Татьяна КУРАЧ, Юлия ПИКИНА: мы любим работать с конкретными бизнес-задачами

БОСС-профессия | Тренинги
Текст | Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ
Фото | Александр ДАНИЛЮШИН

Forma-Futuro — одна из ведущих российских тренинговых компаний.

О том, какое значение имеют тренинги персонала для развития организаций, рассказывают управляющие партнеры Forma-Futuro — генеральный директор компании Татьяна Курач и коммерческий директор Юлия Пикина.

— Татьяна, Юлия, потребность в тренингах возникает в основном у крупных сетевых компаний или средний бизнес тоже предъявляет спрос?

Татьяна Курач. Культура систематического обучения приходит к нам от ведущих мировых компаний, лидеров в своих областях. В России спрос на тренинги предъявляли прежде всего западные компании, позже компании с менеджментом, работающим по мировым стандартам.

Однако все меняется: постепенно и у российских компаний возникает понимание, что обучать сотрудников необходимо. Результаты обучения уже заметны по таким компаниям, как «Росатом», Сбербанк, РЖД, «Роснефть», начинает обучаться Почта России.

Мы с Юлией участвовали в программах для Сбербанка еще до того, как была создана компания Forma-Futuro. Уже тогда поняли, как много зависит от первого лица, от лидера, каковым является Герман Оскарович Греф. Это выдающаяся личность. Потому что перестроить такую огромную неповоротливую систему очень сложно, но ему это удается.

Юлия Пикина. Потребность в обучении все больше и больше проявляется у среднего бизнеса. Кризис повысил спрос на эффективность, на скорость решения проблем, и теперь это значительная часть наших клиентов.

Вообще мы работаем как с компаниями, средними и крупными, так и с государственными организациями, НКО и даже отдельными проектными группами.

— Какие задачи может решить та или иная компания или организация, обращаясь к вам?

Т.К. К нам обращаются, когда что-то не работает. Бывают случаи, когда нужно просто подтянуть навыки сотрудников, хотя, как правило, есть острая проблема, требующая быстрого решения.

Предприниматели или руководители организации понимают, что выгоднее обратиться к профессиональной компании, обладающей необходимой экспертизой, чем самим решать проблему. Можно, конечно, решать ее долго самостоятельно — набивать при этом шишки. Но на самостоятельное решение иногда нет времени и необходимых навыков и ресурсов внутри организации.

Ю.П. То, что не работало, благодаря нашему участию начинает работать. Клиенты благодаря нам приобщаются к мировому опыту лидеров, получают лучшие мировые технологии решения проблем. У нас наработана очень большая библиотека кейсов как международных, так и российских компаний. Работая с клиентами, мы обогащаем друг друга.

— Итак, вы решаете проблемы организаций посредством тренингов?

Т.К. Не только. Мы предлагаем комплексные решения задач наших клиентов. Используем различные инструменты и методологии: тренинги, бизнес-симуляции, фасилитационные техники, ролевые игры, удаленное обучение, практикуем вебинары и другие современные подходы.

Ю.П. Еще одно наше направление — содействие открытию корпоративных учебных университетов. Оно включает в себя обучение корпоративных тренеров по мировым стандартам, передачу программ и технологий, которыми мы владеем, кастомизацию программ под корпоративные ценности компаний. А также систематическое содействие внутренним тренерам, в том числе в подборе сторонних тренингов.

— Как формируются ваши тренинговые программы?

Т.К. Мы предпочитаем ведущие мировые практики, которые выработаны на основе тысяч кейсов. Ведущие мировые L&Dкомпании основывают свои тренинги на научных исследованиях, на успешном опыте. Мы стараемся постоянно наращивать свою экспертизу, мониторим международный рынок программ обучения и сертифицируем наших тренеров. Например, сейчас мы сертифицируемся на программу по эмоциональному интеллекту одной из ведущих западных компаний. По этой теме проведено большое исследование в США, в Йельском университете, плюс к этому проводится большое исследование в нашей стране — под эгидой Института психологии РАН.

Ю.П. Нашим клиентам мы предлагаем наиболее сильные программы. Но в чистом виде западные программы плохо усваиваются российскими участниками. Наши люди отличаются повышенным скепсисом, более закрытые в отличие от западных коллег, интеллектуально весьма подкованы, поэтому любую западную программу необходимо адаптировать к российским реалиям. Это наша сильная сторона, за это нас ценят наши клиенты. Практически не бывает двух одинаковых тренингов, каждая программа адаптируется еще и под бизнес клиента, учитывает его корпоративную культуру.

