудфандинговые платформы. Также целесообразно «создать информационную систему — портал общероссийской и международной кооперации МСП, обеспечив поддержку смартконтрактов и контроль качества продукции и услуг, интегрировав ее в порталы госзакупок», — добавляет эксперт. К тому же, по мнению Виктора Солнцева, следует «провести амнистию предпринимателей по экономическим преступлениям, предоставив им возможность работы в прозрачных условиях общественного контроля профессиональными сообществами в течение некоторого срока (два–три года)». Наконец, большое значение имеет формирование позитивного имиджа предпринимательства, то есть «с помощью СМИ и телекинокомпаний создать привлекательный образ честного и успешного предпринимателя, активно взаимодействующего с заинтересованными в развитии МСП органами власти, платящего все налоги, предоставляющего прозрачную отчетность, участвующего в общественной жизни страны и мира», — заключает эксперт.


МНЕНИЯ БОССОВ

Денис МЕРКУЛОВ, юрист, общественный деятель, председатель федерального совета ВПП «ИПР России»:

Если рассматривать позиционирование России в мире — это то, чем занималась внутриполитическая пропагандистская повестка: это изменение России в сторону сверхдержавы. Однако обратите внимание, что Владимир Путин сообщил о своем участии в президентских выборах на заводе, выступая среди рабочих, как бы показывая, что отнюдь не военная техника сейчас в приоритете. Прошло несколько дней, и президент заявил, что мы закончили военную операцию в Сирии (основную часть этой военной операции). Тем самым, по моему мнению, одной из тем его президентской кампании будет, во-первых, мир, во-вторых, промышленность, в-третьих, импортозамещение, в-четвертых, инновации в промышленности с опорой на научные достижения и разработки.

Александр ФИЛИМОНОВ, партнер Artisan Group Public Relations:

Не думаю, чтобы предвыборная кампания Владимира Путина в 2018 году чем-то существенно отличалась от всех предыдущих, хотя Россия — это уже совсем другая страна, нежели та, что досталась ему в 2000-х. Скорее всего, важными пунктами его программы будут национальный вопрос, вопрос экономического благосостояния нации, а также вопросы международной политики. Ожидается, что Путин начнет призывать смягчить риторику по отношению к Западу, однако остаться верным принципам безоговорочного преследования собственных национальных интересов. Другими словами, он попытается создать ощущение возвращения к «сытым» 2000-м и возвращению к мировой интеграции.

Что касается финансового сектора, наиболее вероятно его декларативное стремление возобновить более мягкую кредитно-денежную политику и возврат убежавшего капитала на родину. Не исключено, что эти два пункта станут главными в его предвыборных обещаниях, так как именно эти две проблемы (помимо наболевшего вопроса реальных доходов россиян) наиболее актуальны для большинства электората.

С некоторой уверенностью можно предположить, что в качестве экстремального пункта своего плана на будущие шесть лет президентства Владимир Путин объявит содействие проведению референдумов в ЛНР и ДНР о самоопределении. С одной стороны, терять России в отношениях с поддерживающим разваливающееся украинское правительство Западом уже нечего. После вступления в действие очередного пакета санкций со стороны США реальных рычагов давления на Россию у ЕС и Штатов не останется. С другой же — разрушенные войной, хотя и благодатные с точки зрения природных ресурсов и промышленной инфраструктуры и теперь уже, скорее всего, бывшие области Украины — это огромная нагрузка на российский бюджет, с трудом переваривший Крым и по факту не слишком осчастлививший местных жителей. Косвенно о возможности такого пункта говорит смена власти в ЛНР и весьма решительная помощь ДНР в учреждении порядка в области.

А вот вопросы Фонда национального благосостояния, пенсионной реформы, образовательных реформ и реформ здравоохранения, скорее всего, будут оставлены за кадром главных пунктов предвыборной программы. С одной стороны, безусловно, эти аспекты в предвыборной программе должны присутствовать — и в том или ином виде они обязательно окажутся отражены. Другое дело, что ничего решительно нового предлагаться не будет, а напротив, будет предложено «поработать над ошибками», поскольку все самые непопулярные и резонансные изменения подписал Путин.

Конечно, обойти стороной улучшение государственного управления и противодействие коррупции было бы безумием, так что можно смело ожидать, что этому будет уделено немалое внимание. Более того, публичная подготовка к этому уже началась: чего стóят хотя бы выводы Счетной палаты о том, что коррупция в 2017 году стоила бюджету не менее триллиона рублей.

