Ядра России

Страница редактора

Дискуссия между Алексеем Кудриным и Сергеем Собяниным на Общероссийском гражданском форуме (на конференции в его рамках «Будущее экономики страны: роль агломераций») заставила заговорить о том, какое значение имеют для развития России крупные агломерации. Прежде всего московская, которую представлял Собянин. Выступая на пленарном заседании, Сергей Семенович назвал ее ядром России: население — 35 млн человек, производительность труда — в 2,5 раза выше, чем в среднем по России.

При этом людей, проживающих в сельской местности и небольших городах, он назвал лишними. «Им там нечего делать», — сказал мэр. Кроме того, Москва выступает якорем для удержания интеллектуального потенциала России. Приезжая в Москву из депрессивных регионов, такие люди не уезжают за границу, и, таким образом, благодаря высокому уровню жизни и хорошим условиям труда в столице Россия не теряет свой потенциал.

Алексей Кудрин же призвал не восхищаться московским кейсом, а развивать другие крупные агломерации, чтобы таких ядер, как Москва, стало больше. А также укрупнять субъекты Федерации и децентрализовать власть.

С Кудриным трудно не согласиться. Невозможно развивать Нечерноземье, СевероЗапад, Сибирь и Дальний Восток вахтовым методом: слишком дорого. Там необходимы крупные агломерации. Учитывая традиционную для нашей страны столицецентричность, характерную для нее и в советское, и в досоветское время, один из способов решения проблемы — перенос значимых институтов власти, а также офисов ведущих корпораций в крупные региональные центры. Это стимулирует решать проблемы качества жизни в соответствующих городах, заставляет дотягивать его до столичного, привлекает бизнес в такие города.

Впрочем, перенос федеральных институтов власти и офисов корпораций в Петербург себя не вполне оправдал: для федеральных структур даже такое не дальнее от Москвы положение не слишком удобно. Потому главных способа видится два.

Первый — там, где есть потенциал усиления значения городов-миллионников, например, таких как Новосибирск или Иркутск, — создание вокруг них больших субъектов Федерации. Второй — усиление значения федеральных округов и передача большого числа управленческих полномочий в «окружные филиалы» федеральных органов власти.