Евгений ЧЕКИН: 2018 год будет для республики годом повышения эффективности и улучшения качества управления

БОСС-профессия | Региональное развитие
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Олег ЯКОВЛЕВ

Евгений Чекин возглавил Правительство Республики Саха (Якутия) в октябре 2016 года. До этого он был одним из руководителей Минэкономики республики, отвечавшим за развитие ГЧП и концессий. Для развития этого направления в 2011 году его специально пригласили в Якутию из европейской части России, где он успешно создавал систему ГЧП в одном из регионов ЦФО.

Сегодня это одно из основных направлений, которое позволяет республике строить объекты социальной инфраструктуры. Однако помимо него глава республики Егор Борисов поставил своему новому премьеру широкий круг задач финансовой и управленческой оптимизации. Об этих задачах Чекин рассказал в интервью нашему журналу.

В повестке федеративных отношений

— Евгений Алексеевич, мы с вами беседуем накануне Дней Якутии в Москве (интервью проходило 12 декабря прошлого года. — Ред.). Что представила республика на этих днях?

— Дни Якутии в Москве — завершение серии больших мероприятий этого года, связанных с 385-летием вхождения Якутии в состав Российского государства. До этого были Дни Якутии на Дальнем Востоке, в начале декабря прошли Дни Якутии в Санкт-Петербурге. Дни Якутии в Москве — традиционное мероприятие, которое мы проводим в столице России каждые пять лет. Это очень важная и правильная региональная инициатива.

С одной стороны, мы демонстрируем свою самобытную многонациональную культуру, главные достижения в развитии науки, искусства, спорта, экономики и бизнеса. Показываем свой уникальный природный и в первую очередь человеческий потенциал, те перспективы, которые республика видит и ставит в виде задач дальнейшего развития, в том числе связанных с реализацией крупных проектов.

С другой стороны, это многовековая история успешного развития национальной республики в рамках нашего единого государства на всех этапах его становления: и во времена царской России, и в советский период, и в современных условиях федеративного устройства. Это хорошая история нашего общего успеха. Об этом обязательно надо говорить. Такая позиция формирует консолидирующую повестку всего российского общества.

Мероприятия пройдут на нескольких площадках: в Совете Федерации, на нашей собственной площадке в Экспоцентре — 3-й павильон полностью посвящен республике. Кроме того, Якутия представлена в 8-м павильоне — дальневосточном. Мы подготовили большую культурную программу, проводим международные спортивные соревнования по национальному виду спорта — мас-рестлингу, где, ожидаем, примут участие спортсмены из 22 стран мира. (В мероприятиях, посвященных Дням Республики Саха (Якутия), в целом приняло участие порядка 30 тыс. чел. —Ред.)

— Якутия — крупнейшее административно-территориальное образование в мире…

— Совершенно верно. Площадь республики — 3 млн 100 тыс. кв. км, что равно площади европейской части России без Республики Коми.

— При том, что население — около миллиона человек.

— Если быть точным, 962 тысячи. При этом мы единственный субъект Федерации, входящий в ДФО, который дает положительный прирост численности населения.

Вручение знака члена правительства главой республики

На первом месте — социальные задачи

— Как удается достичь прироста населения?

— Глава республики, правительство всегда уделяли первостепенное внимание именно социальным аспектам социально-экономического развития. Кроме того, такая уникальная многонаправленная и объемная поддержка государства в социальной сфере делает республику одним из лидеров среди регионов России.

Поддержка касается малообеспеченных групп граждан, многодетных семей, социальной помощи при рождении детей. Это комплексная социальная поддержка сельского населения, потому что у нас в Якутии 35% населения — это сельские жители.

Создаем и возможности самореализации через образование: у нас большая государственная образовательная программа. В Якутске действует Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. На Дальнем Востоке, как вы знаете, всего два федеральных университета — Дальневосточный во Владивостоке и наш в Якутске.

Мы также готовим специалистов по госзаказу в ведущих вузах страны в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Иркутске, Владивостоке, Хабаровске и других городах. Молодые люди на конкурсной основе имеют возможность получить там образование.

— Возвращаются ли они в республику после обучения?

— Больной вопрос. Некоторые, почувствовав столичную жизнь, к сожалению, не возвращаются.

