Малый бизнес России: приказано выжить

«БОСС» в помощь | Предпринимательство
Текст | Виктор СОЛНЦЕВ, доцент кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

Тема развития малого бизнеса в тяжелые для страны годы всегда становится актуальной. После революции 1917 года и Гражданской войны власти России ввели НЭП — новую экономическую политику, разрешившую в сфере обслуживания и мелкого производства частную собственность. После Великой Отечественной войны мелкие приусадебные хозяйства и кооперативы также развивались при поддержке государства.

Сейчас тоже очень непростое время, и снова нужно найти способ дешево и эффективно повысить застывшие макроэкономические показатели. Опыт ведущих стран современного мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Актуальность сферы МСБ подтверждается действиями законодательной и исполнительной властей. Правительство создает Корпорацию МПС по развитию малого и среднего бизнеса, которая всячески старается приумножить эту сферу экономики. В законах о малом бизнесе написано достаточно.

Декларируется немало хороших программ. Однако прошло уже много времени, а структура экономики все равно перекошена в пользу крупных корпораций и компаний с государственным участием. Инфраструктура поддержки сферы малого бизнеса явно недоразвита. Судебные власти, регламентирующие и проверяющие органы создают трудности для существования и выживания малого бизнеса.

Банки с огромным трудом выдают дорогие кредиты под имущественные залоги. Программы госзаказов не допускают реальных исполнителей, предоставляя тендерные площадки аффилированным фирмам и однодневкам. Результатом прошлого года явилось закрытие под разными предлогами почти 700 тыс. компаний, хотя часть процедур закрытия перенесли на начало 2017 года, видимо, для сглаживания статистики. Так что говорить о развитии малого и среднего бизнеса не приходится. Надо говорить о его выживании.

По данным Росстата, ВВП России в 2016 году составил около 80 трлн рублей. Таким образом, потенциально малый бизнес мог бы увеличить ВВП России примерно на 30 трлн рублей (40% ВВП), если бы занимал в структуре экономики РФ место, сопоставимое с экономиками развитых стран мира. В объеме налоговых поступлений малый бизнес, по статистике, имеет не более 10%, в то время как в Европе — более 50%. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, при этом в годовом обороте он достигает более 40%.

Сложившиеся диспропорции — во многом следствие структуры экономики и экономической политики, сформировавшейся за десятилетия. Принимаются многочисленные законы, постановления и программы по вопросу о «поддержке малого предпринимательства». Однако доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, и без того незначительная по сравнению с развитыми европейскими странами, последние годы не растет, а даже сокращается. Если взять всех занятых людей в малом бизнесе (включая микропредприятия), то в России по состоянию на начало 2017 года это примерно 14% от общего числа трудоспособного населения страны. По этому показателю мы отстаем от США и развитых стран Европы в 3,5 раза (50–55% занято в малом бизнесе), от Японии — в 5,8 раза, там 80% занято в малом бизнесе. Такое различие объясняется в том числе высокой теневой составляющей занятости в России.

По оценкам РАНХиГС, теневая экономика занимает около половины легальной экономики России. В основном малый бизнес занят торговлей товарами массового спроса, недвижимостью, существенно меньше — в производстве товаров и строительстве и совсем по чуть-чуть — в транспорте, связи и услугах. Торговля — наиболее распространенный вид деятельности в сфере малого бизнеса. На нее приходится более 58,34% оборота малых компаний. Операции с недвижимостью и строительство — на втором и третьем месте (10,83% и 10,38%). Вместе с тем в производстве некоторых видов продукции доминируют малые предприятия.

По имеющимся оценкам Росстата, малые предприятия производят 50–60% металлопластиковых окон и дверей, вина виноградного, почти 70% рыбы охлажденной. Свыше 97% строительных организаций — это малые предприятия. В сельском хозяйстве на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится около 60% валовой продукции сельского хозяйства.

Такие мировые компании, как Adidas, Lego, Pepsi, Burger King, FedEx, Starbucks и т.д., появились на свет в кризис.

По данным опроса Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиП), проведенного в 2013 году, около 10,5% граждан были готовы открыть свое дело. Одна из первоочередных проблем — это доступность капитала. Построить бизнес, взяв заемные средства, в лучшем случае под 18–20% годовых не очень реальное начинание.

И, пока не будут созданы приемлемые условия финансирования для начинающих предпринимателей и для малого бизнеса в общем, говорить о его развитии преждевременно. Почти 60% малых бизнесменов, опрошенных общественными организациями, считает, что государство не делает ничего для развития малого бизнеса, а оставшаяся часть уверена, что оно всячески пытается развалить то, что уже имеется.

Меры по формированию условий для развития малого бизнеса:

— комплексная работа всех ветвей власти по созданию благоприятной среды для развития малого бизнеса, тонкая настройка стимулов для устойчивого развития малого бизнеса;

— снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, упрощение налогового администрирования до уровней, позволяющих легализоваться представителям «серой» и так называемой гаражной экономики;

— развитие конкуренции;

— создание приемлемых условий для кредитования субъектов малого бизнеса, создание системы государственных гарантий для банков, кредитующих малый и средний бизнес, введение системы залога движимого имущества;

— защита малого бизнеса от избыточного внимания со стороны контролирующих и правоохранительных органов (несмотря на требование главы государства не «кошмарить» бизнес, количество необоснованных проверок, захвата бизнеса путем сфабрикованных уголовных дел не уменьшается);

— повышение престижа предпринимательской деятельности (стремление открыть собственное дело и заниматься бизнесом во многом зависит от отношения в обществе к предпринимательству);

— формирование эффективной независимой судебной системы;

— создание и развитие бизнес-инкубаторов — организаций, предоставляющих на льготных условиях рабочие места начинающим предпринимателям и оказывающих им комплексные услуги;

— поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

— создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.