Финансовые ошибки: чек-лист
Текст | Наталья ДЖОРАЕВА, эксперт по финансам, директор консалтинговой компании MyFinExpert.ru
Ошибки в управлении финансами, которые могут стоить вам бизнеса.
Неразбериха в финансах мешает бизнесу расти и создает риски. Обсудим самые частые ошибки руководителей, которые способны стать фатальными для их компаний.
Пренебрегаем планированием. Помните у Кэрролла? «Скажите, пожалуйста, а куда мне отсюда идти?» — «Смотря куда ты хочешь попасть». Так же и в бизнесе: без четкого плана (который еще называют бюджетом) вы можете только гадать, какого финансового результата ждать через месяц, квартал, год. А это в разы повышает риски любых управленческих решений. Правильный финансовый план, или бюджет, — это не просто конечные цифры выручки и прибыли, но и составляющие, из которых они складываются: сколько лидов планируете получить, какую ожидаете конверсию, целевой средний чек, себестоимость, постоянные расходы на офис, зарплаты и т. д. Только так вы сможете поставить KPI команде и — самое главное — регулярно контролировать потом их выполнение. А значит, будете держать под контролем прибыльность всей компании. Если с выполнением плана что-то пойдет не так, вы вовремя это заметите и скорректируете причину. Вывод: финансовое планирование не дает компании отклоняться от намеченных целей и тратить слишком много.
Не ведем финансовый учет. Ваша компания продает много и с хорошей маржой, но денег постоянно не хватает даже на текущие платежи? Куда же исчезает прибыль? С ответом поможет грамотный управленческий учет. Главное его отличие от учета бухгалтерского — в том, что компания ведет его для себя, а не для налоговой службы, и поэтому данные в нем более развернутые и оперативные. Прибыль может быть «заморожена» в оборотном капитале, когда задерживают оплату покупатели или на складе скопилось много «неликвида». И для того чтобы превратить эти активы в «живые» деньги, нужно как минимум вовремя узнать об этой проблеме. Или деньги вымывают убыточные подразделения, продукты или проекты, которые необходимо учитывать отдельно, чтобы вовремя обнаружить «слабое звено». Наладить управленческий учет в своем бизнесе не так уж сложно — на старте подойдет даже Excel, который по мере роста масштабов можно перенести в 1С или готовое коробочное решение.
Вывод: управленческий учет помогает видеть свой бизнес в разрезе цифр, держать расходы под контролем и вовремя находить финансовые «дыры».
Не контролируем движение денег в компании. Если вы работаете с поставщиками и покупателями на условиях отсрочек оплаты и предоплат, легко попасть в эту ловушку. Часто предприниматели считают остаток денег на счете своей прибылью и смело тратят ее — забирают себе или запускают в оборот. Однако если не планировать платежи хотя бы на несколько недель вперед, рано или поздно вы столкнетесь с кассовым разрывом — когда деньги со счета потрачены, следующие поступления еще не скоро, а завтра нужно рассчитываться с крупным поставщиком или платить зарплату. Здесь поможет платежный календарь — детальный план счетов, полученных и выставленных компанией. Чем подробнее он будет, тем лучше, и в идеале — с привязкой к бюджету, чтобы контролировать возможный перерасход денег. Вывод: прогноз потребности в деньгах помогает заранее узнавать о проблемах и решать их в спокойном режиме.
Берем неподъемные кредиты. Одно дело — спокойно и обдуманно брать кредит на развитие бизнеса с пониманием, что эта ноша вам по силам и платежи по кредиту не будут «съедать» всю прибыль компании. И совсем другое — экстренно занимать деньги у банков или знакомых. Такие долги, как и все экспресс-кредиты, часто достаются под весьма высокий процент, который бизнес не в состоянии «переварить». Потом приходится влезать в новые долги, чтобы рассчитаться по старым и т.д., пока ситуация окончательно не выйдет из-под контроля.
Как этого избежать? Самое главное — начать решать проблему заранее. Можно попробовать высвободить собственные финансовые ресурсы компании: устроить распродажу неликвида со склада, оптимизировать линейку товаров, чтобы ускорить оборачиваемость, поставить менеджерам KPI на отслеживание и сбор «дебиторки» и т.д. Если сложно с залогами, можно обсудить с банком альтернативы кредиту: факторинг, лизинг, аккредитивы — в зависимости от рода деятельности компании. Можно и нужно по возможности копить «резервный фонд» — на депозитах или в ликвидных ценных бумагах.
Вывод: чем раньше вы займетесь вопросом финансирования, тем больше шансов сэкономить на процентах.