Хотя мы понимаем, что нам важно в первую очередь заинтересовать молодых людей, при этом в последние годы в большой степени уделяем внимание и вопросу целевых форм обучения. К тому же мы всегда имеем возможность пригласить наших уехавших из республики земляков на перспективную работу в Якутии.

— То есть для вас это кадровый резерв?

— Именно так. Крайний Север специфичен. Далеко не каждый сможет здесь жить и работать. В Север ты либо влюбляешься сразу, либо отношения с ним не складываются.

Для меня Север стал любовью с первого взгляда. Однако я знаю немало людей, которые приезжали, а потом не выдерживали и возвращались обратно.

Рецепт развития — ГЧП и концессии

— Вы стали главой правительства после должности замминистра экономики, курировавшего проблематику ГЧП и концессий, перепрыгнув через пару ступенек служебной лестницы. Вероятно, это свидетельствует о важности данной тематики для развития республики?

— Это вопрос к главе республики Егору Афанасьевичу Борисову, чем он руководствовался, когда сделал мне предложение возглавить правительство.

Егор Афанасьевич мог видеть меня в той работе, которую я проводил в Минэкономики республики. В свое время меня пригласили в республику для создания системы государственной политики в области ГЧП и реализации инвестиционных проектов на его основе.

До этого под моим непосредственным руководством была создана такая система в Ярославской области на основе регионального законодательства. Признание этой работы, в том числе на уровне федеральных экспертов, и послужило поводом пригласить меня в республику.

Ключевые стройки — под контролем

В Якутии направление ГЧП сталкивалось с традиционными на тот момент проблемами. В первую очередь это, мягко сказать, настороженное отношение как со стороны общественности, так и со стороны коллег. В СМИ и блогосфере присутствовал черный пиар: мол, это «продажа Родины частями». Конечно, это были заблуждения от недостаточной информированности.

Нашей команде удалось в достаточно короткий срок радикально изменить ситуацию. Сегодня в республике строится порядка 29 объектов ГЧП: детские сады, школы, объекты культуры. Общая сумма инвестиций по таким проектам — около 13 млрд рублей.

Например, по строительству детских садов в Якутии мы реализуем масштабнейшую программу. Начато строительством 22 объекта. В этом году досрочно введено 7 объектов. Проекты ГЧП позволяют поступательно решать проблему повышения качества жизни без экономии на качестве строительства. Если стройка ведется за счет бюджетных средств, часто поднимается вопрос по сокращению расходов. Экономят обычно на комфорте объектов и качестве строительных работ. В рамках проектов ГЧП все параметры зафиксированы. Таким образом, проект «защищен» в долгосрочном периоде, и объект вводится в том виде, в котором он изначально запланирован.

— То есть контракт защищает интересы жителей?

— Совершенно верно. Мы видим отклик людей, когда появляются новые места в детских садах, и это лучшая благодарность за работу исполнительной власти, которая только может быть!

— Именно успешная реализация проектов позволила изменить отношение к ГЧП?

— Прежде всего. Практика — лучший критерий истины.

Кроме того, мы с коллегами — с той командой, которую сформировали по данному направлению в Минэкономики, работали над тем, чтобы преодолевать негативное общественное мнение.

Встречались с представителями пишущей братии, в том числе и с блогерами, с политиками — объясняли, что такое ГЧП и концессии, почему они абсолютно необходимы для развития республики. Отвечали на любые вопросы и были открыты для них. Работали также с сотрудниками государственного аппарата. Где-то было недопонимание, где-то опасение и непринятие предстоящих изменений.

В целом проведенная работа позволила принять республиканский закон о ГЧП.

В результате успешной реализации проектов, информационной и разъяснительной работы волну негатива и сопротивления удалось свести практически на нет.

— Отдельное направление — развитие концессионных проектов?

— Да, это проекты в экономической сфере, в первую очередь проекты в области энергетики. С точки зрения государства, концессии, по сути, одна из самых приемлемых форм привлечения частного сектора в коммунальное хозяйство.

До внесения изменений в федеральное законодательство нам приходилось предостерегать муниципальные образования от рисков передачи объектов общественной инфраструктуры в частную собственность. Сейчас эти вопросы уже законодательно урегулированы.

— На сегодняшний день Якутия — ведущий регион России по реализации ГЧП и концессий?

