Дмитрий ПЕГОВ: Московское метро — это по-прежнему самый популярный и востребованный вид общественного транспорта в столице

БОСС-профессия | Транспорт
Текст | Сергей АЛЕКСЕЕВ

Значительные новации, произошедшие в последнее время в жизни Московского метрополитена, заметили и оценили многие жители и гости столицы. И эти изменения отнюдь не конечные. Самый эффективный и востребованный вид общественного транспорта Москвы продолжает развиваться и совершенствоваться. О том, чем столичное метро удивит своих пассажиров в ближайший период, нам рассказал начальник Московского метрополитена Дмитрий Владимирович Пегов.

— Дмитрий Владимирович, сколько пассажиров пользуется Московским метрополитеном ежедневно?

— Московское метро — это по-прежнему самый популярный и востребованный вид общественного транспорта в столице. За последний год пассажиропоток здесь составил более 2,3 млрд человек — на 4 млн больше, чем в 2015 году. Ежедневно метрополитеном пользуется свыше 8 млн пассажиров, а в будние дни этот показатель доходит до 9 млн. Средняя дальность поездки пассажира составляет около 14,61 км.

— Это колоссальные цифры. Как московскому метро удается справляться с таким пассажиропотоком?

— Каждый день по линиям Московского метрополитена пропускается более 10,5 тыс. поездов с минимальным интервалом движения 90 секунд. При этом средняя эксплуатационная скорость поездов (с учетом остановок) — около 41,61 км/ч. По интенсивности движения, надежности, объемам перевозок, а также по общему уровню удовлетворенности пассажиров Московский метрополитен занимает лидирующие позиции среди крупнейших операторов общественного транспорта мира.

— Московское метро стабильно разрастается в сторону окраин города, некоторые линии уже протянулись за МКАД. Эта тенденция сохранится?

— Действительно, линии метро тянутся от центра города к его окраинам, промышленным районам и жилым массивам, обеспечивая всех жителей столицы надежным и быстрым транспортом. На сегодняшний день Московский метрополитен насчитывает 13 линий общей протяженностью 338,9 км. Для пассажиров открыты 203 станции. Тем не менее это далеко не предел. В сентябре 2016 года заработала 14-я линия метро — Московское центральное кольцо.

— Расскажите о МЦК немного больше. На начальном этапе работы многие сомневались в практической пользе нового кольца.

— Мы постоянно развиваем наш метрополитен, не забывая при этом поддерживать на высочайшем уровне то, что уже удалось достичь. Последний пример — грандиозный проект Московского центрального кольца. Безусловно, это одно из главных событий 2016 года в столице. Для пассажиров стали доступны 31 новая станция, 17 пересадок на метро и 11 пересадок на пригородный железнодорожный транспорт.

Благодаря МЦК у жителей и гостей столицы появился большой выбор новых маршрутов, Кольцевая линия метро разгрузилась на 15%, а железнодорожные вокзалы в центре города — до 20%. Среднесуточный пассажиропоток здесь составляет свыше 310 тыс. пассажиров, а общее количество пассажиров, перевезенных с момента начала работы МЦК, превышает 41 млн. Один из безусловных плюсов МЦК — его полная интеграция в систему Московского метрополитена. Сюда можно отнести единое билетное меню, часы работы и городскую навигацию.

— Московское центральное кольцо все же стоит особняком в развитии метрополитена — это отдельный проект. А как дела со строительством новых станций? Где ждать метро в ближайшем будущем?

— Конечно, больше всего пассажиры московского метро всегда ждут открытия новых станций. За прошедший год их появилось пять: в январе — «Румянцево», в феврале — «Саларьево», а в сентябре в эксплуатацию введен участок Люблинско-Дмитровской линии со станциями «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская».

Вот-вот откроется движение на участке «Парк Победы» — «Раменки». Сейчас там выполняется подключение необходимого технологического оборудования и проводится его настройка.

Также в 2017 году будет введен в эксплуатацию первый участок Третьего пересадочного контура до станции «Петровский парк».

