Малые укрупнятся

БОСС-политика | Сюжет месяца/Малый бизнес
Текст | Василий ЛАКТИОНОВ

Правительство расширило доступ малого бизнеса к крупным заказам.

Генеральный директор федеральной электронной площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков считает, что озвученная инициатива действительно должна способствовать значительному расширению списка заказчиков, которые обязаны осуществлять часть своих закупок у малых и средних предприятий. «Однако не стоит забывать, — говорит он, — что, когда речь заходит об МСП, всегда актуален вопрос гарантийного обеспечения и сроков оплаты. В данном случае мы прогнозируем повышение спроса на различные финансовые инструменты в закупках: банковские гарантии, тендерное кредитование, факторинг — все, что ориентировано в первую очередь на МСП».

Инвестиционный аналитик Global FX Сергей Костенко убежден, что решение Правительства РФ о том, чтобы допустить к госзаказам более расширенный список компаний малого и среднего бизнеса, — важная веха в жизни российского предпринимательства. Расширение количества предприятий, у которых государство планирует закупать ту или иную продукцию, с 419 до 1596, по его мнению, позитивный сигнал. Оно не искореняет главные проблемы отечественного товаропроизводителя, о которых власть рассуждает годами: как говорится, воз и ныне там».

Он уточняет: «Решение „партии и правительства“, как говорили в незапамятные времена, действительно позитивное, правда, пока для ограниченного количества компаний. А как работать другим в нынешних условиях падения уровня жизни, покупательной способности жителей России? Как им выживать в условиях все еще высоких процентных ставок по кредитам и сохраняющегося чиновничьего произвола, особенно на периферии»?

Решение правительства и лично его главы Дмитрия Медведева, по мнению эксперта, решает лишь малую часть проблемы и ярко показывает, что в современных трудных экономических условиях «плечо» государства по-прежнему важный элемент выживания национального бизнеса. «Система государственного капитализма, которая фактически сложилась в стране, позволяет существовать в полной мере и довольно спокойно компаниям, в той или иной степени связанным с государством, которое „поможет и прикроет“, если надо», — замечает Костенко.

Доступ к государственным ресурсам, как он подчеркивает, всегда был лакомым куском не только у нас, но и за рубежом, правда, там это малая часть национальных экономик, а у нас, наоборот, значительная, что ненормально для стран с заявленной рыночной экономикой. «Поэтому, приветствуя решение правительства, убеждены, что это ни в коей мере не решит главной проблемы национального товаропроизводителя — доступ к финансовым ресурсам и зависимость от низкого потребительского спроса», — заключает он.

Валютный стратег ГК TeleTrade Александр Егоров считает, что снижение для заказчиков порога по годовому объему выручки с 2 млрд до 500 млн рублей, которое приняло Правительство РФ, расширяет количество участников, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, получающих доступ к крупным заказам. «Как выразился глава кабмина Дмитрий Медведев, эти решения позволят дополнительно привлечь к участию в закупках более тысячи новых заказчиков федерального и регионального уровня, — говорит эксперт. — И уже в следующем году увеличить объем закупок у малого бизнеса до 3 трлн рублей».

Перевод тендеров в электронную форму, по его мнению, повысит транспарентность государственных закупок и поможет новым участникам конкурировать с теми, кто ранее строил свой бизнес с ориентацией на освоение государственного бюджета.

Виктор Солнцев, доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС, напоминает, что согласно Закону РФ «О госзакупках» с 2018 года 15% объема должны доставаться малому и среднему бизнесу, микропредприятиям, индивидуальным предпринимателям и владельцам патентов. Это так называемая квота прямых закупок госкорпораций у МСП, обещанная при принятии закона и увеличивающаяся с 10% в текущем году до 15% в будущем выборном и футбольном году.

«Примерный объем заказов в 2018 году составит около 3 трлн рублей, — говорит он. — Это звучит очень оптимистично и направлено на поддержку малого бизнеса. Думаю, что другие мои коллеги высоко оценят государственные меры поддержки МСП (в 2017 году — примерно по 1200 рублей на одно МСП в среднем, если 7 млрд рублей финансовой поддержки равномерно раздать 5,7 млн зарегистрированных МСП). На фоне этого „вспомоществования“ 3 трлн рублей — огромная гора по сравнению с могильным холмиком. Однако не в меру пессимистичные эксперты и сами предприниматели подтверждают, что практика получения госзаказов в 2016 году показала: сотни миллиардов рублей до МСП в прошлые годы не доходили (по данным директора ФАС Игоря Артемьева)».

По оценке эксперта, примерно 1% компаний малого и среднего бизнеса привычно потянется к тендерным комитетам госкорпораций и порталам госзакупок. «Эти 60 тыс. часто загодя созданных карманных МСП (примерно 200 тыс. директоров, бухгалтеров и секретарей) выполнят новый объем госзаказов размером 3 трлн рублей, получив в среднем по 50 млн рублей за 2018 год, — сетует Солнцев, — при этом ничего не сделав своими руками, и исчезнут в архиве фирм-однодневок, прокладок, офшоров до поры, когда придется ответить. Остальные 5,6 млн МСП (около 20 млн сотрудников, специалистов, мастеров) будут участвовать в качестве статистов, которым может повезти на субсубподряде получить из выделенных нашим „счастливчикам“ 50 млн рублей всего 10 млн рублей в год на выполнение всех 100% работ за традиционного победителя тендера — аффилированную или просто подставную компанию, выплатив „обналом откат“ или „откатом обнал“ в 3–4 млн рублей за сомнительное счастье сработать себе в убыток, да еще с нарушением Налогового и Уголовного кодексов РФ, а также законов „О противодействии легализации незаконно полученных денежных средств и экстремизму“ на восемь лет общего режима с конфискацией имущества, приобретенного незаконным путем, то есть всего, что есть».

Для начала, поясняет он, банк с первого «левого» транша заблокирует счет. А при невыплате зарплаты сотрудникам оживятся органы правосудия и правопорядка. Налоговая инспекция внимательно проверит все отчеты компании задним числом и попросит выплатить многомиллионный штраф с миллионными пенями.

Судебный процесс, утверждает эксперт, закончится как минимум экономическими мерами. При этом может возникнуть и субсидиарная ответственность «ни в чем не повинного» генерального директора, подписавшего договор с компанией«прокладкой», аффилированной с телом важного ответственного лица, безответственно разорившего государственную казну нецелевым расходованием бюджетных средств в особо крупных размерах.

«Конечно, вышеизложенное — гипотетический и маловероятный сценарий, — подчеркивает доцент РАНХиГС, — не основанный на фактах и документах, а исключительно на субъективных, эмоционально окрашенных суждениях и непроверенных слухах знакомых и незнакомых людей, которые, не обращая внимания на ситуацию, все равно ведут свое малое дело, дающее большой вклад в оборот товаров и услуг (40% и более), но мало вкладывают в бюджет и ВВП (менее 25%), уклоняясь от своей почетной обязанности платить все налоги и спать спокойно, несмотря на все увеличивающиеся незаконные „сборы, поборы и доборы с переборами“».