— Скажем так: среди тех, кто активно этот инструмент использует. Определенные успехи в этом направлении у нас есть. Мы по рейтингу ГЧП-2016-2017 занимаем 24-е место в России и первое место в ДФО.

Открытие выставки предпринимателей

Безусловные обязательства

— Без партнерства государства и бизнеса строить в Арктике невозможно?

— В условиях современной экономики невозможно. Никакого бюджета даже самого богатого региона на развитие арктических территорий не хватит, да и частный сектор далеко не все проекты в силах реализовать самостоятельно без поддержки со стороны государства.

У нас в арктических районах стройка очень дорогая. Там нет практически никаких стройматериалов. Все приходится завозить.

Есть населенные пункты, куда стройматериалы завозятся по два года с учетом сложных логистических условий.

— То есть нужно два года доставлять и хранить стройматериалы?

— По ряду населенных пунктов это так. Подрядчики вынуждены это делать за счет кредитных средств. И услуги транспортных компаний необходимо оплачивать по факту оказания, а также за хранение, за складские мощности. При этом стройка начнется только через два года, значит, объект будет построен на третий год, а то и позже. Соответственно, позже будет получена оплата в полном объеме.

Другая проблема — строители. У нас много населенных пунктов, где до 100–200 жителей, причем в сотнях километров друг от друга, квалификационных навыков работы на строительных объектах нет, выходит, строителей надо привозить в полном составе, особенно с учетом короткого строительного сезона.

Потому школы и детсады в условиях Крайнего Севера становятся «золотыми». Там может учиться и по 20 детей — малокомплектные школы. При этом строить их нужно — это безусловные обязательства государства.

— Сеть лечебных учреждений — насколько это сегодня острая проблема? Вы знаете эту тему лучше, чем кто-либо, учитывая, что вы по первой профессии врач.

— Остроту проблемы удалось снизить за счет республиканского бюджета. Есть определенное несоответствие между объективной необходимостью обеспечения медицинскими услугами в условиях такого крупнейшего региона страны с низкой плотностью населения, нашими расстояниями, транспортной доступностью, множеством небольших населенных пунктов и тем, что рекомендуется на основе федеральных стандартов.

Мы вынуждены превышать нормативы, но идем на это: с учетом территориальной удаленности мы не вправе оставить людей без медицинской помощи. Есть сроки ее оказания, и, следуя этим срокам, мы организуем систему здравоохранения.

В этом году произошел случай, подтверждающий нашу правоту. В Арктической зоне была произведена нештатная посадка самолета, и только силами нашей авиации и медиков в пределах суток удалось эвакуировать людей и оказать им необходимую медицинскую помощь.

Именно благодаря тому, что в республике сформирована система здравоохранения, адаптированная к нашим уникальным северным условиям, помощь людям была оказана, и они выжили.

Пути доступности

— Какое значение имеет для республики транспортное строительство?

— Транспортная доступность — это один из основных сдерживающих факторов развития региона. В настоящий момент в зоне круглогодичной транспортной доступности находится малая часть населения. В республике более 600 населенных пунктов, более 700 тыс. рек, более 500 тыс. озер. Поэтому и строительство, и обслуживание дорог — это серьезная нагрузка на бюджет.

Когда появится дорога, и экономика будет по-другому работать. Возьмем, к примеру, Якутск. Он находится на левом берегу Лены, а железная дорога заканчивается на правом берегу реки — в поселке Нижний Бестях. С учетом того, что переправы три месяца в году нет никакой — полтора месяца весной и полтора месяца осенью, завоз грузов в этот период резко ограничен. Это видно и по ассортименту, и по ценам в магазинах.

Рабочее совещание по вопросу реализации инвестиционных проектов

— Самый важный вопрос — мост через Лену в Якутске, который соединит север и юг республики?

— Да. Строительство моста через Лену приведет к тому, что более 70% населения будет в круглогодичной доступности, так как он соединит три федеральные трассы: «Лену», «Вилюй» и «Колыму». Мост обеспечит постоянное транспортное сообщение Западной, Южной и Восточной Якутии. Все подготовительные работы по запуску строительства моста были проведены, даже разыгран конкурс на право подписания концессионного соглашения, однако помешал кризис. Правительство республики сейчас ведет активную работу по возобновлению реализации данного проекта совместно с Минтрансом России и Росавтодором.

