Алевтина ГОРБИК: здравоохранение должно финансироваться на достойном уровне, ведь это качество жизни россиян
БОСС-профессия | Производственный сектор
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН
Московская компания «АгатМед» входит в число лидеров российского рынка производства и поставки одноразовой медицинской одежды и белья. 23 августа фирма отметила 20-летний юбилей.
Все эти два десятилетия у компании бессменный лидер — ее создатель и президент Алевтина Горбик. Она рассказала нашему журналу об актуальных проблемах производства и поставки медицинских изделий — важнейшей составляющей развития российского здравоохранения.
— Алевтина Кузьминична, как у вас возникла в 1997 году идея заняться бизнесом в области поставки расходных медицинских материалов?
— К тому времени я уже не один год проработала в хорошей российской фирме, поставлявшей медицинские изделия. И в один прекрасный день пришла к выводу, что у меня достаточно понимания рынка, знаний, управленческого и жизненного опыта, энергии, чтобы создать собственную компанию.
— А кто вы в прошлой, советской жизни?
— Переводчик, работник системы МИДа. По окончании Горьковского иняза была военным переводчиком в Египте. Потом работала в ГлавУПДК МИДа — отдала этой службе 30 лет жизни.
Начинала в торговом отделе посольства Великобритании. Затем сотрудничала с представительствами европейских компаний, например Sandoz. Знакомилась с функционированием их предприятий — в Бомбее, Базеле, видела, как они производят свою продукцию, как реализуется их политика качества.
В 1991 году, когда рухнул Советский Союз, в ГлавУПДК пришли новые люди, с новыми подходами. И я поняла, что в новой системе работать не смогу. Но сидеть дома долго не пришлось — пошла работать в только появлявшиеся тогда бизнес-структуры.
А 23 августа 1997 года начался новый этап моей биографии — собственная компания. Убедила перейти в «АгатМед» лучшую подругу. Она выпускница МВТУ, прекрасный математик. Мы начинали вдвоем и до сих пор вместе работаем!
Супруг сначала скептически отнесся к моему превращению в предпринимателя. Но вскоре его отношение к этому, как он говорил, «развлечению» изменилось.
— Как «АгатМед» стала производственной фирмой?
— В конце 90-х годов Юрий Михайлович Лужков объявил кампанию по поддержке отечественных производителей. Тем, кто производит в России, не только в Москве, правительством города оказывалась поддержка: предоставлялись льготы и прямая финансовая помощь. А тем, кто ввозил импорт, наоборот, создавались более жесткие фискальные условия.
Я поняла, что в новых реалиях компанию следует превращать в производственную. Мы стали размышлять, что мы сможем производить сами?
Гипсовые бинты — слишком грязное производство, большие затраты на соблюдение экологических требований. Одноразовые шприцы — производство довольно сложное для небольшой компании. Оно требует высокого технологического уровня, которое можно обеспечить лишь на крупном предприятии. Кстати, в России до сих пор нет собственного качественного производства одноразовых шприцев.
Выпуск многоразовой одежды, к примеру, многоразовых халатов — с этим прекрасно справлялись (и справляются) крупные швейные предприятия — скажем, комбинаты в Иванове.
А вот одноразовая одежда почти не была представлена на нашем рынке. Ее поставляли мало — только небольшие партии из США, Германии. Даже Израиль, который сейчас активно работает по одноразовой одежде, тогда ее не поставлял.
Рынка для импорта не было: импортная одежда стоила для учреждений здравоохранения слишком дорого. Это позднее западные компании — Hartmann и другие — смогли снизить себестоимость за счет поставки больших серий. А тогда не было почти никого — рынок оставался пустой. При этом возможности быстро организовать производство мы видели.
Так возникло решение заниматься производством одноразовой медицинской одежды. Нашли цех в подмосковном Клину, где раньше шили зимние шапки, и на первых порах использовали оборудование, которое там стояло.
И начали шить первые свои изделия: хирургические халаты, пеленки, простыни, первые комплекты для пересадки сердца. Плюс к этому использовали труд швей-надомниц.
— Поясните нашим читателям: насколько велика потребность в одноразовой одежде и белье в здравоохранении?
— Так же как одноразовые шприцы более гигиеничны и безопасны, чем многоразовые, одноразовая одежда и белье более безопасны и гигиеничны, чем многоразовые. Постепенно одноразовая одежда сначала явилась стандартом при выполнении хирургических операций и терапевтических манипуляций.
В конце 90-х широкого распространения одноразовой одежды еще не было, хотя мы понимали, что медицина движется именно в сторону более широкого использования одноразовой одежды, и рынок начнет расти.
— Как удалось «попасть в рынок»?
— Начинали с работы на заказ для национальных исследовательских центров. Работа на заказ — более дорогая работа, однако она дала возможность глубоко понять потребности лечебно-профилактических учреждений.
Постепенно мы сами стали разрабатывать медицинские изделия. У нас есть и свое ноу-хау.
— На рынке одноразовой одежды появилась и конкуренция?