Рустем АХМАДИНУРОВ, вице-президент Союза социологов России:

Основными темами в предвыборной программе Владимира Путина должны стать развитие, справедливость и законность. Страна в последние годы в экономическом плане топчется на месте, снизился уровень жизни большинства населения, растет число бедных. Необходима внятная программа экономического развития с темпами роста не менее чем среднегодовые темпы роста развитых стран, иначе наше отставание в мировой экономике будет только нарастать. Также нужна новая система перераспределения доходов, предусматривающая освобождение от подоходного налога малоимущих граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, с одновременным повышением их для состоятельных граждан. Я имею в виду введение прогрессивной шкалы налогообложения. И, конечно, следует полностью искоренить «телефонное» право в действиях судебной системы, иначе о поступательном развитии бизнеса и гражданского общества мы можем забыть.

Елена РОМАНЕНКО, председатель Координационного совета Межрегионального общественного молодежного движения в поддержку президента РФ, муниципальный депутат двух созывов:

Предвыборная программа главы государства — это, безусловно, внутренняя политика. И ее главными смыслами должны стать национальная идея, через которую и будет формироваться новое поколение, не слышавшее о войне, не знающее времен перестройки, не прочувствовавшее на себе лихие 90-е.

Молодежная политика, вопросы материнства и детства, демография — это оголенный нерв для безопасности страны, ее суверенитета, ее идентичности. И наряду с озвученными мерами по поддержке семей с детьми следует включить в перечень предоставление каждой многодетной семье собственной родовой усадьбы, оборудованной всей необходимой инфраструктурой, прежде всего в виде экопоселений, поселений нового типа.

Борьба с коррупцией. Ежедневно по стране идут задержания чиновников, сотрудников разных уровней. Широкой огласке это не придается, но на местах об этом знают. Однако взяточника это не пугает. Кумовство, родственники, соседи — сложившиеся отношения, из которых и зарождаются коррупционные системы. И начало всему — муниципальный уровень. И именно на этом уровне и следует устранить конфликт интересов взяточника и местного сообщества. Разработаны муниципальные программы, но невелико желание их внедрять. Достаточно эффективных наработок экспертным сообществом, однако этим нужно заниматься. Проще отчитываться по шаблону, где возглавляет комиссию по противодействию коррупции в муниципалитете сам глава этого муниципалитета.

Критические заболевания, такие как онкология, инфаркты, инсульты, СПИД — их профилактика, диагностика и лечение должны стать приоритетами.

Образование. Через образование формируется и национальная идея, и происходит становление человека как личности. Хотя как получить качественное образование, да еще и бесплатное? Кто должен нести контрольные функции за изложенный в учебниках материал? Русский язык, культура, история, семьеведение — вот что поможет сохранить нашу идентичность.

Наконец, необходимо развитие регионов. Во-первых, инфраструктуры городов и сел, логистики между ними. Обеспечение транспортной связанности между собой всех малых городов на основе сплошного покрытия страны малой авиацией и полного восстановления судоходности рек. Без использования рек мы не обеспечим товарооборот в требующихся объемах. Пока будут строиться дороги, есть почти все возможности использовать уже готовый, данный нам природой водный путь. Без судоходства мы не поднимем гигантские районы Дальнего Востока и Восточной Сибири. А они сейчас должны быть в приоритете.

Во-вторых, нужна стратегия развития муниципалитетов до 2030 года, и на основе этой концепции — стратегия развития региона. Хотя опять же не на коленке рисовать цифры, а на основе реальной социологии. Не так давно по настоянию местного сообщества администрация заказала профильному институту просчитать демографию одного подмосковного города. Выяснилось, как ни странно, что городу не хватает женщин. А причиной тому военное училище, выпускники которого ежегодно увозят местных девушек детородного возраста к месту прохождения службы. Соответственно, городу надо компенсировать этот отток, разместив у себя образовательное учреждение, где в большей массе профессия востребована женщинами. Вот это уже подход к написанию стратегии.

Однако, как правило, даже при таком подходе дальше дело не двигается. Поскольку в своей массе в муниципалитеты пришли дилетанты, цель которых не долгосрочное прогнозирование и государственное мышление, а продержаться избирательный срок, пустить пыль в глаза внешним обустройством города и пойти повыше, также не стремясь понять, что такое реальная социология и для чего эта стратегия. О каком развитии, о каких темпах может идти речь, если у нас кадровый голод, нет государственников, нет школы «от рабочего до директора». И это еще один важный блок предвыборной программы.

В-третьих, переход от экономики «Москва — Центр» к экономике муниципальной, основанной на проектных принципах развития существующих и новых городов России. Наблюдается тенденция оттока населения из провинции в крупные агломерации. Поэтому для регионов требуется форсированная индустриализация — создание современных рабочих мест высокой степени достоинства (термин МОТ) в каждом из 1800 муниципальных районов страны.

Здесь же — развитие местного самоуправления. Упорное преобразование главами регионов районов в городские округа уничтожает не просто местное самоуправление, но и возможность активных граждан реализовывать себя в развитии своей малой родины. Губернаторам нужен бюджет, земли и тотальная власть. Отсюда массовые недовольства. Президенту — увести граждан с улиц и вовлечь их в развитие страны.