В целом Федерация очень много сделала для улучшения транспортной ситуации в республике, вложила серьезные бюджетные средства в дорожную инфраструктуру. Построены три федеральные автотрассы: с юга до Якутска — федеральная трасса «Лена», трасса «Вилюй» на Мирный, трасса «Колыма» на северо-восток республики.

— В советское время вся страна была накрыта сетью малой авиации, теперь этого нет.

— Авиация в Якутии — первый вид транспорта. Я сторонник большей либерализации в отношении малой авиации, с тем чтобы при соблюдении жестких технических нормативов и регламентов, требований к пилотам, к регулярности технического освидетельствования самолетов разрешить летать авиапредприятиям, в парке которых даже один самолет или вертолет.

Это напрямую снизит порог вхождения в данный узкий сегмент рынка авиаперевозок, что будет способствовать развитию конкуренции и в конечном итоге быстрее позволит насытить этот рынок предложением транспортных услуг. Однако еще раз хочу подчеркнуть: это должно происходить при строгом контроле авиаперевозчиков со стороны государства, так как ключевая задача — безопасность пассажиров, безусловно, стоит на первом месте. Поэтому снижать барьер вхождения в рынок следует постепенно, но делать это необходимо.

— То есть нужны малые авиапредприятия?

— Да, в том числе, может быть, и ИП. При этом они должны выполнять все лицензионные требования: требования к авиационной технике, ее техническому обслуживанию, требования к налету и квалификации пилотов и т.д. Предпринимателей, готовых купить один-два самолета, я думаю, будет достаточно. Это явилось бы серьезным подспорьем в решении транспортной проблемы.

Проекты и процессы

— Какие организационные изменения вы предприняли, возглавив правительство республики? Одно из крупных направлений, насколько мы знаем, — развитие проектного управления.

— Развитие проектного управления — инициатива главы республики. Когда Егор Афанасьевич пригласил меня на должность председателя правительства республики, он сразу поставил задачу по активному развитию данного направления.

Мы в достаточно короткий срок разработали нормативно-правовую базу и запустили ряд пилотных проектов. Это сочеталось с полномасштабной кампанией обучения государственных и муниципальных служащих. Так, за 2017 год обучение основам проектного управления прошло порядка 1000 сотрудников.

В результате проделанной работы наш проектный офис завоевал третье место в России, при том, что участниками конкурса были сильнейшие регионы страны, которые внедряли проектное управление по пять и более лет.

Хотя мы отдаем себе отчет, что одним проектным управлением мы точно не решим все вопросы, которые стоят перед правительством. Не менее важно процессное управление. Проектное управление потенциально охватывает 20–30% задач, стоящих перед государственными гражданскими служащими, а остальные 70–80% трудозатрат времени занимают текущие операции — стандартные процессы, в том числе направленные на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Изучая далеко не новые, но эффективные методы управления в бизнесе, такие, как бережливое производство, система сбалансированных показателей и другие, мы видим, что именно за счет правильно настроенного механизма постоянного совершенствования процессного управления может быть обеспечена высокая эффективность и в государственном секторе.

До сих пор системной работы по сокращению не просто сроков, но и стоимости предоставления государственных услуг не наблюдалось, а это как раз одна из ключевых задач процессного управления.

Одна из главных задач — поддержка образования

— Скорее всего, сокращение сроков происходит чисто административным путем.

— Потому нужен комплексный подход: анализ процессов, ликвидация лишних, дублирующих операций, выявление возможностей автоматизации тех или иных процессов, сокращение сроков оказания услуг и их стоимости не в ущерб качеству.

В стране нет практики анализа стоимости государственных и муниципальных услуг, а ведь речь идет об огромных деньгах! Например, численность бюджетников, включая служащих. Насколько она обоснована и как должна измениться при максимально эффективной организации работы?

Эксперты, с которыми мы взаимодействуем, считают, что можно безболезненно сократить порядка 30% чиновников. Каков на самом деле эффект, должен показать тщательный анализ и системно структурированная деятельность по повышению эффективности работы госслужащих. Сокращения — это точно не задача. Задача на предстоящий год — повышение эффективности и результативности правительства.