— Да. По мере того как в здравоохранение пошло финансирование, началось его обновление, особенно в период реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», рынок расходных материалов поднялся, на нем стали работать крупные иностранные игроки.
— За счет чего удается обыгрывать конкурентов?
— Высокое качество при более низкой себестоимости продукции. За счет того, что наше производство — рядом, не надо везти продукцию из Европы. Сегодня мы ни в чем не уступаем иностранной продукции — ни по качеству материалов, ни по надежности наших изделий.
— Какие основные виды продукции производит «АгатМед»?
— В основном медицинскую одежду из нетканых материалов, в том числе специализированные комплекты операционного белья, утвержденные Минздравом России. Изготавливаем также одноразовые перевязочные материалы и другие виды средств по уходу за больными, комплекты одноразовых гигиенических принадлежностей для общехирургических отделений: бахилы, маски и многое другое.
Предлагаем целый сегмент одежды и белья, используемых в кардиохирургии. Большие направления — травматология и ортопедия, стоматология, акушерство и гинекология… Весь ассортимент соответствует ГОСТ Р ЕН 13795 (Europen EN 13795).
— Из каких материалов изготавливаете продукцию?
— Почти исключительно из российских. У нас в требованиях к регистрации записано: не более 50% импортных компонентов. На практике их намного меньше.
— Каковы годовые финансовые показатели предприятия и доля рынка?
— Выручка — порядка 300 млн. Насчет доли рынка трудно сказать: по разным регионам она разная. Однако мы более 10 лет входим в тройку ведущих поставщиков одноразовой медицинской одежды в России.
— Прежде всего вы работаете в столичном регионе?
— Да, в Москве и Московской области. Работаем с большинством крупнейших медицинских учреждений: почти со всеми медицинскими НИИ, со всеми ведущими клиническими больницами.
— Планируете ли расширять, модернизировать свой производственный комплекс в Клину?
— Уже расширяем и модернизируем, несмотря на кризис. Там был цех на 1000 кв. м, сейчас строим новый цех на 3000 кв. м. Интересно, что работающих там станет меньше.
При этом надо понимать, что в нашем производстве нельзя полностью отказаться от швей, так как совместить синтетику и хлопок можно лишь вручную. Большую поддержку получаем от администрации Клина, прежде всего лично от мэра города Алены Сокольской.
Мы приобрели для производства новейшее раскроечное оборудование, для нас сделали за рубежом вакуумное оборудование под заказ.
— То есть кризис на вас не сказывается?
— Увы, сказывается. Хотя это уже третий кризис за историю работы нашей компании — и из каждого мы выходили достойно, без больших потерь. Выйдем и из этого.
Но пока тяжело. Мы думали, что 2016 год будет самым трудным, однако 2017-й оказался еще труднее. Главная проблема — низкая платежная дисциплина в государственном здравоохранении, которая проявилась в кризис. Правительство, к сожалению, мало внимания уделяет проблемам отрасли.
— В такой ситуации приходится переориентироваться на коммерческие медицинские структуры?
— Да, мы увеличиваем круг клиентов среди коммерческих ЛПУ, в том числе налаживаем систему e-commerce — продажи через интернет. Расширяем продажи для негосударственного здравоохранения, включая регионы. География поставки самая широкая — от Калининграда до Новосибирска.
— Каково ваше кредо предпринимателя?
— Главное для успеха в бизнесе — команда. Мы начинали с трех человек. А теперь у нас довольно большой коллектив — более 150 сотрудников.
У меня прекрасные заместители, которые полностью отвечают каждый за свой участок. Компания, в которой решения не замкнуты на одного человека, работает гораздо эффективнее.
Сотрудники «АгатМеда» — из разных городов, из разных стран бывшего СССР. Я люблю и ценю талантливых, самородков, ищу таких людей и даю им возможность развиваться.
Начальник производства нашей компании — молодая женщина, уроженка Украины, бóльшую часть своей трудовой биографии проработавшая на нашем предприятии. Она показала свои таланты сразу, как только пришла.
Начинала укладчицей, и сразу — выдающиеся результаты, по 100 халатов в день. Потом стала мастером, еще не получив высшего образования, — зарекомендовала себя как столь же выдающийся организатор, знаток технологического процесса. Она быстро учится, быстро схватывает новое. Уже 15 лет руководит производством, и производство под ее руководством процветает.
У нас много способных молодых сотрудников, которые учатся у тех, кто работает в компании давно, имеет огромный производственный опыт и опыт в бизнесе. Коллектив сбалансированный, развивающийся. Уверена: с таким коллективом у нашей компании блестящее будущее!
ГОРБИК Алевтина Кузьминична, учредитель группы компаний «АгатМед». Награждена памятным знаком «Знаменитые люди России», орденским знаком «Звезда Славы Отечества», почетным знаком и орденом «Почет и Слава» героя большой международной энциклопедии «Лучшие люди».
В 2017 году награждена Высшим орденом общественного признания «Почетный гражданин России» и «Почетный гражданин Евросоюза».