Босс №12 2016 г.

Мыслить по-новому

БОСС-политика | Взгляд на бизнес
Текст | Олег КОНОВАЛОВ

Российским руководителям не помешало бы «прокачать» свое управленческое мышление.

У большинства менеджеров есть общая болевая точка — управление организациями. Эта проблема особо остро ощущается в российском менеджменте. Наши руководители не понимают, чем они управляют. Они не понимают, что делают их партнеры и конкуренты, и даже чем заняты их собственные сотрудники в соседнем отделе.

Причина в том, что мы смотрим на организации как на набор независимых составляющих, а не как на что-то цельное. Мы по-прежнему мыслим отдельными категориями — категориями продукта или цены. И при этом смотрим на продукт так, как избалованные дети, наблюдая, как взрослые играют в футбол, смотрят на мяч. Они хотят этот мячик, они не понимают игру, им важен сам факт обладания мячом.

У нас бытует суровое поверье, что мы способны управлять рынком. На самом деле это невозможно. Да, мы можем влиять на рынок, но управлять им не в наших силах. Не видя рынок, мы не представляем, какая структура организации должна ему соответствовать. Не понимая рынка, мы начинаем концентрироваться не на организации как таковой, а на отдельных ее функциях, например на продажах.

Фокусируясь на вторичном, мы никак не можем справиться с первичным. Вместо того чтобы быть производительными, мы становимся весьма занятыми и превращаемся в аутсайдеров не только на рынке, но и в собственных компаниях. Руководители начинают выстраивать всевозможные KPI. В России это очень модно. В то время как западные ученые и практики давно доказали, что KPI — это непродуктивно, это убивает организацию, не дает принимать сбалансированные управленческие решения. Да, на каком-то этапе развития деловой среды KPI был нужен, но этот этап уже прошел. Наше увлечение KPI напоминает ситуацию в известной миниатюре Райкина «Кто сшил костюм?». Помните: «У вас есть претензии к пуговицам?» — «Нет! Пришиты насмерть, не оторвешь! Но кто мне вместо рукавов штаны пришил?» — «У нас узкая специализация: один пришивает карман, другой — пуговицы, третий — рукава». «Пуговицы» у нас крепко пришиты — KPI по ним выполнен, но костюм-то не получился!

В результате мы имеем в экономике то, что имеем. Представьте, что экономика — это огромное озеро, куда стекают тысячи ручьев. Каждый ручей — это какой-то бизнес. Если ручьи несут не слишком чистую воду, озеро никогда не будет здоровым. От недостатка знаний мы не в силах укорениться на своем же рынке. Мы бродим по нему как цыгане, не занимаем четкие организационные ниши. А рынок этого не прощает.

При этом мы, как те же избалованные дети, не любим учиться — мы же и сами все знаем! Однако вспомните: мы занимаемся бизнесом всего 25 лет, при этом первые пять лет российского бизнеса напоминали Дикий Запад. А сколько им занимаются в других странах — сотни лет!

Первое, что мы должны сделать, — начать учиться и думать по-новому. Мне почему-то кажется, что благодаря недавним кризисам и кризису, который переживаем сегодня (а я думаю, что в ближайшее время он будет еще более жестким), к нашим менеджерам желание учиться все-таки придет.

Сейчас основное ноу-хау в мире — операционная деятельность. Это самое ценное, что есть у организации, что позволяет ей быть производительной. Рынок, как известно, имеет свойство меняться, скорость его изменений с каждым годом нарастает. Цикл жизни продукта теперь очень короткий. А жизнь организации — это довольно длинный цикл. Если не сделать ее сильной, здоровой, устойчивой к изменениям рынка и способной быстро менять свой продукт, она не выживет.

Мы должны весьма четко понимать, каким образом устроены организации, а этого мы пока не знаем. Нам следует осознавать, что мы должны получать наши компании с точки зрения ресурсов, чего мы тоже еще не знаем. Мы должны учиться строить связи, а это, к удивлению многих моих российских коллег, вовсе не означает хождение в баню с партнерами.

И я думаю, что российский бизнес находится не в совсем безнадежной ситуации. Во-первых, потому что у людей до сих пор не пропало желание что-то делать. Во-вторых, как бы мы ни критиковали российский бизнес, у нас в стране много тех, кто действительно хочет работать и готов учиться. Просто им необходимо дать в руки хороший инструмент.


КОНОВАЛОВ Олег Анатольевич, консультант, предприниматель. Более 25 лет управлял компаниями в Великобритании, России и Скандинавии.

Докторскую степень по макроэкономике защитил в Бизнесшколе Даремского университета (Durham University Business School, Великобритания).

Основные научные интересы — организационная экология, организационная анатомия, позиционирование, организационные связи, культура и организационная философия.

Создал новую управленческую концепцию «Организационная анатомия», рассматривающую организационные процессы и функции с биологической точки зрения, которая позволяет добиваться повышения производительности и распознавать проблемы и «заболевания».

Автор книг: Hidden Russia: Informal Relations and Trust (Скрытая Россия: неформальные связи и доверие. — Ред.; издательство Wren Publications, 2014 год), Organisational Anatomy (Организационная анатомия. — Ред., издательство Cambridge Scholars Publishing, 2016 год, на русском языке книга вышла 1 декабря 2016 года в издательстве «РИПОЛ классик»).