Т.К. Мы предлагаем лучшие T&D-решения в мире, постоянно пополняем портфель тренинговых программ, обновляем нашу экспертизу, тесно работая с глобальными лидерами L&D-направления — такими, как Mentor Group (Великобритания), Celemi (Швеция), CTS (США), SLG Thomas (Швеция), КТК (США), и многими другими.

— А какие тренинги наиболее востребованы? Наверное, тренинги по продажам?

Курач Татьяна Николаевна

Т.К. Спрос на них вырос как раз в кризис, что понятно, учитывая потребность увеличить эффективность продаж и эффективность отделов продаж.

У нас очень сильные программы по переговорам, по формированию и развитию потребностей на основе западной методологии SPIN, по стратегическому развитию клиентов SAS на основе инструмента 1:20.

Эти программы достаточно популярны на рынке. Они дают возможность взглянуть на продажи как на выстраивание отношений, более глубокое понимание потребностей своего клиента, предлагают системный подход в управлении продажами, и, конечно, результат не заставит себя долго ждать.

При этом мы не советуем обучать менеджеров по продажам, забывая о руководителях службы продаж. Они должны понимать, как собирать информацию о продажах, научиться оценивать работу менеджеров со своими клиентами, давать обратную связь по итогам. У нас есть совершенно новая программа — «Управление продажами на основе семи дисциплин». Это обучающая программа для руководителей отделов продаж, в основе которой лежат исследования, проведенные компанией Mentor Group.

На один из вопросов, который они задавали руководителям отделов продаж: «Как вы думаете, что ожидают от вас ваши сотрудники?», руководители весьма часто отвечали: «Чтобы я был для них ролевой моделью, чтобы я показывал, как надо продавать, как управлять своим временем и т.д.». Ожидания сотрудников же оказались совершенно другими. Они ждут от руководителей помощи, поддержки, решения организационных вопросов, помощи в решении конфликтных ситуаций с коллегами, развития и обратной связи.

Также велика востребованность программ, которые позволяют менеджеру работать в период изменений.

— Но сейчас изменения происходят постоянно…

Т.К. Именно поэтому многие менеджеры пребывают в состоянии перманентного стресса. Как преодолеть негатив, как сменить минус на плюс? Как в ситуации, когда почва уходит из-под ног, оказаться ведущим, а не ведомым?

Ю.П. Роль лидера в условиях изменений и нестабильности колоссальна, однако старые подходы уже не работают. Лидеры нового поколения очень гибкие, умеют слушать, владеют коучинговыми техниками, обладают высочайшим уровнем эмоционального интеллекта.

Т.К. Эмоциональное лидерство — еще одна тема, которая теперь выходит на первый план, потому что давно установлено: успешные лидеры — это те, кто умеет понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.

— Это могут быть эмоции сотрудников, клиентов?..

Т.К. Кого угодно: клиентов, партнеров, знакомых, близких, детей… Это ключевой навык для жизни, а не только для бизнеса.

Ю.П. Доказано, что самые известные лидеры обладают высочайшим эмоциональным интеллектом. В успех лидера IQ (коэффициент умственного интеллекта) дает вклад 15%, а EQ (эмоциональный интеллект) — 85%. Это можно описать так: если у вас высокий IQ, вы умны, а если высокий EQ, то вы мудры. Именно эта компетенция сегодня ведущая у топ-менеджеров, и 99% их неуспеха тоже лежит в этой сфере.

Программы по эмоциональному интеллекту необычайно востребованы в настоящее время. Мы с радостью видим, как после обучения мир меняется, и люди становятся более мудрыми.

— Какие новые направления в обучении ныне особенно востребованы?

Пикина Юлия Александровна

Ю.П. Очень актуальное направление — Agile — гибкое управление в проектах, в том числе создание эффективных самоуправляемых команд Scrum. Это небольшие команды, работающие в 10 раз успешнее, чем те, которые используют стандартный водопадный подход. Их так и называют — two pizza team — «команда на две пиццы» — 7–8 человек. Такие команды хорошо понимают потребности клиента, они моментально реагируют на изменения, работают достаточно быстро в силу того, что четко делят задачу на подзадачи и имеют все необходимые ресурсы для ее выполнения. Методы коммуникации, которые они используют, выше всяких похвал — быстрые, бесконфликтные, понятные для всех. Все члены таких команд мотивированы и вовлечены на 100%.

Современные команды интересны еще и тем, что там обычно нет как такового лидера. Они применяют коучинговый подход.

— Вы со всеми типами тренингов справляетесь сами или привлекаете партнеров?

