На кредитной игле

БОСС-политика | Сюжет месяца/Регионы
Текст | Сергей ПЕТРОВ

По данным экономических ведомств, закредитованность регионов усиливается.

Политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов считает, что причины просты: расходы превышают доходы, поддержки федерального центра тоже не всегда хватает, и регионы вынуждены обращаться за кредитами в банковские организации. Долги за счет процентов растут, регионы берут новые кредиты, чтобы расплатиться со старыми, и ситуация усугубляется еще больше.

«Коммерческие банки не отказывают региональным властям в перекредитации, несмотря на уровень задолженности, так как знают, что возврат этих долгов обеспечен государством, — замечает эксперт. — При этом многие регионы имеют возможность получать бюджетные, а не коммерческие кредиты по более низкой ставке, хотя все равно предпочитают банки, и здесь усматривается коррупциогенный фактор. Бороться с закредитованностью можно и нужно посредством привлечения дополнительных средств в региональные бюджеты. Одним из таких инструментов выступают облигационные займы».

Другим вариантом снижения роста госдолга, по его мнению, является работа с крупными налогоплательщиками региона. И, конечно, необходимо усиление работы по привлечению инвестиций и, как следствие, дополнительных налоговых отчислений в бюджет. Кроме того, в целях снижения долговой нагрузки на регионы президент принял решение реструктурировать кредитные задолженности практически всех субъектов Российской Федерации сроком на семь лет.

Отдельная проблема — закредитованность населения в регионах, уточняет Ярослав Салеев, основатель компании «Кабинет финансовой помощи». «Давайте, — предлагает он, — выделим, что влияет на высокую закредитованность населения. Во-первых, распространена спекуляция кредитными продуктами. В регионах на каждом углу можно увидеть рекламу кредитной организации, которая предлагает взять деньги здесь и сейчас. Это легко объясняется низкой стоимостью рекламных мест по сравнению с Москвой. А так как основные кредитные организации находятся в Москве, на такой рекламный бюджет можно разгуляться. Во-вторых, в регионах более высокий уровень безработицы. В-третьих, более низкий уровень финансовой грамотности. Люди не готовы к тому, что их доход пока не вырос, а отдавать приходится больше. В-четвертых, в регионах люди более „голодные“ до новых товаров/услуг, больше стараются купить в кредит. В-пятых, огромное желание кредиторов увеличить свой портфель. Доходит до того, что клиентам продают кредит, который по факту им не нужен. Высокая закредитованность ведет к тому, что основную часть своих доходов граждане тратят на обслуживание кредитов, что приводит к понижению покупательной способности и упадку экономики».

Решать эту проблему, считает эксперт, надо с малого. По теории «разбитых окон» следует исключить выдачу ненужных и необоснованных кредитов. «К примеру, — предлагает Салеев, — не выдавать товарный кредит на срок больше, чем срок эксплуатации данного товара. Будет неправильно платить за телефон два года, который прослужит максимум год, а такие ситуации сплошь и рядом. Гражданин должен четко осознавать ответственность за взятый кредит».

Управляющий партнер юридической компании «ЭНСО», президент Института развития и адаптации законодательства, глава Комитета по оценке регулирующего воздействия общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексей Головченко уверен, что «закредитованность регионов объясняется неэффективностью фискальных органов в конкретном регионе».

Фискальные органы, по его мнению, идут по пути наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы использовать фискальную систему как стимулирование предпринимательской активности (как говорил президент), они буквально сдирают последнюю шкуру с граждан. Если они видят предпринимателя с открытыми активами, то не стесняются выжимать из него побольше сока. Они занимаются откровенным обдирательством честных предпринимателей, вместо того чтобы обратить внимание на абсолютно серые сферы, поскольку так им действовать проще. Хотя серых ниш, которые не облагаются практически никакими налогами, у нас очень много: сфера такси, парковочный бизнес, наружная реклама и т.д.

Подобная неэффективность фискальной системы, по словам эксперта, приводит к тому, что коммерсанты принимают решения либо о переводе бизнесов в другие регионы, либо об уменьшении деловой активности, либо о выходе из бизнеса и вложении средств в ОФЗ.

«В Свердловской области, скажем, одна сфера такси могла бы приносить в бюджет около двух млрд налоговых поступлений в год, — говорит Головченко. — Однако большой пласт работы, для того чтобы добраться до серого бизнеса, не дает воплотиться честной модели налогообложения. Для равномерного распределения налоговой нагрузки необходимо поработать над законодательством и ввести новые нормы. Нежелание напрягаться, чтобы собирать деньги со скрытых ниш, приводит к тому, что открытые компании истощаются, а со скрытыми не работают. В итоге мы имеем то, что имеем, — закредитованность. Бюджет не сходится с расходами, выпускается все больше ОФЗ, чтобы его поддержать».

«Что же с этим делать?» — задается вопросом эксперт. И отвечает: «Работать над серыми нишами, над выводом их на свет. С закредитованностью регионов можно бороться исключительно с применением подхода к фискальной системе, прописанного в законе, как к мере стимулирования экономической активности предпринимателей. Только в этом случае удастся достичь баланса интересов бюджета и предпринимателей».