В-четвертых, газификация регионов. Страна, имеющая такое количество природных ресурсов, до сих пор не газифицирована. Даже ближайшее Подмосковье испытывает трудности с подключением. Невыгодно тянуть трубу к деревне в 30 человек.

Экология. Срочные, современные меры по утилизации, сортировке, переработке ТБО. Жесткая ответственность и власть имущих, и граждан. Страна захлебывается в собственных экскрементах, а это одна из причин приобретения и обострения заболеваний, смертности.

Наконец, пока нет механизма для работы государственно-частного партнерства. Инвесторы не мотивированы на строительство объектов, их эксплуатацию, извлечение прибыли. Для этого необходимы условия и политическая воля. Ведь смысл государственно-частного партнерства — освобождение бюджета от нагрузки. Государству следует лишь создать условия для мотивации инвесторов.

Юрий КУРНОСОВ, директор «Русской аналитической школы» (РАШ):

В настоящее время внешнее и внутреннее положение РФ сложное и противоречивое. Возрастают опасности и угрозы из-за ослабления нашей страны. По оценкам экспертов РАШ, откладывание начала реального развития страны еще на пять лет сделает невозможным переход России к позитивному сценарию превращения нашей страны в одну из лидирующих мировых держав. Через несколько лет даже при желании политического руководства РФ для этого не будет ни денег, ни квалифицированных кадров, ни порядка в государстве.

У России пока еще есть шанс восстановить свой статус великой мировой державы, быстро развиваться и осуществлять свои национальные интересы. Для этого патриотической части в руководстве страны следует укрепить свои позиции и начать настоящее, а не «косметическое» развитие России. Развитие страны необходимо осуществлять не случайным образом, а в соответствии с обоснованной стратегией.

Для успешной реализации стратегии надо найти приемлемое соотношение между личными интересами патриотической части руководства России и объективными требованиями системного подхода, которые нужно выполнять, чтобы можно было успешно осуществить стратегию.

Цена вопроса реализации стратегии развития России известна: придется наступить на интересы крупного офшорного бизнеса, либеральных проамериканских высоких чиновников, коррумпированных сообществ.

Патриотической части руководства нашей страны в ближайшее время предстоит сделать трудный выбор между инерционным и позитивным сценариями развития страны. Повторю, что инерционный сценарий через пять лет перейдет в негативный — в ликвидацию России. Отсутствие содействия развитию России со стороны высших чиновников практически будет означать, что они выбрали негативный сценарий для страны.

Суть концептуального подхода к сохранению и укреплению позиций патриотической части в руководстве России состоит в следующем.

  1. В ходе избирательной кампании 2018 года следует сказать гражданам правду о тяжелом и опасном положении страны, акцентируя при этом внимание на изменении ситуации в мире и появившейся возможности преодолеть имеющиеся трудности. В 2016 году так действовал в США Дональд Трамп и победил сильных противников. Нужно предложить обществу обоснованную стратегию развития России, позволяющую быстро (менее чем за пять лет) превратить страну в одну из лидирующих в мире и значительно повысить качество жизни граждан.
  2. Для осуществления стратегии следует быстро сформировать при участии Администрации президента РФ новую мощную общественно-политическую организацию, способную исполнить функцию субъекта стратегического действия.
  3. Осуществить решение первых двух задач реально и возможно, поскольку у отечественных специалистов имеется задел, позволяющий подготовить за три месяца пригодную для практического использования стратегию развития России. Стратегия развития России — это, по сути, способ перехода из нынешнего состояния страны к образу желаемого будущего России. Существует также технология формирования субъекта, которая была апробирована в 7 регионах в 2016 году и показала хорошие результаты.
  4. В стране есть все условия, чтобы консолидировать народ и власть вокруг решения названных выше задач. Это подтверждает опрос среди экспертов и аналитиков, проведенный во время III Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Консолидация общества: аналитика обеспечения развития России и ее национальной безопасности», которая проходила в ноябре 2016 года в Общественной палате России. Единодушное мнение участников опроса состояло в том, что консолидация общества и власти возможна лишь вокруг следующих общенациональных задач: обеспечения безопасности, повышения качества жизни и развития страны.

Успешный опыт развития СССР (1930–1960 годы), Китая и других стран подтверждает жизненную необходимость такой стратегии. Стратегическое решение руководству РФ нужно принимать быстро. Окно возможностей для реализации позитивного сценария закроется через несколько лет — не более пяти, по нашим оценкам.

Экспертно-аналитическое сообщество страны, в консолидации которого активную роль играет РАШ, способно оказать значительное содействие разработке стратегии России, опираясь на целостный системный подход. Следует применять обоснованный проектный метод, а не случайный фрагментарный, который пригоден лишь в ситуации, когда надо вносить незначительные изменения в отдельные части существующей системы. Сейчас в России нужно принципиально изменить имеющуюся систему, чтобы превратить нашу страну в одну из лидирующих держав.