Ю.П. У нас довольно много друзей и партнеров. Мы вообще предпочитаем дружить, а не конкурировать. В сфере типологии DISC сотрудничаем с компанией SLG Thomas, бизнес-игры высочайшего уровня проводим совместно с компанией Celemi, тимбилдинги мы организуем также с помощью нашего российского партнера, который, в свою очередь, на проекты задействует наших тренеров, и т.д. Подобное взаимодействие только обогащает наш портфель программ, методик и инструментов, а кроме того, способствует созданию уникальных тренингов.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших наиболее интересных, значимых проектах.

Т.К. У нас нет неинтересных, рутинных кейсов. Каждый из них интересен по-своему.

Из последних крупных проектов отмечу проект с Почтой России. Там довольно большое поле для обучения: крупнейшая российская компания с разветвленной региональной сетью. При этом следует быстро запустить процесс изменений. Наша задача — создать бизнес-симуляцию на тему лидерства, провести ее для топ-команды, передать ее внутренним тренерам для дальнейшего обучения. Цель этого проекта — сделать так, чтобы все заработало, чтобы мы все полюбили нашу почту за ее быстроту, отсутствие очередей, хорошее отношение к клиентам и сотрудникам. Мы пока лишь в начале пути — только-только прошел первый пилот игры.

Когда вы придете на почту и увидите, как там все изменилось, знайте, что в этом есть частица и нашего труда.

Никто не верил, что Сбербанк поменяется, хотя сегодня это совершенно другой банк, который продолжает меняться и обучаться. Уверена, что в Почте России процесс пойдет еще быстрее.

Большой проект у нас ведется и с компанией «Вымпелком». Мы работаем с отделами продаж и внедряем новые подходы к управлению продажами на основе семи дисциплин.

Очень важный для нас проект по обучению новым подходам к лидерству, в основе которого лежит подход (программа) Servant Leadership, проводится в Райффайзенбанке.

— Как правильно выбирать тренинговую компанию?

Ю.П. Тренинговые компании выбирают в основном по рекомендациям. Недавно было проведено исследование среди HR, согласно которому наиболее распространен и эффективен именно такой выбор. Есть сообщества HR-менеджеров, у которых весьма высокий уровень доверия друг другу. Если у HR-менеджера имелся успешный опыт сотрудничества с тренинговой компанией, он рекомендует ее своим коллегам. Меняя работу, менеджеры по обучению часто вновь обращаются к своим проверенным партнерам, которые помогли им воплотить в жизнь не один удачный HR-проект по обучению.

— Татьяна, а как вы, физик-теоретик по первой специальности, автор научных работ, оказались в тренинговом бизнесе?

Т.К. Я работала в МФТИ: занималась научными исследованиями и преподавала. Когда закончилась перестройка и оказалось, что наука не слишком востребована, ушла в бизнес.

Получила опыт создания, развития компаний, масштабирования бизнеса. В компании «Цептер» развивала филиальную сеть в регионах. Создавала команды в Калининграде, в Санкт-Петербурге, в городах центра России. Участвовала в организации учебного центра компании.

В бизнес-обучении я уже более 15 лет, а в 2011 году мы с моими коллегами почувствовали в себе силы организовать собственную компанию. В Forma-Futuro мы решили реализовать свое видение успешной компании, в которой интересно работать и чувствовать поддержку своих коллег.


КУРАЧ Татьяна Николаевна окончила Московский физико-технический институт и аспирантуру МФТИ по специальности «Физическая и квантовая электроника». Кандидат физико-математических наук. Трудовую деятельность начала в 1982 году в МФТИ в должности старшего научного сотрудника.

Автор более 40 научных публикаций в ведущих мировых изданиях в области акустоэлектроники. В 1979 году, будучи студенткой, получила премию Ленинского комсомола за разработку в области волновой электроники.

В конце 1993 года полностью изменила род деятельности — начала работать в бизнесе, в компании «Цептер Интернациональ». Карьерный рост — от линейного менеджера до руководителя крупной региональной структуры, более 500 человек в подчинении.

В 2000 году решила начать новый этап в жизни — объединить научный и преподавательский опыт с бизнес-опытом. Работала директором по развитию бизнеса в компании «Бизнес-Тренинг».

В 2011 году вместе с коллегами создала свою компанию FormaFuturo, где работает по настоящий момент в должности генерального директора.


ПИКИНА Юлия Александровна окончила Российский государственный торгово-экономический университет по специальности «Международные экономические отношения» и Институт стран Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Японский язык».

С 1998 по 2007 год получила опыт работы на руководящих позициях в подразделениях логистики, продаж, HR в компаниях Zust Ambrosetti spa (логистика), INDESIT.

В 2008 году возглавила в качестве старшего партнера отдел консалтинга в компании Business Training Rus. С 2011 года по настоящее время — управляющий партнер компании Forma-Futuro. Владеет четырьмя иностранными языками, занимается спортом, йогой, путешествует, воспитывает двоих детей.