Это требует постоянного внимания, так как есть теория, что если в организации работает больше 900 человек, то она начинает жить своей автономной жизнью.

— Становится самоорганизующейся?

— Совершенно верно. Люди ходят на работу, проводят совещания, утверждают друг другу планы, оценивают результативность их выполнения, обосновывают дополнительную потребность в штатах, а внешний мир может перестать играть для них какую-либо существенную роль. Особенно это характерно для некоммерческих структур, в том числе организаций бюджетного сектора.

Отдельное направление — повышение эффективности корпоративного сектора, находящегося в собственности республики. Он у нас большой, потому что перед правительством стоят задачи жизнеобеспечения. Это водный, авиационный транспорт, энергетика, коммунальная, дорожная инфраструктура и многое другое.

— ГУПы?

— В каких-то случаях ГУПы, в какихто — АО с доминирующей долей республики.

С тезисом, что самый эффективный собственник — частник, я в большей мере согласен, хотя при этом никто не снимает с нас задачи стать эффективным государственным собственником.

Вопросов повышения качества и эффективности управления назрело много, и они постоянно стоят в повестке дня обсуждения с Егором Афанасьевичем.

Речь идет, в частности, о формировании на уровне правительства Центра управления изменениями. Глава региона поручил мне этим заняться напрямую.

В рамках этого центра будет целый ряд направлений: развитие проектного и процессного управления, управления кадрами и компетенциями, повышение качества стратегического менеджмента на уровне региона и корпоративного управления хозяйствующими субъектами, формирование единой информационной платформы и интеграции отраслевых ИТ-решений и программ.

Начнем со Стратегии социально-экономического развития республики. В первую очередь нам необходимо увязать цели и задачи стратегии с целями и задачами госпрограмм и добиться того, чтобы каждое мероприятие было оцифровано с точки зрения результатов и влияния на достижение целей. Это важно для фокусировки на результативности, так как остальные процессы методологически и технически помогают повышать эффективность. Они будут разворачиваться параллельно.

— Станете заниматься развитием системы одного окна для бизнеса и граждан — МФЦ и их аналогов?

— В том числе. Модель МФЦ — это фронт-офис всей системы публичных услуг от государственных и муниципальных до услуг естественных монополий. Однако в Якутии есть существенная специфика. Поэтому это очень эффективный механизм работы с потребителями в условиях наших региональных транспортных ограничений и ограничений по предоставлению услуг связи.

К тому же сельское население имеет определенную ментальность: они привыкли непосредственно общаться с представителями тех или иных государственных организаций, у них в меньшей степени есть навыки и готовность работать посредством интернета.

Кадровый потенциал оптимизации

— Важное направление оптимизации госаппарата — кадровое?

— Безусловно. Люди — это главный ресурс и фактор эффективности системы. Здесь три момента. Первый — это оценка персонала. Я участвовал в программе «Лидеры России», дошел до полуфинала, дальше не стал участвовать. Но на тестах я себя проверил, и мне очень понравилась такая жесткая и объективная система оценки и отбора. Хочу взять на вооружение подобные подходы и внедрить в рамках деятельности нашей Высшей школы инновационного менеджмента при главе республики.

Второе направление — запуск и поддержка системы образования и самообразования для государственных гражданских служащих. И третье — мониторинг развития персональных компетенций, прежде всего у участников и кандидатов кадрового резерва.

 Кроме того, важное направление — ИТ-интеграция. В его рамках предстоит выявить на каждом рабочем месте, в каждом органе исполнительной власти те технологии, которые могут сократить, облегчить, оптимизировать труд наших служащих, в том числе путем формирования единой информационной системы на основе ситуационного центра при главе республики. Это в значительной степени сократит внутренний документооборот между органами власти.

— Целевой показатель — сокращение госаппарата примерно на 30%?

— Нет. У нас нет цели сократить. У нас есть задача обеспечить максимальную эффективность и результативность деятельности органов исполнительной власти и правительства в целом. Если мы выйдем на обоснованность сокращений, то это будет планомерный процесс.

— Однако сокращение государственных служащих — это увеличение предложения на рынке труда. Чтобы не было проблем с занятостью, нужно увеличить и спрос.