— Все говорят про грандиозный проект Третьего пересадочного контура. Что он даст пассажирам?

— Третий пересадочный контур станет новым большим кольцом Московского метрополитена, которое расположится на расстоянии в среднем до 10 км от действующей Кольцевой линии. Он свяжет между собой удаленные районы города, явившись своеобразной хордой радиальных линий метро. Наряду с МЦК Третий пересадочный контур сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках и снизит нагрузку на центр города. По нашим подсчетам, ТПК будет перевозить около 550 млн пассажиров в год. Общая длина кольца составит 61 км, на нем разместится 28 новых станций, в том числе 17 пересечений с радиальными линиями метро, 7 пересечений с линиями железных дорог и 2 пересечения с Московским центральным кольцом.

— Впечатляет. Какие станции ТПК откроются в 2017 году?

— В этом году планируется запустить участок Третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк», расположенный в западной части ТПК. Он включает в себя пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». При этом две из них, «Шелепиха» и «Хорошевская», будут интегрированы со станциями МЦК. Новые станции Третьего пересадочного контура полностью интегрируются в систему Московского метрополитена и МЦК благодаря выполненным в едином стиле элементам навигации. Самые лучшие пассажирские сервисы, которые были реализованы в метро, планируется предоставлять и на новых станциях ТПК. Здесь могут появиться информационные стойки «Живое общение», места для зарядки гаджетов, скамейки для отдыха пассажиров и другие полезные новшества. Все кассы и автоматы по продаже билетов начнут принимать к оплате банковские карты, в том числе с технологией бесконтактной оплаты PayPass/PayWave.

— Открытие новых станций всегда влечет за собой расширение штата сотрудников. Насколько Московский метрополитен привлекателен как работодатель?

— Подготовкой новых сотрудников и повышением квалификации действующих занимается Учебно-производственный центр Московского метрополитена. В 2016 году более 16 тыс. человек прошло здесь обучение по 48 профессиям — это превышает выпуск 2015 года на 20%. Основную ставку мы, конечно же, делаем на молодых специалистов, ведь именно им предстоит обеспечивать работу метрополитена в будущем. Тем не менее мы очень ценим наших ветеранов труда. Ведь благодаря их опыту московское метро является самым надежным и безопасным транспортным предприятием столицы. Для них мы организуем поездки в санатории и дома отдыха. В частности, в оздоровительный комплекс метрополитена в Лесном Городке.

— Как Московский метрополитен готовится к Кубку конфедераций и чемпионату мира по футболу FIFA? Они пройдут в России уже довольно скоро.

— Московский метрополитен ведет активную подготовку к этим крупнейшим футбольным турнирам, ведь он станет одним из главных видов пассажирского транспорта для болельщиков со всего мира. Чтобы напомнить пассажирам о приближении футбольного праздника, в конце декабря мы запустили на Кольцевой линии новый тематический состав, посвященный Кубку конфедераций FIFA 2017. Поскольку смотреть футбол приедет огромное количество иностранных граждан, на территории метрополитена устанавливаются элементы навигации, дублирующие названия объектов на латинице. В поездах московского метро появляется аудиоинформирование на английском языке. В настоящий момент оно есть на Таганско-Краснопресненской и Кольцевой линиях. Совсем скоро на английском языке начнут объявлять станции Калужско-Рижской линии, а до конца 2017 года — на всех линиях московского метро. Схему линий метрополитена к 2018 году также переведем на наиболее распространенные иностранные языки.

— И последний вопрос. В чем вы видите свою главную задачу как начальник Московского метрополитена?

— Главная задача не только для меня, но и для всего Московского метрополитена на текущий и многие последующие годы — стремительно развиваться, становиться удобнее и безопаснее. Однако гораздо важнее, чтобы положительные изменения и тенденции почувствовали именно пассажиры. Это накладывает определенную ответственность. При этом можно не сомневаться, что каждый, кто причастен к работе московского метро, приложит максимальные усилия для решения поставленных задач.