Регулирование впрок

БОСС-политика | Законопроекты
Текст | Сергей ПЕТРОВ

ЦБ выступил с инициативой ввести регулирование краудфандинга.

Партнер компании Gromanz Евгений Торкановский говорит: «Мое мнение как единственного российского члена Европейской ассоциации краудфандинга при Европейском союзе такое. Начинать регулировать надо то, что недостаточно регулируется существующими законами или значимо с социально-экономической точки зрения. Когда в России крауд-инвесторов едва набирается 100 тыс., расходы на регулирование как со стороны бизнеса (обеспечение выполнения вновь введенных правил), так и государства (содержание соответствующих чиновников, принятие законов, регулирование, поддержка, конечно, со стороны государства определенных бизнес-структур) просто убивают соответствующий бизнес и деформируют конкуренцию, а не защищают крауд-сообщество».

Вячеслав Кокуркин, юрист, эксперт Международного клуба юристов «Найдем адвоката», замечает: «Краудфандинг и так отчасти регулируется действующим законодательством. Предложения и проект Центрального банка все же вызывают некоторые опасения. К сожалению, практика показывает, что велика вероятность „зарегулированности“. Вполне возможно, что введут правила, которые вытеснят из этой сферы многих активных участников. Однако регулирование может быть полезно, если правила будут защищать потребителей, а также поддерживать активных деятелей краудфандинга».

Заместитель председателя совета директоров площадки взаимного кредитования «Город Денег» Юлиан Лазовский считает, что регулирование скорее нужно, чем нет. «Дело в том, что сегодня российский рынок краудфандинга и краудлендинга (P2Pкредитования) практически не регулируется в силу его молодости и относительно небольших объемов. По разным оценкам, по итогам прошлого года объем российского рынка составил около 2 млрд рублей. Это не слишком много, хотя, к примеру, рынок краудлендинга в 2016 году вырос на 400%, и такого же роста мы ждем и в этом году». Самому рынку отсутствие регулирования не мешает, отмечает эксперт, однако в целом российский финансовый рынок зарегулирован довольно жестко, и невстроенность краудфандинга и краудлендинга в общее правовое поле создает всем его участникам проблемы. Например, есть отказы в размещении рекламы P2P-кредитования, так как, по мнению площадок, слово «кредитование» могут использовать лишь банки.

Кроме того, у компаний, применяющих краудфандинг, по словам Лазовского, возникают проблемы с проведением платежей и дальнейшим использованием полученных через специализированные платформы средств, потому что их статус неясен. Регулирование, по его мнению, как минимум закрепит за краудфандингом и краудлендингом статус полноценных участников финансового рынка с отражением его во всех нормах, регулирующих отрасль косвенно.

«Сами же требования ЦБ представляют собой не более чем отражение общих условий работы финансовых институтов на территории России, — уточняет Лазовский. — Большинство площадок P2P-кредитования, и мы в том числе, уже размещает данные и программное обеспечение на территории РФ, анализирует финансовое состояние заемщиков и проводит идентификацию инвесторов. Остальные требования, в частности увеличение капитала и раскрытие бенефициаров, как я полагаю, также не станут неподъемными для участников рынка».

С краудфандингом, по его мнению, ситуация сложнее, так как чисто российские платформы куда менее успешны с точки зрения сбора средств, нежели международные. При этом маловероятно, что последние станут усложнять себе жизнь переносом данных на территорию РФ или открытием соответствующего требованиям ЦБ юрлица. Скорее, они просто уйдут с рынка, а за ними покинет его и часть стартапов, ориентированных на западного покупателя.