— Именно так. Бывшие чиновники — достаточно компетентные и не обделенные знаниями люди, которые должны найти себя в негосударственном и прежде всего в коммерческом секторе.

Для решения вопроса создания новых рабочих мест и обеспечения самозанятости на основе предпринимательства мы планируем в ближайшее время создать специальный республиканский фонд развития местного производства.

Планы — на полный цикл

— Как находите взаимопонимание с фракциями Ил Тумэна республики?

— Мои двери открыты для всех депутатов. Работаем в основе своей конструктивно, потому что на самом деле у нас общая задача — повышение качества жизни населения республики. Проблемных вопросов хватает, поэтому встречаемся с рядом руководителей фракций достаточно часто. Считаю, что открытость и объективность — лучшие помощники в урегулировании спорных и сложных ситуаций.

— Каковы ваши главные достижения за более чем год работы в качестве главы правительства?

— Когда ты идешь работать на полный цикл, ты для себя можешь ставить полномасштабные и результативные задачи, формировать программу действий. За год, к сожалению, сложно реализовать что-то масштабное. Как я уже говорил, предложение Егора Афанасьевича явилось для меня неожиданностью. И нельзя сказать, что я пришел на пост председателя правительства республики со своей программой. Хотя сейчас она сформирована.

Главная проблема, с которой нам необходимо было справиться в текущем году, — управление государственными финансами в условиях сокращающихся доходов республиканского бюджета. Сокращение собственных налоговых и неналоговых доходов произошло почти на 11 млрд рублей. Очень сложным оказалось исполнение бюджета. Тем не менее нам удалось сократить суммы дефицита кассового исполнения бюджета. В настоящее время ведется большая работа по урегулированию возникающей кредиторской задолженности.

Определенная сложность заключалась в формировании понимания новой бюджетной реальности и у членов правительства, и у депутатского корпуса. В предыдущие годы бюджетные доходы постоянно росли, поэтому сложился стереотип развития, основанный на получении дополнительного финансирования новых направлений и мероприятий. Однако в условиях сокращающихся доходов далеко не сразу коллеги смогли понять, как организовать отраслевое финансирование с учетом постоянно появляющихся новых задач и необходимости сокращения расходов уже принятых государственных программ. В целом я высоко оцениваю ту командную работу, которую мы проделали в текущем году. Хотя эти задачи перед нами стоят и в 2018 году.

— Однако проекты, касающиеся качества жизни, сокращаться не будут?

— У нас принят социально ориентированный бюджет. Многие бюджетные статьи являются защищенными, такие, как зарплата, поддержка наиболее нуждающихся слоев населения. Ищем решения, которые способны в наименьшей степени негативно повлиять на человека.

Поэтому ключевой путь — это повышение эффективности управления всей бюджетной сферы. В плохой системе даже хорошие специалисты будут работать плохо.

Создать эффективную систему, обеспечить рост необходимых компетенций сотрудников — основная задача нашего правительства.

Весь этот комплекс стоящих перед правительством задач, о котором мы сегодня говорили, и есть для меня главный внешний вызов и главный внутренний мотиватор на посту председателя правительства республики.


ЧЕКИН Евгений Алексеевич родился 24 августа 1973 года в Ярославской области. Окончил Ярославскую государственную медицинскую академию, Всероссийский заочный финансово-экономический институт.

В 1997–1998 годах учился в интернатуре в Ярославской государственной медицинской академии. В 1998–2002 годах — врач станции скорой медицинской помощи. В 2002– 2003 годах — главный врач санатория-профилактория. В 2003– 2005 годах — директор автономной некоммерческой организации «Региональный фондовый центр». В 2005–2007 годах — главный экономист финотдела, главный менеджер по лизинговым операциям, старший кредитный эксперт ОАО «БИНБАНК».

В 2007 году — директор филиала ОАО «РК „Номослизинг“».

В 2008–2009 годах — исполнительный директор обособленного подразделения ОАО «ВТБ-лизинг».

В 2009–2011 годах — начальник отдела ГЧП Департамента экономического развития Ярославской области.

В 2011–2012 годах — руководитель департамента государственно-частного партнерства Министерства экономики и промышленной политики РС(Я).

В 2012–2016 годах — заместитель министра экономики РС(Я).

С октября 2016 года — председатель Правительства Республики Саха (Якутия).