Поправки против демпинга

БОСС-политика | Законопроекты
Текст | Сергей ПЕТРОВ

Минэкономики просит Белый дом ускорить принятие поправок о реформе системы закупок государства и госкомпаний.

Руководитель Комитета «Деловой России» по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов, считает, что принятие поправок, которые откладываются уже второй год, повторяет историю с Постановлением №1352 «Об особенностях участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Эксперт напоминает, что идея постановления появилась при подготовке дорожной карты «Расширение доступа субъектов МСП к закупкам госкомпаний». Тогда сроки были оттянуты на год и два месяца: с октября 2013-го до декабря 2014-го.

Принятие поправок в законопроекты 223й ФЗ и 44-й ФЗ — новые обременительные процедуры для некоторых государственных компаний. Блокировка изменений позволяет работать госкомпаниям и инфраструктурным монополиям по старинке. Мнение малого и среднего бизнеса, которого во многом касаются изменения, предложенные в законопроектах, не учитывается.

Соответствующий законопроект о внесении изменений в Федеральный закон №223-ФЗ Общественная палата по инициативе Комиссии по инвестклимату рассмотрела еще в июле 2015 года, все замечания и предложения общественности и экспертов к проекту закона были направлены в правительство и Государственную думу. Однако принятие законопроекта продолжает затягиваться, даже несмотря на то что разработан он во исполнение пункта 31 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением правительства в 2014 году №98-р. Это тот самый Антикризисный план Правительства РФ, который призван в самые короткие сроки обеспечить выход России из сложившейся тяжелой экономической ситуации.

«В прошлый раз для принятия Постановления №1352 потребовалось вмешательство президента, — напоминает г-н Фахретдинов. — В данном случае поправки согласованы с Администрацией президента, но официально не одобрены Государственно-правовым управлением и продолжают откладываться для рассмотрения Государственной думой».

«Вижу положительный момент в введении обязательства госкомпаний платить авансы и устанавливать минимальную цену контракта, естественно, при условии корректной работы аналитиков, производящих расчет минимальной цены, — говорит Александр Кузьмин, генеральный директор РусХОЛТС. — Сегодня ценовой демпинг по общей стоимости тендера — основной инструмент протаскивания „карманных“ поставщиков через сито конкурсных процедур. Секрет в том, что в тендерные задания помимо основного предмета отбора включается множество дополнительных действий, которые тарифицируются добросовестными участниками тендеров и значительно влияют на конечную стоимость предложения».

По его словам, «карманные» поставщики, имея договоренности с организаторами тендера, не планируют траты на дополнительные транзакции и способны сделать наименьшее ценовое предложение по общей стоимости тендера, при этом основной предмет отбора может поставляться ими по цене значительно выше рыночной. «Работая в условиях 223-го ФЗ, мы постоянно сталкиваемся с подобными ситуациями, — сетует эксперт. — Расчет минимальной стоимости контракта резко сузит возможности для подобных манипуляций и увеличит шансы на победу для всех добросовестных участников, в том числе и для представителей малого бизнеса ».